Минула страсть и пыл ее тревожный анализ. Нужен анализ стихотворения "Не ветер, вея с высоты" А.К Толстой

10.03.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Ответ оставил Гость

Самое романтическое томление имеет своим истоком не одни лишь отвлеченно философские взгляды Толстого, но и то его социальное самочувствие, в частности, понимание, что жизнь социально близких ему слоев русского общества пуста и бессодержательна. В стихотворениях Толстого нередки мотивы неприятия окружающей действительности. Чужой поэту «мир лжи» (стихотворение «Я вас узнал, святые убежденья...») и «пошлости» («Минула страсть, и пыл ее тревожный...») , терзающий его душу «житейский вихрь» («Не ветер, вея с высоты...»)
Стихотворение написано в 1851 году.
В ту же зиму 1850-1851 года Толстой встретился с женой конногвардейского полковника Софьей Андреевной Миллер и влюбился в нее. Они сошлись, но браку их препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой - мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней. Только в 1863 году брак их был официально оформлен. Софья Андреевна была образованной женщиной, она знала много иностранных языков и обладала, повидимому, незаурядным эстетическим вкусом. Толстой не раз называл ее своим лучшим и самым строгим критиком и прислушивался к ее советам. К Софье Андреевне обращена вся его любовная лирика, начиная с 1851 года.
Поэтическая практика Толстого связана с романтизмом. В концепции мира романтиков искусство играло первостепенную роль, и поэтому тема художника, вдохновения нередко фигурировала в их произведениях.
Другой мотив поэзии Толстого также связан с одним из положений романтической философии - о любви как некоем божественном мировом начале, которое недоступно разуму, но может быть прочувствовано человеком в его земной любви.
Этот мотив нашел свое отражение и в ряде лирических стихотворений Толстого.

МБОУ Климовская средняя общеобразовательная школа №1

Методическая разработка урока с элементами

проектно-исследовательской деятельности

Анализ стихотворения А.К.Толстого

«Не ветер, вея с высоты…»

Разработала:

учитель литературы

Жевора Марина Васильевна

2017

Тема урока: Анализ стихотворения А.К.Толстого «Не ветер, вея с высоты…»

Цель проекта : анализируя каждую строку стихотворения, познакомиться с биографией и творчеством А.К.Толстого; интерпретация стихотворения.

Задачи:

Обучающие : научиться интерпретировать поэтический текст; дать возможность ученикам творчески подойти к тексту.

Развивающие : обогащение словарного запаса; овладение выразительными свойствами языка; умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитательные : помочь ученикам осознать ценность совместной деятельности в группах; воспитание эстетического вкуса;

Сроки реализации проекта:

1-й урок - исследование «Творческая лаборатория»;

2-й урок - представление проекта.

Используется интерактивный метод работы в группе: кооперативное обучение.

Ход урока:

Толстой всегда верен себе - и это главное.

Не надевая масок, он широко и щедро

дарит нам богатства своей души, а его

лира органически неспособна издавать

фальшивые звуки - слишком верный

камертон у сердца поэта. В такие лица

хочется вглядываться, с такими

личностями хочется общаться. И кажется,

что сам становишься лучше. Полезно,

не правда ли?

Из статьи А.В.Федорова «Литературный портрет

А.К.Толстого»

На экране: Не ветер, вея с высоты,

Листов коснулся ночью лунной;

Моей души коснулась ты-

Она тревожна, как листы,

Она, как гусли многострунна.

Житейский вихрь ее терзал

И сокрушительным набегом,

Свистя и воя, струны рвал

И заносил холодным снегом.

Твоя же речь ласкает слух,

Твое легко прикосновенье,

Как от цветов летящий пух,

Как майской ночи дуновенье.

(Одновременно звучит романс «Не ветер, вея с высоты…»

Н. Римский- Корсаков)

Обращение к классу:

П.И.Чайковский говорил: «Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из симпатичных мне поэтов». Сегодня мы с вами поймем правоту его слов. Более ста романсов на его стихи написано разными композиторами.

Открывает творческую лабораторию 1 группа (поэтапное исследование по строкам стихотворения)

Направления в работе: биография А.К.Толстого; неординарность личности А.К.Толстого и С.А.Миллер (Бахметьевой); испытания в любви; переписка; свидетельства современников.

