Что такое призвание определение. Призвание - это склонность, способность к какому-либо делу, занятию. Как найти свое призвание: рекомендации, способы и особенности. Проанализировать свои интересы

05.07.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Учитывая разнообразие профессий, существующих в мире, сложно выбрать ту, которая подойдет конкретному человеку. Но, сделать это необходимо, поскольку от правильно принятого решения будет зависеть вся дальнейшая жизнь. Так как, дети редко задумываются о подобных вещах, то сперва о выборе будущей профессии говорят им родители. Затем учителя в школе. Если они ошибутся, то потом уже сам человек пытается понять свое призвание. И эти поиски могут затянуться на всю жизнь. Особенно, в случае многогранности натуры, которая толкает во все стороны. Не дает возможности остановиться на чем-то одном. Но, существует ряд приемов, помогающих понять свое призвание. О них и пойдет речь далее.

Что такое призвание?

Призвание - это способность человека к занятию тем или иным видом деятельности. Как говорят «к чему душа лежит». Если угадать с выбором своей будущей специальности, то можно добиться в этом ремесле наибольшего роста. Поскольку жизнь большинства людей зависит от трудоустройства, то понять свое призвание – значит обеспечить собственное будущее. Главное, не путать это слово с близкородственным «предназначением», которое обозначает жизненную миссию человека, возложенную на него свыше.

Как понять свое призвание?

В отличие от предназначения, носящего сакральный характер, призвание – довольно прагматичное понятие. Оно может быть определено внутренними задатками человека, его генетикой, воспитанием и рядом других факторов. Чтобы не запутаться в самоанализе, рекомендуем ознакомиться с несколькими простыми советами, как понять свое призвание. Главное знать, что есть оно у каждого человека. Просто одним его увидеть легче, а другим сложнее.

1. Проанализировать свои интересы.

Хороший способ определить свое призвание – понять, чем нравиться заниматься. Следует прислушаться к своему внутреннему голосу. Услышать его и правильно интерпретировать полученные подсказки. Для этого нужно понять, что в ежедневных делах не вызывает ощущение . К чему лежит душа. От чего в организме вырабатываются гормоны счастья. Ведь занимаясь любимым делом, можно добиться большего, чем в любой другой профессии. Не редки случаи, когда хобби превращалось в , заменяя рутинную работу и даже принося намного больше денег.

2. Критически оценить свои способности.

Пытаясь узнать свое призвание, очень важно провести четкую грань между «хочу» и «могу». Возможно, кто-то хочет быть футболистом, но с детства хромает. Безусловно, это не помешает ему играть для себя. Но, в высшую лигу его, ясное дело, не возьмут. Другой всю жизнь достает соседей игрой на дедушкином фортепьяно, при этом, никогда не выйдя на большую сцену.

Даже, если нет возможностей заниматься любимым делом, отчаиваться не стоит. Ведь, очень часто у человека не один, а несколько задатков. И среди них стоит выбрать тот, который получается лучше всего.

3. Откинуть меркантильность.

При выборе будущей профессии значительную роль играет финансовая перспективность работы. Люди ищут призвание не там, где интереснее, а где выгоднее. А потом всю жизнь занимаются нелюбимым делом, в некомфортном кабинете, с малоприятными сотрудниками.

Чтобы избежать этого, желательно планировать свое будущее не только с позиций заработка, но и своих предпочтений. Человеку достаточно представить себя хоть на время очень богатым и независимым. А потом проанализировать, чем бы он хотел заниматься, если бы все имел. Возможно, мысли, которые в такой момент придут в голову и будут ключом к решению этой задачи.

4. Поговорить с другими.

Душевный разговор с родными или друзьями тоже помогает лучше себя понять. Ведь не зря говорят, что со стороны виднее. Скорее всего, они обратят внимание на детали, о которых человек даже не задумывался.

Особенно полезными могут быть воспоминания родственников о наших увлечениях в детстве. Поскольку именно в этот период жизни мы бываем самыми искренними. Кто-то любил помогать папе в гараже, другой маме на огороде, третий с дедушкой ухаживал за домашними животными. Возможно, в этих детских занятиях и заложен будущий выбор инженера, агронома или ветеринара.

5. Расширять свои знания о профессиях.

Порой трудности в поисках своего призвания, связаны с малым уровнем знаний человека. Он просто не обладает необходимой для выбора информацией. Зачастую, приходя на одну работу, сотрудник постепенно переквалифицируется в совершенно ином направлении. Просто человек не знал, что существует такая специальность, которая поможет ему полноценно самореализоваться.

Самое главное, что для получения такой информации не требуется особых затрат. Достаточно искать в Интернете, читать книги или смотреть тематические документальные передачи.

6. Понять, в чем наша польза.

Поскольку человек – явление социальное, то и его призвание нельзя рассматривать отдельно от общества. В конце концов, даже на слух это слово звучит, как что-то благородное и нужное. Тем более, принося пользу другим, человек повышает свою личную востребованность и узнаваемость. Так что, выгода обоюдная. По принципу грамотного трудоустройства. На первых порах, не так важно, чем работодатель может быть полезен соискателю, главное, в чем претендент способен принести пользу фирме.

Основной подсказкой в данном случае могут стать просьбы окружающих. С какими именно поручениями они чаще всего обращаются. Возможно, именно в этом и заключается наша главная фишка.

7. Вспомнить своих кумиров.

У каждого из нас есть люди, на которых мы хотели бы быть похожи. Реальные примеры из жизни, либо любимые киногерои, книжные персонажи и т.д. Стоит призадуматься над вопросом, что их всех объединяет. Какая профессия и ? Ведь, очень часто, такие кумиры являются нереализованной мечтой нас самих. Скорее всего, наше призвание может заключаться именно в их роде деятельности.

Мы рассмотрели способы, как понять свое призвание. Их может быть и намного больше. Но, даже перечисленные семь приемов способны помочь каждому глубже понять себя и свои таланты. Лучше воспользоваться всеми этими советами, а потом выбрать наиболее часто встречающиеся подсказки.

; 2) ярко выраженная склонность к тому или иному виду творчества, деятельности, к той или иной специальности, профессии.

Чем понятие «осуществление призвания» отличается от понятия «реализация таланта»?

В ряде случаев термины «призвание» и «талант» могут интерпретироваться как синонимы. Однако не всегда. Ведь если одаряет человека какой-либо способностью (талантом), то и желает, чтобы эта способность была реализована им настолько, насколько этого требуют условия Божьего Домостроительства. В случае правильного, богоугодного отношения человека к своему таланту последовательное, деятельное его раскрытие будет соответствовать Божественной воле. Можно сказать, что Бог призывает человека (в том числе и) через дарование ему того или иного таланта. Чем заканчивается игнорирование такого Божественного дара, показано в притче о талантах ().

С другой стороны, мы должны понимать, что раскрытие человеком индивидуального таланта может осуществляться как в согласии с вечным замыслом Божьим, так и вопреки (см.: ).

Скажем, Господь наделил такого-то человека способностью рисовать. Но он, развивая и реализовывая эту способность, может направить её как на написание грубых, развратных полотнищ или идольских образов, так и на написание православных икон.

