Сюжет фильма «Человек-амфибия. Ихтиандр - это кто? "Человек-амфибия" Александра Беляева Кто написал произведение человек амфибия

22.10.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

«Человек-амфибия» стал настоящим хитом, оказавшись самым популярным фильмом 1962 года в СССР. Картина не избежала скандалов - критики неодобрительно высказывались об откровенных нарядах 17-летней Анастасии Вертинской.
Исполнительница роли Гуттиэре Анастасия Вертинская до съемок картины не умела плавать, а для такого фильма это умение, мягко говоря, было бы не лишним. Однако актеры, несмотря на сложность и опасность съемок, выкладывались по полной, и дублеры понадобились лишь для подстраховки.

Любопытно, что «Человек-амфибия» для двух исполнителей главных ролей и для режиссера стал вторым фильмом в кинокарьере. Владимир Коренев (Ихтиандр) в 1958 году снялся в эпизодической роли в драме «Жизнь прошла мимо». Анастасия Вертинская (Гуттиэре) в 1961 год перед «Человеком-амфибией» появилась в другом известном фильме «Алые паруса». Владимир Чеботарев дебютировал в качестве режиссера в 1959 году с военной лентой «Сын Иристона».


Фильм «Человек-амфибия» 1961 года был снят по мотивам одноименного романа Александра Беляева, написанного в 1927 году. Однако книга эта тоже, по мнению литературоведов, имеет ряд первоисточников. Это французский роман «Человек, который может жить в воде» Жана де ла Ира и отечественный «Человек-рыба» неизвестного автора. При схожих чертах сюжета книги отличаются местом действия и отдельными идеологическими мотивами.


Съемочная группа столкнулась с неожиданной проблемой при съемках в водах Черного моря. Живности там явно не хватало, поэтому пришлось прибегнуть к оригинальной хитрости: для объектива подводной камеры сделали специальную насадку, которую наполняли рыбой. В итоге подводная панорама снималась на фоне богатой искусственной морской фауны.


В качестве консультанта для съемок фильма планировалось привлечь Жака-Ив Кусто. В 60-х он уже обладал не только достаточной известностью, но и уникальным опытом подводных съемок. «Мы смотрели его фильмы и заходились от зависти, глядя на 80 метров прозрачной воды», - рассказывал Чеботарев. Капитан Кусто очень заинтересовался проектом, однако финансовые трудности, преследовавшие съемочную группу, не позволили привлечь его к активной работе.


Фильм мог быть снят на десятилетие раньше: долгое время сценарию пришлось пылиться в «Ленфильме». Несмотря на популярность романа и интересный для кинематографистов замысел, режиссеры не могли решиться на съемки из-за непомерной по тем временам их технической сложности. А на молодого Чеботарева, решившегося на экранизацию, смотрели не иначе как на авантюриста.


Романом «Человек-амфибия» интересовались и на западе. В конце 40-х годов экранизировать его планировали и в Голливуде. По некоторой информации об этом подумывал даже Уолт Дисней. Однако дальше планов дело не пошло, по тем же техническим причинам, что и в СССР.


«Аргентину» для фильма в СССР нашли сразу в двух местах. Роль Буэнос-Айреса исполнил азербайджанский Баку (здесь же, кстати, спустя несколько лет снимали «Турцию» для «Бриллиантовой руки»). Подводный же мир пришлось искать достаточно долго. Черное море, наиболее удобное с точки зрения климата, оказалось слишком мутным. Однако в Крыму удалось найти бухту с достаточно чистой водой - Ласпи. На тот момент это место было не слишком освоенным, после съемок же фильма там появилась правительственная резиденция.
Интервью с режиссёром фильма, Владимиром Александровичем Чеботарёвым.


– Владимир Александрович, первый вопрос. С чего всё началось, как возникла идея фильма?
– До этого я снимал фильмы о войне – теме мне близкой и хорошо знакомой. Я сам воевал, прошёл с боями «от» и «до», был тяжело ранен, инвалид ВОВ. Но в тот момент мне хотелось отдохнуть от этой темы. Снять фильм красивый и необычный. Я просматривал сценарный портфель киностудии «Ленфильм», где работал в то время. Увидел сценарий «Человек-амфибия». А этот роман Беляева я полюбил с детства.
Мне нравится фантастика, которая ходит хотя бы одной ногой по земле. Истории, пусть нереальные, но которые происходят на нашей планете. Хотя читали сценарий многие, он не заинтересовал никого из режиссёров. Наверное, они не представляли, как его снять технологически. Вдобавок, сценарий был довольно слабый. Работу над фильмом я начал с разговора с подводниками. К тому времени я уже знал, что такое акваланг и что такое погружения. Но никому ещё в нашем кинематографе не приходилось снимать актёров под водой. Были только документальные фильмы. Мы с оператором Эдуардом Розовским связались с чемпионом страны тех лет Рэмом Стукаловым, другими специалистами. И пришли к выводу, что это трудно, очень трудно, но возможно.


Начинать нужно было с обучения актёров подводному плаванию. А я в это время занялся переделкой сценария. Помогал мне в этом Акиба Гольдбурт. Исходя из технической сложности предполагаемых съёмок, мы решили попросить на это побольше денег. Но денег нам не давали – в затею мало кто верил. Мой учитель, Козинцев сказал, что это моя вторая полнометражная картина в кино, и «под меня» денег не дадут. Мне необходима была помощь человека, имеющего большой вес в кинематографе.
И эта помощь пришла со стороны моего сценариста Гольдбурта. Он предложил обратиться к Каплеру, с которым вместе сидел в лагере. По разным причинам – один за анекдоты, второй за любовь – но по одной статье. Чтобы он посмотрел профессиональным взглядом, что нужно доделать и поставил свою подпись. Таким образом, появился Каплер, появилась солидная фирма. Говоря современным языком, Каплер, по существу, стал продюсером фильма, и мы получили право на подготовительный период.


Наняв фелюгу и взяв с собой трёх подводников и аппаратуру, мы начали пробовать снимать под водой. Одновременно искали место для съёмок. На этой фелюге мы прошли по берегу Крыма и нашли место, которое называется Ласпи. Эта бухта показалась нам чрезвычайно удобной. Во-первых, потому что там очень чистая вода. Беда Чёрного моря в том, что оно мало прозрачно. Слишком много взвесей. Во-вторых, там было место, где можно поставить вольер. Мы собирались запустить в него дельфинов для съёмок. Любопытно, что когда мы нашли эту бухту, это было совершенно дикое место. А после съёмок там стали строить правительственную резиденцию, ныне известную всему миру как дача Горбачёва в Форосе. Получается, что именно мы нашли это место.

Танец Гутиэре и Ихтиандра на празднике
В Финляндии мы нашли старую рыболовецкую шхуну, которую назвали «Медуза». Её пригнали к берегам Ласпи. Так мы начали снимать.
– Владимир Александрович, вы пытались перенять опыт тех, кто уже снимал под водой?
– Я связался с Кусто. Он уже тогда был известен, мы смотрели его фильмы и заходились от зависти, глядя на 80 метров прозрачной воды. Это такие возможности, о которых мы могли только мечтать. Что хочешь, то и делай. Даже получил приглашение приехать, он заинтересовался нашим проектом. Но нам просто не дали немножко валюты. Министр культуры сказал, что это детский фильм и: «Какие могут быть деньги?». Хотя я был убеждён, что этот фильм будут смотреть люди от 8 до 80 лет. И оказался прав.


– Как выглядела технология подводных съёмок?
– Актёры опускались под воду в аквалангах вместе с инструктором-подводником. Когда они добирались до места съёмок, актёр делал вдох. После этого инструктор вынимал загубник изо рта, брал акваланг и уходил из поля видимости камеры. Примерно минуту Настя Вертинская и Володя Коренев держали воздух и работали. Точнее, сколько актёр мог держать воздух, столько мы и снимали. Потом я давал сигнал «стоп», и им засовывали в рот загубник. После этого они отдыхали до следующего эпизода. Таким образом, мы сделали все подводные съёмки.
– А как работали операторы?
– Операторы тоже работали в аквалангах. Мы первыми боксировали камеру, ещё не очень умея это делать. Боксы нам сделали в мастерской по специальному заказу.
Оператор Розовский придумал интересное приспособление. Так как живности в Чёрном море не много, то он сделал такой раструб, который одевался на объектив подводной камеры, и мы наполняли его рыбой. Все панорамные съёмки делались на фоне рыбы из раструба на первом плане. Такое маленькое рукотворное Карибское море.


