Илья чистяков: математика ближе к культуре, чем к науке. Математическое образование — Изменилась ли концепция преподавания математики

21.03.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Учредителем и Президентом Фонда «Время науки» является петербургский преподаватель математики Илья Александрович Чистяков

Уникальность Фонда «Время науки» заключается в том, что он начинает свою работу без постоянной поддержки со стороны крупных меценатов, фактически за счет усилий петербургского учителя и его учеников, осознающих ценность и значимость начинаний Президента Фонда для развития российского фундаментального образования и науки.

Илья Александрович Чистяков - известный петербургский преподаватель математики, директор ЧОУ ОиДО «Лаборатория непрерывного математического образования» , инициатор множества живых и самостоятельных проектов в области образования - городской исследовательской олимпиады «Математика НОН-СТОП», международного командного соревнования «Турнир юных математиков», биологического конкурса «Естественный отбор», и наконец одного из самых крупных в России всероссийского конкурса научных исследований школьников «Балтийский научно-инженерный конкурс».

Результативность его деятельности как преподавателя математики связана с воспитанием целой плеяды молодых ученых-математиков. Среди его трехсот выпускников около 40 кандидатов наук, до половины учащихся из каждого выпуска становятся аспирантами.

11 выпускников И.А.Чистякова получили премию лучшим молодым математикам имени В.А.Рохлина. 5 выпускников из примерно пятидесяти лауреатов получили премию ОАО «Газпром Нефть». Сергей Олегович Иванов, выпускник 2003 года, является лауреатом премии им. В.А.Рохлина, в 2014 году он признан Санкт-Петербургским математическим обществом лучшим молодым математиком, в 2015 году он стал лауреатом премии ОАО «Газпром нефть». Благодаря его усилиям как руководителя научных семинаров и спецкурсов в ЛНМО научную карьеру делают более 10 выпускников школы. Таким образом, ученики И.А.Чистякова являются продолжателями его усилий по развитию исследовательских способностей школьников в области математики и естественных наук.

В период с 2000 по 2015 год И.А.Чистяковым были подготовлены 2 9 призеров Всемирного смотра-конкурса научных работ школьников Intel-ISEF. Именами пяти выпускников ЛНМО решением НАСА были названы Малые планеты Солнечной системы.

За границу уезжают работать не более 5% его выпускников, при этом многие делают научную карьеру. 20 выпускников ежегодно работают в составе педагогического коллектива классов Лаборатории непрерывного математического образования.

Ученики И. А. Чистякова традиционно в 10 - 11 классах готовят научные проекты по математике, физике, программированию и выступают на Балтийском научно-инженерном конкурсе, Всероссийском конкурсе «Юниор», «Авангард», Сахаровских чтениях, Всемирном смотре-конкурсе научных и инженерных достижений учащихся в США, Международной конференции и молодых ученых ICYS. Призовые места на этих соревнованиях каждый год завоевывают до 50 учащихся школы, созданной И.А.Чистяковым.

Все это результат работы в соответствии с концепцией, созданной И.А.Чистяковым в 1992 году в рамках научного центра «Лаборатория непрерывного математического образования» в СПбГДТЮ. Разработка систематических форм привлечения школьников к научной деятельности, отказ от олимпиадной составляющей в математическом образовании — главные элементы этой концепции.

Концепция взаимосвязи и интеграции общего, дополнительного образования и научной деятельности предполагает, что школьники, поступившие в профильные классы государственной школы, одновременно получают образование в учреждении дополнительного образования и на основании полученного образования получают возможность заниматься на научных семинарах и спецкурсах и создавать научное исследование под руководством научного руководителя. Подобная образовательная система, основанная на сетевом взаимодействии школ разных укладов , позволяет за 4 года дать качественное профильное образование и привлечь их к исследовательской деятельности, сформировав характер молодого ученого. Эта система может быть тиражирована в регионах.