Другой пример. Человек наделен способностью к литераторской деятельности. Также, как и в предыдущем варианте, он может писать зловредную прозу, а может стать добрым писателем. Так, Лев Толстой оставил нам богатое литературное наследие, много писал о хорошем, вскрывал недостатки людей, выказывал их лучшие стороны. Однако пошёл против Церкви и даже против Самого Господа Иисуса Христа, стал отрицать Его Воскресение, Его Божественное достоинство. К сожалению, многие читатели, увлёкшись его писательским мастерством, авторитетом, известностью, последовали за ним как за светочем и уклонились от Истины. Реализовал ли он свой писательский дар? - Реализовал. Но исполнил ли он Божье призвание? угодил ли Тому, Кто вложил в него этот дар?

Стало быть, реализация человеком личного таланта не всегда ведёт к осуществлению Божьего призвания, а только тогда, когда человек относится к нему нравственно ответственно, тогда, когда данный от Бога талант направлен в сторону Добра. В этом случае Бог становится Его Помощником и Покровителем.

Я думаю, сразу же нужно заметить, что словом призвание называют разные вещи. Есть привычное, почти бытовое употребление (в сущности, означающее врожденную склонность к чему-то, талант) – и есть другое, собственно религиозное представление о призвании. Это разные вещи, я думаю. Больше того: я думаю, что неразличение их опасно, об этом я скажу позже. Во втором случае исходный смысл этого слова – призыв – очень прям и конкретен (есть голос призывающего, есть конкретное дело, к которому того или другого человека призывают, как пророка Иону или Франциска Ассизского или Жанну д’Арк). В первом же случае, в привычном употреблении «призвания», этот смысл – непосредственного, ясного, «со стороны» приходящего призыва – скорее метафоричен. Здесь человек прислушивается к собственному внутреннему расположению. Но я начну с этого первого случая.

Призвание в этом смысле совпадает с физическими и умственными и душевными способностями и склонностями человека. Человек как бы находит свое место в мире: здесь ему хорошо как нигде, здесь то, что другим было бы трудно или скучно, доставляет ему удовольствие (как говорят «не оторвешь!»), здесь у него легко получается то, что другим не дается: здесь он продуктивен , гетевскими словами. Счастлив тот, кто это свое место находит рано, и у кого достанет сил держаться за свою находку. Потому что не всякое такое свое место пользуется уважением в обществе, не всегда эту тягу одобряют ближние. Я встречала немало людей, которым родители не дали осуществить такую природную склонность (считая, например, что гуманитарное образование или музыка или философия – ненадежное дело, и вынуждая детей получать «солидное», техническое, скажем, образование). Или другие обстоятельства мешали. Эти люди впоследствии, отдав свой долг сыновнего или дочернего послушания или же дань обстоятельствам все равно возвращались к тому, что их влекло (обычно уже с уроном упущенных лет) – или же всю жизнь жили с горечью собственной неосуществленности. И это, природное призвание, как мы видим, сильнее человека. Изменить ему без потерь для себя невозможно.

Много ли на свете занятий, к которым испытывают такое ярко выраженное призвание? Мне кажется, беда в том, что мы, современное общество, располагаем очень узким репертуаром таких «призваний». Наука, искусство… что еще? Если еще могут порой сказать, что есть призвание повара, что кто-то повар «по призванию», гениальный кулинар (поскольку кулинария – тоже род творчества), то разговор о призвании, допустим, зубного врача будет звучать уже странно; во всяком случае, непривычно. Между тем я встречала человека, у которого явно было к этому призвание. Ничего на свете не было ему интересней, чем строение зубов и вообще все, что с этим связано, и сама деятельность, которой он занят и которой он служит людям. Это был и талант и самая сильная увлеченность. Мне приходилось встречать такого же шофера по призванию…

Но обычно такие вещи не обсуждаются И поскольку они не обсуждаются, то многие люди чувствуют себя обделенными призванием, потому что «человека призвания» привычно искать в очень узком кругу профессий: музыкантов, художников, ученых – в кругу традиционно почитаемых занятий, куда входят «избранники». И это, конечно, большая ошибка или недосмотр, если хотите. Из-за этого происходит много бед, много жизней ломается – и больше всего, по моим наблюдениям, как раз не у тех, кому не дали осуществить артистическое или интеллектуальное призвание, а у тех, кто выбрал этот путь вопреки явному отсутствию личного призвания. Сколько людей берется писать стихи именно потому, что это высоко ценимое занятие. Или потому что они в самом деле любят и чувствуют стихи – уже написанные стихи. И в результате жизнь их навсегда испорчена. Дело не в том, что они пишут плохие стихи – хуже другое: они живут ложной жизнью, «жизнью поэта». Они играют чужую роль, и плохо играют, поскольку что такое настоящая «жизнь поэта», им не известно, им известен стереотип. Этот стереотип они и разыгрывают в жизни. На настоящего поэта больше похож настоящий рыбак (вообще кто угодно настоящий), чем такое изделие. Да, область «творческих профессий» – это место, где больше всего совершается ошибок, где люди выбирают себе чужую жизнь.

Стоило бы прервать эту инерцию, стоило бы принять во внимание, какими разными – и какими неожиданными – могут быть настоящие профессиональные призвания. И не только профессиональные – круг наличных в нашей цивилизации профессий куда уже наклонностей человека! Нет такой профессии «друг», скажем, а призвание быть другом есть. И самый простой, я думаю, критерий различения призвания: чувствует ли человек, что ему хорошо, когда он занят тем или другим. Работа по предназначению, по призванию, доставляет радость сама по себе, независимо от ее результатов. Человеку в это время больше ничего не нужно. Ему не так уж важно, принесет ли это ему успех, признание. Он счастлив, когда он просто делает вот это . Он чувствует, что здесь, именно здесь полнота его жизни. И это могут быть страннейшие вещи. Вот что, вероятно, нужно напомнить современному человеку, который настроен на очень узкий репертуар «призваний», – что их гораздо больше. Стоит просто быть к себе внимательнее и замечать, где тебе хорошо. Где тебе хорошо, там ты делаешь свое дело. Это и есть природное призвание. Оставим пока это слово, хотя, мне кажется, здесь более уместно другое слово: предназначение, скажем. Но – возражу я себе – и это критерий не абсолютный. Ведь графоману бывает очень хорошо, когда он составляет свои вирши! Он переживает экстаз, какого и Шекспир не знал. И безумец часто чувствует себя «на своем месте» больше, чем здоровый человек! Стоит задуматься…

Но так или иначе, это осуществляемое природное призвание или совпадение с собственным местом – великая удача. Если такое случилось, рано или поздно, человек может сказать: «Наконец я знаю, что такое жизнь. Я живу, а не отбываю срок и не отрабатываю долг, я на своем месте». Такое может случиться в разные времена, в разные эпохи человеческой жизни В детстве, в юности, а бывает, и достаточно поздно. Вдруг человек находит какую-то точку, где ему хорошо, где он как будто и должен быть, находит то, для чего он рожден.

Но повторю, мы пока говорим не о собственно духовном призвании. О природном даре, природном влечении. И такое природное призвание несомненно к чему-то обязывает. Когда говорят, что Н.Н. – человек способный, но ленивый, то скорей всего, он просто не слишком способный, не до конца способный. Потому что настоящая способность – это и способность трудиться. Для человека со стороны может показаться, что профессиональный музыкант, исполнитель – мученик. Несколько часов сидеть над каким-то одним пассажем? Для меня бы это было просто пыткой! Но для него это вовсе не принудительный и тупой труд, это и есть его призвание. А что говорить о физических страданиях балерин? Или о филологе, перерывающем груду томов в поисках одного слова? Представление о каких-то отвлеченных от «труда» «способностях» очень поверхностно. Способность к терпению и труду – часть дара, может, определяющая часть. Но подчеркну – способность к труду, счастье добровольного труда.