Моей души коснулась ты-

Она тревожна , как листы…

Результаты исследовательской работы группы:

Обнаружив в стихотворении «Не ветер, вея с высоты…» следы биографии А.К.Толстого, узнав незнакомые нам жизненные обстоятельства этого человека, мы сделали вывод, что, несмотря на богатырское телосложение, невероятную физическую силу, поэт был нежным, мягким, отзывчивым человеком, особенно это было видно по отношению к Софье Андреевне Миллер.

Так отчего же все-таки тревожна душа автора?

Мы считаем, что тревога в душе писателя сохранялась до тех пор, пока влюбленным не удалось узаконить свои отношения. Этому мешали со стороны Толстого его мать, со стороны Софьи – муж. Какую нужно было иметь веру в любимого, какую волю, чтобы ждать 12 лет. Только сила духа и внутренняя независимость, только напряженная творческая работа над собой и невероятная любовь помогли выдержать эти испытания. О родстве душ Алексея Константиновича и Софьи Андреевны, об их гармоническом духовном единстве свидетельствует сохранившаяся переписка:

«Если б у меня был бог знает какой успех литературный, если бы мне где-нибудь на площади поставили статую, все это не стоило бы четверти часа – быть с тобой, и держать твою руку, и видеть твое милое, доброе лицо».

Концепция любви у поэта раздвигает узкие рамки чувственной любви и включает в нее всечеловеческую любовь как принцип бытия, положенного Творцом в основу мироздания. Поэт любит свою возлюбленную именно такой идеальной, вселенской любовью, преодолевающей земное горе, превозмогающей ограниченные законы земли. Его лирический герой презирает посредственное, земное и обращается к возвышенному и идеальному. Поэтому поэт придает понятию «любовь» божественный и созидающий смысл. Для Толстого была характерна личная независимость, честность, неподкупность, благородство. Ему были чужды карьеризм, приспособленчество и высказывание мыслей, противных его убеждениям. Так было и в любви. Он уверен в своих чувствах и высказывает их прямо. Само его отношение к любимой почтительное, великодушное и бережное. Следующие строки из письма подтверждают сказанное: «Клянусь тебе, как поклялся бы перед Судилищем Господним, что люблю тебя всеми движениями, всеми страданиями и радостями своей души…»

Но жена была не просто Музой. Она – постоянная помощница, строгий критик и даже редактор его произведений.

« Твоя же речь ласкает слух…»

А.К.Толстой любил слушать Софью Андреевну. Грудной бархатный голос, вкрадчиво – мягкая женственная манера, необыкновенный ум и образованность опутывали, увлекали и успокаивали Алексея Константиновича. Его жена была чрезвычайно одаренным человеком. По свидетельству знавших ее людей, она владела 16-ю языками: современными и древними, среди них и санскритом. Она легко цитировала Гете, Шекспира, Ронсара. У нее был отменный литературный вкус, которому полностью доверял Толстой. Она много читала и ложилась спать только под утро. Супруги встречались за чаем во втором часу дня, и он обычно говорил: «Ну, Софочка, слушай и критикуй». И читал ей вслух написанное за ночь.

Кто знает, появился бы на свет Козьма Прутков, если бы не Софья Андреевна? Шуточные стихи, пародии и пьесы под коллективным псевдонимом Козьмы Пруткова А.Толстой сочинял вместе со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми. Их горячей поклонницей была Софья Андреевна, обладавшая, кроме всех своих достоинств, еще и хорошим чувством юмора.

Е.Матвеева, двоюродная сестра А.К. Толстого, вспоминала: «Толстой называл ее своей Энциклопедией. Он говорил, что, когда ему нужна какая – то справка, то нет надобности рыться в книгах, надо только спросить у Софы. Но ученостью своей Софья никогда не козыряла, и Толстой гордился своей Софой, любил ее беззаветно, тушевался перед нею охотно».

Наиболее счастливый и плодотворный период жизни четы Толстых связан с имением Пустынька. И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, А.А.Фет, П.И.Чайковский называли Пустыньку монастырем, где граф Толстой поклонялся своему божеству - Софье Андреевне Миллер.

