Интересные вопросы для викторины по басням крылова. И. Крылов. Басни. Игры, Конкурсы. Викторины. Организационная структура урока

25.09.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот


Викторина по басням И.А. Крылова для 5-го класса

Цель урока:

1. Показать нравоучение, мораль басен Крылова.
2. Проверить знание басен.
3. Учить выразительному чтению басен, инсценированию.

Оборудование: портрет баснописца Крылова, иллюстрации к басням, рисунки, лучшие письменные работы детей, “Проба пера”-басни, написанные детьми.

Ход урока :

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

Крылов говорил: «Люблю, где случай есть,
Пороки пощипать».

И настолько мастерски, проникновенно это получалось у блестящего русского баснописца, что герои его аллегорических рассказов интересны читателям на протяжении уже более 200 лет.
И, как считал В.Г. Белинский, слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего русского народа.

Дети! Сегодня ваша задача – показать, насколько хорошо вы изучили творчество И.А. Крылова, проявить смекалку и творческие способности.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, сегодня у нас праздник. Вы спросите: «Почему?» Потому что мы встречаемся с очень интересными книгами и произведениями. А встреча с книгами – всегда праздник.

В Петербурге в Летнем саду стоит памятник – сидит человек с грустным лицом, смотрит вдаль, а на постаменте вокруг него – лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные: ну конечно же, это Иван Андреевич Крылов и герои его басен! (обращение внимания детей на репродукцию памятника на доске).

I II. Проведение викторины. В викторине принимают участие две команды. Участники распределены заранее, определяется жюри.

Задание 1. Каждая команда должна приготовить по 3 рисунка соперникам. Показывая друг другу рисунки, угадать из какой басни взят этот эпизод.

Задание 2. Назовите басни Крылова о:

лисе («Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Волк и лисица», «Добрая лисица», «Лиса», «Лисица и осел»);

волке («Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Лев и волк», «Влое и кот», «Волк и пастухи», «Волки и овцы»);

медведе («Квартет», «Медведь у пчел», «Пустынник и медведь», «Трудолюбивый медведь», «Крестьянин и работник»);

обезьяне («Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», «Обезьяны», «Обезьяна», «Квартет»);

людях («Крестьянин и работник», «Кот и повар», «Ларчик», «Любопытный», «Демьянова уха», «Крестьянин и змея», «Два мальчика»).

Задание 3. Чьи это слова:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!» (Лисица, «Ворона и лисица»)
«Все про очки мне лишь мне налгали;

А проку на-волос нет в них». (Мартышка, «Мартышка и очки»)

«Друзья! К чему весь это шум?

Я, ваш старинный сват и кум…» (Волк, «Волк на псарне)

«Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой…» (Стрекоза, «Стрекоза и муравей»)

«Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (Мартышка, «Квартет»)

Задание 4. К кому обращены эти слова?

«Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище». (к Соловью, «Осел и Соловей»)

«Смотри-ка, – говорит, – кум милый мой!

Что это там за рожа?» (к Медведю, «Зеркало и обезьяна)

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» (к Стрекозе, «Стрекоза и Муравей»)

«Соседка, перестань срамиться, –

Ей Шавка говорит, – тебе ль с Слоном возиться?! (к Моське, «Слон и Моська»)

«Соседушка, я сыт по горло». (к Демьяну, «Демьянова уха»)

Задание 5. Вспомните пропущенное слово в названии басни:

«Лягушка и …(Вол)».

«Волк на … (псарне)».

«…(Волк) и ягненок».

«Кот и … (повар)».

«Крестьянин и … (Змея) или (Работник)».

«Свинья под … (дубом)».

«Бумажный … (змей)».

«… (Тришкин) кафтан».

Задание 6. В какой басне:

«К кому-то принесли от мастера ларец…» («Ларчик»).