Конечно, не стоит упрощать. Бывает, что человеку видится, что призвание требует от него слишком многого, и ему хочется сбежать и заняться другим, или ничем. Хорошо если тебя поправят и направят со стороны. Хорошо, когда к мальчику Моцарту приставлен такой отец, который не даст ему сбежать от призвания. Но, повторю, сама способность к труду – это, может быть, самая главная способность. Способность к росту, способность к тому, чтобы не жалеть себя и не чувствовать при этом, что твои труды это «жертва», та которой должно последовать какое-то вознаграждение, какое-то достижение (как пушкинский Сальери описывает свои занятия). В советское время не любили тему дара : она не вписывалась в материалистическое мировоззрение, в классовую теорию, в популистскую эстетику. Предпочитали говорить о труде. Людей, дескать, различает не некая таинственная одаренность, а просто трудолюбие. Приводили при этом разные авторитетные мнения, вроде слов П.И. Чайковского о том, что в произведении не то 90% труда, не то 95% (не помню статистику) и, соответственно 10 или 5% таланта. Те, кто стали великими, просто хорошо поработали. Это несомненно правда! Одно здесь умолчано: что это дар труда, вдохновение свободного труда.

Когда на пламени труда
Живей кипит воображенье,

как писал Пушкин. Как ты ни заставляй и ни уговаривай потрудиться того, у кого к этому нет дара, ничего не получится. В таком труде не будет огня. И кипеть на нем нечему.

Так что само это разделение на «талант» и «дар» слишком плоское. И не только труд или «работоспособность» входит в дар, но и своего рода стихийная аскеза. Какое-то принятие ограничений, естественная аскеза есть в каждом из таких природных призваний. Как известно, апостол Павел ставит в образец христианам атлетов, спортсменов: если они хотят победить, они непременно воздерживаются от того или другого. Спортсмен – самый наглядный образец физической аскезы. Чтобы тело твое оставалось послушным, и его можно было использовать как хороший инструмент, от многого следует отказаться. В других профессиях такое естественное воздержание может быть меньше связано с чисто физическими ограничениями, а скорее с умственными и душевными. Здесь опытный мастер – в каком-то смысле сам себе тренер, он знает и постоянно узнает, что вредно для его дела, после чего он не может вернуться к своей работе. Быть может, есть здесь и общие простейшие закономерности. Например, все, что рассеивает, все, что развлекает, все, что оглушает, – это очень затрудняет людям умственного труда возращение в свою область.

И вероятно, только людей призвания, занятых тем, что они любят, что они ставят выше себя, можно назвать вполне состоявшимися людьми. Им можно позавидовать, каково бы ни было их призвание: у них есть то, чего не отнимают никакие обстоятельства. В любых обстоятельствах они займутся своим делом. Мне приходилось слышать, в каких обстоятельствах это оказывалось возможным. Так великий астроном Козырев рассказывал, как в сталинских лагерях, прикованный к тачке, он наблюдал звездное небо. И тачка, и заключение становились для него второстепенным обстоятельством. Он продолжал свое дело. Или мой учитель, филолог Михаил Викторович Панов рассказывал: в действующей армии, на передовой (он был артиллеристом), когда уже началась немецкая атака, он думал о возможности верлибра, свободного стиха в русском языке. Бояться атаки ему было некогда.

Вот что такое призвание. Оно как бы вынимает человека из непосредственных обстоятельств, освобождает – и дает ему опору навсегда. Мы говорили, что это требует и труда, и определенного воздержания, но все это воспринимается как добровольное дело. Таких людей часто описывают как героических и жертвенных, но изнутри это выглядит совсем не так. Они рады тому, что делают, они этим живы, и у них нет чувства принесения тяжкой жертвы. Владимир Вениаминович Бибихин последнюю ночь своей жизни провел за правкой книги о Витгенштейне. У него не было уже сил пошевельнуть пальцем. Редактор сидел у постели и зачитывал ему вслух не выясненные места. Они проверяли перекрестные ссылки. И кончили этот технический (!) труд только тогда, когда Владимир Вениаминович заснул. Это был его последний сон. Многие скажут: вот героизм, неслыханное самопожертвование! Но я уверена, сам Бибихин с этим бы не согласился: для него это было не жертвой, а спасением, самой жизнью. Жизнью до последнего момента.

Мы говорили уже о невнимании общества к многим призваниям, предназначениям, о слишком узком круге «избранных» занятий. И вот если человек попал не на свое место, он всегда будет чувствовать себя каким-то никчемным, отбывающим срок жизни. Он будет неспокойно относится к другим, завидовать… А можно было бы попытаться найти, где же все-таки мое настоящее место. Оно может быть очень странным. Про себя я, например, могу определенно сказать: У меня явно есть призвание быть уборщицей и садовым рабочим. В такого рода занятиях я не чувствую труда, они дарят мне лучшее из удовольствий – удовольствие чистой совести. И что же? Бросить другие мои занятия и пойти в уборщицы? Поразмыслив, я думаю, что это «призвание» уборщицы по существу не противоречит тому, чем я занимаюсь в других областях, в слове, в мысли. В принципе я делаю что-то похожее и там. Мне хочется освободить пространство от лишних, грязных, испорченных вещей. Не наполнить его чем-то еще, а скорее – освободить. Так что моя страсть к уборке или расчистке сада скорее дает мне наглядный образ моих умственных занятии. Следить и увязывать…

Что отличает людей, которые действительно нашли свое место? Прежде всего, как я замечала, то, что они гораздо меньше думают о себе. Они свободнее от фундаментальной болезни современности, от этого бесконечно проблемного «я». Кто я такой, и каков я и т.п., и т.п…. Наполеон я или тварь дрожащая, гений я или по гений? В их случае это не то чтобы скромность: это занятость.

Мы помните, этим вопросом Сальери: и я не гений? – кончается «Моцарт и Сальери» Пушкина. Отец Иоанн просил меня в ходе разговора коснуться этой вещи, «Моцарта и Сальери». Что это за контраст; дара и труда или избранника и самозванца? Сальери не самозванец. У него явно есть призвание, рано открывшаяся впечатлительность и страсть к музыке (как он описывает свое первое впечатление от музыки в детстве, как он чувствует музыку Моцарта). Вероятно, ошибка его в другом: его призвание не творческое. Музыкальное, но не творческое, если бы он стал… Нехорошо делать такие эксперименты с произведением искусства, но, допустим, что мы рассматриваем пушкинское сочинение как случаи из жизни. Допустим, такой человек как Сальери, который с первых дней так чувствует силу музыки, который так понимает с первого слуха то, что ему играет Моцарт, какое у него может быть призвание? Интерпретатора. Критика. Исследователя музыки. Несомненно. И если бы он стал критиком, великим, проницательным критиком? Почему ему это не пришло в голову? Потому что композитор, творец заведомо выше. Создавать музыку почетнее, чем ее интерпретировать. А если бы он стал критиком, ему не пришло бы в голову мерять себя Моцартом. Это совершенно другое. Моцарт же — подчеркну: как он изображен Пушкиным – этим критическим чувством совсем не обладает. Ему это не нужно. Он играет, и не может оценить того, что играет. Они прекрасно дополняли бы друг друга: создатель - и интерпретатор.