И.А.Чистяков – автор оригинальной методики преподавания математики и К онцепции взаимосвязи и интеграции основного, дополнительного образования и научной деятельности, в соответствии с которой работают классы Лаборатории непрерывного математического образования. В 2008 году Региональным Экспертным Советом были утверждены и рекомендованы к использованию в Северо-Западном регионе РФ Концепция и программы предпрофильного и профильного обучения (математическая специализация), автором которых является Илья Александрович Чистяков, в соавторстве с коллективом преподавателей ЛНМО Михайловым В.Д., Полищуком Г.И., Дмитриевым Д.В. и Штукенбергом Д.Г.

И.А.Чистяков создал Фонд «Время науки» для развития научной составляющей в школьном и вузовском образовании, для поддержки реальных проектов, результативно изменяющих систему российского образования.

«В 5-м классе учительница впервые решила провести математический праздник. Наш класс готовился решать каверзные задачи. Их нужно было на скорость отвечать, подбегая к столу с заданием. Последним в эстафете как самого сильного ученика в классе, естественно, поставили меня. Наш класс отставал от параллельного. Они решали задачи чуть быстрее, мы отставали буквально на несколько секунд.

Я подбежал к столику жюри, а вслед за мной – ученики 5 «А» класса. Задыхаясь и в то же время готовясь решить самую сложную задачу, я взял карточку... На ней было написано: «Аккуратно подпишите свою тетрадь по математике»… Сложно передать мое разочарование в конкурсе. С тех пор я стал заниматься математикой самостоятельно, очень мало обращая внимания на школу и ее учителей. А в своем преподавании активно избегаю формальных приемов - применяю их только вынужденно.

О лекциях

Однажды я прогуливал лекцию академика Александра Даниловича Александрова, известного петербургского геометра. Место, где можно было хорошо посидеть и отдохнуть, – это, конечно, кофейный буфет.

Вместе с такими же прогульщиками мы ввалились туда и видим академика Александрова, пьющего кофе. Мы смело подошли к нему с вопросом: «Что же, Вы никогда не прогуливали лекции?». На это он ответил: «Прогуливал, но знал, что за этим следовало наказание». Когда таких студентов-прогульщиков накопилось достаточно много, в последний день перед сессией они помчались за Александровым с просьбой: «Примите у нас зачет!».

Студенты быстро семенили за ним, а он, вальяжно идя по коридору, повернулся, снисходительно посмотрел, отошел к дверям и сделал несколько шагов по отвесной стене. Он еще был и альпинистом. «Кто поставит отпечаток ботинка выше моего, тот незамедлительно получит зачет», – громко провозгласил он. Желающих не нашлось. Вот такие вещи более всего меня мотивировали к изучению математики. К науке меня больше всего привлекают личности, а не предмет и его изучение.

О науке

Концепция, объединяющая общее, дополнительное образование и науку, родилась у меня и моих коллег по Дворцу пионеров еще в 90-е годы. Тогда было много талантливых школьников, которым мало было учиться по школьной программе, им хотелось чего-то большего. Мы стали для математиков делать научные семинары и спецкурсы, выработав специальный подход к преподаванию, не позволяющий решать задачи, подчиняясь какому-либо известному алгоритму.

О системе

В нашей системе главное было — это теория, изучение сложных математических понятий, разбор сложных книг с объяснением перед заинтересованной аудиторией. Оказалось, что все это посильно и школьникам. И ребята стали создавать настоящие научные исследования. Затем это превратилось в целую систему, когда мы стали находить интересных преподавателей школьных дисциплин, рекомендовать их директору школы, в которой мы работали, дополнять образование ребят на специальных занятиях по математике, физике, программированию и предлагать ребятам сложные, но посильные темы для научных исследований.

