Информационная образовательная среда доо. Сущность понятия «компьютерная среда» для дошкольников Информационная образовательная среда доо

04.09.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что дошкольное детство является уникальным периодом, временем стремительного роста и развития детей. Профессор Чикагского университета Б.Блум построил кривую, отражающую скорость детского развития и степень влияния, которое оказывают на него условия жизни ребенка в разном возрасте. В частности, Б.Блум утверждает, что 80% умственных способностей ребенка формируется именно в дошкольном детстве: из них, согласно данным IQ-тестов, 20% способностей ребенок приобретает до 1 года, еще 30% - до 4-х лет и 30% - от 4-х до 8-ми лет. Разумеется, процентное определение способностей весьма условно, но чрезвычайно быстрое развитие дошкольника и его особую чувствительность к внешним воздействиям трудно отрицать. Вторая закономерность, отмеченная Б.Блумом, касается той самой особой чувствительности, сенситивности возраста до школы: если верить кривой, получается, что, чем младше ребенок, тем большее влияние оказывают на него экзогенные факторы, - внешние условия окружающей среды. Восприимчивость к формированию способностей, которая создается в дошкольном детстве, может необыкновенно обогатить развитие ребенка или, напротив, оказаться впустую растраченным и, увы, недолговечным даром. Не секрет, что правильно подобранный игровой материал открывает дополнительные возможности для умственного роста дошкольника. Благодаря программе модернизации российского образования значимой частью предметно-развивающей среды дошкольных учреждений стало инновационное оборудование: интерактивные доски, столы, мультимедийные детские студии и планшеты. Вокруг этих «умных» и «красивых» устройств уже складывается особое обучающее пространство. И педагогам важно, необходимо учитывать значение, которое имеет работа с медиа-средством в системе общего развития детей. Ответив на вопрос: как и какое интерактивное оборудование нужно использовать, чтобы наилучшим образом обеспечить развитие способностей ребенка, дошкольная педагогика избежит стихийного и не всегда целесообразного обогащения предметно-развивающей среды. Современные дети очень рано сталкиваются с миром медиа. Это, так сказать, естественный процесс, примета нашего времени. Но то, что педагогика попытается найти путь эффективного применения нового обучающего средства видится безусловным достижением современной системы образования. По сути, включение интерактивного оборудования в образовательную среду детского сада – это начало длительного практического пути, детальная и основательная проверка того, что могут дать современные технологические средства для развития ребенка. Надеемся, что общие рекомендации по организации деятельности и примеры обучающих заданий, полученные опытно-экспериментальным путем, станут «первыми ласточками», элементами построения методики, доступной любому грамотному педагогу. Итак, чтобы внедрение интерактивного оборудования действительно обогащало игровое пространство дошкольника, способствовало расширению и углублению его деятельности, нами должны быть установлены и соблюдены следующие условия применения интерактивных средств. Первое – свободное общение взрослого и ребенка или ребенка и других детей, когда «умный» предмет поддерживает человеческий, личностный интерес участников игры друг к другу.
Это весьма существенно, поскольку безраздельное внимание ребенка, увлеченность цифровым атрибутом, скорее всего, является причиной неудачного применения технических средств в быту. Как свидетельствуют наблюдения американских коллег (С.Досани, П.Кросс, 2008), дошкольники, погруженные в интерактивный мир, не просто не оказываются умнее своих сверстников, но отстают от них. Речевое развитие ребенка, который проводит перед телевизором от двух до четырех часов в день задерживается на год!, - весьма болезненное отклонение от нормы. Второе – обращение к «детским» видам деятельности. В отличие от школьного возраста, где процветает учебная деятельность, а трансляция определенного минимума знаний, умений и навыков является стержнем учебных программ, дошкольное образование формирует способности ребенка, создает предпосылки будущей успешной работы. Малыш играет, рисует, конструирует, слушает сказки, а значит, учится мыслить, воспринимать окружающий мир, ориентироваться в пространстве и времени, овладевает речью.
Хорошо, если интерактивное оборудование может обогатить ситуацию формирования способностей, которые развиваются в дошкольном детстве. Другими словами, интерактивное оборудование должно быть направлено на совершенствование «детских» видов деятельности. Изменяясь и усложняясь с каждым разом, она будет «подтягивать» способности детей. Третье условие – самостоятельность ребенка. В деятельности каждый дошкольник сам открывает таящиеся в нем способности, а обучение лишь подсказывает путь к этому открытию. Естественно, один ребенок «находит» больше, чем другой. Но непременным аспектом развивающего обучения является самостоятельная работа дошколят с тем или иным материалом.
Это накладывает определенные требования к качеству интерактивного оборудования. Так, если техническая сторона взаимодействия с объектом окажется чрезмерно сложной, ребенок не сможет взяться за выполнение задания, и развитие способностей тем самым будет приостановлено. То же касается ситуации, когда исполнительная, «рабочая» часть процесса опирается на качества, еще не сформированные в дошкольном возрасте, например, развитый глазомер или моторику рук. Следует помнить, что, чем легче ребенку освоить способы и приемы работы с интерактивным оборудованием, тем больше возможностей самостоятельного познания и преобразования окружающей действительности будет у него. В ХХ веке американский профессор О.Х.Мур создал «говорящую» пишущую машинку – прототип современного «детского» компьютера. Ребенок нажимал на клавишу, машина озвучивала ее, произнося соответствующий звук, и на светящемся экране появлялась крупная буква. Так вот, работа с этим оборудованием оказалась принципиально доступной даже маленьким детям в возрасте двух - трех лет. Уже через год – полтора дошкольники активно набирали на машинке собственные сочинения, то есть перешли от исполнительных действий к воплощению творческого замысла. Четвертое условие – педагогическое сопровождение, организация деятельности детей. Самостоятельность является залогом развития ребенка. Но не следует считать, что знакомство дошкольника с окружающим миром носит случайный характер. Напротив, в образовательном пространстве сложно представить момент, когда ребенок вынужден «на ощупь» искать способы осмысления действительности. Здесь педагог не просто не занимает позицию стороннего наблюдателя, он поддерживает, курирует детскую деятельность, ставя перед ее участниками постепенно усложняющиеся задачи. С точки зрения современной педагогики нужно, чтобы взрослый, вне зависимости от того, какое внешнее средство используется для организации игры, имел возможность направлять детскую деятельность, расширяя и обогащая ее с учетом индивидуальных достижений и темпа развития ребенка. А это значит, что интерактивное оборудование не может задавать жесткие рамки инвариабельной среды: содержательная сторона работы с техникой должна меняться по мере того, как дошкольник овладевает новым этапом деятельности. Пятое условие – поддержка детского творчества. Творчество – естественное состояние детства, которое не отягощено стереотипами, природный дар периода до школы. Детское творчество необходимо охранять и беречь уже потому, что только в нем, в свободной самостоятельной деятельности закладываются способности, имеющие непреложное значение для будущей жизни человека. В первую очередь, речь идет об оперировании образами при поиске решения разнообразных научных и художественных задач. Есть все основания полагать, что именно на умение видеть мир по-детски, без шор и заслонов, опирается воображение – составная часть любого серьезного открытия.
Американские химики В.Платт и Р.Бейкер провели исследование, опрос среди 232-х научных работников. Их выводы весьма точно определяют роль творчества в процессе открытия, создания чего-то нового. По мнению ученых объединяющая, вносящая ясность идея возникает тогда, когда исследователь, глубоко заинтересованный в решении проблемы, сознательно не работает над ней. В типичных случаях это выход за пределы напрашивающегося вывода, заключения, которое сделал бы любой другой человек, исходя из наличной информации. По сути, возникновение новой идеи представляет собой не что иное, как скачок воображения или итог мышления в творчестве. А деятельность людей искусства? Она как никакая другая основывается на впечатлениях, ярких и живых красках. В конечном итоге современная наука, да что там, - труд человека во многих областях не может развиваться без творчества. А зарождается творчество в дошкольном детстве ребенка. Через поддержку детской инициативы, обучение без «натаскивания» и шаблонов, самостоятельную деятельность малыша воспитывается творческая личность. И конечно, мало какая деятельность требует от ребенка большего воображения, чем художественное творчество. Можно смело утверждать, что рисование, лепка, сочинительство ребенка – не пустое «буйство фантазии», но необходимая основа будущих блестящих достижений.
Не кажется лишним и вспомнить о замечательном эффекте, который дает творчество, включенное в деятельность дошкольника: снимая барьеры неуверенности, оно многократно усиливает скорость овладения любой образовательной программой. Секрет в том, что в творчестве нет механизмов заучивания. Эта эмоциональная деятельность обращена к личности ребенка, используя как сознательные, так и подсознательные каналы. И если не увлекаться и не превращать интерактивное оборудование из средства развития способностей в самоцель, становится очевидно, что в дошкольном детстве педагогическую ценность имеет не факт овладения ребенком тем или иным техническим средством (Миша умеет печатать, а Коля нет) и не результат деятельности как таковой (Миша печатает быстрее, чем Коля), а эмоционально окрашенный процесс, творческое действие (юные сочинители придумали и напечатали сказку). Как специалист и как практик мы уверены: принцип работы оборудования должен не учить ребенка чему-то необычному, а напротив, расширять и углублять естественные для дошкольного возраста стороны развития. Тогда ощущение интереса и привлекательная, доступная деятельность откроют дополнительные возможности для умственного развития детей.
Независимые результаты формирования интеллектуальных способностей дошколят (а только за первый год обучения мои воспитанники, дети старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, восемь раз становились победителями Всероссийских и дважды - Международных викторин, выиграли Всероссийскую и Международные олимпиады по познавательно-речевому развитию) делают реальной саму идею о положительном воздействии интерактивных средств. К сожалению, в сознании обывателя, во многом и из-за подхода западных общественных институтов, укоренился негативный образ цифровых технологий, в частности, их влияния на здоровье и развитие ребенка. Если выяснится, что отклонения в умственном и личностном развитии, фиксируемые зарубежными коллегами (американская академия педиатрии; Ж.И.Кларк; Д.Берк, Д.Лотус и др.), скажем, серьезное – более чем на год – отставание в овладении речью, вялость, инертность, снижение творческого подхода или, напротив, повышенное эмоциональное возбуждение детей – результат не включения интерактивного средства в жизнь дошкольника, но следствие его неправильного применения, теория, безусловно, переосмыслит все эти пугающие нас факты. Весьма вероятно, что через новые факты, фиксируя полноценное развитие ребенка, удастся снять несправедливые обвинения, адресованные большинству интерактивных средств. Тогда от сомнения и ограничения контактов с интерактивным оборудованием, от стихийного внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс, дошкольная педагогика перейдет к вдумчивому использованию ресурсов XXI века. Материал подготовила: учитель-логопед МБДОУ ЦРР №5 «Мир детства» Афонина Н.Ю.