Мы ждали больших дельфинов, был заключён договор с Новороссийском, с бригадой, которая ловила дельфинов в Чёрном море. Туда даже поехал дрессировщик, который должен был их отловить и привести на съёмочную площадку. Вольер в Ласпи уже стоял, опущенный под воду. Но дельфинов не было. Мне не дали денег на перевозку. Вообще, весь фильм я задыхался от отсутствия денег.
Поэтому мы взяли метровых катранов, которых купили у рыбаков, и запустили в этот вольер. Ну и рыбу поменьше. Правда, катран – рыба хищная, и надо было успеть снять до того, как они сожрут мелкую рыбу. Позже удалось купить у тех же рыбаков несколько небольших дельфинов.
– Сколько, говоря современным языком, дайверов участвовало в создании фильма?
– В съёмках фильма участвовало пять подводников. К сожалению, я не помню их фамилий. Из них двое выполняли функции дублёров для Насти Вертинской и Володи Коренева. Правда, в основном они работали сами. Надо отдать должное, ребята были героические. Но некоторые съёмки я проводил с дублёрами.
Например, сцена ареста Ихтиандра.

Костюм Владимира Коренева из фильма «»Человек - амфибия»
Там, если вы помните, на него надевают наручники. Он вырывается и прыгает со скалы вниз, а потом всплывает шляпа. Это всё в одном кадре, никакого монтажа. Наручники надевали на Коренева, он бежал, а прыгал с 25-метровой скалы уже Володя Иванов, дублёр. Дальше он находил акваланг, дышал, после этого снимал шляпу, и она всплывала. И всё это, повторюсь, в одном кадре. Это был высший класс профессиональной работы подводника. Мы всё старались делать по высшему классу – съёмки, декорации, музыку, костюмы.
– Из чего был сделан костюм Ихтиандра?
-Для Ихтиандра придумали комбинезон из эластичной ткани (из которой делали плотные женские колготки). Из старой кинопленки вырубили чешуйки (10 000 штук), покрасили их перламутровой краской и вручную нашили на комбинезон. Таких костюмов сделали четыре», - рассказывал оператор.
Исполнитель роли Ихтиандра актер Владимир Коренев рассказывал: «Единственная неприятность - я постоянно замерзал, потому что был очень худым, а снимали под водой по нескольку часов в день. Трикотажный костюм сразу намокал и нисколько не грел. Сначала мне сшили под него прокладку из поролона, но и это не спасало. Потом под костюм смастерили резиновые рубашечку и трусы. Вода под них проникала, нагревалась от тела, и было чуть теплее».


Дальше ласты, длинные, не отечественные, средне-короткие. Их покупали в Германии по совету подводников. Володя Иванов, который был чемпионом Ленинграда по подводному плаванию, плавал как раз в таких ластах. Они давали в два раза большую скорость. Я сам в них плавал.
– Это правда, что Рэм Стукалов спас Володю Коренева?
– Да, был один очень напряжённый момент. Мы снимали ту сцену, когда Ихтиандр, привязанный к якорю, опускается на дно во время приезда Зуриты. Как всё это происходило. Мы выбрали место, где «Медуза» сбрасывала якорь. Обычно мы работали на десяти метрах глубины, а тут якорь ушёл метров на двадцать. Но когда мы с Розовским опустились и увидели, как красиво падают и преломляются солнечные лучи на этой глубине, то решили не вздёргивать якорь, а на двадцать метров опустить Володю. После репетиции его крепко привязали и опустили с аквалангом.
Он должен был вырываться из пут, которыми его привязали к якорю. Мотор! Начали! Коренев вырывается, всё отлично. Стоп. Снято. Подводник, который был рядом, даёт ему загубник акваланга. Володя начинает тянуть, а воздух не поступает, акваланг не работает. Он ничего не понимает, он же без маски, а без неё под водой видно плохо. В этот момент, находившийся справа от меня Рэм Стукалов мгновенно реагирует.


Он сбрасывает свой акваланг и даёт его Володе. Коренев даже не понял, что произошло. А Стукалов, с двадцати метров, один раз вздохнув, без декомпрессионных остановок выходит на поверхность. Ценой кессонной болезни он спас исполнителя главной роли. Володе мы тогда ничего не говорили. Боялись, что кураж пропадёт. Рассказали только после окончания съёмок.
– На съёмках фильма вы обошлись без травм?
– Бог миловал. Потому что были довольно опасные сцены. Возьмите, например, сцену, когда на героиню Вертинской нападает акула, она опускается на дно моря и плавно ложится на песок. А ведь она это делает без акваланга.


На тренировках подводники её научили, как травить воздух. Ведь, если у вас в лёгких воздух, вы не опуститесь. А надо тонуть. Кроме этого, мы ей в трусики свинцовый водолазный пояс прикрепили, килограммов десять весом. Когда она опускалась на дно, ей надо было ещё несколько секунд лежать. И только в этот момент ей давали акваланг. Потом, когда она делала несколько вдохов, мы отбирали у неё акваланг. К ней подплывал Ихтиандр, брал её за талию и вытаскивал из воды. Тут уже без дублёрш. Настя работала сама.
– У вас не возникало желания сделать сиквел фильма?
– Мне много раз поступали подобные предложения. Но я глубоко убеждён, что можно только один раз сделать хороший фильм, любые продолжения будут заведомо хуже.
– Ну, а просто фильм на подводную тему?
– Я, конечно, заразился этой темой. И с удовольствием бы снял фильм о подводном мире. Но материала уровня «Человека-амфибии» мне больше не попадалось.
– А заниматься дайвингом для собственного удовольствия вы продолжали?


– Да, я очень люблю этот вид спорта. Занимался им до тех пор, пока мне это позволяла раненая на фронте нога. Кстати, о спорте. На моё восьмидесятилетие мне преподнесли грамоту от Комитета по физической культуре и спорту. Они оценили мой вклад в пропаганду подводного плавания. Это произошло на фестивале в Ялте, в прошлом году, когда праздновалось сорокалетие фильма. На набережной, в других местах были поставлены большие экраны, на которых в один и тот же вечер демонстрировался фильм «Человек-амфибия». И каждый вечер в ресторане отеля, где мы жили, выбегала девушка и пела: «Нам бы, нам бы всем на дно. Там бы, там бы пить вино». Замечательная песня композитора Андрея Петрова.
– Это, насколько мне известно, его первый опыт работы в кино?
– Да, это его первый фильм. Дело в том, что сначала был другой композитор. Пестуя молодого режиссёра, мне посоветовали большого композитора, преподавателя Гнесинки, руководителя курса, который начал писать мне музыку. Когда он прислал несколько кассет в Баку, где мы тогда находились, и я соединил её с уже готовыми текстами, то понял, что моему фильму конец.


В этой музыке не было той романтики, которой я хотел, той стильности и современности. Я понял, что мне нужно с этим композитором расставаться. И тогда я решился, к великому возмущению музыкального отдела студии, расторгнуть с ним договор. Я был знаком с Петровым, он был, как и я, ленинградец. Привёз его в Баку, показал материал. И через десять дней он прислал две кассеты потрясающей музыки к песням и основную музыкальную тему фильма. Я, в некотором роде, дал путёвку в жизнь этому замечательному композитору.
– Как встретили фильм?
– Критика встретила фильм резко отрицательно. Достаточно вспомнить название одной из статей: «Плачь по Ихтиандру». Упрекали меня в отходе от романа и дурном вкусе. Только в 1962 году, когда прошёл первый фестиваль фантастических фильмов в городе Триесте, на котором фильм получил один из главных призов – «Серебряный парус» (приза «Золотой парус» на фестивале не было), отношение изменилось. А зрители приняли фильм сразу.
Во время премьеры в кинотеатре «Россия», в конце 1961 года, выдавили огромные стеклянные витрины, и люди стояли в проходах. За первый квартал демонстрации фильма он собрал 67 миллионов зрителей.

Вспоминает оператор Эдуард Розовский
-Мне не раз говорили, что, работай я в Голливуде, стал бы миллиардером, - вспоминал оператор. - Но в СССР мои подводные наработки оказались никому не нужны. Я предлагал снимать картины о подводном флоте, сюжеты о морских обитателях, у меня была обученная группа людей, готовая техника. Но все рухнуло. После выхода «Человека-амфибии» опыт подводных съемок выбросили на помойку».
Подводные съемки великолепны, но не менее изумительна работа оператора «на суше». Потрясают совершенно невероятные крупные планы всех героев. Невозможно забыть огромные, в пол-лица глаза 21-летнего актера Владимира Коренева, красивые восточные - 16 - летней Анастасии Вертинской и демонически бездонные 25 - летнего Михаила Козакова.
Именно глаза персонажей - душа этой картины. «Когда мы начали подбирать актеров, я объявил помощникам: «Мне нужны молодые люди с морем и небом в глазах», - рассказывал Владимир Чеботарев. «Море в глазах» - забавно, именно такие глаза оказались у актера В. Коренева - сына контр-адмирала. Есть в этом что-то мистическое…