О лаборатории

В 1992 году родилась Лаборатория непрерывного математического образования (ЛНМО) - это школа, работающая по принципу сетевого взаимодействия учреждений разных укладов с целью подготовки будущих ученых, математиков. Сначала я обучал по такой системе один класс за три года, с 2002 года мы стали делать набор ребят в 8-9 класс каждый год. И тогда же начались наши громкие победы. ЛНМО с 2002 года подготовила 29 победителей Всемирного смотра-конкурса научных и инженерных достижений школьников Intel ISEF и более 50 финалистов. Этот конкурс еще называют «Малой Нобелевкой». Не знаю, есть ли еще школы, где выпускников около 400 человек, среди них до 20 учащихся ежегодно побеждали на научных соревнованиях, около 40 стали кандидатами наук, из некоторых классов половина выпускников поступила в аспирантуру.

Иначе говоря, благодаря оригинальной организационной модели обучения нам удалось воспитать целую плеяду молодых ученых-математиков. Поскольку они постоянно участвуют в наших проектах, руководят работами школьников, они редко уезжают из страны.

О трудностях

Еще лет восемь назад положение моих выпускников было очень тяжелым. Один из выпускников ЛНМО, готовя диссертацию и обучаясь в аспирантуре, читал лекции по функциональному анализу в одном из самых известных петербургских вузов, получая за половину ставки всего около 5 тысяч рублей. Болезни, разочарованность, необходимость помогать семье — все это очень угнетало. Уезжать он не хотел, но поступило выгодное приглашение в Швецию — и он, женившись, уехал туда работать на кафедру. Теперь большинство моих выпускников остается работать в Лаборатории имени П.Л.Чебышева, устраиваются в крупные НИИ (Крыловский институт, например), получают гранты. Они здесь действительно стали востребованы, имеют богатый круг научного общения. Обидно то, что поддержку ребята стали получать не так давно, однако приятно, что мы их не упустили и вовремя направили в науку.

О воспитании

Огорчает и то, что государство по-прежнему поддерживает именно вершину айсберга — сложившихся ученых, победителей всероссийских и международных олимпиад, талантливых студентов. Но ведь, чтобы они появлялись, нужно заниматься средним звеном, воспитывать будущих ученых со школьной скамьи. Получается, что вместо государства этим занимаемся мы, хотя правильнее было бы, чтобы государство вкладывалось в качественное образование, поднимало бы общий уровень образования, а частные структуры поддерживали бы самых ярких.

О проектах

Мы делаем в рамках нашей школы множество масштабных проектов — всероссийские стендовые соревнования «Балтийский научно-инженерный конкурс», международный Турнир юных математиков — командный математический бой по решению исследовательских задач, городская олимпиада по решению исследовательских задач «Математика НОН-СТОП», летняя математическая школа, биологический конкурс «Естественный отбор». На это уходят огромные ресурсы волонтеров при отсутствии поддержки со стороны государства. Все это реальные проекты, призванные не выявить талантливого ребенка, а именно развить его способности, привлечь к научному творчеству.

О фонде

Для таких мероприятий, конечно, нужен оператор и нужна помощь. Именно поэтому выпускники ЛНМО создали Фонд поддержки молодых ученых «Время науки», и начали работу по поиску средств для реализации сложных наукоемких проектов. Это фандрайзинговый фонд, поэтому мы рассчитываем, что его развитию будут помогать все, кто заинтересован в развитии нашей страны. Наш основной принцип работы: мы не ориентируемся на одаренность, а развиваем способности.

О конкурсе

«Балтийский научно-инженерный конкурс» — это главное мероприятие нового Фонда. В этом году мы привлекаем к работе на конкурсе не только 300 участников с научными проектами, но и зрителей — более 1000 петербургских школьников. Руководители компаний расскажут им о своих инновационных разработках, проведут игры, мастер-классы, предложат темы научных исследований школьников. Будет целое действо, которое позволит детям увидеть, что в них заинтересованы.

О лауреатах

По опыту могу сказать, что реальные научные достижения доступны как вундеркиндам, так и тем, кого хорошо учили. Я уверен, что Нобелевские лауреаты от нашей страны - это только дело времени. Мы делаем серьезные вложения в каждого ребенка и готовы работать не покладая рук, чтобы дать возможность каждому реализовать свой потенциал.»