«Шли два приятеля вечернею порой

И дельный разговор вели между собой». («Прохожие и собаки»)

«Зубастой щуке в мысль пришло

За кошечье приняться ремесло». («Щука и кот»)

«Кошка … попалась в когти льву…» (Мышь и крыса»)

«Голодная кума Лиса залезла в сад…» («Лиса и виноград»)

Задание 7. В какой басне была такая мораль?

«Вперед чужой беде

не смейся, Голубок!» («Чиж и Голубь»)
«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и Лисица»)
«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука». (Лебедь, Щука и Рак»)
«Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник:

И дело не пойдет на лад». («Щука и Кот»)
«Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться». («Ларчик»)

Задание 8. Пять вопросов – пять ответов. Какой ответ соответствует вопросу?

«Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» («Стрекоза и Муравей») «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас - Песни, резвость всякий час, Так что голову вскружило».

«Соседка, перестань срамиться…- тебе ль с Слоном возиться?» («Слон и Моська») «Не радуйся, мой свет… и не надейся по пустому».

«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?»(«Любопытный») «Вот то-то мне и духу придает, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки».

«Соседка, слышала ль ты добрую молву? - Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?» («Мышь и Крыса») «В кунсткамере, мой друг, часа там три ходил…»

«Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?» («Свинья») «Я не приметила богатства никакого».

Задание 9. Продолжи строку.

Учащимся следует продолжить начатую учителем басню, из изученных в начальных классах.


  • Попрыгунья Стрекоза
    Лето красное пропела.....

  • По улицам слона водили,
    Как, видно, на показ.......

  • Однажды Лебедь, Рак да Щука,
    Везти с поклажей воз взялись....

  • Вороне где-то бог послал кусочек сыру:
    На ель Ворона взгромоздясь.....
Задание10. Инсценирование басен. Кто лучше?

1 команда - “Демьянова уха”
2 команда - “Волк и ягненок”

Задание 11. «Кто лишний?»

Каждая группа получает листочки с названиями героев. Один из героев на карточке лишний. Надо назвать лишнего героя и сказать, к какой басне относятся остальные герои.

Волк, Моська, Ловчий («Волк на псарне»)

Слон, Щука, Кот («Щука и Кот»)

Осёл, Кот, Соловей («Осёл и Соловей»)

Осёл, Щука, Козёл, Мишка, Мартышка, Соловей («Квартет»)

Крыса, Мышь, Медведь («Мышь и Крыса»)

Задание 12. Угадать к какой басне данные иллюстрации и озвучить их

1 команда - иллюстрация: волк показан генералом.
2 команда - иллюстрация: волк сидит в углу.

Подвести итог викторины. За каждый правильный ответ команда получала жетон.

IV. Заключительное слово учителя. Запись в тетради слов Белинского:

“Слава Крылова все будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского”.

Хочется закончить нашу викторину стихотворением:

Стихотворение Михаила Исаковского, посвящённое И.А. Крылову:

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни «Букварь» постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова!

Забавой он людей исправил.
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта наша быль.
И не забудут этой были
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
Кн. П. Вяземский.


