Характеристики основных форм мышления. Сущность групповой организации учебной деятельности младших школьников Группа школьников под руководством учителя проводила социологическое

27.12.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Материалы для проведения административной итоговой контрольной работы по обществознанию 18 мая 2016.

Мах. количество баллов – 42

Часть 1 – 26 баллов

№ 1, 12 = 1 балл

№ 4 – 6, 8, 11, 13 – 20 = 2 б.

Часть 2 – 16 баллов

№ 21 – 22 = 2 б., № 23, 25 - 26, 28 = 3 б.

10 класс Вариант 1

Характеристики основных форм мышления

4. Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. Динамичность социальных институтов проявляется в их изменении с течением времени.
  2. Социальные институты возникли в связи с объективной потребностью регулировать разнообразные общественные отношения.
  3. Образование как социальный институт объединяет с другими социальными институтами наличие организационной структуры и социальных норм.

5. Установите соответствие между примерами и сторонами сущности человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

6. Группа школьников под руководством учителя проводила социологическое исследование. Какие из приведённых фактов свидетельствует о том, что, в исследовании были использованы теоретические методы познания? Запишите цифры , под которыми указаны эти факты.

1) Школьники сформулировали и обосновали выводы.

2) Промежуточные результаты исследования фиксировались в журнале наблюдений.

3) Школьники выдвинули гипотезу исследования.

4) Перед началом исследования были сформулированы прогнозируемые результаты.

5) Школьники описывали наблюдаемые явления.

6) В ходе исследования был проведён опрос учащихся школы.

8. Установите соответствие между характеристиками и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

11. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. В основу деления общества на страты положены доход, профессия, образование.
  2. Учёные выделяют прогрессивную и регрессивную социальную стратификацию.
  3. Социальная стратификация отражает строение обществе.
  4. Любые изменения в обществе вызваны социальной стратификацией.
  5. Стратификационная структура общества отражает социальное неравенство людей.

12. В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z, проживающих в населённых пунктах разного типа, им задавали вопрос: «Для чего Вам, Вашей семье прежде всего нужен садовый/ дачный/ приусадебный участок?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

цифры , под которыми они указаны.

  1. Большинству сельских жителей садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы обеспечить свою семью продуктами питания.
  2. Среди горожан доля тех, кому садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы отдыхать, больше доли тех, кто таким образом вкладывает деньги.
  3. Равные доли опрошенных каждой группы отметили, что садовый /дачный/ приусадебный участок нужен им для того, чтобы общаться, приглашать друзей.
  4. Равным долям опрошенных сельских жителей садовый /дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы общаться, приглашать друзей и чтобы вложить деньги.
  5. Среди тех, кому садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы вложить деньги, доля горожан больше, чем доля сельских жителей.

13. Выберите верные суждения о политических партиях и движениях и запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. По способу организации различают партии правящие и оппозиционные.
  1. Политические партии принимают участие в разработке программ развития общества и государства.
  2. Кадровые партии, как правило, отстаивают священность и неотчуждаемость естественных прав личности, их приоритет над интересами общества и государства.
  3. Общественно-политические организации - негосударственные и непартийные объединения, воздействующие на государственную власть.
  4. Политические партии участвуют в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.

14. Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

15. В государстве Z регулярно на альтернативной основе проходят выборы в законодательное собрание. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что государство Z - парламентская республика? Запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. Парламент принимает законы.
  2. Полномочия президента ограничены законом.
  3. Правительство ответственно перед парламентом.
  4. Главой государства является президент.
  5. Президент избирается законодательным собранием.
  6. Правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах.

16. Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. право на социальное обеспечение
  2. право на жизнь
  3. право на жилище
  1. Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

(А) Социальный контроль представляет собой механизм, с помощью которого
общество обеспечивает соблюдение определённых ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы. (Б) Элементами социального контроля являются социальные нормы и социальные санкции. (В) Данные социологического опроса свидетельствуют о том, что почти 50% респондентов не нарушают норм из-за боязни наказания. (Г) Вызывает недоумение, что почти четверть опрошенных ждёт поощрений за следование нормам. (Д) Думается, социальный контроль эффективен лишь в том случае, когда граждане сознательно следуют принятым нормам.

  1. фактический характер
  2. характер оценочных суждений

«Под функциями _____ (А) принято понимать основные направления его деятельности. К ним относится обеспечение _____ (Б), защита конституционного строя, реализация волеизъявления народа. Приоритетной функцией является обеспечение _____ (В). В современном мире эта функция выступает как один из критериев развития _____(Г). Она переросла из внутреннего дела каждого государства в _____ (Д) международной политики. Выполнение этой функции обеспечивается судом и системой _____ (Е): органами внутренних дел, прокуратурой».

один раз.

Список терминов:

Соотношение права и морали имеет особое значение на современном этапе развития цивилизации, так как многие нравственные ценности - свобода, равенство, справедливость, честь, достоинство и другие - находят юридическое закрепление в нормативноправовых актах. Достоинство личности, основные права и свободы каждого человека получают всеобщее признание со стороны цивилизованных демократических государств.

Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры. Моральные нормы, так же как и правовые, являются социальными регуляторами поведения человека. Мораль - это совокупность взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, смысле жизни, счастье и соответствующих им норм и принципов поведения, которые близки к человеческим идеалам и соблюдение которых обеспечивается убеждением, совестью человека, его привычкой, а также общественным мнением. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый предполагает ценностное отношение индивида к самому себе, чувство собственного достоинства, осознание себя как личности, имеющей социальную ценность. Второй аспект - отношение человека к другим, осознание ценности своего социально значимого поведения.

По отношению к праву моральные ценности выступают как бы критерием оценки людьми эффективности механизмов правового регулирования общественных отношений. Закрепляя нравственные ценности, право тем самым способствует созданию надлежащих условий для их реализации. Идеи свободы, равенства, справедливости, по природе присущие человеку, становятся и правовыми ценностями. Соответственно возрастает и нравственная ценность самих юридических норм.