Снова цитата из интервью Розовского: «Мне хотелось создать особенный взгляд Ихтиандра и Гуттиэре, которые были как бы рождены друг для друга - человек моря и человек земли. Получить глаза, в которых отражаются все краски стихии. Для этого справа и слева от актеров ставились специальные осветительные приборы с голубыми и зеленоватыми фильтрами, просвечивавшие глазное дно и превращавшие цвет глаз в лазурно-голубой».
«Еще я хотел влезть в мозг Ихтиандра, чтобы увидеть мир его взглядом.
Пыльный, враждебный город в картине я снимал только в отраженном свете, через бликующие зеркальные поверхности, искажавшие изображение, - как бы взгляд человека извне».
Роль города Буэнос - Айреса «исполнил» Баку, все подводные съемки происходили в Крыму. Надо отдать должное художникам - постановщикам, их город по стилю очень напоминает Буэнос - Айрес конца 50-х.
Вообще, картину принято пренебрежительно называть «нашим представлением о заграничной жизни», но я хочу вам сказать, что, на мой взгляд, сделано это очень хорошо. Представьте себе, что в то время, кинематографисты выезжали за рубеж крайне редко, особенно в капстрану. В своих стилизациях они чаще опирались на кино- и фотоматериалы. Поэтому получалось слегка утрированно, но зато очень «по - заграничному».
Костюмы
Фильм снимали в 1960 году, и конец 50-х для моды в СССР был просто «лучом света в темном царстве»: в июне 1956 года в парке Горького проходил Британский показ мод
Платья Гуттиэре - настоящий диоровский New Look.
Платье это очаровательно. Посмотрите, как ритмически декор рукава перекликается с завязками сандалий - римлянок.
Свадебный наряд героини также сшит «по последнему писку моды»
«Художники Всеволод Улитко и Тамара Васильковская придумали форму очков, шлем, плавник на костюме, - продолжает рассказывать Розовский, - Сначала думали, что в шлем сможем поместить какой-нибудь баллончик с кислородом для автономного дыхания, но не вышло».


М. Козаков не любил вспоминать эту роль, он рассказывал в интервью: «Был такой фильм-фельетон, который начинался так: «В коротких тропических штанишках, в пробковом шлеме на своей шхуне «Медуза» стоит красавец дон Педро Зурита:» И когда я приходил в театр «Современник», Олег Табаков (тогда веселый, молодой) говорил: «В коротких тропических штанишках на своей шхуне «Медуза»:» - «Лелик, прекрати!» Издевались».
Действительно, длина шорт у героев фильма сегодня кажется непривычно короткой. Но это именно примета моды начала 60-х, такой длины были в то время спортивные трусы и шорты, особенно забавно они сегодня смотрятся из-за высоко поднятой талии.


Художникам хотелось показать экзотичность Латинской Америки, отсюда, пробковые шлемы, сомбреро, пиратские платки.
Зурита, в исполнении блистательного М. Козакова, выглядит одновременно шикарно и отвратительно.
Ихтиандр - дитя моря, лишенное возможности общения с остальными людьми. Он наивен, инфантилен, для него не существует полутонов, а только две краски: белая и черная, добро и зло. Вот и его костюм почти всегда монохромен: белое с черным.
Только в сцене его похищения появляется сложный коричневый цвет с оттенками. Человек - амфибия пытается быть похожим на людей.
Шейный платок - еще одна примета времени и моды 60-х.
Конечно, этот фильм не идеален и, местами, трогательно наивен. Но для тех лет - просто революционен. На мой взгляд, не только потому, что получился нереально красивым, а еще потому, что в нем оказалось очень много чувства. Юные, лишенные цинизма наших современников, неискушенные актеры, вся съемочная группа с энтузиазмом работавшая над фильмом - все отложило свой отпечаток. И получилась одна из самых красивых сказок советского кино.
На фильме побывало 65,5 млн зрителей - это каждый четвертый житель СССР. В моду вошли белые брюки и длинные волосы. А министр культуры Екатерина Фурцева говорила, «эта картина - подарок Министерству финансов». Тем не менее, редколлегия «Ленфильма» вынесла такой вердикт (дословная цитата): «Мы уверены, что значительно раньше 2000 года зрители забудут этот фильм. И если в течение ближайших лет наши кинематографисты сделают несколько увлекательных, красивых, благородных фантастических фильмов, «Человек-амфибия» спокойно, без споров и волнений, уйдет из зрительской памяти».

Которая завоевала признание многих людей, показывая, как порой удивительны повороты судьбы. Мы рассмотрим это произведение с точки зрения читательского интереса и укажем, что же такого особенного оно в себе хранит.

Жанр

Жанровая принадлежность достаточно легка для выявления. Все романы, так же как и эта книга, написаны в жанре научной фантастики, которую очень любит Александр Романович Беляев. «Человек-амфибия» является пиковым произведением, которое рождено этим известным автором. В отличие от других его «детей», этот роман с полной силой показывает любимый им жанр.

"Человек-амфибия". Тематическая направленность

Как и многие произведения Александра Беляева, это пропитано морской тематикой. Наименование романа в полной мере показывает это. Автор с особой красочностью рассказывает о морских глубинах, где бывает главный герой, и не скупится ни на эпитеты, ни на другие тропы, способные во всех красках описать любимую стихию.

Главные герои

В книге "Человек-амфибия" главные герои достаточно жизненно описываются, и автор не скупится на оживление образа каждого из них. Главными героями являются:

  • Ихтиандр - человек-амфибия.
  • Бальтазар, который является одним из рыбаков, собирающих жемчуг, и отцом Ихтиандра.
  • Зурита - капитан корабля и главный ловец жемчуга.
  • Гуттиэре - приемная дочь Бальтазара и самая красивая девушка в округе.
  • Сальватор - безумный гений и опекун человека-амфибии.

Все представленные персонажи играют важную роль в этом произведении. По сравнению с другими романами, где их обычно бывает один или два, в произведении Беляева "Человек-амфибия" главные герои - это все персонажи, которые активно задействованы. Каждый из них сыграл свою роль в этом эпическом романе.

Отметив общую ценность персонажей, рассмотрим каждого в отдельности.

Характеристика героев

Первым стоит отметить Ихтиандра. Герой представлен как умный и добрый, он помогает бедным. Беляев своего героя видит морским Робин Гудом, который, согласно легенде, грабит богатых и отдает бедным. Подобная легенда присутствует и в этом произведении, где, согласно линии повествования, морской дьявол, так именуют Ихтиандра местные рыбаки, разрезает сети состоятельных рыбаков и отдает улов бедным.

Описываемое поведение породило шквал положительных эмоций и получило многочисленные хорошие отзывы. Человек-амфибия стал любимцем как в книжной индустрии, так и в кинематографической.

Юноша представлен честным и, к сожалению, наивным. Это проявляется в искренней вере людям, которые не знакомы и ищут возможность воспользоваться возможностями другого. Представленное описание отлично подходит Зурите. Помимо перечисленных положительных качеств важнейшего героя книги, стоит отметить еще одно, которое сыграло решающую роль во всем романе - это самопожертвование и любовь. "Морской дьявол", согласно сюжету, спасает девушку не только от смерти, но и от бесчестия и насилия со стороны ее поклонников, в итоге попадая в беду и теряя веру в людей. В конце романа Ихтиандр решается уплыть к другу своего приемного отца, чтобы искать там помощь.

Зурита — следующий герой, который заслуживает нашего внимания. Представленный персонаж является негативным. В своей книге Беляев не отступает от существующих традиций, которые подразумевают наличие положительного и в сюжете произведения. Именно этим "злодеем" и становится Зурита - капитан команды собирателей жемчуга. Главной чертой героя является алчность, которая распространяется не только на его деятельность, но и на личные интересы. Главным показателем этой характеристики является желание приобрести как можно больше жемчуга, используя фантастические способности человека-амфибии. Вторым объектом алчности персонажа является девушка Гуттиэре, которая пленяет его своей красотой и которую он похищает из дома.

Гуттиэре - следующая героиня Беляева. Девушка представлена автором красивой и молодой, честной, а главное - умеющей сострадать и переживать. Гуттиэре также считается положительной героиней, ставшей жертвой собственной красоты. Однако, несмотря на перипетии ее судьбы, в конце романа она становится счастливой.

Сальватор - следующий персонаж, о котором стоит упомянуть.

Этого героя книги "Человек-амфибия" автор представил в виде зачинщика всех последующих событий. Благодаря его деятельности появилось то существо, о котором стали ходить легенды, и он стал легендой русской и даже зарубежной классики. Однако, несмотря на столь важную роль, злым гением, дела которого пошли на благо, его представить нельзя. Именно Сальватор дал жизнь умирающему ребенку и помог обрести способности, о которых только стоит мечтать. Сущность этого персонажа заключается в спасении другого и уходе с целью оберегания в течение всей жизни.

Бальтазар - последний герой, о котором стоит упомянуть. Однако он не последнюю роль сыграл в данном произведении. Действительность для этого персонажа проста. Он отец самой красивой девушки (это его приемная дочь) в округе и юноши, которого считал когда-то умершим. Его доброта и любовь к дочери помогают оградить хоть ненадолго девушку от нападок надоедливого поклонника Зуриты. Именно Бальтазар помогает выжить человеку-амфибии и обрести ранее утраченную свободу.