«Житейский вихрь ее терзал…»

Когда в жизни Толстого началась череда болезней, Софья Андреевна старалась быть рядом с ним, за что он был бесконечно ей благодарен. Во время Крымской войны он заболел тифом, Софья, не таясь, приехала выхаживать его.

В конце 60-х годов этот физически невероятно сильный человек (он связывал в узел кочергу, разминал пальцами, как воск, серебряную монету, один ходил на медведя) заболел. Его мучила астма и страшные невралгические головные боли. Иногда ему приходилось ездить за границу на лечение без жены. Находясь вдали от любимой, поэт скучает и пишет ей письма. Вот одно из них: «…Кровь застывает в сердце при одной мысли, что я могу тебя потерять, и я себе говорю: как ужасно глупо расставаться! Думая о тебе, я в твоем образе не вижу ни одной тени, ни одной, все – лишь свет и счастье».

Представление проекта на 2 уроке в виде презентации

Работа 2 группы(раскрыть смысл одной строки стихотворения)

Направления в работе: особенности любовной лирики Толстого; особенности творчества поэта и писателя.

Результаты работы 2 группы:

«Она, как гусли , многострунна…»

В этой любви Алексей Константинович обрел новые силы. Пришло ощущение наполненности бытия. На смену слабости и сомнениям пришло духовное возрождение. Любовь для Толстого стала высшим прозрением. Писатель признавался, что долгие годы его не покидало чувство творческого одиночества, что ему недоставало того, что он называл «артистическим эхом». «Теперь я его нашел,- писал он Софье Андреевне,- это ты». Тогда- то и родились крылатые строки:

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало…

Неизвестно, написал бы это стихотворение – признание А.К.Толстой при всем своем даровании, если бы его любимой была другая. Смогла бы та, другая, так коснуться его души? По сути дела, именно Софье Андреевне русская культура обязана литературным расцветом графа Толстого. Вся его лирика, начиная со строк «Средь шумного бала, случайно…» (момент их встречи), - это дневник отношений с одной женщиной. Только ей, единственной, он посвящал свои стихи: «Не ветер, вея с высоты…», «То было раннею весной», «Не верь мне, друг», «Осень. Осыпается весь наш бедный сад…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», «Острою секирой ранена береза», «Ты не спрашивай, не распытывай…», «Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость…», «Когда кругом безмолвен лес дремучий…», «Смеркалось, жаркий день белел неуловимо…»

Как мы видим, поэт считал и любовь, и природу проявлениями красоты духовного мира. Он удивительно точно сочетал пейзажную лирику с любовной. Согласно собственной теории поэта, внутренний мир человека и мир природы отражаются друг в друге и подчиняются только законам абсолютной любви. Поэтому в стихах, посвященных ей, почти вовсе нет бытовых деталей, эпизодов, по которым можно было бы восстановить подлинную историю их взаимоотношений, как это можно сделать по стихам Некрасова, Тютчева, Огарева. Лишь солнце, земля и ветер являются активным действенным началом в его произведениях.

С годами любовь в сердце Алексея Константиновича не угасала. Да, ее пламень стал спокойнее и ровнее, чем после первой встречи с незнакомкой, навсегда вошедшей в его жизнь:

Минула страсть, и пыл ее тревожный

Уже не мучит сердца моего,

Но разлюбить тебя мне невозможно!

Все, что не ты, - так суетно и ложно,

Все, что не ты, - бесцветно и мертво.

Она пережила мужа на 20 лет. Останки с ее телом поставили в склепе рядом с гробом поэта - такова была обоюдная воля обоих.

Особенности творчества

Любовь к русской культуре и истории, знание русского фольклора объясняли специфику его творчества: сочетание лирики и сатиры; фольклорные мотивы, широту и прямоту воззрений на судьбу Родины.

На 50-е годы 19 века приходится расцвет поэтического таланта Толстого. А в 60-е годы он уходит в отставку, много пишет в разных жанрах: лирика, баллады, былины, притчи,

исторические поэмы, исторические повести, охотничьи очерки. Переводит с английского, немецкого и французского.

Наиболее известные из них:

Баллады и стихотворения: «Василий Шибанов», «Бунт в Ватикане», «Благовест»

Поэмы: «Грешница», «Иоанн Дамаскин», «Алхимик», «Сон Попова», «Портрет», «Дракон», «Памятник в имении Красный Рог»

Драматургия: « Фантазия», «Дон Жуан», «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис», «Посадник»

Роман «Князь Серебряный» и т.д.