Помочь Фонду поддержки молодых ученых «Время науки» -

Директор Лаборатории непрерывного математического образования, учитель математики Илья Чистяков с соратниками создал это негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования в 1992 году. Отбор учащихся производится на городских и региональных олимпиадах, предложение обучаться в лаборатории делается и просто талантливым и одаренным школьникам; они могут и сами попытаться пройти собеседование и поступить в лабораторию учиться. Лаборатория тесно взаимодействует со средней школой, учеба в ней предполагает совмещение основного, дополнительного образования и научной деятельности. В средних классах школьник получает фундаментальную углубленную подготовку, в старших классах выбирает тему научного исследования и самостоятельно проводит его.


ИЛЬЯ ЧИСТЯКОВ говорит, что хочет создать на базе лаборатории не местечковую структуру, а базу математического образования для всей страны.


Илья Чистяков Мы благодарны тем директорам школ, кто понимает ценность фундаментального образования

— Зачем сегодняшнему школьнику математика?

— Дело в том, что какой бы сферой деятельности ни занимался человек, математик сделает эту работу лучше. Потому что профильное математическое образование невероятно способствует формированию системного подхода к вопросу, умению абстрагироваться. Кроме того, при обучении работает принцип переноса. Если человек усваивает одну высокую модель человеческих знаний, ему легче работать в других областях. Поэтому ребенок, который занимается математикой, по сравнению со своими сверстниками имеет больше шансов построить свою деловую карьеру, не обязательно даже в фундаментальной науке,— может быть, в прикладной науке, бизнесе, менеджменте, маркетинге и так далее. Не случайно сейчас очень сильные математики поступают, например, в Высшую школу экономики. Потому что это область знаний, где сейчас нашей стране прежде всего нужны высококвалифицированные кадры, и ребята чувствуют, что они востребованы.

— Изменилась ли концепция преподавания математики?

— Изменилась. Во-первых, потому, что преподавание математики в нашей стране серьезно ухудшилось. Этому способствует ряд причин: во-первых, "в советском далеко" математика был одним из самых востребованных предметов, потому что была велика потребность в высококвалифицированных инженерах с высокой математический подготовкой, оборонка, физика, химия, естественные науки — биология, генетика — все это нуждалось в квалифицированных кадрах. Но с концом советской системы оказалось, что существуют и другие привлекательные области человеческих знаний. И математики должны были превратиться в коммивояжеров, которые должны продать юнцам немножко математики. Они принципиально оказались не способными на тот момент убедить ребят в ее важности. Кроме того, во времена перестройки, а потом в безумных девяностых мы уничтожили фактически всю методическую школу. Ведь были замечательные разработки для обучения серьезной математике уже в школе, связанные с укрупнением дидактических единиц, когда основной единицей обучения становился не урок, а укрупненная единица типа темы. Сейчас мы вернулись фактически к позапрошлому веку, к классно-урочной системе. Наконец, произошло огромное изменение преподавательского состава, корпуса учителей математики. Старые, добротные, знающие учителя естественным образом уходят, их места занимают либо студенты педагогических вузов (деградация обучения там — особый разговор), либо переквалифицированные инженеры. Функции подготовки и переподготовки переданы вузам, где профессор или доцент, который ведет эти курсы переподготовки, сам никогда в школе не работал и может фактически не понимать цели и задачи, стоящие перед будущим учителем. Все это привело к деградации преподавательского корпуса. Формально говоря, сейчас некому учить. Посмотрите, что происходит в школах: фактически две трети детей не притрагиваются к профильным вариантам в ЕГЭ, уходят, выполнив только систему задач В, которая отвечает уровню либо начальной школы в девятом классе, либо пятому-шестому классу в одиннадцатом. То есть государство фактически бесполезно выбрасывает деньги на то, чтобы ребенок после пятого-шестого класса еще пять лет сидел в школе в области математического образования. Большая беда современной школы — что учителя не могут найти язык со своими учениками, чтобы убедить их в ценности классического фундамента образования и увлечь их оным, потому что сами часто оным не владеют.