Право и мораль имеют как общие характерные черты, так и особенности. Одна из главных общих черт состоит в том, что и право, и мораль являются разновидностями социальных норм. И право, и мораль есть мера свободы. Чтобы реализовать правовую свободу, необходимо иметь моральную свободу. И право, и мораль роднит категория справедливости. Справедливость выступает средством обеспечения социальной ценности юридических норм. Вместе с тем, в обществе реализация идеала справедливости невозможна без правового регулирования.

Нормы морали более универсальны, чем нормы права. Нормы морали регулируют более широкую область отношений, чем сфера отношений, регулируемых правом. Нормы права систематизированы и находят официальное закрепление в нормативно-правовых актах, а нормы морали содержатся в сознании людей и получают выражение в общественном мнении и передаются им. Кроме того, нормы морали не институционализированы, то есть не обладают формальной определённостью, а правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в законодательстве, в судебных решениях.

Однако, как общие черты, так и различия правовых и моральных норм не следует абсолютизировать. Нормы морали и нормы права органически взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений.

(М.И. Абдулаев)

21. Назовите любые три отличительные черты права, рассмотренные автором.

23. Используя обществоведческие знания, назовите любые три нормативных правовых акта РФ, в которых закреплены ценности свободы, равенства, чести и достоинства. Дайте краткое пояснение, как именно в приведённом Вами нормативном правовом акте закреплены эти ценности.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине, и одно предложение, раскрывающее взаимосвязь абсолютной и относительной истины.

26. Назовите любые три основания социальной стратификации и проиллюстрируйте примером каждое из них.

28.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Понятие и виды правоотношений». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Административная итоговая контрольная работа по обществознанию

10 класс Вариант 2

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика областей (сфер) духовной культуры

4. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. Относительная истина, в отличие от абсолютной истины, определяет сущность общественных и природных явлений.
  2. Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту.
  3. В научном познании абсолютная истина является идеалом, целью.
  4. Относительная истина, в отличие от абсолютной истины, может измениться с течением времени.
  5. Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание.
  1. Установите соответствие между примерами и видами потребностей человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

  1. В стране Z городское население растёт быстрее сельского. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как индустриальное общество? Запишите цифры , под которыми они указаны.
  1. Государство гарантировало личную свободу граждан и создаёт условия для самореализации личности.
  2. Происходит становление сословной социальной структуры.
  3. Религиозные организации играют ключевую роль в общественной жизни.
  4. Преобладает натуральный обмен (бартер).
  5. Произошла механизация производства.
  6. Производство концентрируется на крупных предприятиях, в промышленных районах.

8.Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

11. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.
  2. В отличие от обычаев, правовые нормы фиксируются в письменных источниках.
  3. Порядок применения правовых норм не отличается от порядка применения норм морали.
  4. Правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами.
  5. Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства.

12. В ходе социологического опроса 30-летних и 55-летних граждан страны Z, им задавали вопрос: «В какой организации Вы работаете (бюджетной/государственной или частной/негосударственной)?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. Более половины опрошенных 30-летних работают в частной/негосударственной организации.
  2. Среди опрошенных 55-летних тех, кто работает в бюджетной/государственной организации, больше тех, кто работает в частной/негосударственной организации.
  3. Среди опрошенных 30-летних тех, кто работает на себя, больше, чем тех, кто работает в бюджетной/государственной организации.
  4. Равные доли опрошенных каждой группы работают на себя.
  5. Доля тех, кто затруднился ответить, среди 55-летних больше, чем среди 30-летних.

13. Выберите верные суждения о демократии, её основных ценностях и признаках и запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. При демократии отсутствует общественный контроль над деятельностью правительства.
  2. При демократии народ имеет безусловное право самостоятельно решать свою судьбу.
  3. Личность признаётся наивысшей ценностью в демократическом государстве.
  4. К признакам демократии относят подчинение суда законодательным органам.
  5. Один из принципов демократии - политический плюрализм.

14.Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

15. В стране Z правительство формируется блоком партий, победившим на парламентских выборах. Выберите в приведённом ниже списке черты, свидетельствующие, что в стране Z парламентские выборы проходят по пропорциональной системе, и запишите цифры , под которыми эти черты указаны.

  1. Голосование проводится по спискам политических партий.
  2. Существует возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов.
  3. Победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах.
  4. Предусмотрено голосование по одномандатным округам.
  5. Граждане голосуют прежде всего за программы партий, а не за конкретных людей.
  6. Количество мест, полученных партией в парламенте, зависит от процента голосов, поданных за партию на выборах.

16. Что из перечисленного относится к группе социально-экономических прав гражданина РФ? Запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. право на социальное обеспечение по старости
  2. право на жизнь
  3. право на жилище
  4. право на защиту чести и доброго имени
  5. право на свободу и личную неприкосновенность

17.Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

19.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Некоторые современные российские компании занимаются благотворительной деятельностью. (Б) Благотворительность - деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно и безвозмездно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся людям, решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни. (В) Фонд общественного мнения провёл опрос об отношении россиян к корпоративной благотворительности. (Г) 87% россиян относятся к корпоративной благотворительности положительно. (Д) Можно предположить, что это объясняется давними историческими традициями российской благотворительности.

Определите, какие положения текста имеют

  1. фактический характер
  2. характер оценочных суждений
  3. характер теоретических утверждений

Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Если _____ (А) характеризует государство с точки зрения порядка формирования высших органов власти, то _____ (Б) отражает территориальное деление государства. Простое единое государство, не имеющее в своём составе иных государственных образований, называется _____ (В). В таком государстве существует одна конституция, функционирует единая система государственных _____ (Г). Другой формой является _____ (Д), представляющая собой союзное государство, субъекты которого обладают относительной политической самостоятельностью, вплоть до принятия собственной _____ (Е)».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

Запишите под каждой буквой, обозначающей пропущенное слово (словосочетание), номер выбранного Вами слова (словосочетания).

Прочитайте текст и выполните задания

Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.