Марина Богданова
Формирование информационно-образовательной среды ДОУ в рамках внедрения ФГОС

Развитие современного социума неразрывно связано с научно-техническим прогрессом, доминирующим видом которого является процесс информатизации , одним из приоритетных направлений которого в наше время является информатизация образования . По сути, это процесс обеспечения сферы образования методологическими и практическими разработками, оптимального использования современных информационных технологий , ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» приоритетом образовательной политики государства определяется необходимость информатизации образования и оптимизации методов обучения для достижения нового качества образования. Компьютерные технологии должны быть не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество.

Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, главными участниками которого являются администрация и педагогический коллектив ДОУ. Основные направления информатизации дошкольного образования это :

создание единого информационного образовательного пространства ДОУ;

использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;

повышение уровня ИКТ-компетенций педагогов;

развитие дистанционных услуг.

Формирование единой в ДОУ определяется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 16, п. 3) и Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Информационная образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств , обеспечивающих освоение обучающимися в полном объеме образовательных программ. Создание информационной среды невозможно без создания необходимой материально-технической базы по информатизации образовательного процесса. Материально-техническое обеспечение предполагает наличие в ДОУ административных компьютеров, ноутбуков, мультимедийной системы, интерактивной доски и др. компьютерной техники. Хорошо развитая, активно работающая информационная среда - основа взаимодействия с семьей, социумом и обществом.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику инновационных методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию новейших идей воспитательно-образовательного процесса. Владение информационно -компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

Хорошо развитая и открытая информационная среда ДОУ становится мощным средством коммуникации , необходимым для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников. Именно инфокоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ , группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.

Внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом . ИКТ в дошкольном образовании являются эффективным средством обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, они могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности и, таким образом, соединиться с различными направлениями образовательного процесса. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.

Большой вклад в теорию и практику становления компьютеризации образования внесли В. Н. Афанасьев, В. П. Беспалько, Я. А. Ваграменко, Е. П. Велихов, А. Г. Гейн, А. П. Ершов, В. Г. Житомирский, В. А. Извозчиков, К. К. Колин, А. А. Кузнецов, А. Г. Кушниренко, Ю. А. Первин, А. Д. Урсул и др. ученые.

В настоящее время существует большое число работ, посвященных различным аспектам развития, содержания образовательных информационных сред , но в практике конкретные проекты, рассматривающие вопросы проектирования информационно-образовательной среды учреждения представлены незначительно. Вместе с тем, организация педагогического процесса в условиях развития новых технологий обучения является сегодня весьма важной практически для каждого дошкольного образовательного учреждения. Ставятся новые задачи функционирования и развития дошкольных учреждений, направления деятельности которых должны учитывать политические, социально- экономические, культурные, образовательные цели модернизации дошкольной ступени современной школы в условиях динамичных изменений в системе образования.

Для решения этого вопроса требуется качественно новый подход, который состоит в создании информационно-образовательной среды образовательного учреждения как структурного элемента информационно -образовательного пространства в рамках проектировочной деятельности по построению информационного общества . При этом не может существовать какого-либо шаблона для построения типового информационного пространства образовательного учреждения. Каждое образовательное учреждение должно и может построить свое информационное пространство , аутентичное образовательной программе этого ОУ. Такой вывод прекрасно согласуется с требованиями, провозглашенными новым ФГОС . Ведь именно с создания уникальной образовательной программы, соответствующей специфическим условиям конкретного образовательного учреждения, должно начинаться построение всего образовательного пространства образовательного учреждения. Процесс создания информационной среды ДОУ предполагает полностью задействовать научно-методический, информационный , технологический, организационный и педагогический потенциал педагогического коллектива.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что для современной системы дошкольного образования характерно наличие противоречия между потребностью в информатизации научно-методической и организационно-управленческой деятельности детского сада, накоплением эффективных средств информатизации и опыта их использования в воспитании подрастающего поколения и, с другой стороны, отсутствием педагогических и методологических подходов к систематизации информационных ресурсов и технологий в виде единой , как отдельного дошкольного учреждения, так и нескольких, отсутствием теоретических подходов к формированию , оценке качества и использованию информационной образовательной среды . Необходимость устранения вышеуказанного противоречия за счет построения информационной образовательной среды - как механизма эффективного управления дошкольным образовательным учреждением - обуславливает актуальность опытно-экспериментальной работы по данной теме.

Поиск путей повышения качества образования дошкольников и повышение значимости дошкольного образования в условиях стандартизации в целом побудил коллектив нашего детского сада к созданию проекта «». Главная идея проекта заключается в том, что информационно-образовательная среда позволит скоординировать деятельность всех участников образовательного процесса для успешной и эффективной реализации ООП ДОУ в соответствии с ФГОС ДО , будет способствовать выполнению стандарта педагогического работника.