Итак, отметив главных героев описываемого романа, хотим сказать, что в книге "Человек-амфибия" автор пытается показать, насколько может быть сильна привязанность между родителем и его ребенком. Что существует взаимовыручка ради жизни другого или просто ради чистой совести, а также существует, как в любой сказке, добро и зло, где первая сторона побеждает вторую после длительной и порой опасной борьбы.

Сюжет

"Человек-амфибия" - книга, которая завораживает своим сюжетом и указывает на то, что в нашем мире или, скорее, в мире науки, возможны всевозможные чудеса, которые являются результатом эксперимента, проводимого добрым гением.

Говоря о науке и экспериментах, мы имеем в виду Сальватора, который для спасения ребенка вживил ему жабры, чтобы он мог жить под водой. Ихтиандр получал истинное удовольствие от подводной жизни, но на суше ему также приходилось бывать, чтобы хоть немного понимать человеческую суть и, в случае необходимости, найти помощь среди людей.

В книге "Человек-амфибия" тема любви и симпатии между двумя разными по своей природе существами проходит красной нитью. Книга пропитана любовью, состраданием, алчностью и раскаяньем, которое приходит слишком поздно.

Именно сюжет книги повлиял на многочисленные отзывы. "Человек-амфибия" стал одним из любимых романов общества.

Интересные факты о книге "Человек-амфибия"

Согласно одному из источников, не все имена, указанные автором в произведении, являются плодом его фантазий.

Например, имя Сальватора - безумного ученого, создавшего Ихтиандра, - взято из реальности. Сальватором звали профессора, который проводил эксперименты над детьми после получения письменного согласия от их родителей. Дальнейшая судьба реального ученого дала толчок для создания вымышленного персонажа знаменитой книги.

Второй интересный факт касается непосредственно рождения Ихтиандра. В России жил ученый Мышкин, который вживлял животным и детям чужеродные органы. Одним из подопечных стал юноша, перенесший хорошо операцию, но в итоге погибший из-за несовместимости существующих внутренних органов. Реальный юноша стал прототипом вымышленного Ихтиандра, который стал жить во всемирно известном произведении Беляева.

Отзывы. "Человек-амфибия" - книга-бестселлер

Многие, кто читал хотя бы один из романов Александра Романовича Беляева, были в восторге от его творчества. Люди говорят о том, что роман "Человек-амфибия" просто не может оставить равнодушным. Каждый отклик показывает, насколько захватывающие строки рождены русским классиком. Согласно многочисленным отзывам, книга захватывает с первых страниц и не отпускает до конца. Радует, что и подрастающее поколение находит это произведение интересным и актуальным для себя. Ведь тема любви вечна, так говоря отзывы. "Человек-амфибия" - роман, который читают и в других странах, и тоже с огромным удовольствием.

Резюме

В представленной статье мы рассмотрели произведение, которое написал Александр Беляев. "Человек-амфибия" - книга, рассчитанная на любой возраст, завораживает воображение каждого своего читателя. Она вдохновляет на прочтение других произведений Беляева, который очень любит морскую тематику. Об этом говорят их названия: "Остров погибших кораблей", "Над бездной".

Несмотря на то что все представленные произведения получали отличные отзывы, описанный в статье роман больше всего полюбился народу, причем не только в виде книги, но и в виде фильмов.

В заключение хотим дать совет: читайте только хорошую и качественную литературу, ведь любая забытая книга - это брошенный близкий друг.

Познакомимся с популярным научно-фантастическим романом, написанным в 1927 году. Вашему вниманию предлагается его краткое содержание. "Человек-амфибия" - произведение Александра Беляева, которое было неоднократно экранизировано. И это неудивительно - сюжет его действительно интересен.

Итак, начинаем описывать краткое содержание. Человек-амфибия - главный герой романа. Однако в начале произведения никто не может понять, что за чудовище живет в море. По городку с некоторых пор начал разноситься слух о появлении Морского дьявола. Множество бед как будто причинял он - выбрасывал из лодок рыбу, разрезал сети. Но, по слухам, он также спас кого-то от акулы. Об этом чудовище писали газеты. В конце концов решили организовать научную экспедицию, доказавшую, что его не существует. Однако суеверных индейцев и испанцев не разубедили заверения экспедиции. Они по-прежнему боялись выходить в море. Уменьшились уловы рыбы и жемчуга.

План Педро Зуриты

Такая ситуация подрывала планы владельца шхуны "Медуза" Педро Зуриты. У него вскоре появилась идея: поймать чудовище и заставить его добывать для себя жемчуг со дна моря. Зурита убедился сам в том, что Морской дьявол разумен. Он слышал, как это чудовище кричало человеческим голосом, плывя верхом на дельфине.

Проволочная сеть была сооружена по приказу Зуриты. Ее установили у входа в подводный туннель. Сюда часто заходит Морской дьявол, как выяснили водолазы. Однако им не удалось его поймать. Когда сеть вытаскивали, "дьявол" разрезал острым ножом проволоку и через дыру вывалился в воду.

Однако Зурито был целеустремленным и не был настроен отступать. Размышляя о Морском дьяволе, он сделал вывод, что на берегу, у подводного туннеля, находится еще один выход.

Дом доктора Сальватора

Огромный дом с высоким забором стоял неподалеку от берега. В нем жил доктор Сальватор, целитель, которого знала вся округа. И Зурита решил, что загадку Морского дьявола раскрыть можно, лишь оказавшись в его доме. Однако Педро, несмотря на то что он притворялся больным, не пустили к доктору. Тем не менее испанец не изменил своим планам.

Кристо отправляется к Сальватору

У ворот дома Сальватора через несколько дней стоял пожилой индеец, держащий на руках больную девочку. Это был Кристо, который согласился исполнить просьбу Зуриты. Его впустили, слуга у него забрал ребенка и сказал вернуться через месяц. Когда тот явился, слуга возвратил ему абсолютно здоровую девочку. И хотя она совсем не была его внучкой, он начал ее целовать и бросился перед доктором на колени, сказав, что очень обязан ему. Кристо попросил Сальватора взять его в слуги. Доктор нечасто брал новых слуг, однако работы было много, и он согласился. В саду Сальватора многое удивило и напугало индейца. Здесь были крысы и овцы, сросшиеся боками, лающие, как собаки, пятнистые ягуары. Змеи с головами рыбы и рыбы с лапами лягушек плавали в пруду. Однако Кристо не увидел Морского дьявола.

Кем оказался на самом деле Морской дьявол

Прошло уже больше месяца. Индеец заметил, что доктор доверяет ему все больше. И вот в один день он познакомил Кристо с Морским дьяволом. Оказалось, что это обыкновенный юноша, обладающий способностью долгое время находиться под водой. По-видимому, дьяволом его прозвали из-за странного наряда: костюм, облегающий тело, ласты, перчатки с перепонками и огромные очки. Человека-амфибию звали Ихтиандром. Мир, в котором он жил, был намного интересней и увлекательнее наземного. У юноши под водой были друзья - дельфины. К Лидингу, одному из них, особенно привязался человек-амфибия. Очень краткое содержание, к сожалению, не предполагает подробного описания их взаимоотношений.

Ихтиандр разыскивает девушку

Ихтиандр однажды заметил девушку, привязанную к доске и умирающую. Юноша ее вытащил на берег, после чего скрылся. Тогда к девушке подбежал какой-то усатый господин и начал убеждать ее в том, что именно он ее спас. А Ихтиандр влюбился в эту незнакомку. Он рассказал о ней и Кристо. Индеец предложил ему отправиться в город - там много девушек, возможно, среди них есть и прекрасная незнакомка.

Кристо и Ихтиандр в назначенный день отправились в город. Этим эпизодом продолжает свой роман Александр Беляев ("Человек-амфибия"). Краткое содержание его следующее. Кристо хотел привести юношу к Бальтазару, своему брату, где их будет ожидать Педро Зурита. Однако в доме у Бальтазара они нашли лишь его приемную дочь Гуттиэре. Увидев ее, Ихтиандр выбежал и скрылся. Хитрый индеец догадался, что это и есть та незнакомка, которую спас когда-то Ихтиандр.

Морской дьявол достает ожерелье со дна моря

Вам любопытно узнать, чем продолжается краткое содержание рассказа "Человек-амфибия" (хотя рассказом его называть неправильно, потому что это полноценный роман)? Дальше сюжет становится все интереснее. Прошло две недели. Плавая по заливу, Ихтиандр однажды снова увидел Гуттиэре. Девушка разговаривала с молодым человеком, после чего сняла жемчужное ожерелье и протянула его ему. Вдруг ожерелье выскользнуло из рук Гуттиэре и упало в воду. Очень глубоким был залив, и его было не достать со дна. Ихтиандр, успевший выйти из воды и надеть костюм, подбежал к Гуттиэре. Он сказал, что постарается ей помочь и бросился в залив. Очень испугалась за Ихтиандра Гуттиэре со своим спутником. Они решили, что юноша, должно быть, уже утонул. Однако он показался вскоре из воды и отдал жемчуг Гуттиэре.