Разумеется, социализация осуществляется не только под влиянием сверстников. Мы также учимся у своих родителей, учителей, начальников и т.д. Под их влиянием у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения наших социальных ролей. В какой-то мере они тоже учатся у нас -социализация не является односторонним процессом. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Поведение некоторых школьников расходится с образцами, установленными наиболее влиятельными учащимися. Хотя их дразнят за это, они отказываются изменить своё поведение. Сопротивление, протест, вызывающее поведение могут придать процессу социализации необычный характер. Поэтому результаты социализации детей не всегда соответствуют ожиданиям их родителей, учителей или сверстников.

Иногда можно такой процесс направить в противоположную сторону. Например, однажды группа студентов университета Сассекса, отличавшихся левыми взглядами, заявила, что считает целесообразным ввести на факультете общественных наук курс лекций по теории и практике революций. Вначале руководство факультета отвергло эту идею, но в дальнейшем было решено поддержать её. В этом случае предполагаемые объекты социализации (т.е. студенты) оказали влияние на агентов социализации (руководство факультета), убедив их в том, что именно необходимо изучать в период политических беспорядков 1968 г.

Тем не менее, социализация является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и его нельзя этому научить. Поскольку же любая культура избирает лишь определённые образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека.

(Н. Смелзер)

21. Что такое социализация? Какие две стороны процесса социализации назвал автор?

22. Какие два ограничения социализации рассмотрел автор? Какие факторы, по его мнению, обуславливают успешную социализацию?

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «отрасль права»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных отраслях российского права, и одно предложение, раскрывающее предмет регулирования любой из отраслей российского права .

26. Укажите три особенности государства, характеризующие его как центральный институт политической системы, и конкретизируйте примером каждую названную особенность.

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Нации и межнациональные отношения». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Административная итоговая контрольная работа по обществознанию

10 класс Вариант 3

  1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика методов познания

4. Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. Деятельность связана с удовлетворением потребностей человека, социальной группы, общества в целом.
  2. Творческая деятельность присуща и человеку, и животному.
  3. В результате трудовой деятельности создаются материальные и духовные ценности.
  4. Один и тот же вид деятельности может быть вызван с различными мотивами людей.
  5. Структура деятельности предполагает наличие цели и средств её достижения.
  1. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

  1. Ольга и Татьяна написали книгу о современном обществе. По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию? Запишите цифры , под которыми они указаны.
  1. Все выводы теоретически обоснованы.
  2. Книга сложна для самостоятельного изучения непрофессионалом.
  3. Содержание книги изложено специальным языком.
  4. Для подтверждения истинности гипотез приведены доказательства.
  5. Книга была напечатана в крупном издательстве
  6. Весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца.

8. Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

11. Выберите верные суждения о межнациональных отношениях и запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. Любые межнациональные отношения законодательно закреплены.
  2. Одним из способов гармонизации межнациональных отношений является развитие культурных связей между народами.
  3. Этносоциальный конфликт характеризуется состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу.
  4. Расширение контактов между народами во всех сферах общественной жизни способствует развитию межнациональных отношений.
  5. Этническая ассимиляция представляет собой конфликт между представителями разных наций и народностей.

12. В ходе социологического опроса 25-летних и 50-летних граждан страны Z им задавали вопрос: «Кто читал Вам в детстве книжки?». {Любое число ответов). Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. Доля тех, кому в детстве книжки читали родители, среди 50-летних больше, чем серди 25-летних.
  2. Равным долям опрошенных каждой группы в детстве книжки читала бабушка/дедушка.
  3. Среди 25-летних тех, кому книжки в детстве читали другие родственники, меньше, чем тех, кому книжки в детстве читали воспитатели в детском саду.
  4. Среди 50-летних тех, кому книжки в детстве читала бабушка/дедушка, больше, чем тех кому книжки читали воспитатели в детском саду.
  5. Доля тех, кто затруднился ответить, среди 50-летних больше, чем среди 25-летних.

13. Выберите верные суждения о политических режимах и запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. К признакам политического режима относят порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями.
  2. Тип политического режима определяется состоянием свобод и прав человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией (чиновничий аппарат), господствующим в обществе типом легитимности.
  3. К признакам политического режима относят механизмы властвования, способ функционирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров.
  4. Тоталитарный режим от демократического отличает наличие профессионального аппарата управления (бюрократии).
  5. Режиму любого типа свойственна реализация принципа разделения властей.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

15. Гражданин А. был избран губернатором области Z. Он уделяет большое внимание защите прав и свобод граждан, развитию институтов гражданского общества. В общении он доброжелателен, открыт для критики.

Какие характеристики относятся к типу политического лидерства в данной ситуации? Запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. Региональный
  2. Общенациональный
  3. Демократический
  4. Традиционный
  5. Авторитарный
  6. Харизматический

16. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. выбор профессии, рода деятельности
  2. защита Отечества
  3. обращение в органы государственной власти
  4. участие в выборах Президента РФ
  5. сохранение природы и окружающей среды

17. Установите соответствие между действиями и элементами правового статуса работника в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

19. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) В политике по-прежнему сильно негативное влияние тендерных стереотипов. (Б) Тендерные стереотипы - это сформировавшиеся в культуре обобщённые представления (убеждения) о том, как ведут себя мужчины и женщины.

(В) Социологические опросы показали, что граждане предпочитают видеть на руководящих постах мужчин, а не женщин. (Г) Интересно, что и опрошенные женщины скептически относятся к возможностям женщины занимать самые ответственные посты. (Д). Среди государственных должностей, на которых женщины могли бы успешно работать, чаще всего называют должности министра культуры, министра здравоохранения, министра образования.

Определите, какие положения текста имеют

  1. фактический характер
  2. характер оценочных суждений
  3. характер теоретических утверждений

Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Юридическая ответственность - это мера государственного принуждения за совершённое ______ (А), связанная с претерпеванием виновным определённых _____ (Б) личного (организационного) или имущественного характера.