Цель : создать информационно – образовательную среду в ДОУ как условие реализации ФГОС ДО , стандарта педагогического работника.

Программа проекта «Формирование информационно-образовательной среды ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО » регламентирует деятельность МБДОУ «Детский сад № 61 «Флажок» в вопросах обеспечения доступного качественного образования дошкольников согласно государственным образовательным стандартам.

Проект призван :

1. Создать оптимальные условия для овладения и внедрения в образовательный процесс информационных технологий .

2. Организовать деятельность по теоретической и практической подготовке и переподготовке педагогов с целью повышения ИКТ-компетенций.

3. Реализовать деятельностный подход в развитии детей дошкольного возраста через метод проектов, развивающие игры, индивидуально-дифференцированный подход в организации НОД с применением компьютерных технологий для создания условий самореализации воспитанников, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе на информационном уровне .

4. Применять компьютерный мониторинг для проблемного анализа и своевременной корректировки деятельности педагогического коллектива.

5. Оптимизировать условия для подготовки педагогов через использование информационных ресурсов и технологий, для сопровождения образовательно- воспитательного процесса.

6. Оптимизировать взаимодействие ДОУ с родителями, педагогическим сообществом города, области, страны через информационное пространство .

Основными направлениями деятельности при реализации проекта станет организация обучающих мероприятий для повышения уровня общеобразовательной подготовки воспитателей ДОУ, создание совершенно другой современной развивающей среды и тесное сотрудничество всех сторон образовательного процесса (педагоги – дети - родители) .

Проект позволит организовать практическую работу по эффективному использованию информационной среды ДОУ .

Задачи проекта :

1. Обеспечить деятельность всех участников образовательного процесса единой информационной основой , позволяющей получать объективную информацию для принятия управленческих решений.

2. Повысить качество образования через активное внедрение информационных технологий в воспитательно – образовательный процесс :

использовать информационные технологии для организации совместной деятельности, как в основной образовательной деятельности, так и в режимные моменты;

обеспечить условия для формирования информационной культуры участников образовательного процесса;

создать условия для взаимодействия семьи и детского сада через единое информационное пространство

3. Повысить доступность качественного образования засчет индивидуализации процесса развития воспитанников и коррекции недостатков, использования информационных ресурсов сети Интернет :

организационное, нормативно – правовое, методическое и техническое обеспечение деятельности субъектов образовательной информационной среды ;

создание компьютерных мест для свободного доступа к локальной сети и Интернет;

внедрение ИКТ – технологий в работу педагогов ДОУ;

оснащение детского сада программным обеспечением, доступом в Интернет, мультимедийным оборудованием.

4. Создать единую образовательную среду ДОУ .

Ресурсное обеспечение проекта

1. Нормативно-правовые ресурсы : разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ.

2. Научно-методические ресурсы :

функционирование творческой группы по реализации проекта в ДОУ;

внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта;

оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми.

3. Кадровые ресурсы :

создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов, участвующих в реализации проекта;

проведение семинаров, мастер-классов в ДОУ;

развитие системы стимулирования педагогических работников.

4. Информационные ресурсы :

формирование банка данных по реализации проекта;

мониторинговые мероприятия;

организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта;

5. Материально-технические и финансовые ресурсы :

приобретение технических и дидактических средств обучения ;

оснащение ДОУ средствами ИКТ ;

план ФХД ДОУ;

фонд выплат стимулирующего характера педагогическим работникам;

спонсорская и благотворительная помощь;

призы, гранты конкурсов.

Этапы реализации проекта :

1 этап – организационный

разработка нормативно- правовой базы;

создание творческих групп из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы по проекту;

разработка структуры внедрения использования ИКТ в воспитательно- образовательном процессе ДОУ.

2 этап – внедренческий

апробирование и внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;

подготовка педагогических кадров к новой образовательной практике;

выстраивание сотрудничества с родителями и городскими социальными структурами, через ИКТ;

обновление и обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОУ ;

совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей;

обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы ДОУ среди родителей и общественности.

3 этап – результативный

анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов;

обобщение опыта работы педагогов;

трансляция педагогического опыта на городских и областных мероприятиях;

разработка программы действий ДОУ на следующий период реализации проекта с учётом полученных результатов.

Ожидаемые результаты :

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.

Реализация личностно- профессионального роста педагогов.

Повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Активизация познавательной деятельности детей.

Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов для создания единой информационной среды .

Создание единой работоспособной системы поддержки семейного воспитания через использование ИКТ- технологий.

Улучшение технического оснащения ДОУ.

Проект долгосрочный, информационно -практико-ориентированный.

Практическая значимость данного проекта определяется тем, что материалы проекта могут найти применение в деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений. Кроме того, он может быть интересен и полезен специалистам и педагогам образовательных учреждений.

В результате реализации проекта качественно изменится работа педагогов, которые смогут эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста и во взаимодействии детского сада и семьи.

Реализация проекта

1. Повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОУ

Результат : в 2008 году из 19 педагогов в ДОУ было всего два человека, владеющих минимальными навыками работы на компьютере, то есть использование техники в качестве печатной машинки. Но за прошедшее время, благодаря курсовой подготовке, самообразованию и обучающим семинарам, на сегодняшний день эта картина в корне изменилась. Наши педагоги прошли обучение на компьютерных курсах в областном институте развития образования. Кроме того, на базе ДОУ проводятся тематические педчасы, обучающие семинары, консультации. Большую популярность среди педагогов сада получила такая форма повышения квалификации как вебинары и дистанционное обучение. В 2015 году педагоги МБДОУ "Детский сад № 61 "Флажок" проходили обучение в ГАУ ДПОС "СОИРО" в основном с применением дистанционных средств обучения .

2. Развитие материально-технической базы ИКТ ДОУ

Результат : в детском саду оборудовано пять рабочих мест (компьютер+ МФУ) для всех специалистов ДОУ. Ноутбуки обеспечивают мобильность информационной среды . Видеопроекторы, интерактивная доска служат средствами развития ИКТ-технологий в образовательном процессе.

3. Методическое обеспечение

Результат : в МБДОУ "Детский сад № 61 "Флажок" создана электронная библиотека, включающая методические материалы, дидактические пособия, мультимедийные материалы. У каждого педагога есть свой банк компьютерных презентаций, которым они охотно обмениваются друг с другом. Уровень овладения знаниями и навыками ИКТ технологий позволяет педагогам создавать собственные авторские материалы, программные продукты. Ежегодно детский сад участвует в областном конкурсе "Информационные технологии в образовании", получая заслуженные награды.

4. Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе

Результат : ИКТ используется во всех сферах деятельности детей в детском саду - это и праздники, развлечения, досуги, встречи с библиотекой, музеями города, социальными партнерами. В игровой деятельности - детские компьютеры для детей старшего дошкольного возраста и специально оборудованные игровые зоны "Мой компьютер" для малышей в группах раннего возраста. Используется ИКТ в дополнительном образовании. Педагогами разработана программа дополнительного образования "Кружок "Смайлик", которая также была представлена на областном конкурсе. Компьютерные технологии используются и в оздоровлении дошкольников. Это - инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии «БОС – Здоровье» для системы дошкольного и общего образования» Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования специалистов «Институт биологической обратной связи» .

5. Участие педагогов в апробации ИКТ-технологий

Результат : детский сад принимал участие в апробации проекта «Обеспечение дистанционной методической поддержки дошкольного образования для реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и современных методик дошкольного образования», проводимом в рамках проекта «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения" ЗАО "Е-Паблиш" и Министерства образования и науки РФ. Педагоги ДОУ активно участвуют в апробации новых продуктов, программных средств .