Характерно, что как раз у пушкинского Сальери, у человека, который занимается не совсем своим делом, все время встает вопрос: зачем? Какая польза? Он постоянно спрашивает: какая польза в гении Моцарта? Человек насвоем месте этого не спрашивает – как природа не спрашивает, зачем она что-то делает: зачем течет река, зачем стоят горы. У Мейстера Экхарта есть размышление о том, что, если бы мы тысячу лет задавали вопрос жизни, зачем она живет, и она соизволила бы нам ответить, ее ответом было бы: «Я живу чтобы жить».

Мой учитель Никита Ильич Толстой как-то сказал мне, еще в университетские годы: «Если Вам, Оля, за каким-то делом придет в голову вопрос: а зачем это? – бросайте это дело (речь шла о выборе темы исследования). Все можно делать только до тех пор, пока не возникает вопрос: а зачем это? Это знак того, что Вы не на своем просто месте. Все настоящее делается ни за чем. Просто так».

Итак, мы пока говорили о природных призваниях. Духовное призвание в собственном смысле, я думаю, совсем другое. Это несомненно так, если мы обратимся к реальным историям таких призваний. Ими полно повествование Священного Писания.

Но предварительное замечание: как и в первом случае, стоит помнить о многообразии призваний, об их неожиданности. Св. Писание предлагает нам истории великих призваний, истории людей, решительно избранных из среды своего народа. Следует ли из этого, что есть непризванные люди и, больше того, что именно таких людей – большинство, людей без духовного призвания? Я думаю, вы согласитесь со мной, что у каждого человека, поскольку он сотворен человеком, должно быть свое место, должен быть замысел о нем. Понять этот замысел, совпасть с ним – другое дело. Но не может быть человека, который ни для чего не нужен. Ненужного человека, совсем ненужного не может быть. Иначе мы с вами исповедовали бы другое богословие.

Герой Пастернака («Доктор Живаго») говорит: вы заботитесь о воскресении, но вы не заметили, что вы уже один раз воскресли – когда родились, когда были приведены из небытия в бытие. Это уже воскресение, первое воскресение. И в этом смысле каждый рожденный человек уже призван, вызван из небытия для жизни.

Кто меня всесильной властью

Из ничтожества воззвал?

как спрашивает Пушкин в печальных стихах, написанных к дню своего рождения («ничтожество» на его языке – небытие). Сама по себе жизнь есть призвание, Ее могло бы не быть. Нельзя принимать это как простую данность: ну живу – и живу. Стоит помнить, что мы «призваны к жизни» и сама по себе жизнь уже есть духовное призвание. Так что кроме различительного призвания, допустим, музыкального или какого-то еще, есть это первое и общее человеческое призвание – жизнь. Здесь исключений нет, если мы разделяем христианскую веру, если мы повторяем, что Христос «освещает и просвещает всякого человека, приходящего в мир», то не может быть и ненужных, не избранных для жизни, не просвещенных изначально людей. Это, я думаю, и есть первое духовное призвание: жить.

А другое призвание, так сказать, второе избрание, призвание уже в строгом и конкретном смысле слова – о нем и повествуют библейские истории. Здесь в слове «призвание» звучит его прямой, исходный смысл: зов. Этот зов принадлежит Другому. Сам человек не может себя призвать. Прежде должен быть голос, который зовет. Человек отвечает на этот зов, как ответил Авраам – и пошел неизвестно куда.

Вот здесь-то мы видим очень странную вещь. Если природное призвание, как мы описывали, в глубочайшем смысле соответствует природе человека, то здесь как будто все прямо наоборот. Это призвание противоречит всей данности человека, которого призывают. Первое, что говорит такой призванный человек, это, как правило, отказ. Он отвечает, что просто не может исполнить того, что от него требуется, по совершенно очевидным причинам. Пожалуй, я не вспомню противоположных случаев. Авраам как будто не спорил. Но дальше… Уже престарелая Сарра смеется, когда ей предвещают родить сына. Самая вопиющая история – это, конечно, Иона. Вот до чего он сопротивлялся, до того, что попал уже в брюхо рыбе: но и после этого не перестал. Вспомните все эти призвания – вплоть до Благовещения (надеюсь, что это не звучит кощунственно). Первое слово Призванной: «Но как я могу это сделать? Я не знала мужа». Призванные призываются к невероятным для них вещам, к невозможным. «Объективно» невозможным. Пророки приводят доказательства этой невозможности: Иеремия молод, Моисей косноязычен…

Почему же здесь человек выбирается как бы вопреки его природе и наличным возможностям? Девица или старуха – чтобы родить, мальчик – чтобы поучать старцев… Это, я думаю, остается тайной. Но как будто бы в универсальный сюжет призвания входит сопротивление того, кто призван. Почему-то он сопротивляется. И он по-своему прав! Это как если бы хромому велели стать танцором или немому – спеть арию. Почему бы не выбрать для этого более подходящих исполнителей? И вот здесь – в отличие от того, что мы назвали природным призванием, – вместе с призванием создается другая, новая природа человека. Он получает все необходимое для исполнения призыва. Моисею дается дар речи и т.д. Изначальные, данные свойства человека оказываются несущественными. Почему так? Мы можем только остановиться в недоумении, В самом деле: почему бы не выбрать блестящего оратора, чтобы он говорил с народом? почему бы не послать менее строптивого человека, который сразу же ответил бы: «Да, я сейчас же пойду в Ниневию и все им расскажу». Нет, почему-то почти всегда выбирается такой сопротивляющийся материал. Быть может, для того, чтобы была очевиднее, как говорится, слава Божия, сила, которая совершается в бессилии, – вот, вновь из ничего, из праха творится человек, когда это нужно. Но может быть, есть другая готовность и пригодность, которых сам человек в себе не знает – и на основании которых он и призывается… Во всяком случае, библейские истории призвания как-то проясняют ту высочайшую ценность, которой в христианстве наделяется послушание. Мучение послушания, труд его и загадка состоят в том, что оно чаще всего противоречит нашей наличной природе. Наша природа, наши склонности отталкивают его: нам велят другое ! И мы не можем сказать: «Чур, не я! Нет, это не для меня, это для кого-то другого!».

Вот на этом я и кончу.

И. Пономарева : Значит ли то, что если человек не задает себе вопроса о своем призвании, значит ли это, что он просто духовно незрелый? И наоборот, если он задумывается, ищет, это знак его духовной зрелости? Есть какая-то здесь закономерность?

Ольга Седакова : Вы знаете бывают очень суетные поиски. В искусстве это очевидно. Не помню, кто из замечательных мастеров сказал об «исканиях»: «они ищут там, где нужно находить». «Находят» как будто ненароком. «Искать» можно до конца жизни. Бывает, что такие поиски – вовсе не знак того, что человек созрел, а как раз наоборот. Кроме того, человек может исполнять свое задание безо всяческих поисков, даже не думая, что он что-то особенное делает. Вы наверняка знаете известный сюжет в разных Патериках: великий подвижник в пустыне в какой то момент решает, что он достиг последних высот в духовном совершенстве и спрашивает в молитве, есть ли кто достигший большего? И слышит ответ: «Поезжай в такой-то город и там на такой-то улице увидишь сапожника; вот он достиг большего». Он слушается, находит этого сапожника и расспрашивает его о духовных подвигах. Сапожник же ему говорит: «А и ничего особенного не делаю». В дальнейшем выясняется, что то, что он делает не замечая и не считая особым духовным делом, и есть лучшее исполнение духовных требований. (Этот сюжет по-новому повторил Лев Толстой в «Отце Сергии»: помните, как отец Сергий навещает Пашеньку?) Может быть и такое. Человек исполняет призвание, не ища его, не видя, не отдавая себе в этом отчета. И такое исполнение может быть оценено выше. Видимо потому, что оно совсем искреннее. Что это и есть та самая «полная мира» и «переполненная чаша». Такая мера самоотдачи, что не остается пространства для взгляда на собственное действие со стороны.