Юридическая ответственность является одним из средств обеспечения _____ (В). Она связана с _____ (Г), под которым понимают возможность государства обязать субъекта помимо его воли и желания совершать определённые действия. При наличии факта правонарушения _____ (Д) (или орган) обязывает лицо (или организацию) претерпевать определённые неблагоприятные последствия.

Наряду с юридической ответственностью выделяют такие виды государственного принуждения, как меры пресечения _____ (Е), меры защиты».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

Запишите под каждой буквой, обозначающей пропущенное слово (словосочетание), номер выбранного Вами слова (словосочетания).

Прочитайте текст и выполните задания

Специальное и профессиональное образование... это форма инвестиций в человеческий капитал, абсолютно аналогичная вкладыванию денег в оборудование, здания и прочие неодушевлённые формы капитала. Функция такой инвестиции заключается в том, чтобы повысить экономическую продуктивность человека. Если инвестиция достигает этого результата, общество свободного предпринимательства вознаграждает человека более высокой оплатой его услуг. Это различие в выручке является экономическим стимулом для инвестиций капитала в форме машины или в форме человека. В обоих случаях дополнительная выручка должна соизмеряться с затратами, понесёнными для её получения. Когда речь идёт о специальном образовании, главные затраты состоят в доходе, упущенном в период обучения, в процентах на прибыль, упущенных в связи с откладыванием заработка, и в специфических расходах на приобретение образования, таких как плата за обучение и затраты на учебники и оборудование...

Инвестиции в человеческий капитал нельзя финансировать на тех же условиях и с такой же лёгкостью, как инвестиции в капитал физический. Нетрудно понять, почему так происходит. Когда даётся долгосрочная ссуда на финансирование инвестиций в физический капитал, кредитор способен заручиться обеспечением в виде недвижимого имущества или оставшейся части требований на сами материальные активы и в случае неуплаты может рассчитывать на реализацию хотя бы части своих капиталовложений путём продажи материальных активов. Если он даёт аналогичную ссуду на увеличение доходности человека, ему, очевидно, невозможно заручиться аналогичным обеспечением... Такие инвестиции неизбежно связаны с большим риском. Средняя ожидаемая прибыль может быть высока, но отклонения от средней величины бывают весьма велики. Одна очевидная причина отклонений - это смерть или утрата трудоспособности, но куда важнее, видимо, различия в способностях, энергичности и удачливости. Вследствие этого, если предоставлять долгосрочные ссуды, обеспечением которых будет один лишь ожидаемый будущий заработок, значительная пропорция их не будет возвращена...

Какие бы ни были тому причины, изъяны рынка привели к недостатку инвестиций в человеческий капитал. Поэтому государственное вмешательство можно обосновать как «технической монополией» (поскольку распространение таких капиталовложений наталкивается на административные расходы), так и необходимостью выправить ситуацию на рынке (поскольку рынок в данном случае не выказал гибкости).

(М. Фридмен)

21. Какая функция профессионального образования названа автором? Что является экономическим стимулом для инвестиций в профессиональное образование? Какие специфические расходы на приобретение образования необходимо учитывать при определении эффективности инвестиций?

22. Какие факторы, порождающие риски инвестиций в человеческий капитал, рассмотрел автор? Используя текст, укажите три фактора риска.

23. Почему в современной экономике существенно возросло значение человеческого капитала? Используя обществоведческие знания, приведите три объяснения.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная норма»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальных норм, и одно предложение, раскрывающее сущность любого из видов социальных норм.

26. Приведите три примера, показывающих, что современное демократическое государство реализует общественно значимые задачи и служит обществу в целом.

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Научное познание как один из видов познания». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Административная итоговая контрольная работа по обществознанию

10 класс Вариант 4

1.Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика форм духовной культуры

4. Выберите верные суждения об обществе и его институтах и запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. В узком смысле общество - это окружающий человека материальный мир.
  1. В широком смысле под обществом понимают всё население Земли, совокупность всех народов и стран.
  2. Общество является самоорганизующейся системой.
  3. Динамичность социальных институтов общества проявляется в их обособленности от природы.
  4. Социальный институт - это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, направленной на удовлетворение базовых потребностей общества.

5.Установите соответствие между формами и этапами (ступенями) познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. Нина Дмитриевна учит своего внука, чтобы он всегда был честным, поступал справедливо. Какие признаки отличают сферу (область), к которой относятся эти советы (правила), от сферы (области) права? Запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. регулирование общественных отношений
  2. оценка поступков с позиций «добра» и «зла»
  3. опора, прежде всего, на общественное мнение
  4. установление норм государством
  5. усвоение норм в процессе социализации
  6. неформальный характер санкций, следующих за нарушение правил

8. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

11. Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. Межпоколенная мобильность - сравнительное изменение социального статуса у различных поколений.
  2. Организованной мобильностью называют перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали, которые управляются государством: с согласия самих людей, или без их согласия.
  3. К горизонтальному виду мобильности относится получение внеочередного воинского звания.
  4. К вертикальному виду мобильности относится переход человека в более низкий социальный слой.
  5. Социальная мобильность - это разделение общества на группы, занимающие разное положение в обществе.

12. Старшеклассники проводили опрос обучающихся своей школы о том, что можно назвать добрым делом. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

Ответы на вопрос

% опрошенных

Помощь людям, оказавшимся в беде

Дела, сделанные от души

Заботу о пожилых людях

Любую бескорыстную помощь

Заботу о детях

Борьбу за мир

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. Каждый десятый опрошенный школьник считает добрым делом помощь людям, оказавшимся в беде.
  2. Каждый пятый опрошенный школьник считает добрым делом заботу о детях.
  3. Среди опрошенных тех, кто считает добрым делом заботу о пожилых людях, больше, чем тех, кто считает добрым делом заботу о детях.
  4. Среди опрошенных тех, кто считает добрыми дела, сделанные от души, больше, чем тех, кто отмечает борьбу за мир.
  5. Равные доли опрошенных считают добрым делом любую бескорыстную помощь и дела, сделанные от души.

13. Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. Политическая элита - это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством.
  2. В политическую элиту входят прежде всего наиболее видные и авторитетные представители экономических кругов, гуманитарной и технической интеллигенции.
  3. Формированию и обновлению политических элит способствует значимость и престижность управленческого труда.
  4. Формированию и обновлению политических элит способствует возможность получения различных привилегий.
  5. Пополнение или изменение состава политической элиты зависит только от позиции самих элитарных групп в обществе.

14. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

15. В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории субъектов, которые имеют право принятия собственной конституции. Парламент имеет двухпалатную структуру.

Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. конституционная монархия
  2. президентская республика
  3. федеративное государство
  4. демократическое государство
  5. абсолютная монархия
  6. унитарное государство

16. Что из перечисленного относится к группе гражданских (личных) прав гражданина РФ? Запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. право на образование
  2. право на неприкосновенность частной жизни
  3. право на жилище
  4. право на защиту чести и доброго имени
  5. право на получение квалифицированной юридической помощи

17. Установите соответствие между характерными чертами и типами (разновидностями) культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

19. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(A) Прогрессивной можно считать национальную политику, ведущую к уменьшению социальных различий в жизни различных этносов. (Б) Национальная политика - система государственных мер, направленных на учёт и реализацию интересов отдельных этносов, общества в целом и государства. (B) Национальная политика, несомненно, играет ведущую роль, определяя характер развития всего общества. (Г) Вопросы национальной политики освещаются в российских СМИ. (Д) В ряде случаев публикации в СМИ провоцировали рост напряжённости в межэтнических отношениях.

Определите, какие положения текста имеют

  1. фактический характер
  2. характер оценочных суждений
  3. характер теоретических утверждений

Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальный контроль - механизм, с помощью которого общество обеспечивает соблюдение определённых правил, _____ (А) которых наносит ущерб функционированию социальной системы. В этом качестве выступают ____ (Б) и право, обычаи, административные решения и др. Действие социального контроля сводится главным образом к применению различных _____ (В) к нарушителям принятых социальных норм. Одновременно социальный контроль предполагает поощрение за _____ (Г) социальных норм.

Социальный контроль выступает как элемент любой _____ (Д) управления социальным процессом, как механизм обратной связи, обеспечивающий выполнение команд управляющего органа.

Социальный контроль можно обнаружить в самых ранних обществах. С развитием производительных сил и разделения труда роль социального контроля возрастает, а его структура усложняется. Возникают социальные _____ (Е), занимающиеся почти исключительно социальным контролем (например, судебные органы)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

Запишите под каждой буквой, обозначающей пропущенное слово (словосочетание), номер выбранного Вами слова (словосочетания).

Прочитайте текст и выполните задания

Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект. Какие бы вопросы ни решал человек в своей жизни, теоретические или практические, материальные или духовные, личные или общественные, он, по словам И.А. Ильина, должен всегда считаться с реальностью, с данными ему объективными обстоятельствами и законами. Правда, он может и не считаться с ними, но этим он обеспечивает себе рано или поздно жизненную неудачу, а может быть, и целый поток страданий и бед. Так что для сознания характерно постоянное выхождение за пределы самого себя: оно постоянно ищет объект, и без этого ему жизнь не в жизнь...

В конечном счёте высший производитель знания и мудрости - всё человечество. В его историческом развитии выделяются менее крупные общности, в качестве которых выступают, например, отдельные народы. В обществе исторически выделяются группы индивидов, специальным назначением и занятием которых является производство знаний, имеющих особую жизненную ценность. Таковы, в частности, научные знания, субъектом которых выступает сообщество учёных. В этом сообществе выделяются отдельные индивиды, способности, талант и гений которых обусловливают их особо высокие познавательные достижения. Имена этих людей история сохраняет как обозначение выдающихся вех в эволюции научных идей.

Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в определённом смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение. Следовательно, есть реальность сама по себе, вне её отношения к сознанию субъекта, а есть реальность, вступившая в это отношение. Она как бы стала «вопрошающей», говорящей субъекту: «Ответь мне - что я такое? Познай меня!». Словом, объект в его отношении к субъекту - это уже не просто реальность, а в той или иной мере познанная реальность, т.е. такая, которая стала фактом сознания.

В современной теории познания принято различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания - это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Так, человек является объектом изучения многих наук - биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Однако каждая из них «видит» человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику, душевный мир человека, его поведение, медицина - его недуги и способы их лечения и т.д. Следовательно, в предмет исследования как бы входит актуальная установка исследователя, т.е. он формируется под углом зрения исследовательской задачи.

Известно, что человек является творцом, субъектом истории, сам создаёт необходимые условия и предпосылки своего исторического существования... Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность.

(А.Г. Спиркин)

21. Какие субъекты познания названы автором? (Используя текст, укажите четыре субъекта.)

23. Проиллюстрируйте тремя примерами приведённую автором мысль И.А. Ильина о том, что человек должен всегда считаться с реальностью, с данными ему объективными обстоятельствами и законами, иначе он обречён на неудачу.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «форма государственного устройства»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах (видах) государственного устройства, и одно предложение, раскрывающее сущность любого из этих типов (видов).

26. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три признака семьи партнёрского (демократического) типа.

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Избирательное право в РФ: правовые основы». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.



Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к
понятию «налоговая политика».

1) доход, 2) ставка, 3) рынок, 4) платежи, 5) льготы, 6) конкуренция.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу
цифры, под которыми они указаны.

Установите соответствие между примерами и сторонами сущности человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Ответ: А Б В Г Д

Выберите верные суждения о роли государства в экономике и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Государство в рыночной экономике осуществляет централизованное планирование производства и потребления.

2) Государственное вмешательство в экономику связано с несовершенствами рыночного механизма.

3) Государство в условиях рынка организует производство общественных благ.

4) В рыночной экономике государство защищает законные интересы собственников.

5) В рыночной экономике государство директивно устанавливает цены на все товары и услуги.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

В стране Z активно развивается крупное машинное производство, растут города. Работники добились от правительства принятия справедливого законодательства о труде. Какие признаки подтверждают наличие в стране Z рыночной экономики? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Промышленное производство растёт быстрыми темпами.