Викторина по басням Крылова, 1 вариант
Басни Крылова называют кладезью народной мудрости. Викторины помогут глубже понять мудрые басни автора. За правильный ответ викторины команды получают 1 балл.
1. Сколько всего басен написал И. Крылов: 100, 200 или 300? (Около 200 басен)
2. Как называется басня про четырех неудачливых музыкантов? («Квартет»)
3. На какое дерево взгромоздилась ворона, чтобы съесть сыр? (На ель)
4. На какое парнокопытное животное хотела быть похожа лягушка, когда пыталась надуться? (На вола)
5. Какое насекомое отказало в помощи попрыгунье стрекозе? (Муравей)
6. Чье пение больше понравилось ослу: соловья или петуха? (Петуха)
7. Какие клички были у собак, которые вели разговор про идущего по улице слона? (Моська и Шавка)
8. Какое общее дело хотели сделать Щука, Лебедь и Рак? (Везти воз с поклажей)
9. Поняла ли Мартышка, что в зеркале было ее отражение? (Нет. Она думала, что это одна из ее подружек.)
10. Какую любезность оказал Волку Журавль? (Вытащил, застрявшую в горле кость)
11. Какая третья птица упоминается в басне «Кукушка и Петух»? (Воробей)
12.Что в конце басни Мартышка сделала с очками? (Ударила об камень и разбила)
13. В какой басне бессильный всегда виноват у сильного? («Волк и ягненок»)
14. Как случилось, что волк попал на псарню, хотя ему нужна была овчарня? (Была ночь и он перепутал строения)
15. Как советует И. Крылов поступать с завистниками в басне «Прохожие и собаки»? (Не обращать на них внимания)
16. Чем похожи сказка «Лисичка-сестричка и волк» и басня «Волк и лисица»? (В обоих произведениях лиса обманывает волка, и он остается голодным)
17. Какая басня учит не смеяться над чужим горем? («Чиж и голубь»)
18. Кого Крыса из басни «Мышь и Крыса» считала самым сильным зверем: льва или кошку? (Кошку)
19. Что так и не смогла достать лиса в саду, подпрыгивая целый час? (Виноград)
20. Какой из четырех человеческих недостатков высмеивал И. Крылов в басне: «Свинья под дубом»: жадность, трусость, невежество или лень? (Невежество)
Викторина по басням Крылова, 2 вариант
1. Из какой басни пословица? «Недаром говорится, что дело мастера боится».
«Вельможа и Философ»«Щука и кот» «Булыжник и Алмаз»
2. Назовите три басни И.А.Крылова, в названии которых присутствует слово «лягушка»
«Лягушка и Вол», «Лягушка и Юпитер», «Лягушки, просящие царя»
3. Как звали пастуха в басне И.А.Крылова «Пастух», который пас барских овец?
ИгнатЕгорСавва
4. Какие «муравы» были в басне И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей?
Мягкие ЖесткиеШелковые
5. Продолжите фразу:
А ларчик просто.. открывался («Ларчик»),Слона-то я и.. не приметил («Любопытный»)Как белка.. в колесе («Белка»)6. И.А.Крылов был ярым защитником просвещения. Об этом мы узнаём из его басен, обличающих невежество. Назовите эти басни: «Мартышка и Очки», Петух и Жемчужное Зерно»«Свинья под Дубом»
7. Из какой басни эта цитата?
«Когда почтен быть хочешь у людей – С разбором заводи знакомства и друзей!»
«Разборчивая невеста»«Совет мышей»«Крестьянин и змея»
8. Знаменитый баснописец Крылов резко высказывался против несправедливого «порядка», беззакония и насилия, творимого над крепостными крестьянами, народом. Об этом свидетельствуют его басни. Приведите примеры такого рода басен.
«Волки и Овцы», «Крестьяне и Река», «Пестрые овцы»
9. Приведите примеры басен И.А.Крылова, в названии которых присутствуют растения.
«Свинья под дубом»«Лисица и виноград»«Дуб и трость»
10. В этой басне именитый мастер с ядовитой иронией донес до нас образ царя, безжалостно расправляющегося с вольнодумцами. Баснописец разоблачил также притворство и лицемерие царской особы. При жизни И.А.Крылова басня напечатана не была. О каком царе, и о какой басне идёт речь?
Об Александре II, «Крестьянин и Змея»О Николае I, «Мальчик и Змея»Об Александре I, «Пестрые овцы»
11. Какая кличка была у кота в басне Крылова «Кот и Повар»?
МурзикВаська Пушок
Викторина по басням Крылова, 3 вариант
1. Кого просила Стрекоза «накормить и обогреть» ее?
а) Слона
б) Муравьеда
в) Таракана
г) Муравья +
2. В какой басне была такая мораль?
«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник, И дело не пойдет на лад».
а) «Свинья под Дубом»
б) «Лебедь, Щука и Рак»
в) «Щука и Кот» +
г) «Прохожие и Собаки»
3. Кто сказал такие слова?
«Друзья! К чему весь это шум? Я ваш старинный сват и кум...»
а) Волк («Волк на псарне») +
б) Петух («Кукушка и Петух»)
в) Щука («Лебедь, Щука и Рак»)
г) Барс («Лев и Барс»)