6. Участие педагогов ДОУ в виртуальных педагогических сообществах

Результат : педагоги ДОУ активно участвуют в жизни интернет-сообществ, ведут собственные блоги, публикуют свои работы и методические материалы

7. Участие воспитанников

Результат : воспитанники ДОУ совместно с родителями принимают активное участие в интернет-конкурсах.

8. Информатизация процесса управления ДОУ

Результат : создание единой системы управления в ДОУ, использование собственных программных продуктов. Часть программ, разработанных педагогами МБДОУ "Детский сад № 61 "Флажок" была представлена на Областном конкурсе "ИКТ в образовании", имеются награды конкурса.

9. Создание и поддержка сайта ДОУ

Результат : официальный сайт МБДОУ "Детский сад № 61 "Флажок" является одним из лучших сайтов ОУ города Смоленска. В 2015 году сайт ДОУ стал участником Общероссийского рейтинга школьных сайтов, отмечен Дипломом НПО РосНОУ.

10. Взаимодействие с родителями

Результат : применение ИКТ во взаимодействии с родителями дает положительный эффект, расширяя формы сотрудничества , общения, взаимопомощи ДОУ и родительской общественности. Отмечен рост популярности ДОУ, имиджа и рейтинговых оценок деятельности ДОУ. Приоритет - открытость информационного пространства ДОУ для социума.

11. Представление результатов проекта

Результат : опыт реализации проекта был представлен на ежегодном Областном конкурсе "Информационные технологии в образовании". В 2015 году МБДОУ "Детский сад № 61 "Флажок" стал победителем конкурса в номинации "Лучшая информационная среда ДОУ ". Заведующий Богданова М. Я. представила данный проект на I Всероссийской конференции "Сопровождение специалистов дошкольных образовательных организаций в освоении и реализации нового закона об образовании РФ, ФГОС дошкольного образования" в г. Санкт-Петербург. Детский сад стал Лауреатом Всероссийского конкурса "Лучшее дошкольное образовательное учреждение - 2015".

12. Перспективы развития информационной среды ДОУ

1. Развитие дистанционных информационно -образовательных услуг и создание на базе ДОУ консультационного центра для родителей воспитанников, не посещающих ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО .

2. Дальнейшее оснащение МТБ ДОУ новыми средствами и оборудованием ИКТ .

3. Электронное портфолио педагогов.

4. Трансляция опыта работы ДОУ по данному направлению.

5. Создание информационного педагогического портала в регионе.

Тот факт, что на смену индустриальному веку пришел информационный, - объективная реальность. Сегодня материальные и духовные ценности во многом опреде­ляются средствами информатизации. Информационные технологии затрагивают все сферы жизни, служат общим и личным интересам человека, направлены на раскрытие его потенциальных возможностей. При этом концепту­альный уровень формирования информационной куль­туры в России весьма высок - это теории деятельнос­ти, амплификации развития, многоаспектный комплекс тренинговых теорий.

Положение о том, что компьютер несет в себе новые игровые и обучающие возможности не только для сту­дентов и школьников, но и для детей дошкольного воз­раста, не является в настоящее время спорным. В США, Великобритании, Франции, Бельгии уже создаются и апробируются государственные проекты введения ком­пьютеров в начальной школе и дошкольных учрежде­ниях. Работы зарубежных и отечественных исследова­телей подтверждают целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.).

Широкое применение ПК с целью обучения и вос­питания детей стало возможным с появлением совре­менных мультимедийных компьютеров, которые рабо­тают со следующими видами информации: число; текст (буквы, слова, предложения); звук (звуки, речь, музыка); графика и видео (чертежи, рисунки, картинки, видеофиль­мы).

Одними из первых идею использования в дошколь­ном учреждении России компьютерно-игрового комп­лекса на базе компьютеров БК-0010, связанных в ло­кальную сеть с ДВК-2, выдвинули Е.В. Заворыгина,

С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова и др. (1987). Его создание опи­ралось на научные разработки проекта информатизации образования под руководством академика В.Г. Разумовского. Основные иссле­дования по данному проекту применительно к дошкольной сфере сводились к следующим положениям:

Компьютерные игры не заменяют обычные, компьютерные игрушки не заменяют «предметные», но могут и должны стать важным звеном в общей системе дидактических развивающих средств ДОУ;

Опора на способность дошкольников к замещению при ис­пользовании компьютера значительно расширяет диапазон раз­вивающих игр;

-«диалог» с ПК не должен трансформироваться в диалог с «персоной», т.е. процесс освоения ребенком компьютера как средства осуществления человеческой деятельности является опосредованным и подчиняется следующей логике: компь­ютер - ребенок - цель.



Реализации целей информатизации дошкольного уровня образова­ния в России посвящен и проект «Пилотный детский сад», функци­онирующий с 1991 г. Он направлен на получение комплекса науко­емких программно-методических средств, адресованных дошкольникам 4-7 лет для освоения компьютерной грамотности. Одно из приори­тетных направлений проекта - обеспечение преемственности в ис­пользовании компьютеров в детском саду и школе.

Наиболее важными целями информатизации дошкольного уров­ня образования в России можно считать:

Повышение эффективности воспитания гармонично развитой личности дошкольника средствами информационных техно­логий;

Определение эргономических и медико-биологических требо­ваний к организации и использованию компьютерных ком­плексов в детском саду;

Создание для дошкольников системы развивающих компью­терных игр;

Разработка методики применения игровых компьютерных
программ для ДОУ, активное внедрение их на практике.

В настоящее время в России в НИИ дошкольного воспитания в целях амплификации (амплификация психического развития- использование потенциала возможностей развития пси­хики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания) детского развития разрабатываются теоре­тические основы применения научных информационных технологий (НИТ) в воспитательно-образовательной работе ДОУ. Уже созда­ны несколько серий программ для дошкольников, которые услов­но, в зависимости от педагогической направленности, можно разде­лить на следующие группы:

- обучающие - имеют предметный характер: к ним относятся элементарные программы, обучающие определенным видам учебных дисциплин (математике, родному и иностранному языку, музыке и т.д.), содержание и ход представленных в них игр четко очерчены;



-развивающие - побуждают детей к творческим самостоя­тельным играм и общению со сверстниками: дети сами ищут способы решения игровых задач, свободны в выборе сюжетов и средств для их передачи;

-диагностические - позволяют выявить уровень тех или иных умений, способностей, интересов ребенка. В определенном смысле любую компьютерную программу можно считать развивающей, если она способствует совершенствованию вос­приятия, памяти, воображения, мышления. Исследователи Г.А Андри­анова, В.П. Арсентьева, Е.А. Боброва, О.В. Пастюк, Д.В. Самарин, А.В. Хуторской и другие считают компьютерные среды важным инст­рументом детского творчества, средством развития логического мыш­ления у детей; ученые СП. Иванов, Р. Николов, В.В. Селиванов, Б. Хантер - инструментом для изучения влияния компьютерного обу­чения на развитие умственных способностей детей, средством обучения и развития, учитывающим психологию ребенка с целью формиро­вания основ логико-схематического и алгоритмического мышления. Большинство современных компьютерных сред - мультимедий­ные. В процессе их освоения развивается интеллект человека, так как упор делается на исследовательскую деятельность - попробовать проверить, уточнить, сделать выводы, скорректировать действия в соответствии с текущей ситуацией. Полилоговые (полилоговые (формы обучения) - предполагают возможность общать­ся неограниченному числу участников (например, чаты)) компьютер­ные среды приучают к этому довольно быстро, а успех в освоении дидактических игровых программ в дошкольном возрасте позво­ляет детям эффективно освоить прикладные программы в школе.

Формирование положительного эмоционального отношения к компьютеру как естественному атрибуту окружающей среды, по­зволяющему людям решать различные проблемы жизнедеятельно­сти, может дать педагогам хорошую возможность для реализации на практике принципов дифференциации и индивидуализации вос­питания и обучения, ненасилия над личностью и развития творческой индивидуальности ребенка.