Представление проекта на 2 уроке: обзор творчества писателя, выставка книг, выразительное чтение наизусть стихотворений из любовной лирики (по выбору учащихся)

Работа 3 группы: интерпретация стихотворения (в т.ч. использовать термины, данные в учебнике: психологический параллелизм, простое и развернутое сравнение, анафора, аллитерирование стиха, композиционная антитеза, недоговоренность финала)

Направления в работе группы: тема, идея, композиция, анализ изобразительно-выразительных средств, стихотворный размер, рифма, синтаксис, лексика

Результат работы группы:

В лирике А.К.Толстого нет тяжелых сомнений и усложненного философствования, здесь прямо и ясно выражены сильные чувства, а сама русская природа очерчена четкими линиями, дана в неяркой красе.

В небольшом по объему стихотворении - признании «Не ветер, вея с высоты…», написанном в 1851(1852) году, автор сумел показать перипетии своей судьбы, «струны» своей души и, конечно, просто, ярко, незабываемо передать чувство любви к С.А.Миллер.

Стихотворение проникнуто романтическим пафосом, поэтому при чтении мы одновременно ощущаем и нежность, и тоску, и любование самым близким поэту человеком.

Стихотворение состоит из 13-ти строк, которые условно можно разделить на две части. Этот прием называется композиционной антитезой.

В первой части, используя психологический параллелизм, с помощью простого и развернутого сравнения автор рассказывает о своей жизни, передавая чувство тревоги, безнадежности. Поэтому в тексте так много выразительных эмоциональных и оценочных эпитетов («она тревожна», «многострунна», «сокрушительным набегом», «холодным снегом»). В 6-9 строках поэтом используется развернутая метафора («Житейский вихрь ее терзал…») и восходящая градация («терзал», «рвал», «заносил»), чтобы показать, как нелегко человеку переносить удары судьбы. Ощущение тревожности передается следующими ключевыми словами: «ветер», «ночью», «вихрь», «набегом», «снегом». Лишь лексические повторы («коснулся», «коснулась ты», «она», «она») говорят о том, что присутствие рядом любимой помогает преодолевать жизненные трудности и ощутить радость бытия.

Как мы видим, во 2-й части стихотворения поэт не скрывает своих чувств. Они искренны, легки, поэтому и подбор ключевых слов полностью противопоставлен 1-й части («прикосновенье», «пух», «дуновенье», «дух»). Все мысли и чувства автора направлены к любимой, она одна в жизни поэта:

Твоя же речь ласкает слух,

Твое легко прикосновенье…

Здесь Алексей Константинович намеренно использует анафору, сравнение («Как от цветов летящий пух») и аллитерацию (« ласкает», «легко», «летящей»). И каждый из нас понимает, что лирический герой счастлив. Сам поэт считал именно любовь и природу проявлениями красоты духовного мира человека.

Стихотворение написано двусложным стихотворным размером (четырехстопным ямбом). Поэт использует перекрестную рифму с мужским и женским окончаниями. В стихотворении использованы бессоюзные сложные предложения и простое осложненное предложение.

Проанализировав стихотворение, мы можем сделать вывод,что, по мысли Толстого, только любовь обладает божественной и созидающей силой.

Литература:

Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений:Ч.2.- «Русское слово», 2009.

Федоров А.В. Литературный портрет А.К.Толстого// Литература в школе.-2002.,№3, с.2

Н.Сухова. Чувство природы у А.Н.Майкова, А.К.Толстого и А.А.Фета// Литература в школе.- 1996.,№3,с.93

Википедия

С.И. Храмова

Основные мотивы ранней лирики (1840-е гг.) А.К. Толстого - это раздумья об увядании жизни старого, родовитого дворянства («Ты помнишь ли, Мария...», «Шумит на дворе непогода.»«, «Пустой дом»), жалобы об утрате былой счастливой жизни («Благовест», «Ой, стоги стоги...») и обращение к историческому прошлому Украины и России с его героическими деяниями (первая редакция «Колокольчиков», «Ты знаешь край, где все обильем дышит...»).