Встречи Ихтиандра и Гуттиэре

Следует обязательно рассказать о взаимоотношениях Ихтиандра и Гуттиэре, пересказывая роман "Человек-амфибия". Краткое содержание по главам было бы неполным без этой важной сюжетной линии. После их встречи, описанной выше, Ихтиандр каждый вечер приплывал к берегу. Он переодевался в костюм, припрятанный здесь, и затем ждал девушку. Вместе они каждый день гуляли. Юноша все больше понимал, что любит Гуттиэре. Однажды они повстречали Ольсена, молодого человека, которому девушка собиралась подарить свой жемчуг. Из-за чувства ревности Ихтиандр решил признаться в любви Гуттиэре. Однако в это время показался всадник, Педро Зурита. Он отругал ее за то, что она, будучи невестой одного, гуляет с другим. Ихтиандр, услышав эти слова, побежал к берегу и скрылся в воде. Гуттиэре побледнела, а Педро Зурита рассмеялся. Девушка решила, что теперь Ихтиандр действительно погиб.

Гуттиэре выходит замуж

С какими же событиями далее знакомит нас А. Р. Беляев ("Человек-амфибия")? Краткое содержание, составленное нами, содержит описание самых важных из них. Морской дьявол, конечно, не утонувший, не переставал думать о своей возлюбленной, но теперь уже с горечью. Он увидел как-то Ольсена под водой среди искателей жемчуга. Ихтиандр направился к нему, чем испугал его и других пловцов. Ольсен и Ихтиандр через несколько минут уже разговаривали, сидя в лодке. Ольсен понял, что Ихтиандр и Морской дьявол - это одно и то же лицо. Он рассказал о произошедших событиях человеку-амфибии. Гуттиэре теперь была замужем за Зуритой, владельцем шхуны. Ей был несимпатичен ее муж. Девушка вышла за него лишь потому, что думала, что Ихтиандр погиб. Она жила сейчас на гасиенде Зуриты.

Расправа над Ихтиандром

Недоумение местных жителей вызывал странный юноша, одетый в измятый костюм. В одной из гасиенд в то время было совершено ограбление. В нем был заподозрен Ихтиандр. Однако юноше удалось бежать в наручниках. Он пришел ночью к дому Гуттиэре. Ихтиандр начал звать девушку, но вдруг упал, почувствовав боль. Его лопатой ударил Педро Зурита, которому совсем не понравился пришедший к его супруге "каторжник". После этого тело бросили в пруд. Девушке ночью не спалось, и она решила выйти во двор. Здесь она увидела ведущую к пруду кровавую дорожку. Когда Гуттиэре подошла к пруду, Ихтиандр показался из воды. Девушка испугалась, посчитав, что перед ней утопленник, однако юноша объяснил, кто он.

Ихтиандр достает жемчуг для Зуриты

Зурита подслушал их разговор. Он пообещал сдать полиции Ихтиандра или отпустить его, но лишь в том случае, если юноша достанет для Зуриты много жемчуга со дна морского. Так на "Медузе" оказался Ихтиандр. Его посадили на длинную цепь, после чего отпустили в море.

Целое состояние принес Зурите первый же улов. Волна возбуждения прокатилась по шхуне. А на другое утро Зурита его выпустил в море без цепи. Согласно уговору, Ихтиандру следовало исследовать корабль, утонувший недавно, и принести найденное Зурите. Когда Морской дьявол скрылся под водой, команда напала на Зуриту, поскольку его богатство вызывало зависть. В безвыходном положении оказался Зурита, когда заметил, что лодка приближается к шхуне. Доктор Сальватор находился в ней. Зурита тут же прыгнул в шлюпку и направился к берегу. Обследовав шхуну, Сальватор не нашел Ихтиандра.

Процесс над доктором

Вскоре с помощью Бальтазара, Кристо и Зуриты организовали процесс над доктором. Животных из его сада обследовали многочисленные комиссии. Однако главным доказательством проводимых Сальватором ужасных опытов был Ихтиандр. Его держали теперь в камере, в бочке с водой. Воду редко меняли, и юноша практически умирал. Судебный процесс доктора Сальватора не сломил - он продолжал писать даже в камере, и прооперировал однажды жену начальника тюрьмы. Но вот состоялся суд, на котором доктору было предъявлено множество обвинений.

Спасение Ихтиандра

Уже приближается к финалу роман, который создал Беляев ("Человек-амфибия"). Краткое содержание продолжается тем, что Сальватор ночью после суда увиделся с Ихтиандром. Дело в том, что начальник тюрьмы разрешил доктору совершить побег, однако Сальватор попросил позволить уйти из тюрьмы не ему, а Ихтиандру. Водовоз участвовал в заговоре, и именно он вывез в бочке с водой из тюрьмы Морского дьявола. Юноша теперь должен был совершить длительное путешествие к Южной Америке, где проживал друг доктора.

Чем же заканчивается краткое содержание? Человек-амфибия был через несколько лет забыт всеми, про Морского дьявола больше никто не вспоминал. Сальватора отпустили из тюрьмы, Гуттиэре развелась со своим мужем, а затем вышла замуж за Ольсена.

Мы изложили сюжет романа, составив краткое содержание. "Человек-амфибия" - интересное и увлекательное произведение, поэтому советуем прочитать его в оригинале. В тексте вы найдете множество интересных подробностей. Русским Жюль Верном именуют такого писателя, как Александр Беляев. "Человек-амфибия", краткое содержание которого было представлено выше, - не единственное его произведение. Этот автор написал 13 романов, многие из которых также очень интересны.

значения

«Челове́к-амфи́бия» - научно-фантастический роман о человеке, способном жить под водой, написанный Александром Беляевым в 1927.

История

Сюжет

Аргентинский хирург Сальватор занимается биологическими исследованиями, одна из их основных тем - пересадка органов, в том числе межвидовая. Попутно он оказывает медицинскую помощь индейцам, приходящим к нему со всей Южной Америки. Индейцы почитают Сальватора как бога - он лечит болезни и травмы, которые считаются безнадёжными. Однажды Сальватору приносят на лечение ребёнка, который неизбежно должен умереть - его лёгкие слишком слабы. Борясь за жизнь ребёнка, хирург пересаживает ему жабры молодой акулы, благодаря чему ребёнок остаётся жив и получает возможность жить под водой. Но чтобы выжить, он должен постоянно соблюдать режим - часть времени проводить в воде, часть - на воздухе, иначе его состояние резко ухудшится. Понимая, что среди бедных индейцев спасённому не выжить, Сальватор говорит родителям ребёнка, что тот умер, оставляет мальчика у себя и воспитывает его сам. Так на свет появляется Ихтиандр - человек-рыба.

Действие книги начинается спустя много лет, когда Ихтиандр уже вырос. Он живёт у Сальватора, плавает в океане, куда выбирается подводным туннелем, ведущим от виллы Сальватора. Человек-рыба не остаётся незамеченным - то он разрежет рыбацкие сети, то его заметят рыбаки или ловцы жемчуга, когда он плавает на дельфине и трубит в раковину. По побережью уже ходят слухи о «морском дьяволе», живущем в океане. Ловцы жемчуга боятся нырять, рыбаки - выходить на промысел. Капитан Педро Зурита, промышляющий ловлей жемчуга, раздражён слухами, идущими ему в убыток, но быстро понимает, что за слухами кроется что-то реальное. Он решает, что «морской дьявол» - это разумное животное, которое неплохо было бы поймать и использовать. Попытки поймать «дьявола» сетями не удаются. Зурита вскоре убеждается, что «дьявол» как-то связан с Сальватором. Под видом деда больной индейской девочки в поместье приходит Кристо - агент Зуриты. Он входит в доверие к Сальватору и со временем узнаёт об Ихтиандре.

Ихтиандр спасает тонущую в море девушку - Гуттиэре, приёмную дочь Бальтазара, одного из подручных Зуриты. Оказавшийся поблизости на берегу Зурита находит Гуттиэре и уверяет девушку, что это он её спас. Поражённый красотой Гуттиэре, Ихтиандр хочет увидеть её снова, но он совершенно не знает жизни на берегу. С помощью Кристо он совершает несколько выходов в город, находит девушку, встречается с ней. У Гуттиэре есть возлюбленный по имени Ольсен, но она испытывает симпатию к странному юноше. Но в конце концов Зурита, более богатый и могущественный, берёт Гуттиэре в жёны и увозит в своё поместье. Ихтиандр, узнав о случившемся от Ольсена, отправляется за девушкой, но в результате сам попадает к Зурите. Его сначала принуждают добывать жемчуг, приковав на длинную цепь, а потом отправляют, якобы по просьбе Гуттиэре, собрать ценности с недавно затонувшего корабля. Гуттиэре удаётся крикнуть Ихтиандру, что Зурита лжёт и что ему надо спасаться. Ихтиандр бежит.