— Как же быть?

— Вот поэтому мы и существуем, чтобы по возможности эту ситуацию не то чтобы исправить,— для этого требуется политическая воля государственная, а для того, чтобы дать хотя бы небольшому числу учеников возможность учиться и заниматься математикой так, как на самом деле ей нужно заниматься: не просто решением подготовительных задач ЕГЭ и олимпиадных задач, а проектной и научно-исследовательской деятельностью. Наша школа создана для того, чтобы привлекать ребятишек, которые уже со школьной скамьи мотивированы к занятию серьезной наукой, чтобы они могли получить фундаментальное образование, навык самостоятельной работы и написали свои первые научные исследования под руководством научного руководителя, чтобы им была поставлена серьезная профессиональная задача. Каждый школьник, который поступает к нам, может выбрать тему научной работы, мы ищем ему научного руководителя, и он начинает заниматься сначала в маленьких семинарах с молодым кандидатом наук или аспирантом и, прослушав и проработав такие курсы, сдав несколько теоретических минимумов, получает возможность ходить на более сильные семинары, где уже ставятся серьезные научные проблемы. И вот там-то он заинтересовывается тем или иным направлением и начинает активную работу в этой области, достигает определенных успехов. Далее работа публикуется, причем не только в научно-популярных, но достаточно часто и в серьезных научных журналах, которые принадлежат профессиональным математическим сообществам, в электронном журнале "Архив", где ученые выставляют свои новые результаты. И, во-вторых, ученики выступают на научных конференциях для школьников и студентов. Таких в России несколько, а международные это, конечно, ISEF, всемирный конкурс, который собирает более 6 миллионов школьников более чем из 60 стран мира. В этом году наш школьник Савелий Новиков получил Grand Award четвертой степени за работу по математике. Но для нас более приятным оказалось то, что американское математическое сообщество присудило Савелию вторую, а его однокласснику Диме Михайловскому — третью премию Карла Менгера. Это очень важно, потому что, во-первых, ребята получают право без длительной процедуры печататься в профессиональных читаемых журналах, а во-вторых, имеют дальнейшую перспективу исследований, потому что у них появляется много корреспондентов и научное общение, что очень важно, так как математика — наука коллективная.

— Как организовано государственно-частное партнерство в России в области математики? Как идет финансирование?

— Во-первых, мы благодарны тем директорам школ, которые понимают сейчас ценность фундаментального образования. Сейчас директора государственных школ, которые хотят дать детям серьезное образование, но у которых нет ни кадрового профессионального состава, ни возможности финансирования этих проектов, с удовольствием откликаются на наше предложение создать государственно-частное партнерство. Ребята учатся в школе, получают фундаментальное образование в рамках государственной программы и дополнительно занимаются в семинарах и на дополнительных занятиях Лаборатории непрерывного математического образования, которые мы осуществляем как частное образовательное учреждение,— структура с лицензией дополнительного образования. Школа у нас пока состоит из трех коллективов — математико-информационный, химико-биологический и инженерно-технический. Ребята у нас учатся с 5-го по 11-й классы, а специализация происходит на уровне 7-го класса, когда они окончательно распределяются по этим специальностям. Что касается финансирования, мы работаем с родителями по договору, очень умеренному. Могу сказать, не раскрывая финансовую тайну, что если бы родитель обратился к услугам государственной организации, то за эти деньги ребенок смог бы заниматься не более четырех часов, а у нас он занимается от 10 до 14 часов.