Лирике А.К. Толстой почти всецело отдался в предреформенное десятилетие. С 1851 по 1859 г. он написал более восьмидесяти стихотворений, а затем долгие годы практически не обращался к этому литературному роду и лишь в первой половине 1870-х годов написал еще несколько стихотворений.

Элегии А.К. Толстого отличаются глубиной содержания и совершенством художественной формы. Вслед за Лермонтовым и Тютчевым А.К. Толстой противопоставляет глубокую и чистую любовь как огромную нравственную ценность «тщеславию» и «ничтожной суете» той жизни, которую он вел до встречи с любимой женщиной, и всему «миру лжи» светского общества, который окружал его и в дальнейшем. Лучшие из таких стихотворений - «Я вас узнал, святые убежденья...», «Мне в душу, полную ничтожной суеты...», «Когда кругом безмолвен лес дремучий...», «Минула страсть, и пыл ее тревожный..»

Эти же мотивы нашли развитие в стихотворении «Пусть тот, чья честь не без укора...», где выражен основной моральный принцип поэта - принцип нравственной стойкости и независимости. Лирический герой А.К. Толстого не страшится мнения людей, не боится их хулы, не льстит «неправому пристрастью», не таит своих убеждений» ни пред какой земною властью»

Ни пред венчанными царями,
Ни пред судилищем молвы
Он не торгуется словами,
Не клонит рабски головы.

Такой нравственный идеал отразился и в поэме «Иоанн Дамаскин», и в балладах, и в замечательном по своей выразительной лаконичности стихотворении «Коль любить, так без рассудку...», и в поздней лирике.

Когда-то 15-летним юношей в одном из первых своих стихотворений А.К. Толстой пророчески написал:

Я верю в чистую любовь
И в душ соединенъе;
И мысли все, и жизнь, и кровь,
И каждой жилки бъенъе
Отдам я с радостию той,
Которой образ милый
Меня любовию святой
Исполнит до могилы.

Так, собственно, и случилось... Этой светлой мечте суждено было воплотиться и в судьбе, и в поэзии А.К. Толстого: всю жизнь он любил Софью Андреевну Миллер. Поэт не преувеличивал, когда писал:

Мою любовь, огромную, как море,
Вместить не могут жизни берега.

Широко известна романтическая история знакомства Алексея Константиновича и Софьи Андреевны зимой 1850- 1851 г. на бале-маскараде в Большом театре.

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Полное неувядающей прелести стихотворение «Средь шумного бала» сегодня трудно читать: чтобы осознать текст, приходится «сопротивляться» музыке П.И. Чайковского. В центре стихотворения - самоанализ лирического героя, который пытается понять, что совершается в его душе после недавней встречи с необычной женщиной, чьи очи печально глядели,

А.К. Толстой сумел передать самую атмосферу нежной влюбленности, едва уловимого интереса, который внезапно проявляют друг к другу только вчера познакомившиеся люди.

Софье Андреевне было двадцать пять лет. Умная, образованная, далеко не красавица, но при этом необыкновенно женственная, она не могла не понравиться тому, кого прельщала прежде всего красота души и ума.

Софья Андреевна стала не только вдохновительницей лирики А.К. Толстого, но и помощницей, советчицей, первым критиком. При ее содействии возникали многие толстовские шедевры - и поэтические, и драматические. «Я все отношу к тебе: славу, счастье, существование», - писал А.К. Толстой жене.

Любовные стихотворения А.К. Толстого читаются как лирический дневник, повествующий об истории его чувства. Образ любимой женщины в них конкретен и индивидуален; он проникнут чистотой нравственного чувства и подлинной человечностью; отчетливо звучит у А.К. Толстого мотив облагораживающего воздействия любви.

Как здесь хорошо и приятно,
Как запах дерев я люблю!
Орешника лист ароматный
Тебе я в тени настелю.
Я там, у подножья аула,
Тебе шелковицы, нарву,
А лошадь и бурого мула
Мы пустим в густую траву.
Ты здесь у фонтана приляжешь,
Пока не минуется зной,
Ты мне улыбнешься и скажешь,
Что ты не устала со мной.