Поэтому при использовании развивающей компьютерной сре­ды важно формировать взгляд на ПК как на одно из многочисленных средств умственного развития, овладение навыками работы с ко­торым не только интересно, но и полезно. При этом следует отме­тить, что обучение компьютерной грамотности должно осуществ­ляться в процессе развития познавательных способностей детей в психически комфортной тренингово-игровой форме.

Естественно-научное основание данного вывода составляют, концепции И.П. Павлова, И.М. Сеченова, В.М. Бех­терева о красоте человеческого организма, силе его мозговых и эмо­циональных структур, динамизме психических функций, способности выдерживать нагрузки и постоянно развиваться.

Интерпретируя данные положения, представители гуманистичес­кой психологии А. Адлер, К и Ш. Бюлеры, К Роджерс, А. Маслоу и другие определили понятие «психическое здоровье» как врожденный вкус к жизни, радостное мироощущение, развитость функций органов, стремление ко всему позитивному, справедливому, живому и светлому. Английский педагог, философ и психолог Дж. Хэдфильд считает, что, кроме врожденных или приобретенных физических несовершенств, психическое нездоровье и сопутствующие ему физиологические из­менения провоцируют эмоциональное расстройство. Отечественные ученые Ш А Амонашвили, В А Петровский, И.С. Якиманская и другие подчеркивают, что нарушение гармонии личности и даже опасность этого нарушения вызывает психологический дискомфорт, эмоцио­нальный срыв, диссонанс мыслей и чувств, рассогласованность функ­ций, т.е. ведет к психическому дискомфорту.

Таким образом, использование компьютерных сред является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возмож­ности решения следующих задач:

Развитие психофизических функций, обеспечивающих готов­ность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);

Обогащение кругозора;

Помощь в освоении социальной роли;

Формирование учебной мотивации;

Развитие личностных компонентов познавательной деятель­ности (познавательная активность, самостоятельность, про­извольность);

Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуаль­ных умений (практическая и логическая сериация и класси­фикация);

Организация благоприятной предметной и социальной среды.
В дошкольном возрасте решение многих типов интеллектуальных задач происходит посредством образов, способствующих пониманию условий задачи, соотнесению их с реальностью и контролю за реа­листичностью решения. На основе образного мышления у детей фор­мируются первые схематические и обобщенные представления о су­ществующих взаимосвязях и отношениях, что лежит в основе разви­тия логического мышления. Однако черты обобщенности остаются об­разными и опираются на реальные действия с предметами и их заме­стителями. Компьютерные среды учитывают эти закономерности, амплифицируя процесс обучения дошкольников построению и исполь­зованию предметных и графических моделей. Это благотворно сказывается, прежде всего, на качестве математического развития ребенка. Наиболее эффективной выступает следующая типология и струк­тура занятий по формированию математических представлений детей в детском саду, раскрывающая смысл принципов амплификации и развивающего обучения на основе использования компьютерных сред (табл. 2).

Таблица 2

Амплификация и развитие детей на занятиях по формированию математических представлений с использованием компьютерных сред ( в таблице полужирным шрифтом выделены этапы занятия, на которых исполь­зование компьютерных сред амплифицирует Математическое развитие дошкольника, светлым курсивом - на которых использование компьютерных сред обеспечивает зону ближайшего математического развития ребенка, полужирным курсивом - этапы, на которых происходит сочетание двух целеполагающих названий)

Тип/ цель занятия Структура
I. Изучение и первичное закрепление новых матема­тических представлений. Цель: восприятие и первич­ное осознание новых мате­матических представлений, их объяснение 1. Мотивация. 2. Актуализация опорных представлений. 3. Восприятие. 4. Осмысление и первичное запоминание. 5. Проверка усвоения. 6. Закрепление. 7. Анализ 8. Итог.
II. Закрепление полученных математических представлений и выработка умении и способов действии. Цель: вторичное закрепле­ние математических пред­ставлений 1. Мотивация. 2. Актуализация ведущих представлений и спо­собов действий. 3. Восприятие образцов применения пред­ставлений и способов действий. 4. Самостоятельная работа репродуктивного и творческого типов. 5. Контроль воспитателя. 6. Коррекция. 7. Итог
III. Комплексное примене­ние математических пред­ставлений и способов дей­ствий. Цель: выработка умений практически использовать имеющиеся математические представления 1. Мотивация. 2. Актуализация комплекса представлений. 3. Образец комплексного применения представ­лений. 4. Самостоятельное применение представлений. 5. Самоконтроль. 6. Контроль воспитателя. 7. Коррекция. 8. Итог
IV. Обобщение и система­тизация математических представлений и способов действий. Цель: системное усвоение математических представ­лений, понятий и способов действий 1. Мотивация. 2. Систематизация - выделение главных связей в полученных представлениях. 3. Обобщение представлений в понятиях. 4. Установление внутрипредметных и межпредметных связей. 5. Самоконтроль. 6. Контроль воспитателя. 7. Коррекция. 8. Итог
V Занятие по проверке, оценке, коррекции матема­тических представлении, понятий и способов дейст­вий. Цель: определение уровня овладения математически­ми закономерностями и способами действии 1. Мотивация. 2. Самостоятельное выполнение индивидуаль­ных заданий воспитателя. 3. Самоконтроль. 4. Контроль и качественная оценка воспитателя. 5. Индивидуальная коррекция математиче­ских представлений. 6.Рефлексия (осознание детьми способов по­ знания и усвоения математических закономер­ ностей, причин допущенных ошибок)

Итак, компьютерная среда для дошкольников - это совокуп­ность специально разработанных валеологически обоснованных иг­ровых компьютерных программ, которые учитывают закономерности психофизиологического развития детей и на их основе позволяют с позиции системного подхода спроектировать амплифицирующую и развивающую технологическую игру в соответствии с поставлен­ными д идактическими и воспитательными задачами в контексте усвоения основ информационной культуры.

Развивающий потенциал компьютерной среды «Планета чисел для малышей» (Разработана компанией Byka Entertainment по производству электронных образовательных продуктов, 2003)

Использование развивающих компьютерных сред в процессе занятий с дошкольниками - одно из важнейших современных направлений формирования математических представлений детей.

Компьютерная среда «Планета чисел для малышей» представ­ляет собой красочную и увлекательную игру-анимацию, рассчи­танную на детей 3-7 лет. Как продукт мультипликации, программа содержит несколько персонажей и несложный сюжет: мальчик Райан и девочка Бетти находят в игровой комнате волшебную книгу, которая переносит их на Планету чисел. На экране монитора по­является красочная картинка - главное меню. Здесь ребенок может сам или с помощью взрослого написать свое имя, выбрать парт­нера по путешествию (девочку Бетти или мальчика Райана), а также ту игру, которая соответствует его возрасту (для 3-4 или 5-6 лет).

Далее ребенок может начать путешествие, нажав на ОК. Перед ним откроется план-карта, на которой он должен выбрать то ме­сто, куда хочет отправиться (Дом чисел, Бассейн, Джунгли, Берлога, Цветник, Фруктовый сад). Помогает ему в путешествии Волшебная Цифра - она разговаривает с ребенком, объясняет задания, хва­лит его за верное решение той или иной задачи.

Любое место на карте, выбранное дошкольником, - математи­ческая игра (точнее, набор игровых логико-математических задач), цель которой правильно выполнить 10 заданий и получить приз.

Так, попав в Дом чисел, малышу предстоит сосчитать выбега­ющих на крыльцо дикобразов (кукурузные початки) и выбрать правильный ответ из трех предложенных (счет до 10).

Если ребенок выбрал Бассейн, ему необходимо выполнить дру­гое задание: определить, на каком из листов лилии сидит больше или меньше лягушек (улиток), предварительно внимательно вы­слушав вопрос Волшебной Цифры.