Во-вторых, у нас существует Фонд поддержки научной и научно-технической деятельности молодых ученых "Время науки", цель которого — поиск средств для финансирования наших проектов, среди которых и Балтийский научно-инженерный конкурс, один из крупнейших конкурсов в России, и международное соревнование "Турнир юных математиков", в котором участвуют 14 стран Европы, олимпиада "Математика нон-стоп", летние профильные лагеря в крупных университетах, стажировки, поездки на открытые мероприятия ряда математических университетов, химико-биологические мероприятия, квесты, семинары, научный конкурс "Естественный отбор", сейчас будем делать "Школу инженерного мышления" — инженерные классы в государственной школе. Фонд ищет нам спонсоров, партнеров — на данный момент ими являются университеты ИТМО и Политех,— осуществляет краудфандинг, в частности, на Boomstarter мы сейчас собрали на проекты Лаборатории непрерывного математического образования полтора миллиона рублей — это достаточно мощный отклик нашей страны, то есть заинтересованных в образовательных проектах простых людей. Ряд компаний сейчас рассматривают наши проекты в качестве приоритетных. Например, Балтийский научно-инженерный конкурс этого года стала поддерживать компания "Газпром нефть". Но мы хотим создать не какое-то местечковое благополучие, а структуру, которая будет работать на всю страну. Надо стремиться к тому, чтобы научная молодежь была повернута лицом к России, надо делать мировой конкурс, чтобы они ехали, видели культуру и науку нашей страны и перспективы, которые Россия предоставляет.

— Нам очень нравится, что наши выпускники не только математики. Среди них есть замечательные инженеры, которые работают в серьезных конструкторских бюро. Лучший студент Политеха 2015 года, лучший молодой математик 2014 года в Санкт-Петербурге — наши выпускники. Ряд ребят у нас занимаются бизнесом, и мы очень довольны, потому что это способ изменять нашу страну к лучшему. Один из лабораторцев — победителей Балтийского конкурса основал мощную интернациональную компанию, у него представительства в 40 странах мира. Многие компании, которые изменили лицо нашего мира,— и Джобса, и Билла Гейтса, и Цукерберга,— выросли из молодежных коллективов, которые формировались либо на последних курсах колледжа, либо на первых курсах университетов. И мы хотим выступить технопарком, который будет являться катализатором создания таких молодежных коллективов. У нас очень много талантливой молодежи, и мы серьезно обеспокоены тем, чтобы их дальнейшее научное будущее было связано с нашей страной. Надо сказать, что практически никто не уезжает, наши выпускники в основном поступают в наши вузы и остаются работать здесь. Но, с другой стороны, когда человек уже стал постдоком, мы не можем нести за него ответственность, потому что здесь все зависит от государства: либо оно создает условия для жизни своей талантливой молодежи, они востребованы и тогда остаются работать здесь, либо не создает, и тогда они уезжают. И осуждать их, наверное, рука не поднимется.

— Как вы говорили, дела с преподавательскими кадрами обстоят неважно. Где же взять современного преподавателя?

— Нигде. Проблема преподавательских кадров в стране огромна. У нас тоже трудно формируется преподавательский коллектив, мы очень радуемся, когда находим единомышленников. Это и ученые, которые имеют педагогические способности,— а такое редко встречается среди кабинетных ученых. Это учителя, которые, учась в педвузах или университетах, вели активную научную работу, были участниками кружков, семинаров, имели опыт работы в профильных лагерях для школьников. Наконец, это наши выпускники. Не случайно руководитель Савелия Новикова Сережа Иванов — выпускник лаборатории.

— Что бы вы хотели добавить?

— А добавить я хочу наш слоган, который мы очень любим: "В Питере — умнеть".

Известный педагог уверен - учителю надо платить за то, что его ученики становятся приличными людьми

ИЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЧИСТЯКОВ родился в Ленинграде в 1961 году.
Окончил физико-математическую школу № 239. Выпускник математического факультета Педагогического института им. А. И. Герцена.
Работал в ряде школ, а также в городском Дворце творчества юных. Вел кружки, организовывал конференции. Под его руководством в 1991 году команда школьников нашего города на ХХV Всесоюзной олимпиаде по математике заняла абсолютное первое место. В начале 1990-х вместе с единомышленниками основал Лабораторию непрерывного математического образования: «непрерывность» — во взаимосвязи основного, дополнительного образования и научной деятельности. Как результат — 27 победителей Всемирного смотра-конкурса научных работ школьников за 2000 — 2011 годы.
Председатель оргкомитета Балтийского научно-инженерного конкурса, который считается этапом Всемирного конкурса школьных научных работ.