4. Какие персонажи брались везти поклажу в одной из басен И. А. Крылова?
а) Ворона и Лисица
б) Ворона и Курица
в) Лебедь, Рак и Щука +
г) Лягушка и Вол
5. Из какой басни этот отрывок?
«Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица...»?
а) «Ворона и Лиса» +
б) «Ворона и Курица»
в) «Лисица и Сурок»
г) «Квартет»
6. Как звали собаку, которая лаяла на слона?
а) Тоськаб) Моська +
в) Доськаг) Амвроська7. Кто в басне И. А. Крылова не знал, что делать с очками?
а) Профессор
б) Вол
в) Мартышка +
г) Моська
8. Кто из зверей не является героем басни «Квартет»?
а) Мартышка
б) Лев +
в) Осел
г) Козел
9. Из какой басни этот отрывок?
«Хоть видит око, Да зуб неймет...»
а) «Лебедь, Щука и Рак»
б) «Синица»
в) «Прохожие и Собаки»
г) «Лисица и виноград» +
10. Сколько скрипок было у животных в басне «Квартет»?
а) три
б) одна
в) две +
г) четыре
11. Что хотела сделать с морем главная героиня басни «Синица»?
а) выпить
б) купить
в) сжечь +
г) очистить
12. О каком событии, произошедшем в России, идет речь в басне «Волк на псарне»?
а) об Отечественной войне 1812 года +
б) о восшествии на престол Александра I
в) о дне рождения Николая II
г) об отмене крепостного права
13. У кого предлагал поучиться пению Осел в басне «Осел и Соловей»?
а) у канарейки
б) у попугая
в) у вороны
г) у петуха +
Сценарий по творчеству И.А.Крылова«Его басни переживут века»
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
(М. Исаковский)
Сегодня мы проводим встречу, посвященную творчеству И. А. Крылова. Это был удивительный человек. За свою жизнь он написал многое: пьесы для театра, статьи для журналов, рассказы. Но современный читатель знает его, прежде всего, как автора басен. Вот о них мы сегодня и будем говорить.
Басни Крылова короткие по размеру, но емкие по содержанию. Они написаны с удивительным чувством юмора. В них нет утомительных нравоучений, а есть лишь коротко подчеркнутые истины, о которых не стоит забывать.
ЧТЕНИЕ басни «Ларчик»
Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: "Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою".
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдается:
"Не тут, не так, не там!" Механик пуще рвется.
Потел, потел; но наконец устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался;
А Ларчик просто открывался.
Известно, что хороший педагог, будь то учитель или воспитатель, должен быть артистом. Именно поэтому наш конкурс предполагает проявление со стороны студентов творческих способностей, умения представить учебный материал интересно и по-новому для маленьких ребят.
И мы приглашаем на эту сцену по 3 человека от каждой группы.
ЗВУЧИТ музыка
Просим представителей групп принять участие в жеребьевке.
ЗВУЧИТ музыка
Наши артисты выбрали для инсценировки басню И.А. Крылова. И сейчас они пройдут в спортзал для подготовки своих номеров. Поддержим их аплодисментами.
А мы, в свою очередь, предлагаем всем присутствующим в зале принять участие в викторине. Будьте активны и внимательны. До конца заслушайте вопрос и поднимите руку, если вы уверены в правильности своего ответа.
ВИКТОРИНА
Молодцы! Вы доказали свои знания, и очень неплохие, басен Ивана Андреевича.
А сейчас подсчитайте свои жетоны.
ПРИЗ победителю викторины
Настало время конкурса, который поможет нам выявить наиболее артистичных студентов. Мы начинаем конкурс инсценировки басен И.А.Крылова!
Представим состав жюри:
ВЫСТУПЛЕНИЕ команд
Приглашаем на сцену команду группы_____инсценировать басню «Волк и ягненок»
Приглашаем на сцену команду группы _____ инсценировать басню «Ворона и лисица»
Приглашаем на сцену команду группы _____ инсценировать басню «Стрекоза и муравей»
Приглашаем на сцену команду группы _____ инсценировать басню «Мышь и крыса»
Приглашаем на сцену команду группы _____ инсценировать басню «Лисица и сурок»
Приглашаем на сцену команду группы _____ инсценировать басню «Щука и кот»
Спасибо командам.
Крылов создавал оригинальные басни и переводил басни других народов. Но, используя часто традиционный басенный сюжет, встречавшийся у Лафонтена или у Эзопа, Крылов всегда преображал басню, рисуя в ней картины русской жизни, русской природы, русского быта.
Крылов-баснописец оказал влияние на всех русских писателей, на развитие всей русской литературы. Оригинальность языка, живописности, меткости характеристик и умению находить в жизни народа истинную поэзию у него учились Пушкин и Гоголь, Некрасов и Островский.
ЗВУЧИТ музыка РАБОТА жюри
НАГРАЖДЕНИЕ команд