Все детали этого стихотворения, все его образы возникают как бы случайно, незаметно и создают атмосферу нежности и света, которая фокусируется в конце, как будто бы в незначащей фразе. Но в ней так органично и полно проявляется и герой - его любовь, забота, внимание, и героиня - ее нежность, женственность и даже судьба, и еще нечто, третье, главное - высокая поэзия и радость одухотворенной человеческой любви. А.К. Толстой создает атмосферу причастности к возвышенному представлению о смысле и ценности человеческих чувств и стремлений.

У А.К. Толстого есть такие стихи:

Не ветер, вея с высоты,
Листов коснулся ночью лунной;
Моей души коснулась ты -
Она тревожна, как листы,
Она, как гусли, многострунна.

«Моей души коснулась ты» - казалось бы, как мало! На самом деле - так много, потому что проснувшаяся душа будет жить дальше уже другой, новой, настоящей, не обязательно счастливой, но непременно живой человеческой жизнью.

А.К. Толстой оставил краткую, но удивительно емкую формулу всякого подлинного чувства:

Минула страсть, но пыл ее тревожный Уже не мучит сердца моего,

Но разлюбить тебя мне невозможно,

Все, что не ты, - так суетно и ложно, Все, что не ты, - бесцветно и мертво.

В лирических стихотворениях А.К. Толстой иногда почти дословно повторяет мысли, выраженные им в письмах к Софье Андреевне. Исследовательница Р.Г. Магина нашла несколько случаев подобных аналогий. Так, в октябре 1851 г. поэт пишет Софье Андреевне о своем большом чувстве: «Клянусь тебе, как я поклялся бы перед судилищем Господним, что люблю тебя всеми способностями, всеми мыслями, всеми движениями, всеми страданиями и радостями моей души. Прими эту любовь, какая она есть, не ищи ей причины, не ищи ей названия, как врач ищет названия для болезни, не определяй ей места, не анализируй ее. Бери ее, какая она есть, бери не вникая, я не могу дать тебе ничего лучшего, я дал тебе все, что у меня было самого драгоценного, ничего лучше у меня нет».

30 октября 1851 г., в те же дни, когда было написано это письмо, поэт создает одно из самых своих замечательных, предельно искренних стихотворений:

Ты не спрашивай, не распытывай,
Умом-разумом не раскидывай:
Как люблю тебя, почему люблю,
И за что люблю, и надолго ли?
Полюбив тебя, я не спрашивал,
Не разгадывал, не распытывал;
Полюбив тебя, я махнул рукой,
Очертил свою буйну голову!

Многие строки писем А.К. Толстого к любимой женщине не менее поэтичны, чем сами стихи, посвящаемые ей в течение 25 лет.

«Бывают минуты, в которые моя душа при мысли о тебе как будто вспоминает далекие-далекие времена, когда мы знали друг друга еще лучше и были еще ближе, чем сейчас, а потом мне как бы чудится обещание, что мы опять станем так же близки, как были когда-то, и в такие минуты я испытываю счастье столь великое и столь отличное от всего, доступного нашим представлениям здесь, что это - словно предвкушение или предчувствие будущей жизни». «Не за твой ум, не за твои таланты я люблю тебя. Я полюбил тебя за твою нравственную высоту и благодаря родству наших душ... Жизнь до встречи с Софьей Андреевной представлялась А.К. Толстому тяжким сном: «Без тебя я спал бы, как сурок, или страдал постоянной болезнью души и сердца. Любить тебя - это мой девиз! Любить тебя - значит для меня жить». В стихотворении, написанном летом 1856 г., читаем:

Если б я был богом океана,
Я б к ногам твоим принес, о друг,
Все богатства царственного сана,
Все мои кораллы и жемчуг!

Словами трудно передать всю глубину переполнившего поэта чувства:

Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.

А.К. Толстой - большой мастер улавливать и запечатлевать тончайшие нюансы настроений и чувств.

Тебя так любят все!
Один твой тихий вид
Всех делает добрей и с жизнию мирит.
Но ты грустна; в тебе есть скрытоемученье,
В душе твоей звучит какой-то приговор;
Зачем твой ласковый всегда так робок взор
И очи грустные так молят о прощенье,
Как будто солнца свет, и вешние цветы,
И тень в полдневный зной, и шепотпо дубравам,
И даже воздух тот, которым дышишь ты,
Все кажется тебе стяжанием неправым?