Нет, я не стала бы говорить со всей определенностью, что те, кто ищут, уже проснулись, а те, кто не ищут, спят. Наверно, какое-то другое различение нужно найти для такого сна и пробуждения.

И. Пономарева : Ольга Александровна, а по каким законам должен жить человек призванный? Если он действительно однажды понял, что никуда не деться?

Ольга Седакова : Я думаю, что он и будет их открывать. Будет открывать эти законы. Он будет понимать, что лично ему (здесь очень важен этот личный момент) во вред и на пользу. Другим вот это, например, можно, а ему почему-то нельзя. Он может даже и не уметь объяснить себе, почему. Но откуда-то он это очень точно знает: он знает – или чует (Бродский говорил, что он руководится нюхом, как собака), на каком месте он может нарушить что-то такое, что отразится на его даре. Есть поразительное место в дневниках Толстого (В.В. Бибихин его часто вспоминал): «можно убить человека и не совершить греха, а можно так откусить кусок хлеба, что это будет смертельный грех». Это наблюдение художника. Мы знаем рассказы, правдивые и апокрифические, о разгульной жизни знаменитых художников. На их произведениях эти грубые нарушения морали почему-то фатальным образом не отражаются. Но есть то, что непременно отразилось бы, что исказило бы самое существо призвания. Что это? Я думаю, в разных случаях разное, Эго зависит, видимо, от самой вещи, которую от него ждут, к которой он призван. Что нужно для этой вещи, то от него и требуется.

Е. Новикова : Ольга Александровна, как Вы думаете, возможен ли такой вариант: человек так и не нашел предназначенного ему места, как первую ступень, которую Вы назвали, но в то же время он исполнил призвание? То есть, духовное призвание он исполнил, а предназначения своего не нашел.

Ольга Седакова : Думаю да. В таком случае мы можем думать, что его предназначение и было духовным призванием, а не чем-то другим. Про того сапожника из Патерика, о котором мы вспоминали, не сказано, чтобы он был изумительным, лучшим сапожником в городе. Сказано, что заработанные этим ремеслом деньги он раздавал.

Е. Новикова : А, например, когда предназначение человека вступает в противоречие с его призванием?

Ольга Седакова : Да, спасибо, Ваш вопрос напомнил мне, что я еще не сказала одну важную вещь, о которой собиралась сказать. Если это предназначение (природное влечение, талант, способность найти свое место в жизни и быть продуктивным на этом месте), если его принимают за собственно духовное призвание, что часто бывает, это очень опасная вещь. Тогда служение своему предназначению, дару превращается в идолопоклонство. А идолы, как любил повторять Аверинцев, требуют человеческих жертвоприношений. Есть интересный рассказ молодого Пастернака «Параллельные октавы», об органисте, который в увлечении своей игрой убивает собственного сына. Поздний отголосок романтического культа художника. Как бы не обсуждали запредельную для человеческого понимания историю жертвоприношения Авраама, это совсем другое дело. Пастернаковский художник не ведает, что творит. Он до всякого требования жертвы готов допустить для близких что угодно ради своего служения. Обожествление искусства, как и любое другое сотворение кумиров, плохо кончается. Но я уверена, что художники, которым удалось создать нечто великое, создали его именно потому, что не поклонялись искусству или творчеству как таковому, а все прочее и всех прочих считали лишь средством или материалом для него. Такого рода поклонение свойственно как раз людям типа Сальери, полупризванным.

Несколько месяцев назад я решила запустить свой онлайн-проект в области поиска работы и карьерного консалтинга. Через некоторое время я заметила, что среди стандартных вопросов моих клиентов «как составить », «как вести себя на собеседовании», я очень часто слышу совсем другой, более глубинный запрос: «как понять, чем мне нравится заниматься?» и «как начать заниматься тем, что по душе, и связать это с работой?».

Оказалось, что мои клиенты в возрасте от 25 до 35 лет не испытывают удовлетворения от самого наличия престижной работы с хорошей зарплатой, а предъявляют совершенно иные требования к работе и работодателю. Для них важно, чтобы им нравилась деятельность, (всё больше людей хотят свободный график и удалённую работу), а также они предпочитают понимать некий глубинный смысл своей деятельности и знать, какую пользу она принесёт.

Естественно, что при таких высоких ожиданиях эти люди обречены на постоянное недовольство своей работой. Не имея чёткого представления о своих интересах или не находя возможности совместить их с работой, «перекладывая бумажки» с 9 до 18 в офисе вместо того, чтобы спасать мир, они получают всё меньше и меньше удовольствия от работы. Тоскуя, они лелеют мечту всё бросить и уехать в тепло, чтобы там предаваться поиску себя и своего призвания, надеясь отыскать волшебный рецепт гармоничного коктейля из удовольствия, смысла и работы.

На мой взгляд, такая поездка будет лишь сменой декораций. Будет ли найден ответ? Возможно. Только, мне кажется, совсем не обязательно для этого далеко уезжать. Я убеждена, что каждый из нас в глубине души знает своё призвание. Просто кто-то раскрывает его в четыре года, а кто-то вспоминает в 80. Но сколько бы вам ни было лет, поиск призвания - это всегда увлекательное путешествие и вовсе не в тропическую страну! А ещё это кропотливая, ювелирная работа, требующая смелости, творчества и настойчивости. Ведь, чтобы приготовить свой эксклюзивный кулинарный шедевр, мало найти хороший рецепт. Придётся сначала научиться его готовить, а потом многократно экспериментировать, чтобы подобрать идеальные пропорции и собственные уникальные ингредиенты.

Для своих клиентов я решила детально изучить сферу поиска призвания, собрать максимум и выбрать лучшее. Только за последние три месяца глубокого погружения у меня набралось более 100 упражнений, а ведь я только приоткрыла дверцу в этот интересный мир. Одни упражнения являются подсказками и помогают определить призвание, другие позволяют трансформировать его в новую работу или привести к гармонии с уже имеющейся. С удовольствием поделюсь с вами своими находками!

Для тех, кто готов отправиться в самостоятельное путешествие, составила универсальный маршрут в семь дней. Естественно, что сроки для каждого будут индивидуальными. Возможно, кто-то найдёт ответ в первый же день, а кому-то потребуется брать паузу после каждого задания для вдумчивых размышлений. Но ведь сроки не самое главное, особенно если путешествие увлекательное. Ну что, готовы? Поехали!