Примечание. Правильные ответы отмечены знаком «+»

Викторина для младших школьников с ответами.

Викторина по басням И. А. Крылова

1. Кого просила Стрекоза «накормить и обогреть» ее?

б) Муравьеда

в) Таракана

г) Муравья +

2. В какой басне была такая мораль?

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник, И дело не пойдет на лад».

а) «Свинья под Дубом»

б) «Лебедь, Щука и Рак»

в) «Щука и Кот» +

г) «Прохожие и Собаки»

3. Кто сказал такие слова?

«Друзья! К чему весь это шум? Я ваш старинный сват и кум...»

а) Волк («Волк на псарне») +

б) Петух («Кукушка и Петух»)

в) Щука («Лебедь, Щука и Рак»)

г) Барс («Лев и Барс»)

4. Какие персонажи брались везти поклажу в одной из басен И. А. Крылова?

а) Ворона и Лисица

б) Ворона и Курица

в) Лебедь, Рак и Щука +

г) Лягушка и Вол

5. Из какой басни этот отрывок?

«Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица...»?

а) «Ворона и Лиса» +

б) «Ворона и Курица»

в) «Лисица и Сурок»

г) «Квартет»

6. Как звали собаку, которая лаяла на слона?

а) Тоська

б) Моська +

в) Доська

г) Амвроська

7. Кто в басне И. А. Крылова не знал, что делать с очками?

а) Профессор

в) Мартышка +

г) Моська

8. Кто из зверей не является героем басни «Квартет»?

а) Мартышка

9. Из какой басни этот отрывок?

«Хоть видит око,

Да зуб неймет...»

а) «Лебедь, Щука и Рак»

б) «Синица»

в) «Прохожие и Собаки»

г) «Лисица и виноград» +

10. Сколько скрипок было у животных в басне «Квартет»?

г) четыре

11. Что хотела сделать с морем главная героиня басни «Синица»?

а) выпить

б) купить

в) сжечь +

г) очистить

12. О каком событии, произошедшем в России, идет речь в басне «Волк на псарне»?

а) об Отечественной войне 1812 года +

б) о восшествии на престол Александра I

в) о дне рождения Николая II

г) об отмене крепостного права

13. У кого предлагал поучиться пению Осел в басне «Осел и Соловей»?

а) у канарейки

б) у попугая

в) у вороны

И. Крылов. Басни. Игры, Конкурсы. Викторины. Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. У подножия его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге изображены персонажи его басен.

Просмотр содержимого документа
«И. Крылов. Басни. Игры, Конкурсы. Викторины.»

Конкурс «Угадайка».

На карточках обозначены герои басен. Какие герои басен здесь зашифрованы?

Ответы: Лисица, Осел, Моська, Соловей, Волк, Муравей, Стрекоза.

Игра «Путаница». Отгадайте, что здесь перепутано?