Титулы Ильи Чистякова, руководителя Лаборатории непрерывного математического образования (она базируется в школах № 286 и 564), не перечислить: дважды Соросовский учитель, победитель конкурса лучших учителей России 2006 года, трижды победитель конкурса учителей математики и физики научного фонда «Династия». Можно просто сказать: именами пяти учеников Чистякова НАСА назвала малые планеты. И при всех своих наградах Илья Александрович — один из самых неудобных для системы образования людей.

Непоказатели успеваемости
— Илья Александрович, вы ругаете математические олимпиады, а мы вас сейчас вытянули как раз со школьного тура...
— А что ж делать — надо. Но олимпиады переживают кризис: раньше в олимпиадах по математике участвовали из каждого района не меньше 5 — 6 тысяч человек. А сейчас дай бог 300. Я несколько лет был председателем оргкомитета городской олимпиады и принимал тонны макулатуры. Дети не могут решить задачи!
Зато появились другие дети — профессиональные олимпиадники, их в кружках натаскивают на стандартных олимпиадных идеях. Количество этих идей ограничено, кто-то даже подсчитывал: 80 с чем-то. Не случайно в мировом олимпиадном математическом движении стали побеждать сплошь китайцы: они с азиатским упорством отрабатывают все варианты.

— Неужели олимпиада вообще бесполезна?
— Когда-то она была очень полезна: позволяла находить талантливых ребят, с которыми потом занимались университетские математики. А сейчас — олимпиада ради олимпиады.
К тому же есть какое-то проклятие: большинство победителей статусных олимпиад особенных высот в жизни не достигают. Когда-то олимпиада не была мерилом отчетности, а сейчас чиновник прекрасно понимает, что победитель олимпиады прикроет полный развал образования в районе.

— Развал не прикроешь: есть же другой показатель — «неуды» по ЕГЭ...
— Это не показатель. Пропускной балл по ЕГЭ ставится некорректно: сначала проверяются все работы, а потом неудовлетворительным «назначается» такой балл, чтобы «неудов» было поменьше. В противном случае — куда девать подростков с «неудами»? Они не пойдут ни учиться, ни работать.

— А какая альтернатива?
— Многообразие экзаменационных форм. Кто хочет, может сдавать ЕГЭ; но должны быть и экзамен в традиционной форме, и конкурсы, и научные работы, и олимпиады, несмотря на спорность многих из них. Должна быть система рекомендаций: если профессор занимается со школьником и рекомендует его в вуз, этого должно быть достаточно.

— Да вроде теперь и портфолио учитывается…
— … и ощущение, что ученики и учителя ничем не занимаются, только собирают портфолио. Думать не надо — собрал бумажки о своей деятельности, а зачастую псевдодеятельности... И учитель начинает работать с чем-то новым не из любопытства, а с вопросом «что мне с этого будет?». Великое уходит, остается практицизм.

Споры по поводу физиков и лириков надуманны
— Вы пессимист!
— Сейчас — да. Я считаю, что у России с таким подходом к образованию будущего нет. В этом году половина выпускников нашей лаборатории поедут поступать не в российские вузы, а в американские и западноевропейские. Впервые такое! Тем более что те вузы наших ребят приглашают. И страна лишается самых перспективных. Но страну больше заботят не талантливые дети, а, к примеру, проблемы с детьми мигрантов.