День первый. Загляните в будущее и пофантазируйте

Наши фантазии - это не только кладезь информации о нас самих и наших целях, но и мощный источник мотивации для их реализации. Чтобы было легче фантазировать, давайте поиграем в игру. Представьте, что вы этакий столетний фантазёр-счастливчик. Мало того, что дожили в уме и здравии до таких серьёзных именин, так ещё вам по жизни несказанно везло, и вы достигли фантастических успехов во всём, за что брались. Здоровы, благополучны, живёте в достатке, одним словом, процветаете. Ваши родные и друзья собрались, чтобы вас поздравить и вместе с вами отметить это знаменательное событие. А может, не только друзья, но и репортёры, пресса, знаменитости…

Представили? А теперь вспомните всю свою счастливую жизнь, полную интересных и волнующих событий. Чем вы занимались? Что делали? Где, в какой обстановке? Кто был рядом с вами? Что вы чувствовали? Опишите свой стиль жизни, всё, что для вас было важным, все сферы жизни. Желательно на бумаге или в текстовом редакторе.

Затем прочитайте свой текст, лучше вслух, обращая внимание на свои ощущения и звучание своего голоса. Действительно ли вы хотите, чтобы эти фантазии стали реальностью? Готовы ли вы попробовать?

Чтобы оказаться там, где вы хотите быть через 100 лет, нужно начать путь в выбранном направлении прямо сейчас.

День второй. Разрешите себе всё и помечтайте

Очень часто наше призвание прячется где-то между областью наших интересов, сферой сокровенных желаний и несколькими глубоко запрятанными и забытыми детскими мечтами. Мы так боимся этого ящика Пандоры, что прячем его подальше в чулан своей памяти, чтобы потом наспех заталкивать в него всё, что хотелось, но не исполнилось, планировалось, но не сбылось. И тут же забывать.

Чтобы приоткрыть завесу и сделать ещё один шаг навстречу вашему призванию, вам потребуется этот ящик достать, сдуть пыль и тщательно перетряхнуть всё, что вы в него затолкали. Вспомните все ваши мечты, желания, интересы и всё, что вам когда-либо хотелось попробовать, и запишите. Для полноты картины добавьте к ним список невероятностей. Не ограничивайте свою фантазию: чем больше вы напишете пунктов, даже самых нелепых, тем лучше. Пусть их будет 100 или больше, но не менее 20.

Кстати, у этого упражнения есть интересный побочный эффект. Сохраните список и проверьте его через некоторое время. Некоторые из ваших желаний сбудутся сами собой, без вашего участия. Чтобы сбылись все, нужно будет предпринять кое-какие действия, но это уже совсем другая история.

Когда мы были маленькими, каждый из нас знал своё предназначение. Если вы забыли, о чём мечтали в детстве, спросите у родных.

День третий. Составьте свой идеальный контракт

Представьте, что вы звезда! Вы настолько профессиональны, востребованы и популярны, что «хэдхантеры» гоняются за вами, готовые на всё, чтобы заполучить вас. Вам предлагают подписать контракт с идеальной зарплатой, в котором вам разрешается самостоятельно выбрать, чем вы будете заниматься, в какой сфере и при каких условиях. Да, вот такой вы счастливчик!

Вы же, конечно, догадываетесь, что у каждого из нас на самом деле есть такая возможность? Если нет - делюсь с вами секретом. Современный мир предлагает на выбор самые разнообразные профессии и сферы деятельности, любые варианты графиков работы и прочих условий. К сожалению, очень часто многие не знают, чего хотят, или не хотят прикладывать усилия, чтобы достичь желаемого. Или по какой-то причине не находят возможности сесть и подумать серьёзно над этим вопросом.

Вот и позвольте себе прямо сейчас озадачиться им и выбрать идеальную работу. Давайте мыслить шире, ведь мы сами авторы всех своих рамок и ограничений. Пусть в вашем списке будет 100 пунктов или хотя бы не менее 20. Кстати, это упражнение полезно проделывать время от времени, поскольку ваши предпочтения могут меняться и важно корректировать ваш идеальный контракт, чтобы работа продолжала вас вдохновлять.

Стоит не только составить свой идеальный контракт, но и просматривать его время от времени. Наши предпочтения могут меняться, и важно вовремя делать корректировки, чтобы наша работа продолжала нас вдохновлять.

День четвёртый. Что бы вы хотели давать другим?

Все мы . Мы живём в обществе и не можем существовать независимо, сами по себе. Поэтому меня всегда настораживает, когда я слышу, что кто-то хочет заниматься чем-то исключительно для себя. Хочет получать удовольствие в процессе, достигать самореализации через любимую деятельность и получать удовлетворение от достижения результатов. Все эти желания прекрасны, но остаются без ответа вопросы «Зачем?», «Зачем вы?», «В чём ваш смысл?».

Мне кажется, такая эгоцентричная позиция изначально является неполноценной и ущербной по отношению к той, в которой мотив «отдавать» присутствует. Деятельность может доставлять полное удовлетворение только в том случае, если вы чем-то делитесь с другими, служите им. И трансформировать ваше любимое занятие в работу можно только в том случае, если вы найдёте способ приносить пользу другим посредством вашей деятельности.

Комбинация ответов на вопросы «Зачем?» и «Что я хочу давать другим?» даст тот самый смысл, без которого полное удовлетворение от работы невозможно.

День пятый. Что вам точно нравится и действительно доставляет удовольствие

До этого дня мы концентрировались на ваших мечтах, интересах, желаниях и том, что вам хотелось бы делать. Вы не были ограничены ничем, кроме своих фантазий и собственноручно созданных ограничений. Ваши мечты, интересы и желания являются проводниками к вашей работе , но содержат в себе долю риска. Если большинство из них так и осталось в мире фантазий и вы не пробовали реализовать их, вы не можете быть уверены, что это именно то, что нравится вам и доставляет удовольствие. Тем не менее эти списки очень важны для раскрытия призвания. Оставим их на некоторое время.

Теперь мы из области фантазий вернёмся в реальный мир. Ваш личный опыт - это ещё один важный источник информации на пути к вашему призванию. Тщательно перебрав все ваши попытки делать что-либо и степень вашего удовольствия от процесса, вы можете обнаружить также подсказки, который приведут вас к призванию.

Вспомните, что вам действительно нравится делать и что вам точно доставляет удовольствие - на прошлых местах работы, во время учёбы, во время любой другой деятельности, которой вы занимались. Напоминаю, ключевое отличие от списка, который вы составили во второй день, заключается в том, что вы это пробовали и точно знаете, что получаете от этого удовольствие. Как обычно, стремитесь к 100 пунктам, и пусть их будет не меньше 20.

Быть уверенными в том, что вам действительно это нравится и приносит удовольствие, можно, только попробовав то, о чём вам мечталось. Ищите ваше призвание в вашем опыте и больше экспериментируйте с вашими фантазиями и интересами.

День шестой. Ваши таланты, способности, навыки и их отражение в других

У каждого из нас есть множество талантов, независимо от того, развиваем мы их или нет. Подумайте, что у вас получается хорошо, в чём вы добились высот и достижений? У вас наверняка есть что-то, что вы умеете делать лучше других. Не знаете об этом? Вспомните, с какими просьбами к вам обычно обращаются. Не помните? Тогда рискните и спросите! Обзвоните своих близких и друзей и спросите у них, чего бы они лишились, если бы не были знакомы с вами. Будьте готовы к самым неожиданным ответам. Вы точно узнаете много интересного! :)

Ваши таланты и способности подскажут вам правильное направление к призванию. Не знаете, в чём вы сильны - спросите у других!