1).«Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит».

2).«Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!»

3).«Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись»

4).«Ворона тявкнула во все воронье горло»

6).«Соседка, перестань срамиться», -ей бабка говорит».

(«К дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, с вороны глаз не сводит»).

(«Милый Петушок»).

(«Взялись»).

(«Глазами»).

(«Ворона каркнула»).

(«Шавка говорит»).

ВИКТОРИНА

«БАСНИ ДЕДУШКИ КРЫЛОВА»

ЦЕЛЬ ВИКТОРИНЫ: Обобщение знаний учащихся о баснях

И.А. Крылова, развивать внимание,

память, воспитывать любовь к

литературе.

Наша встреча посвящена басням Ивана Андреевича Крылова. И сегодня мы проведем викторину, которая называется «Басни дедушки Крылова»

Правила для участников викторины. Ведущие будут задавать вам вопросы, и давать различные задания. Для того чтобы ответить, нужно поднять руку. Кто первым поднял руку тот и отвечает. Если ответ неправильный, отвечает другой ученик. За каждый правильный ответ получают 1 балл. Выигрывает кто набрал большее количество баллов.

Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. У подножия его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге изображены персонажи его басен.

Басни писали и до Крылова, но Иван Андреевич писал басни так просто, доходчиво, по- народному, что каждый легко их запоминает.

В баснях Крылова фигурирует множество различных зверей. Но под видом животных он изображал людей. За львами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры.

Каждый год на уроках чтения вы встречаетесь с баснями Крылова и сегодня мы узнаем кто знает басни Ивана Крылова лучше всех.

Викторина начинается!!!

Викторина по басням Крылова.

1. В какой басне есть такие слова: «Воз и ныне там»

А) Мартышка и очки

Б) Волк на псарне

В) Лебедь, рак и щука

Г) Демьянова уха

2. На кого лаяла Моська?

В) На льва

Г) На слона

3. Куда села ворона с кусочком сыра?

А) На пенек

Б) На ветку

Г) На дерево

4. «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?»

А) За то, что он красивый

Б) За то, что он хвалит Кукушку

В) За то, что он является ее другом

Г) За то, что он помог ей

5. Чем занималась Стрекоза летом?

А) Купалась

Б) Помогала Муравью

Г) Летала к сестре

6. Из какой басни эта мораль? (соедини стрелкой басню и мораль)

«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

«Вперед чужой беде

не смейся, Голубок!»

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука».

«Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться».

(«Ларчик», «Ворона и лисица», «Чиж и голубь», «Лебедь, щука и Рак»)

7.Из какой басни это предложение: «Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу».

А) Слон и Моська

Б) Лебедь, Рак и Щука

В) Мартышка и очки

Г) Ларчик

8. Из какой басни следующие слова: «Голубушка, как хороша!»

А) Слон и Моська

Б) Ворон и Лисица

В) Лягушка и Вол

Г) Волк и Ягненок

9. Конкурс называется «Загадочные животные»

Назовите животных, которые здесь написаны. Все они герои басен И. А. Крылова.

К В О Л волк

П У Х Е Т петух

Й Е В А Р У М муравей

Г У Б О Л Ь голубь

Ё С О Л осёл

Л С О Н слон

А Ц И С И Л лисица

Л Ё З О К козёл

И Ш К А М мишка

А Н О Р О В ворона

К У Щ А щука

10 задание. « Черный ящик».

· В ящике лежит предмет, с помощью которого можно было увидеть « что там за рожа»

· В ящике лежит предмет, которого героиня достала с полдюжины.

· Фрукт, которым хотела полакомиться лисица.

ВИНОГРАД

· Продукт из молока, которого лишилась представительница семейства вороновых

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Итак, ребята, вы выполнили все задания конкурсной программы. При этом показали очень хорошие знания басен Крылова. Но самыми лучшими знатоками басен оказался…… . Слово предоставляется членам счетной комиссии.