В Джунглях нужно сыграть роль судьи на соревновании жуков и определить, который из «спортсменов» прополз выше (дальше) остальных.

Посетив Берлогу, игрок должен найти того медведя, который одет иначе, чем другие (или помочь одеться братьям-медвежатам оди­наково); в Цветнике - найти бабочку (цветок), отличающуюся от других по цвету; в Фруктовом саду - фрукт, соответствующий описанию Волшебной Цифры (как усложнение - разложить фрукты по величине в порядке возрастания или убывания).

Таким образом, интерактивная игра «Планета чисел для малышей» соответствует дидактическим задачам, выдвинутым традиционными и инновационными программами по математическому развитию детей.

Остановимся подробнее на одной ее отличительной особеннос­ти - наличии игровых занимательных задач логико-математичес­кого содержания. Они способствуют развитию внимания и сообра­зительности детей, а игровые связующие персонажи предостерегают ребенка от поспешных и необоснованных выводов. Методическое построение сюжета «Планеты чисел для малышей» предполагает, что новые задачи должны побуждать детей рассуждать, мыслить, на­ходить ответ, используя уже имеющиеся знания.

С целью учета преобладающего типа репрезентативной системы ребенка (аудиал, визуал, кинестетик) программой предусмотрены моменты многократного вербального повторения заданий по выбору игрока, возможности комфортного по времени наблюдения видео­ряда, а также указания по перцептивному обследованию предметного сопровождения условий учебных математических заданий.

Чтобы развивающая компьютерная среда увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, преподнесением ПК как друга и советчика, взрослый вовлекает их в совместную деятельность, представляя ее важной и значимой. В то же время он организует математическое развитие с помощью компьютера так, чтобы помогать детям преодолеть затруднения, одобряет и авансирует их достижения, поощряет за правильно выполненное задание, обсуждает причины ошибок и помогает их преодолевать без отрицательной эмоциональной реакции.

Отметим еще одну важную особенность «Планеты чисел для малышей» - способствование глубокому усвоению математических представлений. Диалог с ПК, виртуально организованный через персонажей-посредников, а реально - через прием «оживления» компьютера, позволяет сделать деятельность ребенка активной и осмысленной, в которую он охотно и добровольно включается, ановый приобретенный опыт - личным достоянием, так как его можно свободно применять в измененных условиях компьютерных математических задач.

Перенос усвоенного опыта в другие ситуации многоаспектного сюжета «Планеты чисел для малышей» осуществляется ребенком в соответствии с его собственным желанием и является важным по­казателем развития творческой инициативы. Кроме того, многие задания учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает их воображение, развивает творческие возможности и способности.

Игровое преподнесение математических задач «Планеты чисел для малышей» - эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, необходимых для полноцен­ного умственного воспитания дошкольников. Задания на развитие внимания, памяти, мышления, речи открывают широкие возмож­ности для формирования познавательных процессов, поскольку ребенок выполняет не прямые, а опосредованные компьютерным персонажем-советчиком требования педагога и активно действует, приобретая необходимые математические представления. Таким образом, создается связь между практическими и умственными действиями, которая ведет к развитию ребенка.

Любая математическая задача «Планеты чисел для малышей» по-своему способствует развитию внимания, памяти, мышления. Напри­мер, выделяя и сравнивая значимые признаки предметов, ребенок совершает довольно сложные мыслительные операции. Перед ним ставится определенная умственная задача (быть внимательным, запомнить что-либо, высказать свою мысль и т.д.). При этом он выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания. В процессе решения задач на установле­ние связи между предметами (запомнить, чтобы пригодилось через некоторое время) активно развивается память. В задачах на разви­тие мышления специально созданная ситуация и предлагаемые воз­можные действия учат ребенка передавать свою мысль движением (активизация мелкой моторики посредством мыши) и в связной речи.

Характерная особенность задач логико-математического содер­жания «Планеты чисел для малышей» - наличие в каждой из них двух начал: одно несет развлекательность, другое требует серьез­ности, мобилизации усилий; их соотношение определяет характер игровой ситуации. Дошкольник всегда стремится к чему-то необыч­ному, веселому. Положительные эмоции надежно защищают малы­шей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет. Радостные переживания приносят ребенку в основном начало и конец занятий по сюжету.

Еще одна особенность виртуальной «Планеты чисел для малы­шей» состоит в том, что обучающая математическая задача составляет саму суть игры (в то время, как в реальной обстановке она выступает лишь условием реализации игрового замысла) и вы­зывает у ребенка интерес к умственной деятельности. Решение предложенной задачи становится условием игрового общения детей и средством, с помощью которого можно завоевать призна­ние и уважение компьютерных персонажей, воспитателя, сверст­ников.

Игровые ситуации в математических задачах рассматриваемой компьютерной среды разнообразны: различные поручения (например, найти предмет с заданными свойствами по представлению), детское лото (цветовое, геометрическое), загадывание и разгадывание зага­док математического содержания и т.д. Они требуют от ребенка целенаправленной активной умственной деятельности, умения со­средоточиться, чтобы найти верное решение.

Таким образом, математическая задача как элемент развиваю­щей компьютерной среды «Планета чисел для малышей» - не толь­ко удовольствие и радость для ребенка (что само по себе очень важ­но), с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т.е. качества, необходимые для дальнейшей жизни.

Каждая задача, предлагаемая дошкольнику в данной компью­терной среде, - основа для организации общения ребенка со взрослым, другими детьми, персонажами РКС и самим ПК как по­мощником в освоении математических представлений; школа со­трудничества, в которой он учится радоваться успеху сверстни­ка и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, под­держка, радостная обстановка, находки и фантазии, заложенные в программу «Планета чисел для малышей», полезны как для ма­тематического, так и для личностного развития ребенка.

Итак, особенности компьютерной среды «Планета чисел для ма­лышей», выявляющей преимущества рассматриваемого направления в математическом развитии детей, следующие:

Возможность развивать внимание и сообразительность ребен­ка;

Интериоризация его математических знаний и умений;

Эффективность для воспитания организованности и прове­дения самоконтроля;

Диалогичность;

Акцентирование игрового замысла на интересе ребенка к ма­тематике и умственной деятельности.

Внимательно изучив данную компьютерную среду, проанализи­ровав ее содержание, обобщив наблюдения по ее использованию, мы пришли к выводу о том, что она вполне может служить эффективным средством математического развития детей при руководстве со стороны педагога и соблюдении следующих валеологических норм (валеологические приемы переключения детей в ходе занятий по матема­тическому развитию с использованием ПК даны в приложении):

Ограниченное время занятия за компьютером: в младшем возрасте - 10-15 мин, в старшем - 15-20 мин;

Наличие мебели, соответствующей санитарно-гигиеническим нормам;

Просторное, хорошо освещенное и проветриваемое помещение;

Желательная смена деятельности: физкультминутки, моторные упражнения, самомассаж и т.д.

Компьютерная среда «Планета чисел для малышей» и другие ана­логичные интерактивные программы, направленные на развитие раз­ных сторон познавательной сферы личности ребенка, могут стать средством оптимизации обучения, развития и воспитания детей в современном ДОУ.

Наши наблюдения показывают, что внедряя развивающую ком­пьютерную среду в процесс обучения старших дошкольников, не­обходимо решить ряд задач:

Познакомить детей с компьютером;

научить основным правилам работы с ПК (приемы манипу­ляции с клавиатурой, мышкой, тачпадом (тачпад - специальный компактный манипулятор, альтернатива обыч­ной мыши), освоение знако­вого пространства клавиатуры и т.д.);

Формировать умение самостоятельно действовать в услови­ях программы.

Исходя из них, можно ориентироваться на следующую темати­ческую последовательность занятий с детьми в компьютерной среде «Планета чисел для малышей».

1. Знакомство с компьютером: теория - занятие-игра, на кото­ром педагог рассказывает о компьютере и правилах работы с ним.