ОПИСАНИЕ ПРЕМИИ ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ СЮЖЕТ РЕЦЕНЗИИ ОТЗЫВЫ

Однажды талантливый ученый доктор Сальватор спас жизнь маленькому мальчику, пересадив ему жабры акулы. С этого дня Ихтиандр, так назвал своего приемного сына ученый, мог плавать под водой, как рыба, нырять на любую глубину, но ему было тяжело подолгу находиться на суше... Годы спустя по тихому морскому городу поползли слухи о странном существе, наводящем ужас на всех рыбаков, o «морском дьяволе». В это же самое время в городе появляется молодой человек, который мало общается с людьми и прекрасно плавает. Он знакомится с дочерью бедного ныряльщика за жемчугом, красавицей Гутиэре и без памяти в нее влюбляется...

Далекая южная страна взбудоражена появлением в прибрежных водах таинственного серебристого существа, которого молва окрестила "морским дьяволом". Владелец шхуны для ловли жемчуга, жестокий и властный дон Педро Зурита (Михаил Козаков), решает выследить и поймать это существо. Тем временем его невеста, прекрасная Гуттиэре, знакомится со странным молодым человеком по имени Ихтиандр... Такова завязка этой блистательной романтической драмы, снятой по мотивам фантастического романа Александра Беляева "Человек-амфибия". Этот фильм - один из самых кассовых за всю историю советского кинематографа, лента, которую можно смотреть вновь и вновь. Масштабные, уникальные для своего времени подводные съемки, уверенная, волнующая музыка и песни композитора Андрея Петрова, прекрасная работа художников, первоклассный актерский ансамбль - вот еще далеко не все достоинства этой картины. А молодые актеры Владимир Коренев (Ихтиандр) и Анастасия Вертинская (Гуттиэре) стали кумирами нескольких поколений российских зрителей - по сути, первыми "секс-символами" шестидесятых годов...

ПРЕМИИ И НАГРАДЫ

МФ НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ В ТРИЕСТЕ, 1962
Победитель: Приз «Серебряный парус».