Лирический герой этого стихотворения стремится проникнуть в характер любимой женщины, понять и объяснить его. И по мере осмысления ее натуры неуловимо возникает нежность к ней, эта нежность нарастает к концу стихотворения, где высота духа и прелесть героини проясняются особенно определенно. По сути это стихотворение очень близко к стихотворению «Как здесь хорошо и приятно»; здесь то же высокое, духовное отношение к любви и женщине, восприятие возлюбленной как светлого духовного начала.

В интимной лирике А.К. Толстого запечатлены все оттенки истинной любви - и понимание, и сострадание, и жалость, и нежность, и стремление защитить любимую, стать ей опорой.

Толстовской героине постоянно сопутствовали «тоска», «робость», «неведомые муки», «сомнения и заботы». Чувство вины, с юности завладевшее Софьей Андреевной, которая стала невольной виновницей гибели брата, вступившегося за ее честь, не утихало с годами.

Ты словно яблони цветы,
Когда их снег покрыл тяжелый:
Стряхнуть тоску не можешь ты,
И жизнь тебя погнула долу;
Ты как лощинка в вешний день:
Когда весь мир благоухает,
Соседних гор ложится тень
И ей одной цвести мешает;
И как с вершин беокит в нее
Снегов растаявшая груда,
Так в сердце бедное твое
Стекает горе отовсюду!

Слабость возлюбленной вызывает у лирического героя сильное рыцарское чувство, мужественное и благородное.

Ты прислонися ко мне, деревцо,к зеленому вязу:

Ты прислонися ко мне, я стою надежнои прочно!

Толстовский герой как будто боится потерять что-то очень важное и дорогое, что было с трудом отвоевано у жизни, но что легко можно утратить. Эта интонация придает стихам А.К. Толстого особое обаяние. При этом мажорность тона ощущается в самых грустных строках А.К. Толстого.

О, если б ты могла, хоть на единый миг
Забыть свою печаль, забыть свои невзгоды?
О, если бы хоть раз я твой увидел лик,
Каким я знал его в счастливейшие годы!
Когда в твоих глазах засветится слеза,
О, если б эта грусть могла пройти порывом,
Как в теплую весну пролетная гроза,
Как тень от облаков, бегущая по нивам!

Да, здесь печаль, но нет безысходности, это пушкинская светлая печаль («Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою. Тобой, одной тобой...» - А.С.Пушкин. «На холмах Грузии») у А.К. Толстого даже слеза блестит светло, «светится». Читателя покоряет светлое чувство любви, желание радости и добра любимой женщине, переданное поэтом так легко и возвышенно.

Стихи, посвященные счастью любви, полноте и гармонии жизни, у А.К. Толстого еще более цельны, осязаемы и конкретны.

Источник за вишневым садом,
Следа голых девичьих ног,
И тут же оттиснулся рядом
Гвоздями подбитый сапог.
Все тихо на месте их встречи,
Но чует ревниво мой ум
И шепот, и страстные речи,
И ведер расплесканных шум...

Высокую ценность своей любви поэт осознавал не только в свете нравственного идеала независимости и свободы; он связывал ее и со своим романтическим идеалом, со своим религиозно-философским мировоззрением. А.К. Толстой был убежден в существовании духовного мира за пределами земного бытия и, чувствуя возвышенность своих любовных переживаний, осознавал их как проявление этого духовного мира, как свою связь с ним. Это романтико-идеалистическое осмысление своей душевной жизни он выразил в ряде стихотворений, очень значительных по глубине содержания и величавой выразительности языка: «Не ветер, вея с высоты...», «В стране лучей, незримой нашим взорам..», «Звонче жаворонка пенье...», «О, не спеши туда, где жизнь светлей и чище..» и других.

Особо выделяются по разработанности мотивов философской романтики стихотворения «Меня, во мраке и пыли...» и «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», где поэт говорит о существовании незримого мира таинственной жизни природы, одухотворенного любовью и открывающегося только тому, кто сам любит. Однако на земле любовь «раздроблена», а само земное существование - лишь «отблеск вечной красоты».

Ключевые слова: Алексей Константинович Толстой, лирика А.К. Толстого, критика на творчество А.К. Толстого, анализ творчества А.К. Толстого, скачать критику, скачать анализ, скачать бесплатно, русская литература 19 века

Последние материалы сайта