2. Знакомство с компьютером: практика - занятие-практикум, на котором дети учатся включать компьютер, запускать программу, правильно нажимать клавиши на клавиатуре, пользоваться мышкой, соотносить свои действия с изменениями на экране, выключать компьютер.

3. Знакомство с игрой «Планета чисел для малышей» - занятие-игра, на котором дошкольники закрепляют основные навыки работы на ПК, запускают игру, знакомятся с директорией «Главное меню».

4. Решение логических задач - серия из шести занятий, на ко­торых дети учатся самостоятельно решать задачи по всем разделам

компьютерной среды, словесно обосновывать свои действия, само­стоятельно управлять программой.

5. Контрольная работа - занятие-диагностика, на котором педагог проверяет, насколько дети умеют правильно пользоваться компь­ютером, решать задачи, обобщать и обосновывать результаты.

Во время занятий используют такие методические приемы, как рассказывание сказок, «очеловечивание» диалога ребенка с компь­ютером, объяснение, демонстрация, экспериментирование, беседа, создание проблемных и игровых ситуаций.

В ходе познавательно-развивающих занятий с использованием компьютерных сред, подобных «Планете чисел для малышей», дети учатся самостоятельно мыслить, рассуждать, осваивают операции анализа и синтеза, сериации, классификации, учатся ориентироваться в многообразии изображенных и двигающихся предметов, соотнося их в пространстве, определяя величину, количество, цвет. При этом мультимедийные средства компьютерной среды обеспечивают комфорт и психологическую защищенность дошкольника.

Комплексный математико-речевой характер компьютерной среды «Вундеркинд» (разработчик - компания по производству электронных образовательных продуктов «Nikita», 2004).

Интеграция разделов, связанных с развитием математических и речевых способностей дошкольников на уровне теоретико-методоло­гического обоснования методик и технологий работы с детьми, детер­минирована их логико-историческим генезисом - развитием процесса формирования математических и речевых представлений детей, содер­жанием современных программ дошкольного образования.

Анализ учебно-методических пособий (А.В. Белошистая, В.В. Да­нилова, А.М. Леушина, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева) и наши ис­следования позволяют выделить общедидактические методические подходы к математическому и речевому развитию детей, форми­рующие обобщенные способы учебных действий дошкольников, и моноподходы, связанные с решением конкретных задач пред-математической и речевой подготовки.

К общедидактическим подходам относят: педагогический инстру­ментарий ассоциативно-рефлекторной концепции усвоения, теории содержательного обобщения, поэтапного формирования умственных действий, суггестопедической концепции обучения (суггестопедическая концепция обучения - обучение на основе эмоци­онального внушения в бодрствующем состоянии, приводящее к сверхзапоми­нанию), нейропсихолин-гвистического программирования, бихевиористскую теорию.

Моноподходы к математическому и речевому развитию позво­ляют ребенку осознать учебную задачу за счет формирования си­стемы элементарных математических представлений и основ речевой культуры, формирования предпосылок математического мышления, начальных форм учебной деятельности, развития сенсорных спо­собностей, расширения словаря и совершенствования связной речи.

Согласно педагогическим концепциям И.Г. Песталоцци, М. Мон-тессори, К.Н. Вентцеля, К.Д. Ушинского, генетической теории интеллекта Ж. Пиаже, процессы освоения языка и математической культуры обусловлены грамотно организованной развивающей средой.

Ученые М.М. Алексеева, В.И. Яшина, А.В. Белошистая, Т.В. Тарун-таева считают, что комплексные методические подходы связаны с применением методов и приемов обучения, позволяющих развивать математические и речевые способности дошкольника на деятель-ностном уровне.

На современном этапе развития теории и методики дошколь­ного образования такие методы прослеживаются в структуре ра­боты с комплексными математико-речевыми электронными об­разовательными средами. Операционные компоненты учебной де­ятельности детей в ходе математического развития в рамках ком­пьютерных сред формируются благодаря:

Непосредственному обучению счету, решению задач, разли­чению форм и величин;

Выполнению заданий, в которых обозначен только резуль­тат деятельности, способ его достижения обусловливает пе­дагогический инструментарий среды (решить задачу, охарак­теризовать множество);

Использованию пошаговых инсфукций, позволяющих отрабаты­вать образцы речевого сопровождения математических действий.

Компьютерная среда «Вундеркинд» включает 6 блоков разноуров­невых учебных заданий («Алфавит», «Малыш 1, 2, 3, 4», «Круг­лый остров»), объединенных игровыми ситуациями и персонажами; ее презентация основана на следующих этапах взаимодействия педагога и детей.

1. Создание игровой ситуации.

2. Освоение элементов информационной культуры для развития игровой ситуации:

Приемы владения мышью, тачпадом;

Способы перемещения внутри блоков (красные стрелки - вперед, синие - выход в меню блока);

Знание путей выхода из заданий (анимационные «кнопки», клавиша «выход», совокупность клавиш А11+Р4).

3. Речевое и математическое развитие на репродуктивном уровне*:

Репродуктивный выбор цвета (Например: это красный цвет, это - синий; выберем синий?);

Раскрашивание (Например: раскрасим елочку зеленым цветом; какого цвета елочка?);

Соотнесение количества предметов с цифрой (Например: дядя один, сколько на рисунке дядей?).

4. Речевое и математическое развитие на частично-поисковом уровне:

Идентификация зрительного образа цифры с ее названием (Например: какая это цифра?);

Самостоятельное соотнесение количества предметов с цифрой (Например: покажи, сколько предметов?);

Самостоятельный выбор цвета (Например: хочешь раскрасить иначе?; каким цветом?).

5. Речевое и математическое развитие на творческом уровне:

Самостоятельный выбор объекта обучения и его раскрашивание (Например: какую цифру, букву раскрасим? Назови, покажи.);

Составление рассказа по сюжетной картинке (Например: что изображено?);

Теоретико-множественное обоснование зрительного образа цифры (Например: почему предметов 5? Аргументируй свой ответ.)

6. Переход на новый уровень компьютерной среды в новую иг­ровую ситуацию.

Перечисленные особенности позволяют заключить, что компь­ютерная среда «Вундеркинд» преемственно интегрирует математи­ческое и речевое развитие дошкольников разных возрастных групп на уровне интерактивного освоения вычислительной культуры и культуры речи. Дети активно усваивают такие разделы частных методик, как «Количество и счет», «Развитие словаря», «Форма и геометрические фигуры», «Развитие связной речи», «Пространство и время», «Формирование звуковой культуры речи» при условии педагогического сопровождения со стороны взрослого.

Каждый дидактический элемент «Вундеркинда» визуализирует на доступном даже младшему дошкольнику уровне атрибуты род­ного языка и математической культуры с учетом следующей пси­хофизиологической логической цепочки: от предметно-манипулятивного к наглядно-образному и формально-алгоритмизованному.

Обеспечивается комфортная для дошкольника амплификация математического развития за счет интеграции основных характери­стик в звуковом, количественном, составном, графическом, цветовом и пространственно-временном решениях.

Важно понимать, что компьютерная среда «Вундеркинд» преду­сматривает интегрированное решение задач предматематическои подготовки дошкольников:

Формирование системы математических представлений о мно­жестве, отношениях, числе (раздел «Алфавит», задание «Ариф­метика»); величине, форме, пространстве (задания «Геометри­ческие фигуры», «Нарисуй картинку», «Обезьяны»); времени (раздел «Круглый остров»);

Формирование предпосылок математического мышления: повышение уровня наглядно-образного мышления (задания «Найди пару», «Собери лицо», «Собери картинку», «Обезьяны»);

Развитие сенсорных способностей (работа с мышью), мелкой моторики, работа с тачпадом; развитие глазомера, наблюдатель­ности (за счет освоения сенсорных эталонов в заданиях «Гео­метрические фигуры», «Нарисуй картинку»);

Формирование начальных форм учебной деятельности: отсле­живание результатов учебной деятельности, сочетание поша­гового инструктажа и заданий на получение результата;

Расширение словаря детей и совершенствование связной речи: автоматическое речевое сопровождение мультимедий­ной обучающей программы (МОП), предусматривающее от­веты и комментарии детей.