2) Валюта страны Z высоко ценится на международном валютном рынке.

3) В стране Z каждый собственник факторов производства свободно распоряжается ими.

4) Сельское хозяйство производит широкий ассортимент продукции на экспорт.

5) Собственниками земли, предприятий являются частные лица, организации.

6) В стране Z существует конкуренция производителей.

Ответ:____________________________ .

Ответ:_____________________________ .

В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z, проживающих в населённых пунктах разного типа, им задавали вопрос: «Для чего Вам, Вашей семье прежде всего нужен садовый/ дачный/ приусадебный участок?».

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Большинству сельских жителей садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы обеспечить свою семью продуктами питания.

2) Среди горожан доля тех, кому садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы отдыхать, больше доли тех, кто таким образом вкладывает деньги.

3) Равные доли опрошенных каждой группы отметили, что садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен им для того, чтобы общаться, приглашать друзей.

4) Равным долям опрошенных сельских жителей садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы общаться, приглашать друзей и чтобы вложить деньги.

5) Среди тех, кому садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы вложить деньги, доля горожан больше, чем доля сельских жителей.

Ответ:____________________________.

Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ?Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) право на социальное обеспечение

2) право на жизнь

3) право на жилище

4) право на защиту чести и доброго имени

5) право на свободу и личную Неприкосновенность

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

Вам предложено подготовить презентацию о системе российского права. Что из перечисленного может быть включено в слайд «Семейное право»? Запишите цифры , под которыми указаны соответствующие положения.

1) К видам наказания за нарушения норм этой отрасли права относят ограничение свободы, обязательные работы.

2) Нормы права устанавливают условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным.

3) Пример нормы права: супруг обязан уведомлять своего кредитора (кредиторов) о заключении, об изменении или о расторжении брачного договора.

4) За совершение проступка могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор.

5) Пример нормы права: защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

6) В основе законодательства принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины.

Ответ:_______________________ .

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Социальный контроль представляет собой механизм, с помощью которого общество обеспечивает соблюдение определённых ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы. (Б) Элементами социального контроля являются социальные нормы и социальные санкции. (В) Данные социологического опроса свидетельствуют о том, что почти 50% респондентов не нарушают норм из-за боязни наказания. (Г) Вызывает недоумение, что почти четверть опрошенных ждёт поощрений за следование нормам. (Д) Думается, социальный контроль эффективен лишь в том случае, когда граждане сознательно следуют принятым нормам.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответ: А Б В Г Д

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Под функциями__________ (А) принято понимать основные направления его деятельности. К ним относится обеспечение__________ (Б), защита конституционного строя, реализация волеизъявления народа. Приоритетной функцией является обеспечение__________ (В). В современном мире эта функция выступает как один из критериев развития__________ (Г). Она переросла из внутреннего дела каждого государства в __________ (Д) международной политики. Выполнение этой функции обеспечивается судом и системой (Е): органами внутренних дел, прокуратурой».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) социальный институт

2) демократия

3) правоохранительные органы

4) государственный суверенитет

5) республика

7) права человека

8) экономика

9) государство

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова (словосочетания). Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова (словосочетания).

Ответ: А Б В Г Д Е

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Современное общество требует от образования не только образованного и грамотного специалиста, но и специалиста, обладающего коммуникативными умениями и навыками, умеющего общаться и хорошо работать в команде.

Современный учащийся находится в центре постоянно меняющегося мира, и реализовать себя может только в действии и во взаимодействии с окружающими его людьми.

Взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения. И школа как образовательное учреждение должна научить своего выпускника умению общаться, работать в группе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее доказательства. Эта задача может быть решена посредством групповых форм взаимодействия между учителем и учащимся, а также между самими учащимися на уроках.

К общим формам организации обучения относятся урочная и внеурочная, в каждой из которых используют фронтальную, групповую и индивидуальную формы организации учебной работы. Критерием такого деления является н не количество учащихся, а характер связей между ними в процессе познавательной деятельности.

Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает совместную деятельность класса для реализации учебных задач. Ученики под руководством учителя одновременно выполняют общую для всех работу, обсуждают, сравнивают и оценивают ее результаты, это способствует формированию доверительных отношений между педагогом и школьниками, устойчивых познавательных интересов. Фронтальная форма может быть реализована в процессе проблемного или объяснительно-иллюстративного изложения материала, выполнения репродуктивных или творческих заданий. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, а не нацеливаться на абстрактного идеального ученика. Исследованиями в данной области занимались: Р.И.Малафеев, В.А.Буров и другие.

Индивидуальная форма организации учебной работы предполагает постановку перед каждым учеником специально подобранного в соответствии с уровнем его подготовки и учебных возможностей задачи для самостоятельного решения. Такие задания направлены на работу с учебной и методической литературой, справочниками, словарями, энциклопедиями, хрестоматиями, написание эссе, сочинений, рефератов, докладов. В дидактической литературе различают индивидуальную и индивидуализированную формы и организации обучения. Индивидуальная характеризуется тем, что ученик выполняет общее для всего класса задачи, не контактируя с другими учениками, но в едином для всех темпе. Индивидуализированная форма направлена на самостоятельное выполнение специфических задач с учетом индивидуального темпа учебно-познавательной деятельности каждого школьника. Важными функциями учителя является стимулирование познавательной деятельности, постоянный контроль за выполнением заданий, своевременная помощь в преодолении учебных затруднений. Индивидуальную работу можно организовать на всех этапах урока: во время усвоения новых знаний, их закрепления, формирование умений и навыков, обобщения и повторения учебного материала, контроля знаний. Но, несмотря на значительные преимущества индивидуальных форм работы, их недостатком является ограничение общения между учениками, взаимопомощи в обучении.

Групповая форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает разделение их на группы для решения одинаковых или разных задач. Исследованиями в области организации групповой работы в России занимались Х.И.Лийметс, Б.И.Первин, М.Д.Виноградова и др.