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

«Человек-амфибия» - научно-фантастический роман о человеке, способном жить под водой, написанный Александром Беляевым в 1927 году. Роман был впервые опубликован в 1928 г. в журнале «Вокруг света». Два отдельных издания - в том же 1928 г. в издательстве «Земля и Фабрика». Источники сюжета: Французский роман-фельетон «Человек, который может жить в воде» Жана де ла Ира, публиковавшийся газетой «Le Matin» (Париж) с июля по сентябрь 1909 года. Главный герой иезуит Фульбер, мечтающий о власти над миром, пересаживает маленькому Гиктанеру заменяющие одно легкое жабры молодой акулы и внушает ненависть ко всему роду человеческому. Подросший Гиктанер пускает ко дну целые эскадры, а его наставник предъявляет мировой общественности ультиматумы. Так продолжается, пока Гиктанер не влюбляется в Моизетту, которая открывает ему существование Бога. Человек-амфибия выходит из подчинения Фульберу, делает в Париже операцию по удалению жабр, а затем перебирается жить на Таити вместе с Моизеттой. Русский роман «Человек-рыба» анонимного автора, созданный на основе текста Жана де ла Ира, напечатанный в петербургской газете «Земщина» осенью 1909 года. В русской переделке сохраняются основные сюжетные линии французского подлинника, однако Фульбер становится евреем и старается подчинить мир международному еврейству, чтобы «поработить человеческую расу». Литературовед М. Н. Золотоносов, указавший в 2003 году на эти источники, считает, что непосредственным образцом для Беляева стал роман «Человек-рыба»: он был переработан «по-советски» и получил вместо антисемитского - гуманистическое звучание. Экранизации: 1961 - «Человек-амфибия; 2004 - «Морской Дьявол (сериал по мотивам романа); 2009 - «Человек амфибия 2».
Текст романа «Человек-амфибия» - http://lib.ru/RUFANT/BELAEW/man-amhp.txt.
Роман А. Беляева американцы хотели экранизировать еще в конце 1940-х. Но они от этой идеи быстро отказались, поскольку у них тогда еще не было опыта масштабных глубоководных съемок. Не было его и у советских кинематографистов в начале 1960-х. Правда, режиссера Владимира Чеботарева и оператора Эдуарда Розовского (позднее к этому тандему примкнет третий участник, режиссер Геннадий Казанский) это обстоятельство не остановило. Когда об этом узнали американцы, в газете "The New York Times" даже появилась статья, где над будущими советскими создателями фильма откровенно потешались и предрекали им полный провал. В публикации отмечалось, что сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съемок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе.
Сценарий фильма «Человек-амфибия» несколько лет лежал в киностудии «Ленфильм». Никто не хотел браться за съемки ввиду технических сложностей. Режиссер Владимир Чеботарев к тому времени уже имел опыт работы в научно-популярном кино, где проводил подводные съемки. У него родилась идея что актерам можно погружаться с аквалангом, потом, отсоединив баллон и загубник, переходить в свободное плавание. Таким образом, у оператора есть около минуты, чтобы снять очередной дубль.
В роли консультанта фильма и, в последствии, каскадера выступил известный спортсмен-дайвер Рэм Стукалов.
История создания «Человека-амфибии» сама по себе достойна отдельного увлекательного сценария. Для того чтобы работать под водой Анастасия Вертинская и Владимир Коренев полгода занимались с тренером в бассейне института физкультуры. Съемки проходили в Крыму, в бухте Ласпи с достаточно прозрачной водой. Была куплена старая рыболовецкая шхуна и организован вольер для дельфинов.
Кроме того, часть съемок проведена в крымском поселке Кастрополь под склоном скалы Ифигения и в городе Баку (Азербайджан), где снимали «сухопутную» часть заграничного городка - дома и улицы.
Съемочная группа не раз подвергалась опасности из-за сложности работы под водой. В эпизоде, когда Ихтиандр опускается под воду на цепи, матрос не уследил за ней, выпустил из рук, и многометровая железная цепь чуть не утащила ко дну Владимира Коренева, но, к счастью, его подстраховали. Когда съемки затянулись до октября Коренев подолгу работал в холодной воде на глубине 20 метров. А во время коротких перерывов он сидел на берегу, укутанный в шубу, и отогревался горячим кофе.
Был еще один опасный эпизод - сцена, когда Ихтиандра прячут от Сальватора под водой, привязав его к якорю. Эпизод снимался на глубине 20 метров, в паузе Кореневу дают загубник акваланга, а тот не срабатывает. Находившийся рядом Рэм Стукалов сбрасывает свой акваланг и отдает его актеру, а сам без остановок всплывает. О том, что у Стукалова в итоге развилась кесонная болезнь, Кореневу сказали только после окончания съемок.
Шестнадцатилетняя Вертинская своим бесстрашием поражала всю съемочную группу. Она отрабатывала без дублера довольно опасные сцены. Например, чтобы медленно опуститься на дно и пролежать там несколько секунд, Анастасия надевала тяжелый свинцовый пояс. В этой продолжительной сцене ей лишь раз давали акваланг, чтобы сделать пару вздохов.
Кстати, актеров на главные роли в "Человеке-амфибии" искали долго - по всему Советскому Союзу. Режиссер фильма Владимир Чеботарев дал ассистентам задание: у Гуттиэре в глазах должно быть небо, а у Ихтиандра - море. Владимира Коренева пригласили на пробы после просмотра студенческого спектакля в ГИТИСе. Он привлек внимание режиссера своей интеллигентностью и поразительной синевой глаз. Может, это совпадение, но море было не только во взгляде, но и, можно сказать, в крови актера, сыгравшего первого жителя подводной республики. Владимир Коренев родился в Севастополе, да еще и в семье военного моряка.
Грузовик, на котором увозят Ихтиандра - чехословацкая Skoda-706 RT, которая в 60-е в СССР была популярной среди водителей.
Отличия от книги: В фильме доктор Сальватор скорее ученый, чем медик; В фильме отсутствует сюжетная линия с родством Бальтазара и Ихтиандра, Ихтиандр - сын Сальватора; В отличие от книги в фильме Зурита убит, свадьбы Гуттиэре с Ольсеном нет; В книге для Ихтиандра сохраняется надежда выздороветь, в фильме он обречен на жизнь в воде; В фильме неизвестна дальнейшая судьба Сальватора; В книге побег Ихтиандра из тюрьмы происходит в бочке, в которой привезли для него воду, в фильме - на грузовике; Заметное расхождение во времени действия событий в фильме и книге.
Музыку к фильму написал молодой ленинградский композитор Андрей Петров. Это была его первая работа в большом кинематографе, и своему феноменальному успеху, не считая участия молодых блистательных актеров, фильм во многом обязан музыке Петрова.
Как рассказывают причастные к созданию фильма, Нонна Суханова, спевшая песню «Моряк» за кадром, исполнила ее на съемке девять раз, прежде чем результат понравился композитору. И только когда ее голос начал от напряжения звучать с хрипотцой, последний, девятый вариант вошел в фильм.
Ленинградская певица Нонна Суханова (род. 2 апреля 1934 года) рассказала «Смене», как создавалась песня. Несмотря на то что Нонне Сухановой уже 75 лет, она по-прежнему прекрасно поет и с удовольствием вспоминает о веселой песенке про моряка и морского дьявола. - Сразу скажу, что никакого кастинга, как сейчас принято называть, не проводилось, - с гордостью говорит Нонна Сергеевна. - Андрей Павлович Петров сразу утвердил меня. Ему нравилось, как я пою, и даже если что-то не получалось, он всегда меня поддерживал. Суханова признается, что когда в первый раз прочитала текст песни, он произвел на нее плохое впечатление. - Сначала песня показалась мне, честно говоря, очень глупой, - признается певица. - Ну что это за слова: «Мне теперь морской по нраву дьявол. Его хочу любить!» - глупость, да и только. Но потом я изменила свое мнение. Артистка говорит, что песню записали в рекордно короткие сроки: за двадцать (!) минут. Однако условия, в которых проводилась запись, больше напоминали... военные. - Мы записывали песню в огромном ангаре, куда могли бы поместиться двадцать «боингов», - вспоминает Нонна Сергеевна. - К тому же сами понимаете, какая в ангаре была слышимость! Когда пела, у меня было чувство, что я нахожусь в огромной бочке. Условия для записи были ужасные: вместо современной техники мне дали в руки допотопный микрофон 1946 года! Кстати, мало кто знает, но в первоначальном варианте в песне было не два куплета, а три. По непонятным причинам один из них вырезали. За исполнение хита заплатили гроши. Актеры, снявшиеся в фильме «Человек-амфибия», получили высокие гонорары. Все, кроме Сухановой. - За исполнение песни мне заплатили всего лишь 9 рублей - просто слезы по сравнению с зарплатами актеров. Но и этот небольшой гонорар я не смогла получить. Дело в том, что, записав песню, я уехала на гастроли, и за деньгами в кассу пришла моя мама.
Александр Николаевич Поздняков, киновед, редактор киностудии «Ленфильм», любитель и ценитель джаза: "Да. Это буги-вуги... На экране царил свободный мир, сиял неоновой рекламой... загорелые люди в белых штанах, как в мечтах Остапа Бендера. Снимали в Баку, в каком-то маленьком кафе. Пела за кадром джазовая певица Нонна Суханова, она, кстати, живет в Питере. А играла кафешантанную певичку Нина Большакова, известная тогда манекенщица. Певичка эта звала в другое пространство: «Нам бы всем на дно», напиться, забыться, убежать. И как раз эта песня понравилась больше всего! Страна запела! Это проникало во все поры, это записывалось-переписывалось. Ее запрещали, но пели во всех ресторанах. Нельзя же запретить пенье птиц, журчанье ручья, звук падающей воды... Это невозможно цензурировать! И умные киноредакторы пропускали! Соломон Фонгельсон написал текст, а редактор доказывал, что эта песня написана специально для контраста: жуткий мир чистогана противопоставляется жизни наивного Ихтиандра. Но люди подсознательно понимали, что правда-то именно за этой музыкой, за этой песней..."
Тексты песен. «Рыбак» (муз.: Андрей Петров; сл.: Юлия Друнина): Уходит рыбак в свой опасный путь. "Прощай", - говорит жене. Может, придется ему отдохнуть, Уснув на песчаном дне. Бросит рыбак на берег взгляд, Смуглой махнет рукой... Если рыбак не пришел назад, Он в море нашел покой. Припев: Лучше лежать во мгле, В синей прохладной мгле, Чем мучиться на суровой, Жестокой проклятой земле. Будет шуметь вода, Будут лететь года, И в белых туманах скроются Черные города. Заплачет рыбачка, упав ничком. Рыбак объяснить не смог, Что плакать не надо, что выбрал он Лучшую из дорог. Пусть дети-сироты его простят, Путь и у них такой, Если рыбак не пришел назад, Он в море нашел покой. Припев.; «Моряк» (муз.: Андрей Петров; сл.: Соломон Фогельсон): Нам бы, нам бы, нам бы, нам бы всем на дно. Там бы, там бы, там бы, там бы пить вино. Там под океаном Мы трезвы или пьяны - Не видно все равно. Эй, моряк, ты слишком долго плавал. Я тебя успела позабыть. Мне теперь морской по нраву дьявол. Его хочу любить. С якоря сниматься, по местам стоять. Эй, на румбе, румбе, румбе так держать! Дьяволу морскому Свезем бочонок рому, Ему не устоять. Эй, моряк, ты слишком долго плавал. Я тебя успела позабыть. Мне теперь морской по нраву дьявол. Его хочу любить.
Премьера: 3 января 1962.
Лидер проката (1962, 1 место) - 65.5 млн. зрителей.
Занимает по посещаемости 11-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
В 1962 году по экранам СССР триумфально прошел фильм "Человек-амфибия". Именно с него в советском кинематографе начался отсчет картин, которым удалось перешагнуть 60-миллионный рубеж. Прежде потолком считался рекорд в 48 миллионов 640 тысяч зрителей - этот рекорд установила в 1956 году комедия Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь". Такой успех "Человека-амфибии" не случаен - фильм-рекордсмен создавался с тем, чтобы не только потрясти воображение советского зрителя, но ни много ни мало - переплюнуть Голливуд. Этот тезис вполне вписывался в концепцию тогдашнего генсека Никиты Хрущева - догнать и перегнать Америку.
Во всех городах, где демонстрировали ленту, царил ажиотаж: билеты на все сеансы раскупали за несколько дней. Исполнитель роли Ихтиандра Владимир Коренев мгновенно превратился в национального кумира. Он вспоминал: "После выхода фильма моя популярность среди женщин была просто невероятной, достаточно сказать, например, что весь подъезд до шестого этажа был разрисован губной помадой. Пришлось делать ремонт за свой счет. Я получал огромное количество писем: за год где-то около десяти тысяч. Ответить на них, даже прочесть, было просто невозможно, я их складывал в коробку от холодильника". А мужчины изо всех сил старались подражать герою Коренева. В моду вошли прически а-ля Ихтиандр и белые брюки.
"Человек-амфибия" стал символом оттепели и для физиков, и для лириков. Это был гимн романтики 60-х, воспевающий знойные пляжи, большую любовь, молодость и технологический прогресс. Неслучайно фильм стал лидером проката 62-го года. Из-за этого министр культуры Екатерина Фурцева назвала картину "подарком Министерству финансов".
В конкурсе журнала «Советский экран» (1962) зрители назвали фильм среди 5 лучших фильмов года, в пятерку лучших актеров года вошли А. Вертинская и В. Коренев.
"Все 45 лет мы живем в атмосфере любви к нашему фильму миллионов зрителей," - рассказал исполнитель роли человека-амфибии, народный артист России Владимир Коренев. По его словам, успех фильма всегда непредсказуем, "но здесь были все основания надеяться, здесь счастливо сошлись все звезды". Коренев пояснил, что слагаемые успеха фильма - и литературная основа - роман Александра Беляева, и работа режиссера Владимир Чеботарев, композитора Андрея Петрова. "Над фильмом работал блистательный оператор Эдуард Розовский, который за свою жизнь снял более 80 фильмов, в числе которых еще одна легенда - "Белое солнце пустыни". Разовский был первым, кто освоил и великолепно провел уникальные подводные съемки", - отметил он. "Я уже не говорю о замечательном актерском составе: прежде всего это великий актер Николай Симонов, Владлен Давыдов, Михаил Козаков, Анастасия Вертинская и другие. Это не просто высококлассные профессионалы, но и значительные личности, настоящие звезды", - сказал Коренев. На вопрос, какие трудности он испытывал, исполняя роль человека-амфибии, Коренев отметил: "Все трудности и сложности были мне тогда только в радость. Это была моя первая работа в кино после окончания театрального института. Мне было 20 лет и я был счастлив, что попал в такую выдающуюся компанию". (19 декабря 2006)
Интервью с создателями фильма - http://videodive.ru/diving/amfibia.shtml.
А. В. Федоров «Анализ культурной мифологии медиатекста на примере повести А. Беляева «Человек-амфибия» (1927) и ее экранизации (1961)» - http://kino-teatr.ru/kino/art/kino/667/.
Александр Федоров. «Горькая правда лучше всякой лжи?» - http://kino-teatr.ru/kino/art/kino/303/.
Лидия Клемент и Нонна Суханова - http://marie-olshansky.ru/muz/klement.shtml.
Коренев Владимир Борисович. Родился 20 июня 1940 года в Севастополе, в семье военного моряка. Отца постоянно перемещали по службе, а семья следовала вслед за ним. Так Владимир Коренев оказался в городе Измаиле, где несколько лет он учился в школе. Окончил Государственной институт театрального искусства (1961, мастерская О. Н. Андровской). С 1961 года - актер Московского академического драматического театра им. К. С. Станиславского. Народный артист России (1998).
Вертинская Анастасия Александровна Родилась 19 декабря 1944 года в Москве. Ее отец, Вертинский Александр Николаевич (1889-1957), великий русский шансонье, композитор, поэт, киноактер, один из родоначальников отечественного жанра авторской песни. Мать - Вертинская (Циргвава) Лидия Владимировна, художница и актриса. В 1962 году актрису приняли в труппу Московского театра им. Пушкина. В 1967 году окончила Театральное училище им. Б. В. Щукина. В 1967-1968 годах - актриса театра им. Евгения Вахтангова, с 1968 года - актриса театра «Современник», позднее играла в театре драмы и комедии на Таганке, МХАТе (1980-1989). В кино 15-летняя Анастасия попала благодаря режиссеру Александру Птушко - именно он пригласил ее сняться в роли Ассоль в экранизации "Алых парусов". Фильм, появившийся на экранах страны в 1961 году и снискавший громадный зрительский успех, сразу сделал молодую актрису знаменитостью. Но уже в следующем году новая удачная роль - Гуттиэре в фантастической ленте Геннадия Казанского и Владимира Чеботарева "Человек-амфибия", поставленной по книге Александра Беляева. Одной из лучших киноработ Анастасии Вертинской стала роль Офелии в "Гамлете" - известной экранизации шекспировской пьесы, созданной Григорием Козинцевым. Актриса продолжала успешно играть в кино и на телевидении, удачными были и роль Лизы Болконской в киноэпопее Сергея Бондарчука "Война и мир" (1966-1967, фильм удостоен приза Американской киноакадемии "Оскар") и роль Китти в фильме "Анна Каренина" (1968). За "Анной Карениной" последовали картины: "Влюбленные", "Не горюй!" (режиссер Георгий Данелия, по роману французского писателя Клода Тилье "Мой дядя Бенжамен"), "Случай с Полыниным" (по повести Константина Симонова), "Преждевременный человек" (режиссер Абрам Роом, по незавершенной повести Максима Горького "Яков Богомолов"), "Человек на своем месте"... Почти одновременно с работой в картине по повести Максима Горького Анастасия Вертинская снялась в фильме по сказке Шварца "Тень". В 1978 году Михаил Козаков снял телевизионный фильм "Безымянная звезда" по одноименной пьесе румынского писателя Михаила Себастиана с Анастасией Вертинской в главной роли. Среди заметных работ Анастасии Вертинской - "Жажда страсти" Андрея Харитонова, "В городе Сочи темные ночи" Василия Пичула, Маргарита в так и не вышедшем на экраны фильме "Мастер и Маргарита" (1994, режиссер Юрий Кара) по роману Михаила Булгакова и Атаманша в картине Александра Абдулова "Бременские музыканты" (1999). И на экране, и на сцене Анастасия Вертинская воплощает образы литературных героинь из произведений самых разных форм и жанров, сочиненных писателями самых разных эпох и направлений. Она - актриса утонченной психологической глубины и, по словам выдающегося режиссера Анатолия Эфроса, "столь физически естественна и обладает такой изысканной актерской грацией, что это кажется порой невероятным". В течение ряда лет вместе с Александром Калягиным актриса преподавала актерское мастерство в Оксфорде, в Париже (с театром "Комеди Франсез", в Чеховской школе), в Швейцарии (в европейской киношколе). На сцене парижского театра "Nanterre des Amandiers" вместе с учениками поставили спектакль "Чехов. Акт III", куда вошли третьи акты из "Дяди Вани", "Трех сестер" и "Вишневого сада". В 1991 году она создала и возглавляет Благотворительный фонд русских актеров (с 1996 года - Благотворительный фонд актеров). А. Вертинская являлась автором телепрограмм "Золотое сечение" и "Другие берега" (канал ОРТ). В 1989 году российские зрители смогли увидеть ее необыкновенное исполнение роли своего отца в задуманном и поставленном ею самой спектакле "Мираж, или Дорога русского Пьеро", приуроченном к 100-летию Александра Вертинского. Пьеса написана Анастасией Вертинской по книге воспоминаний отца. Награждена: орденом Почета (2005); орденом Дружбы (2010). Последняя роль в театре - в спектакле "Имаго" в постановке Нины Чусовой. Анастасия Вертинская уже несколько лет не снимается в кино и не играет в театре. Актриса неожиданно начала заниматься кухней в ресторанах своего сына, Степана Михалкова. Она контролирует работу поваров в трех отнюдь не последних московских заведениях. Народная артистка РСФСР (1988).