Компьютерная среда «Вундеркинд» отвечает требованиям теоре­тических основ математического развития детей на уровне:

Ассоциативно-рефлекторной концепции: накопление ассоци­аций по сходству (раздел «Алфавит»), смежности (разделы «Ма­лыш 1,2,3,4»);

Теории поэтапного формирования умственных действий (по­шаговый инструктаж в заданиях «Арифметика», «Геометричес­кие фигуры»);

Суггестопедической концепции: сюжетно-ролевая организация учебного диалога с ребенком, доверие к персонажам за счет интонаций, мимики, поддерживающего словесного сопровож­дения любых вариантов ответов;

НЛП-концепции: учет основных репрезентаций во всех заданиях;

Бихевиористской концепции: словесные, звуковые, мимические; стимулы и подкрепления во всех заданиях.

Итак, компьютерные среды как фактор формирования математических представлений ребенка приобретают все большее значе­ние в силу следующих значимых функциональных возможностей.

1. Направленность на формирование адекватной самооценки детей. Действительно, потребность во внешней оценке значима для ребенка, но не всегда в полной мере удовлетворяется. Направленность самооцен­ки опосредована наличием идеальной перспективы развития и ее соотношением с реально существующим положением человека в микросоциуме. Виртуальная реальность компьютерных сред, созданных для интерактивного логико-математического обучения дошкольников, не только задает педагогически обоснованную идеальную перспективу развития маленького пользователя, но и обеспечивает повышение его социального статуса в реальном социальном окружении.

Данный вывод обусловливает следующая система атрибутов, являющихся неотъемлемой частью компьютерных сред:

Разнообразные поощрения;

Ролевые идентификационные возможности;

Прямой и косвенный выбор темпа освоения навыков;

Объективное разноплановое оценивание промежуточных достижений.

2. Рекреативно-релаксационная роль - распределение досугового группового

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Автор: Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области

В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий, их возможностей - информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.
Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.
Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт. Положения Концепции модернизации образования, рекомендательное письмо Министерства образования РФ от 25 мая 2001 года об информатизации системы дошкольного образования служит отправной точкой для принятия управленческих решений и создание условий для формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов и воспитанников ДОУ.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.
Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.
При всей значимости процессов информатизации, новые технологии в ДОУ приходят с большим опозданием. Сегодня детский сад отстал от школы на много лет.
В то время, когда школы спорят об эффективности той или иной информационно-поисковой системы, внедряемой в школах, для детского сада не создана ещё ни одна специальная программа, позволяющая автоматизировать воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Как показывает анализ педагогической литературы, сложность работы по разработке систем управления ДОУ связана с многообразием используемых в детских садах программ, слабой разработкой подходов к диагностике и критериям качества образовательного пространства ДОУ.
В настоящее время в нашем детском саду большое внимание уделяется расширению материально-технической базы. На данный момент в детском саду имеются 6 компьютеров, ноутбук (есть возможность выхода в Internet), 3 принтера, мультимедийный проектор. Кроме этого, создана медиотека.
В детском саду накоплен фото и видеоматериал о жизни в группах, о праздниках и развлечениях наших детей, открытых занятиях. Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, что способствует повышению качества педагогического процесса. Такая форма работы наиболее приемлема при сопровождении молодых начинающих педагогов. Библиотека методической литературы преобразуется в медиатеку, происходит накопление и обмен информацией на различных современных носителях.

Мы имеем возможность осуществлять обмен деловой корреспонденцией, отчётной документацией с органами управления образования, преподавателями СарИПКиПРО, редакциями издательств методических изданий и журналов, а также участвовать в дистанционных семинарах и интернет-педсоветах.
Использование информационных технологий способствует программному обеспечению воспитательно-образовательного процесса и управленческой деятельности. В методическом кабинете создан электронный банк данных: информационная база педагогов, в которой занесены сведения о стаже работы, сроках прохождения аттестации, участия в методической работе ДОУ, участие в профессиональных конкурсах. Ведутся электронные методические папки, в которых педагоги собирают свой наработанный материал (конспекты занятий, консультаций и др.)
Ежегодно обновляется база сведений о родителях (неполные, многодетные семьи, а также семьи, находящиеся в СОП).
Использование информационных технологий позволяет по-новому организовывать и проводить формы взаимодействия с кадрами.
Для проведения педагогического педсовета «Внедрение ФГТ» была составлена презентация «Работа ДОУ в условиях перехода на ФГТ к структуре ООП дошкольного образования», которая в силу наглядности сделала более простым усвоение трудного материала.
С помощью компьютерных технологий в ДОУ осуществляется подготовка и проведение презентаций проектов, разработанных педагогами.

Кроме этого информационные технологии активно используются и при организации взаимодействия с родителями воспитанников. При проведении родительских собраний, заседания клуба «Собеседница» использование мультимедийного оборудования позволило представить вниманию родителей видеоролики и фильм о жизни детей в детском саду, презентации о правильном питании, о подготовке детей к обучению в школе.

В ДОУ педагоги используют информационно-коммуникационные технологии в организации образовательного процесса с детьми. Теперь на занятиях они могут использовать красочные учебные презентации для детей, фрагменты мультфильмов, фильмов, видеороликов, слайд-шоу.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
В связи с этим, на новый 2013 – 2014 учебный год запланированы практические индивидуальные занятия для воспитателей по повышению компьютерной грамотности педагогов в ходе которых педагоги научатся:
создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д.);
смогут применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
активно использовать информационные технологии в образовательном процессе;
владеть навыками поиска информации в Интернете;
владеть программой Power Point для создания мультимедийных презентаций;
разрабатывать буклеты, открытки в программе с использованием Microsoft Office Publisher 2007.

Один из запланированных семинаров на новый учебный год предполагает представление проектов педагогов через самостоятельное составление презентации «Мой проект».
Неотъемлемой частью методической работы является мониторинг деятельности ДОУ, направленный на оценку качества образования с учетом намеченных результатов. В связи с этим немаловажное значение имеют методические рыба-диски для ДОУ, предназначенные в помощь руководству и педагогам ДОУ.
Однако, несмотря на широкое использование информационно-коммуникационных технологий в методической работе ДОУ, на настоящим момент мы столкнулись с проблемой, заключающейся в том, как рассматривать результат образовательного процесса с позиций параметров развития каждого воспитанника учреждения, оценивать результат в контексте качества усвоенных ребенком компетенций, а также добиться простоты сбора и ввода объема исходной информации (тетрадь мониторинга показателей развития ребенка дошкольного учреждения).
Вторая проблема - необходимо расширить материально-техническую базу ДОУ (ноутбук, развивающие программы для дошкольников, организация специализированных курсов для педагогов) для того, чтобы можно было значительно разнообразить организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, всесторонне развить ребенка.
Решение данных проблем будет способствовать решению ряда задач в дошкольном учреждении:
1. эффективное совершенствование единой информационной среды с целью доступа к информации участников образовательного процесса;
2. повышение информационной культуры педагогов;
3. повышение качества управленческой деятельности на основе изучения и внедрения информационных технологий;
4. автоматизация процессов мониторинга и повышение эффективности и качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
5. пополнение информационных ресурсов ДОУ: создание информационно-аналитического банка, программное обеспечение воспитательно-образовательной деятельности педагогов;
6. использованию ИКТ в образовательном процессе, мультимедийному сопровождению воспитательных мероприятий, методических совещаний и т.д.

Последние материалы сайта