При разделении на группы следует учитывать индивидуальные особенности каждого школьника, его учебные возможности для выполнения задачи. Количество учащихся в группах должно составлять 3-6 человек, так как продуктивность их работы значительно выше продуктивности работы группы из 8-10 человек. Важно также четное или нечетное количество человек в группе, так как в случае, если в группе четное количество человек, мнения могут разделиться и группе будет сложнее прийти к единому решению. При определении количественного состава группы надо помнить одно: с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно - и результативность.

Результаты совместной работы в группах зависят от умелого руководства учителя. Стимулирование познавательной деятельности детей всегда значительно выше по сравнению с выполнением этой задачи каждым учеником самостоятельно. Работа в группе формирует коллективную ответственность и индивидуальную помощь каждому как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников. Групповая форма работы целесообразна при формировании навыков устной речи на уроках родного и иностранного языков. Однако при организации групповой работы могут возникнуть определенные трудности: сильные ученики иногда тормозят инициативу и самостоятельность слабых, отдельные группы не могут эффективно работать без тщательной и постоянной помощи со стороны учителя, работа в группах во время урока иногда нарушает ритм и четкую организацию занятий.

Групповая работа, по утверждению Х.Й.Лийметса, возникает только на базе дифференцированной групповой работы. При этом она приобретает следующие признаки:

Класс осознает коллективную ответственность за данное учителем задание и -получает за его выполнение соответствующую социальную оценку;

Организация выполнения задания осуществляется самим классом и отдельными группами под руководством учителя;

Действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;

Есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.

Использование групповых форм обучения имеет ряд преимуществ:

1. Позволяет учащимся быть субъектами учебно-воспитательного процесса: ставить перед собой цель, планировать ее достижение, самостоятельно приобретать новые знания, контролировать товарищей и себя, оценивать результаты деятельности своих товарищей и себя.

2. Готовит к деятельности в условиях постоянной изменчивости социальной среды путем развития их сознания.

3. Обеспечивает высокое качество знаний по предмету, многократное повторение изучаемого материала, обучение друг друга, опорные конспекты - это только некоторые приемы, повышающие качество знаний.

4. Максимально развивает индивидуальные способности каждого и различные умения:

· коммуникативные (вопрос, ответ, возражение, реплика, протест, выступление, диалог, умение критиковать и понимать критику, убеждать, разъяснять, доказывать, оценивать);

· познавательные умения (сравнивать, анализировать, синтезировать).

Разнообразие форм позволяет учащимся осваивать новые для них роли: учителя, консультанта, участника групповой работы и готовит их к самоуправлению.

Формирует мотивы, потребности, жизненные цели с гуманистическим содержанием. Формируются качества, необходимые для сотрудничества: доброжелательность, понимание ценностей человеческого общения, раскрывается обаяние человеческой личности.

Традиционное же педагогическое воздействие направлено на выполнение обязательной программы, трансляцию знаний, формирование умений и навыков обучаемых.

Групповая работа учащихся давно вошла в школьную жизнь. Однако наблюдения показывают, что при ее организации допускаются серьезные ошибки. Например, часто за групповую работу выдают работу по вариантам. Поэтому стоит определить дидактические условия, с учетом которых и должна строиться эта форма обучения.

Групповая работа строится на следующих принципах:

1. Класс разбивается на несколько небольших групп (от 3 до 6 человек).

2. Каждая группа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными.

3. Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли.

4. Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками.

5. Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

Как видим, для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.

Какие же существуют требования к учебному материалу?

По своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты.

Быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций. Чем более трудным оно является, чем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.

Надо отметить, что преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся.

Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы правильное, продуманное комплектование групп.

В расчет нужно брать два признака:

· Уровень учебных успехов учащихся.

· Характер межличностных отношений.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения учащихся разного уровня знаний и умений, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами.

В ходе работы поощряется совместное обсуждение результатов работы, обращение за советом друг к другу.

Сами учащиеся свою работу в группе могут организовать следующим образом:

Знакомство с материалом, планирование работы в группе;

Распределение заданий внутри группы;

Индивидуальное выполнение задания;

Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

Подведение итогов группового задания.

Заключительная часть:

Сообщение о результатах работы в группах;

Анализ проблемной ситуации, рефлексия;

Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.

Организация групповой работы меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он предает знания в готовом виде, то здесь должен быть организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия сводятся к следующему:

ь Объяснение цели предстоящей работы.

ь Разбивка учащихся на группы.

ь Раздача заданий для групп.

ь Контроль за ходом групповой работы.

ь Попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску.

ь После отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы. Обращает внимание на типичные ошибки. Дает оценку работе учащихся.

Групповые формы работы ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. И в этой связи представляется не совсем оправданным то скромное место, которое пока еще занимает в отечественной школе групповая работа.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов.

Исключительно эффективна групповая организация работы учащихся при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы, выходящих за рамки учебных программ, за рамки урока. В этих условиях, как и в условиях урока, степень эффективности зависит, конечно, от самой организации работы внутри группы (звена). Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, полной поддержке учителя, его оперативной помощи.

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость имеет именно форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе и практике приняты в основном три таких формы:

фронтальная;

индивидуальная;

групповая.

Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая -- самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая -- учащиеся работают в группах из 3--6 человек или в парах. Преподаватели предпочитают фронтальную форму организации учебной деятельности на этапе формирования новых знаний и индивидуальную при самостоятельной работе учащихся. Очень редко на занятиях применяются групповые формы.

Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая работа.Групповая форма обучения - это некое среднее звено, диалектически соединяющее в себе особенности фронтальной и индивидуальной работы. От фронтальной работы групповая вбирает в себя возможности общения, от индивидуальной - все плюсы детской самостоятельности.Только в сочетании с другими формами обучения -- фронтальной и индивидуальной -- групповая форма организации работы школьников даёт положительные результаты

Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнить работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценить свою работу без привычной пятибалльной системы, развить интерес к предмету. Использование опорных сигналов (таблицы, схемы, образ мишени) облегчит запоминание изучаемого материала.