Басни Крылова не теряют актуальности и в наши дни. В своих баснях Крылов высмеивал человеческие недостатки - трусость, лесть и угодничество, несправедливые отношения между людьми.

Басня Лисица и виноград


Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда - висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целый,
Пошла и говорит с досадою:
«Ну что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен - ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».

Басня впервые напечатана в 1808 году.
Самим автором она отнесена к «переводам или подражаниям» Ее сюжет восходит к древности и был использован еще Эзопом. Однако она очень близка к русским народным пословицам «Глаз видит, да зуб неймет», «Зелен виноград, не сладок».

Рдеть - наливаться и краснеть на солнце.
Яхонт - драгоценный самоцветный камень красного цвета, рубин.

Лебедь, Щука и Рак

К
огда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Впервые напечатана басня в 1816 году. В ней выражено скептическое отношение к Александру I.
Подобно «Квартету», она высмеивает неурядицы в Государственном совете. Реформы и комитеты, затеваемые Александром I, не в силах были стронуть с места глубоко увязший воз самодержавия.

Басню трактовали как отклик на деятельность Государственного совета, на несогласие между его членами.

Сегодня мы предложим вам варианты вопросов для викторины по басням Крылова. Не зря произведения данного автора называют кладезем народной мудрости. Ведь каждая басня несет глубочайший смысл, который в шуточной форме можно донести детям.

Необходима для глубокого понимания мудрых басен Крылова. Помимо общих вопросов, касающихся творчества автора, здесь можно обнаружить и те, которые относятся конкретно к одному творению. Пожалуй, приступим. Для начала детей стоит немного познакомить с правилами проведения конкурса. О них вы сможете прочитать в следующем пункте статьи.

Правила проведения викторины

Перед тем как мы перейдем к вопросам викторины по Крылову (с ответами), необходимо обсудить правила игры. Проведение любого развлекательного мероприятия требует особой подготовки. Перед вопросами необходимо произнести интересную вступительную речь.

Для проведения конкурса стоит разделить весь класс на две или более групп. Так можно развить дух соперничества и общности команды. Мы предлагаем следующую систему поощрения: каждый правильный ответ приносит группе один балл. По итогам необходимо подсчитать количество заработанных баллов, та группа, у которой их больше, получает приз. Призом может выступать абсолютно все - пятерка по литературе, сладкий презент (конфеты) и так далее.

Итак, теперь вступительная речь, которую стоит произнести перед викториной по басням. С ответами к ней вы сможете ознакомиться в самом конце раздела статьи с вопросами.

Вариант вступительной речи: "Все мы с самого детства любим читать знаменитые сказки Ивана Андреевича Крылова. Какой бы ни была жизненная ситуация, в голове моментально возникают «крыловские» образы. То вспомнится Моська, лающая на Слона, то Обезьяна, насмехающаяся над своим отражением в зеркале. А как часто мы встречаем людей, которых можно сравнить с Мартышкой, из-за своего невежества разбившей ценные очки. Несмотря на то что басни малы по размеру, смысл в них заложен огромный. Эти знаменитые басни всегда сопровождают нас в жизни, помогая осознавать настоящие ценности. Перед проведением интереснейшей викторины по басням Крылова, нам предстоит разделиться на две группы. Та команда, которая даст больше ответов, получит приз. Не стоит выкрикивать ответ, поднимите руку. Если ответ дан без моего разрешения, то балл не засчитывается. В добрый путь по прекрасному миру басен!"

Общие вопросы

Первый этап викторины по басням Крылова будет содержать общие вопросы по жизни и творчеству писателя. Поехали!

Наш первый вопрос: сколько всего басен написал И. А. Крылов? Ответ может быть не точным (пример: около ста, примерно триста и так далее).

Второй вопрос: кто помнит дерево, на котором ворона пыталась съесть сыр?

Третий вопрос: чье пение понравилось ослу больше (соловьиное или петушиное)?

Четвертый вопрос: какие птицы присутствуют в басне «Кукушка и Петух»?