День седьмой. Роль, мастерство, призвание

Седьмой день - это день анализа и ответов на вопросы. Прочитайте каждый список и проанализируйте его. Обратите внимание на пункты, которые:

  • повторяются несколько раз;
  • кажутся вам наиболее ценными и важными именно сейчас;
  • вызывают у вас особенный отклик и трепет.

Выберите около 10 пунктов из каждого списка (количество пунктов - нестрогий параметр). Распределите пункты по четырём группам:

  • Сфера деятельности (медицина, искусство, спорт и так далее).
  • Суть деятельности (что именно делать, чем заниматься).
  • Условия (где, как, с кем, сколько времени).
  • Качества и навыки (как и что умею делать).

Запишите все пункты на чистом листе А4 или в новом документе текстового редактора. Добавьте описание идеального стиля жизни из первого дня и ответы на вопрос «Что я хочу давать другим» из четвёртого.

Проанализируйте получившееся описание и ответьте на вопросы: «Что я на самом деле делаю с миром, когда делаю это?», «Что я на самом деле даю миру, когда я делаю это?», «Какова моя настоящая роль , когда я занимаюсь этим?», «В чём мой исключительный дар , в чём мое мастерство и призвание , когда я занимаюсь этим?». Не спешите, эти вопросы требуют серьёзного обдумывания. Ответы на них и позволят вам найти себя.

Хотите связать с работой? Абстрагируйтесь и посмотрите на получившийся результат как бы со стороны, как будто это писали не вы, а другой человек. Напишите варианты работы, которые подходили бы такому запросу. Покажите другим и попросите назвать варианты подходящей для вас работы. Если хватит смелости, опубликуйте в сетях. Чем большему количеству людей с различной профессиональной эрудицией вы покажете, тем более разнообразные варианты работы получите. Желательно, чтобы получился список из 20–30 различных вариантов профессий. Выберите из них одну или две-три, которые нравятся вам больше всего.

Оцените реальность. Насколько то, чем вы занимаетесь сейчас, близко и созвучно вашему запросу. Продумайте стратегию. Кардинальная смена? Плавный переход? Работать на той же работе, а призвание сделать хобби и развиваться в интересном направлении параллельно? Напишите план. Сделайте первый шаг. Проверьте экспериментально.

Это займёт несколько месяцев или лет. Страшно? Бойтесь, но делайте. Эти несколько месяцев или лет всё равно рано или поздно пройдут, а вы либо попробуете, либо нет. Спешите, ведь никто не знает, когда наступит его столетний юбилей. Помните, счастье - это не конечный пункт назначения, это само путешествие. Даже на несколько секунд приблизиться к вашей идеальной жизни - это уже результат.

Светлана Бадовская
Статья «Профессия «учитель»: по призванию или? …»

Профессия «Учитель » - «По призванию , или?.»

«Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них. Кто этого делать не хочет, тот отстает от своего времени».

Ян Райнис

Одна из самых сложных профессий в мире – учитель !

Наверное, не каждый способен стать учителем , ведь для этого не достаточно только получить высшее образование , а еще и необходимо обладать неподдельной тягой к профессии . Избравший путь педагога посвящает всего себя образованию, а иначе он не смог бы воспитать в своих учениках любовь к познанию.

На новом витке времени, когда скорость развития науки и техники определяет задачи образования, необходимо постоянно учиться всем : и Учителям , и Ученикам. И в первую очередь научиться плодотворно выстраивать межличностные отношения между собой.

Настоящий Учитель растет и развивается вместе с учениками, увлекая их в мир неизведанного. У каждого ребенка есть способности и таланты. И чтобы они открывались, необходимо владеть способами, методами, приемами ума, души и высокого Духа!

Учитель в современной школе ни единственный источник информации, с единственно правильной точкой зрения. Поэтому он принимает позицию человека в лице ученика, его личное мнение, его точку зрения, его позицию, которая отличается часто от других.

Любить детей «удобных» , которые никому не перечат, смирно сидят, получают хорошие оценки - много ума и сил не надо.

Надо учиться любить еще и тех , кто перечит, кто теряет интерес к учебе, кто не хочет идти в школу.

Эти прописные истины должны понимать педагоги школ и вузов, а также студенты, которые избрали эту благороднейшую и сложнейшую профессию .

Почему же зачастую слышишь от школьников : -Та, учитель какой-то новенький , молодой и злой. Кричит на нас, заставляет переделывать работу по сто раз, место рабочее за всеми убирать. Вот старый был добрый и на нас никогда не кричал, даже когда опаздывали…

Если обратиться к статистике качества образовательного процесса в ВУЗах за полтора десятка лет, то можно проследить тенденцию роста коммерческого образования и снижения бюджетного обеспечения Вузов государством. Каковы последствия таких тенденций. Возможно ли качественное преподавание в школах при условии «оплаченных» дипломов и слабой профессиональной подготовки .

Вот отзыв родительницы одной из школ города по поводу профессионализма учителя : - Да, господи, что с нее возьмешь? За деньги заочно окончила институт, ни одной книжки не прочла, а моему ребенку тройки ставит…

Что же мы имеем на сегодняшний день?

Безусловно, низкий уровень профессиональной подготовки молодых специалистов обусловлен увеличением объема коммерческого обучения студентов! Отсюда низкий уровень конкуренции поступающих в Вуз студентов. Берут всех подряд с тем, что когда нужно будет действительно учиться , многие «отсеются» . Но глобального «отсева» не происходит, так как во многих ВУЗах налажена система покупки оценок. Ежегодно выпуск за выпуском, появляется огромное множество так называемых специалистов, в том числе и учителей , но в школу приходят единицы, да и то без необходимых знаний, таланта и желания. Будущие студенты ВУЗов заранее сориентированы на волну коммерческих отношений педагога и студента.

Придя в школу, молодой педагог попадает в мир неизведанных отношений учителя-ученика , учителя- учителя , учителя-завуча и директора , учителя-государства . Множество советов и рекомендаций со стороны старших коллег и администрации, первые неудачи и отчаяния. Как в потоке событий и информационного бума выстроить свою педагогическую судьбу, определиться в манере общения с учениками и коллегами, правильно сориентироваться в процессе создания своего педагогического кредо?

На многие вопросы предстоит ответить, прежде всего, самому.

Каким образом, спросите вы?

В. Г. Белинский говорил : «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса» . Слова эти сказаны очень давно. А мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе , об учителе , который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Сама жизнь заставляет нас активно использовать информационные компьютерные технологии (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе.

Мозг ребёнка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспринимает предложенную учителем информацию с помощью ИКТ. Следовательно, учителю необходимо владеть не только современными методиками, но и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком и непрерывно развивающимися компьютерными технологиями. Перед учителем стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения.

Ученик XXI века, пришедший в школу из современного мира, ориентированного в основном на материальные ценности, погружается в совершенно иной мир – мир с преобладающими духовными ориентирами. Одни ребята выражают яростный протест, другие подстраиваются под требования школы.

Учителю необходимо проявлять максимум терпения и понимания, постоянно повышать собственный уровень образования и так организовывать учебный процесс, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно.

Сложно быть таким, если в ВУЗе тебя не научили мыслить, искать, учиться !

Есть ли выход из сложившейся ситуации? Готово ли государство признать несостоятельность преобладания коммерческого образования и наметить пути решения проблемы? Очень сложно ответить на этот вопрос.

Но ответить на вопрос : «Что же учитель – это призвание или специальность по диплому?», я все же попытаюсь.