Групповая форма работы очень эффективна, так как, работая в группах, школьники получают пользу от сотрудничества с разными людьми. Кроме того, в ходе групповой работы на уроках с целью повышения познавательного интереса, учащихся прослеживается применение различных стратегий. Так, например, стратегии критического мышления предполагают работу в группах, стратегии диалогового обучения подтверждают, что дети эффективно учатся при активном их вовлечении в обсуждения и дискуссии.

Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как:

Информационная компетентностьотносится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как "способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий".

В процессе обучения, учащихся в группе увеличивается степень самостоятельности учащихся, развиваются творческие способности каждого, складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления. Зачастую на уроке учителю нелегко уделить внимание каждому школьнику, потому -- что урок длится всего 45 минут. Групповая форма работы важна, так как школьники в классе с разным уровнем мотивации к обучению, имеются как сильные, так и слабые ученики.

Школьники со слабым уровнем мотивации, проявляют в группе активность и в какие-то моменты даже проявляют лидерские качества. Школьников со среднем уровнем мотивации, принимают также непосредственное участие в группе, стараются помочь своим одноклассникам. Что касается школьников с высоким уровнем мотивации, то при групповой работе им необходимо поручать более ответственные роли. Например, в конце урока отследить роль каждого школьника и оценить работу в группе каждого ученика. На традиционных уроках у школьников с низким уровнем мотивации чаще всего не участвовали в процессе обучения, старались быть незамеченными, то при групповой форме работы такие учащиеся становятся более раскрепощенными, так как чувствуют поддержку со стороны своих одногруппников. Также при выполнении более сложных заданий в группе учащиеся добивались положительного результата чаще, чем при выполнении таких заданий индивидуально.

Коммуникативная (общение, передача информации друг другу)

Так же групповые формы работы позволяют создать более близкие контакты между учащимися, чем при традиционных формах обучения. Школьники обучаются эффективнее при активном участии в процессе обучения, не смотря на предмет, работая в маленьких группах, они больше узнают, нежели ту же самую информацию, представленную в других формах. Обучение в группе позволяет всем учащимся активно участвовать в процессе обучения, быть активными, сотрудничать совместно друг с другом для достижения положительного результата. Деление класса на группы по 15-16 человек также является не эффективным, поэтому если внутри своей группы делить учащихся на микро группы по 5-6 человек, то это повлияет на повышение познавательного интереса школьников при изучении какого-либо предмета.

  • -проблемная (ставить перед собой вопросы, уметь находить решения),
  • -рефлексивная (позволяет критически оценивать свою работу, работу товарищей). Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.

Групповая деятельность предполагает выполнение одинаковых или дифференцированных заданий малыми группами учащихся (2 - 6) человек при их сотрудничестве внутри групп и при опосредованном руководстве учителя. В основе организации групповой деятельности лежит групповая форма обучения.

Достоинствами этой формы является то, что каждая группа работает в своем темпе, дети активны, чувствуют себя комфортно в ситуации взаимопомощи. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной работы идеальна. Каждая из форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Интересен ещё и тот факт, что при групповой работе повышается степень усвоения материала, так как учащиеся прорабатывают только часть материала задания, но делают это досконально, так как от этого зависит результат деятельности всей группы. Из психологопедагогических исследований известно, насколько важны для ребят отношения со сверстниками. Именно потому учащиеся стремятся не просто выполнить задание, а выполнить его как можно лучше.

Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

При групповой работе у школьников появляется групповая сплоченность. Групповая сплоченность - одна из важнейших характеристик группы. Под сплоченностью понимается сила стремлений членов группы оставаться в ней и выполнять свои обязательства перед группой.Как правило, чем более сплоченной является группа, тем выше результаты ее работы. Групповая сплоченность оказывает влияние на результаты деятельности не только группы, но и всей организации в целом.

Ещё одним несомненным плюсом групповой организации учебной деятельности можно назвать большую самостоятельность учащихся при выполнении заданий. Свои мнения и догадки ребята вынуждены озвучивать, не зная ответов большинства других учеников класса.

Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; школьники в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые школьники с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Ещё отрицательным моментом групповой организации работы можно считать трудности в осуществлении наблюдения за деятельностью каждого школьника, оценке его личного вклада в работу группы.

Главными признаками групповой работы школьников на уроке являются:

  • -класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  • -каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
  • -задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • -состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
  • -величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Руководители групп и сам их состав могут быть разными на разных учебных предметах и подбираются они по принципу объединения школьников разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости школьников, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.

Как распределить школьников по группам?

Способ формирования группы

Достоинства

Недостатки и пути их преодоления

По решению учителя

Можно выровнять группы по силе учеников, в них входящих (ценой разной силы групп)

Сложно учесть симпатии и антипатии школьников

По желанию учеников

Обычно в таких группах нет психологической несовместимости, контакт между школьников лучше

Возможна разная сила школьников в группе и разная сила групп в целом, разная численность школьников (в какой-то мере учитель может это исправить, перемещая отдельных школьников из одной группы в другую)

Относительное равенство групп по силе, достаточно высокая совместимость в группах; психологическая подготовка к рынку труда

Психологический пресс на тех, кого выбирали последними или вообще не хотели выбирать; разный вклад учеников в ответ

По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит - критик - генератор идей)

Максимальная эффективность труда, большой творческий потенциал групп

Не всегда соответствует симпатиям-антипатиям школьников, нет простого адекватного теста для выделения стиля деятельности, сила групп не сбалансирована

По темпераменту, преобладающему полушарию мозга и др. психологическим характеристикам

Эффективность работы, мотивированность сочетания школьников в группах, неожиданность состава

Требует больших предварительных исследований, ряд характеристик можно оценить лишь приблизительно, не всегда можно решить, какие типы людей совместимы, а какие - нет

Существует однородные групповые работы и дифференцированные, однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.При такой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов.

Групповая форма работы младшими школьниками на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, на уроках трудового обучения, при изучении текстов, и т.п. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.

Успех групповой работы школьников зависит прежде всего от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых школьников, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам.

Последние материалы сайта