Пятый вопрос: есть ли общие черты у сказки «Лисичка-сестричка и Волк» и басни «Волк и Лисица»? Если да, то какие?

Если дети затрудняются дать ответ, или были сделаны две неверные попытки у каждой команды, можно сказать верный. В этом случае балл не засчитывается никому. Правильные ответы: 1 - около двухсот; 2 - ель; 3 - петуха; 4 - Кукушка, Петух и Воробей; 5 - одинаковые герои, везде Лиса при помощи обмана оставляет Волка голодным.

«Мартышка и очки»

Перед викториной на тему басни Крылова (тур «Мартышка и очки»), необходимо прочитать басню детям. Только после того как произведение прослушано, можно задавать вопросы:

  1. Какой недуг появился у Мартышки от старости? Ответ: «слаба глазами стала».
  2. Что достала Мартышка? Ответ: очки.
  3. В каком количестве она их приобрела? Ответ: полдюжины.
  4. Почему очки не помогли главному герою? Ответ: она неправильно их надевала.
  5. Что в итоге произошло с очками? Ответ: Мартышка их разбила о камень.
  6. Кто сможет объяснить своими словами: какова мораль басни? Ответ: Иван Андреевич на самом деле под очками понимал знания. Они часто разбиваются о некоторые препятствия, среди которых: нежелание учиться, стараться и самосовершенствоваться. Результат получается таким: Мартышка осталась ни с чем из-за своего незнания и нежелания учиться.

«Лебедь, рак и щука»

Как видите, вопросы для викторины по басням Крылова не сложные и очень интересные. Вам нравится игра, ребята? Дождаться ответа учеников. Тогда перейдем к третьему туру под названием «Лебедь, рак и щука».

Для начала, давайте прочтем басню. Это может сделать как преподаватель, так и дети. Можно предложить чтение по строчке или предложению. Для интереса учеников можно провести небольшой конкурс по выразительному чтению. Та группа, которая будет читать более выразительно, получает дополнительный балл. Если ребята старались одинаково, то добавить по одному баллу можно и той, и другой группе.

Вопросы для викторины по Крылову «Лебедь, рак и щука»:

  1. Что перевозили герои басни?
  2. Куда рвался лебедь?
  3. Куда пятился рак?
  4. Куда воз тянет щука?
  5. Объясните своими словами: какова мораль басни?

Ответ: 1 - воз с поклажей; 2 - в облака; 3 - назад; 4 - в воду; 5 - мораль басни заключается в том, что работу необходимо проводить сообща, в противном случае ничего получаться не будет, дела пойдут наперекосяк.

«Стрекоза и муравей»

Четвертый тур будет посвящен басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». Предложите детям чтение по ролям. Вопросы:

  1. Как автор называет Стрекозу в самом начале басни? Ответ: попрыгунья.
  2. Чем была занята Стрекоза все лето? Ответ: пела.
  3. К кому Стрекоза обратилась за помощью? Ответ: к муравью.
  4. Кем Муравей приходится героине? Ответ: кумушкой.
  5. Что просила Стрекоза? Ответ: дать ей приют до весны.
  6. Что ответил Муравей на просьбу кумушки? Ответ: пойди попляши.

Вот и все вопросы для четвертого тура. Вы неплохо справились с заданиями. Давайте теперь переходить к последнему туру, в котором мы проверим ваши знания басни «Ворона и Лисица».

«Ворона и Лисица»

Для усложнения, перед последним туром можно не перечитывать басню, а проверить знание и память.

Первый вопрос: в морали басни сказано, что льстец всегда отыщет уголок, где? Ответ: в сердце.

Второй вопрос: что Бог послал Вороне? Ответ: кусочек сыра.

Третий вопрос: как Ворона держала сыр? Ответ: во рту.

Четвертый вопрос: почему Лиса делала комплименты Вороне? Ответ: она хотела украсть сыр.

Последний вопрос: что попросила сделать Лисица? Ответ: спеть.

Последние материалы сайта