СЮЖЕТ

Рыбаки и ловцы жемчуга Буэнос-Айреса напуганы - в море появился таинственный «морской дьявол». Однако хладнокровный делец - владелец артели ловцов жемчуга Педро Зурита - решает поймать загадочное существо и приспособить его к делу. Он начинает патрулировать залив в надежде выследить «дьявола». Двоякодышащий человек с легкими и с жабрами акулы - это юноша по имени Ихтиандр - результат смелых экспериментов доктора Сальватора с пересадкой органов. Ихтиандр слабо знаком с людьми и цивилизацией - он вырос в доме отца и в море, его друзья - дельфины. Как-то раз Ихтиандр увидел выпавшую за борт и тонущую девушку и спас ее от гибели. Эта мимолетная встреча изменяет жизнь юноши. Он впервые выходит в город и находит там очаровательную Гуттиэре, которая и не знает, кто ее настоящий спаситель. Между молодыми людьми возникают чувства. Однако отец девушки Бальтазар настаивает на том, чтобы она вышла замуж по расчету за Зуриту. Гуттиэре сопротивляется. После нескольких попыток Зурита, наконец, смог поймать «морского дьявола» и посадить его на цепь в бочку с водой. Но Гуттиэре помогает Ихтиандру бежать. Из-за того что он слишком долго пребывал на воздухе и в стоячей воде, здоровье Ихтиандра ухудшилось, и теперь он уже не сможет покидать море.

Действительно, ни до, ни после в советском кино не было ничего подобного. Даже сегодня, в век компьютерных технологий, к сожалению никто из режиссеров, работающих в жанре приключенческого или фантастического кино, не может "дотянуться" до той планки, которую "установил" этот фильм. "Заграница" показана настолько достоверно, что, я уверен, многие из нынешних молодых зрителей не сомневаются, что "Человека-амфибию" снимали в одной из стран Латинской Америки. А если добавить сюда блестящую игру Коренева, Козакова, Вертинской, Симонова и других, то получится такой "букет", о котором нынешним режиссерам пока приходится только мечтать. А ведь в свое время фильм подвергся разносной критике, которая упрекала его в "легковесности" и "безыдейности"! (Игорь. Ру, Красноярск)

Поистине сказочная, порой кажется правдивая история любви. Об этой удивительной истории я узнала благодаря маме, которая посоветовала сначала прочитать, а затем посмотреть эту экранизацию. Фильм заставляет по-настоящему поверить в существование чистой, светлой любви и настоящей дружбы. Честно говоря, советские фильмы, кроме киношедевров, снятых великим Гайдаем, я не особо жаловала. Но этот фильм изменил мое мнение, и я решила все-таки обратить свое внимание на творчество советских режиссеров. И не прогадала! Главные герои настолько великолепны и прекрасны, что, на мой взгляд, не идут ни в какое сравнение с самыми лучшими и красивыми голливудскими звездами. Но удручает лишь одно - эта роль оказалась для Коренева роковой. После этого фильма он стал актером «одной роли» Снимался редко, хоть и был популярен. в этом плане Вертинской повезло больше - в «Алых парусах» и «Влюбленных» она все так же прекрасна и мила. Да не будем о грустном! (Kalcifer)

Один из самых красивых и трогательных фильмов о любви, впервые увидела его еще в детстве и с тех пор не устаю пересматривать. В основе этой картины лежит действительно необычный сюжет. Ихтиандр, юноша, который в результате сложных операций может жить как на земле, так и под водой. Он счастлив, у него есть возможность наслаждаться прекрасным подводным миром, его друзья - дельфины, у него есть любящий и любимый отец. Но все меняется, когда он спасает от гибели прекрасную Гуттиэре. Прекрасная актерская работа. Владимир Коренев и Анастасия Вертинская такие молодые и неправдоподобно красивые в этом фильме, история их любви может тронуть даже самое черствое сердце, а вот к герою Михаила Козакова с первых же минут испытываешь стойкую неприязнь, которой впоследствии только усиливается. А как здесь показан подводный мир, невозможно не влюбится в эту чудесную страну. «Человек-амфибия» чудесный фильм и если Вы увидите его хотя бы однажды, то будете пересматривать снова и снова. (Madolyn)

Последние материалы сайта