Попробуем разобраться, необходимо ли призвание в выбираемой профессии или достаточно отметки в дипломе о специализации.

И что же такое призвание ?

Склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-нибудь профессии , при обладании или при убеждении, что обладаешь нужными для того способностями, есть призвание . Можно чувствовать призвание к науке , призвание к музыке и следовать своему призванию .

В любой профессии очень важно , чтобы человек любил свою работу и получал от нее духовное удовлетворение.

Работая в дошкольном образовательном учреждении музыкальным руководителем, я познакомилась с очень интересным человеком и хорошим воспитателем Шульгой Людмилой Петровной. Людмила Петровна с раннего детства мечтала стать воспитателем и всю свою сознательную жизнь посвятила воспитанию детей в детском дошкольном учреждении. Многие десятки благодарных воспитанников с теплотой и нежностью вспоминают годы, проведенные рядом с Людмилой Петровной. Чем же так запала в сердца своих воспитанников эта необыкновенная женщина и воспитатель.

Чтобы это понять, нужно как можно дольше находиться рядом, и иметь возможность наблюдать за непрерывным педагогическим процессом, который построен на вдохновленном творчестве. Это и необыкновенные занятия, совместные с родителями творческие проекты и исследования, волшебные сценарии сказок и шоу-постановки, кукольные спектакли перед сном. И, конечно же, как итог - великолепные знания обучающихся детей-счастливцев, которые ежедневно посещают группу №9 под незатейливым название «Ракета» .

Да, это именно тот случай, когда говорят : «Работает по призванию .

Но почему так говорят о редких педагогах? В чем секрет и магия настоящего и талантливого учителя ?

Может быть, в его внешнем виде, или в богатом арсенале знаний. Или может быть попал он в нужное время в нужное место и ему везет?

Как разобраться? В чем залог того, что ты состоишься как учитель ?

Может, хорошо знать свой предмет? Умело использовать дидактические и методические наработки? Любить детей?

А может нужно уметь грамотно и эффективно общаться?

Есть ли что-то более важное и что-то менее важное из выше перечисленного в профессии учителя ? Многие и многие учителя хорошо знают свой предмет, умеют использовать методику преподавания предмета, любят детей, но не испытывают удовлетворения от выполняемой работы. Часто приходиться слышать, что причины этой неудовлетворенности в низкой заработной плате учителя . Трудно не согласиться. Но давайте представим, что ситуация меняется магическим образом и мы с вами получаем достойную заработную плату, разве не исчезнут из нашей школьной жизни все мучающие нас проблемы? Можно ли говорить о том, что в количестве получаемых нами денег содержится секрет профессионального мастерства ?

Образовательный процесс в школе представляет собой сложную систему педагогического взаимодействия. Педагогическая аксиома гласит : можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками , результатов образования не будет.

Учитель – представитель профессии , которая относится к системе "человек-человек”, и поэтому, что бы он ни делал, выполняя свои профессиональные обязанности , ему приходиться взаимодействовать, общаться с другими людьми. Чем эффективнее учитель умеет это взаимодействие организовать, тем большее удовольствие он получает от результатов и самого процесса труда. Переход к личностно ориентированному обучению, основанному на уважении личности ребенка, знании его особенностей и построении обучения с учетом особенностей и потребностей каждого, требует изменения стиля взаимоотношений педагога с учащимися. Взаимоотношения также важны, как и правила организации урока. Овладеть правилами взаимоотношений можно только в практической деятельности, необходимо чаще анализировать поступки, проводить саморефлексию педагогической деятельности, и тогда постепенно будет формироваться и развиваться то, что называют в педагогике сотрудничеством, активным типом взаимодействия.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель , чем старательнее он проводит анализ своей педагогической деятельности, тем больше эффект от его работы. Ведь ни один самый современный компьютер и самый быстрый интернет не обеспечит учителю главное – способность творить, учиться , работать над собой, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. Тогда-то, наверняка, через много лет о таком учителе скажут : «Учитель от Бога ! Как нам повезло!»

Словарь Ефремовой

Призвание

  1. ср.
    1. Склонность, внутреннее влечение к какому-л. делу, какой-л. профессии (при обладании нужными для того способностями).
    2. Роль, задача, предназначение.
    3. устар. Процесс действия по знач. глаг.: призвать (1а1).

Словарь Ожегова

ПРИЗВА НИЕ, я, ср.

1. Склонность к тому или иному делу, профессии. П. к науке. Врач по призванию.

2. Дело жизни, назначение. Воспитывать детей стало её призванием.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Призвание

Я, ср.

1. Особая склонность, способность к какому-н. делу.

* Призвание к живописи. *

2. книжн. То, что составляет смысл существования кого-, чего-н.; предназначение.

* Призвание человека - служить людям. *

Словарь Ушакова

Призвание

призва ние , призвания, ср. (книж. ).

1. только ед. Действие по гл. - , призыв, приглашение (устар. торж. ). Приди на дружное призванье, приди, о путник молодой.

2. Склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-нибудь профессии (при обладании или при убеждении, что обладаешь нужными для того способностями). Чувствовать призвание к науке. Призвание к музыке. Следовать своему призванию. Художник по призванию.

| Роль, задача, предназначение. «Ты благородно поняла призвание актрисы.» Некрасов . «О, кто ж теперь напомнит человеку высокое призвание его?» Некрасов . Историческое призвание пролетариата - построить социалистическое общество.

Вестминстерский словарь теологических терминов

Призвание

1)

♦ (ENG vocation)

(лат. - зов; от vocare - звать)

Божественный призыв к людям стать христианами . В более узком смысле - воззрение, согласно к-рому Бог призывает людей выполнять определенные профессиональные обязанности или следовать образу жизни как пути христианского служения и набожности. Наиболее часто этот термин ассоциируется с посвящением в духовный сан. В данном случае взаимодействуют многие факторы, и смысл призвания проявляется разными способами. Ни одно призвание не считается важнее, чем другие.

2)

(Воззвание)

♦ (ENG call (calling)

(греч. kaleô - звать, лат. vocatio - призвание)

призывы Бога к спасению или к определенному виду служения, предполагающие богоизбранность. Бог воззвал к Моисею (Исх. 3:4) и к пророкам (Иер. 1:5). Иисус призвал апостолов (Мф. 4:21; Рим. 1:1) и других (Мф. 9:13; 22:14).

Библия: Тематический словарь

Призвание

, призывать

Господь призывает нас к Себе

А. Основные значения "призывать (воззвать)"

вызывать на совещание:

Быт 3:9; Деян 4:18

молиться Господу:

Быт 4:26; Рим 10:13

поставить на службу:

Исх 3:4,5; Мк 1:19,20

Б. Призыв стать детьми Божиими

1. В чем его суть

призыв на небеса:

Флп 3:14; Евр 3:1

непреложен:

связан с нашим избранием:

Рим 8:30; 2Фес 2:13,14

много званых, а мало избранных:

2. Что мы должны делать

раскаяться:

Лк 5:32; Деян 2:38,39; Деян 17:30

призвать имя Господне:

Деян 9:21; Рим 10:12

подтвердить призвание Божие своими жизнями:

3. Каковы его последствия для нас

оправданы и прославлены:

имеем общение с Иисусом:

войдем в Царствие Божие:

1Фес 2:12; 2Пет 1:9,10

войдем в свет Божий:

войдем в славу Христа:

имеем христианскую надежду:

получим наследство:

Последние материалы сайта