— А у вас есть «приезжие»?
— Гаджи Османов в прошлом году стал призером всемирного научного конкурса «Intel ISEF». Есть Руслан Намазов, Овик Хачикян. Они петербуржцы в первом поколении, их родители приехали сюда, трудятся, детей воспитывают…

— В последние годы сложно набрать матклассы. Демографическая ситуация виновата или со способностями напряженка?
— Всем хочется самого лучшего и без труда. Трудящийся ребенок — это «ботан», «ботаник», основное ругательство в детском коллективе для трудяги.
Иностранцы у виска пальцем крутят по поводу наших реформ в образовании. Мы сломали систему математического и физического образования и при этом насадили то, чего у нас исторически никогда развито не было, все эти экономические школы. Да не было у нас никогда сильной экономической науки! С Петра I учреждались навигацкие и цифирные школы.

— Зато в свое время все радовались: уже не нужно мучить гуманитариев математикой...
— Существует такое определение: кто бы что ни делал, математик это сделает лучше. Начнешь разбираться в биографиях деятелей культуры и искусства (казалось бы, гуманитариев) — вот те на: как правило, в детстве была математическая школа.

Эти споры про физиков и лириков надуманны: у нас в лаборатории многие ребята учатся в музыкальных школах, есть победители международных музыкальных конкурсов, есть художники, есть те, кто и стихи и прозу пишет. Математика — такой же пласт культуры, как и многое другое. Она ближе к искусству даже, чем к науке.

— Дети сейчас не читают. А ваши, математики?
— Не вижу необходимости ахать, что чтение реальной книги умирает. Да, умирает. В лаборатории шикарная библиотека, но я понимаю, что дети читают меньше. Но они пользуются электронными библиотеками. И в любом случае мы добиваемся, чтобы они не упустили русскую классику, — наши 11-классники прочитали все, что положено по программе, плюс что-то сверх нее.

Без иллюзий
— Лаборатория вместе с матмехом СПбГУ каждый год проводит Балтийский научно-инженерный конкурс для школьников…
— Очередной пройдет в конце января — начале февраля, на сайте уже можно регистрировать работы. Но ситуация с конкурсом не из легких: да, у него высокий статус, это этап всемирного конкурса. Но он не так уж важен для Минобрнауки. Основной критерий для министерства — массовость конкурса, а не его качество. Есть конкурсы с примитивными работами из побасенок Википедии, зато они обласканы министром, потому что массовые и потому что в них «участвуют дети из дальних деревень». Но мы, нахваливая по таким критериям, показываем талантливому ребенку, что общество несправедливо. И после этого призываем оставаться в Сколкове?

— Тяжеловато вам с такими принципами!
— Легко! Потому что нет иллюзий. Иллюзии закончились, когда меня, совсем молодого, имеющего блестящее образование (я не преувеличиваю: моими учителями были академик А. Д. Александров, членкор Д. К. Фадеев, профессор В. С. Введенский — один из ближайших учеников академика С. Н. Бернштейна), одна педагогическая старушка решила научить мастерству и пригласила на свой урок. Бездарный. Но меня потрясло другое: когда урок закончился и дети ускакали, какая-то тщедушная девочка подошла к ней, вытащила из сумки здоровенный кусок мяса, бросила на стол: мама передала.

— Хорошо. Ну а ваши предложения насчет системы образования?
— В первую очередь не зарплату надо повышать. Зарплату поднимете — но это не защита от распоясавшегося хама-родителя. Начинать надо с наведения элементарного порядка: давайте создадим систему вроде мировых судей, чтобы разбирали школьные конфликты. Подросток, нахамивший учителю, должен пройти через мирового судью. Родитель, ударивший учительницу, должен получить больше, чем матерый преступник.

Это, разумеется, при требовании ответного уважения со стороны школы к личности ребенка. И к ответственности школы за обучение. Как только мы сделаем обучение главным и перестанем твердить о «воспитательных беседах», все встанет на свои места.

А насчет зарплаты — учителю надо платить не за то, что он что-то делал, а за то, что он сделал. Необязательно его ученики должны быть победителями олимпиад; они просто должны становиться не люмпенами, а приличными людьми.

Беседовала Александра ШЕРОМОВА

Последние материалы сайта