Историческая информация. Визуализация и работа с историческими данными: интерактивные карты и linked data базы знаний для изучения истории

26.02.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Разделы: Организация школьной библиотеки

Цели урока: расширить знания об истории создания основных источников информации в прошлом (глиняные таблички, папирус, пергамент).

Дать представления о библиотеках древнего мира.

Современного человека кроме книг окружает множество других источников информации. Различные носители информации входят в жизнь каждого из нас и становятся постоянными спутниками. Людям потребовалось много тысячелетий, чтобы изготовить нечто похожее на современную книгу.

В разных странах древнего мира люди записывали свои знания на различные материалы. Глиняные таблички с клинописью так и хочется назвать страничками древнейших книг. В Лондонском Британском музее храниться 27 тысяч табличек, их возраст – от двух до пяти тысяч лет. Археологи и по сей день находят их при раскопках древних городов Шумера, Ассирии, Вавилона в Месопотамии – долине между реками Тигр и Евфрат на территории современного Ирака. Таблички из коллекции Британского музея были обнаружены в середине 19 века английскими археологами О.Лейард и Х.Рассам во время раскопок Ниневеи – столицы ассирийского царя Ашшурбанипала, правившего в VII веке до н.э.

Производя раскопки, археологи нашли место, где пол был устлан толстым слоем (полметра!) битого кирпича. Однако о том, что это таблички, учёные поначалу и не подозревали, принимая таинственные значки на плитах за узор.

Глиняные таблички

Несколько тысячелетий тому назад жители Вавилона, Шумера и Ассирии использовали для записи информации сырую глину. Изготавливали глиняные таблички и на этих табличках они делали записи, которые хотели сохранить. Глина стала “писчим материалом”.

С помощью заострённых палочек выдавливали на ещё сырой глине этих табличек клинообразные знаки, или клинопись. Для лучшей сохранности табличек их обжигали на огне, тогда они приобретали прочность камня. Иногда записи были длинными и занимали много глиняных табличек. Каждая такая книга состояла из десятков или даже сотен глиняных “страниц” уложенных в деревянные ящики. Во всех больших городах Вавилона, Шумера и Ассирии при храмах существовали школы и библиотеки, где хранились “книги с глиняными страницами”. Книги эти были самого разнообразного содержания: религиозные, литературные, по медицине, математике, сельскому хозяйству и мн.др.

Библиотека царя Ашшурбанипала

Много было интересных “глиняных” книг в библиотеках древнего междуречья, но не было ни одной такой большой и богатой, как библиотека царя Ашшурбанипала в его Ниневейском дворце. Этот царь две с половиной тысячи лет назад собрал в своей столице Ниневии большую библиотеку. В ней собраны сотни глиняных книг. Они состояли из многих “листов” – табличек одинакового размера.

Сам Ашшурбанипал учился в школе при храме и по тем временам был очень образованным человеком: умел читать древние надписи и понимал таблички, написанные на других языках. Поэтому Ашшурбанипал так любил книги и собирал в своём дворце большую библиотеку. Он собирал её в прямом смысле слова: рассылал в разные города Месопотамии опытных писцов. Каждая группа отправлялась в какую-нибудь большую библиотеку – “дом табличек” при храмах. Там они выбирали самые интересные книги и тщательно списывали весь текст.

Во дворце были выбраны две большие комнаты, в которых до самого потолка стояли ящики с “книгами”. Царь дорожил ими и боялся поставить их внизу, где от сырости таблички могли размокнуть и погибнуть. Часто содержание поэмы или другого произведения не помещалось на одной табличке. Тогда на другой писали продолжение, получалось несколько глиняных табличек–“страниц”. Эти страницы нельзя было склеить в один свиток, как египетский папирус. Их клали в один ящик. Но всегда могли случайно рассыпаться таблички и смешаться с другими. Из-за этого можно было легко спутать книги, и тогда самые учёные жрецы с трудом бы во всём разобрались. Для того, что бы этого не произошло, на каждой странице делали специальные пометки.

В библиотеке Ашшурбанипала насчитывалось много учебников: грамматика шумерского языка с объяснениями различных правил для перевода их на вавилонский язык, словари иностранных слов, списки слов, которые заучивали на память. Это списки растений, животных, географических названий и т.п. Здесь были произведения лирической поэзии, исторические хроники, астрономические наблюдения и математические труды. Когда таблички попадали в царскую библиотеку, на них выдавливали штамп – “Дворец Ашшурбанипала, царя вселенной, царя Ассирии” совсем так, как в наших библиотеках ставят на книгах печать библиотеки. Затем вновь полученные таблички ставили на место в ящики и составляли каталог книг.

Ящики стояли по разделам и к ним прикрепляли табличку с названиями отдела. В одних лежали таблички с учебниками по языку и грамматике, а в других – по математике. Отдельно помещали таблички с гимнами и молитвами, сказаниями и легендами. Были разделы по медицине, по минералам, по различным производствам и т.д. Многие книги были представлены в библиотеке в нескольких экземплярах, некоторые – в пяти-шести.

Ашшурбанипал являлся одним из самых образованных людей того времени. Но, несмотря на это, царь был таким жестоким и беспощадным, как его отец и дед. Однажды в одном из походов он захватил в плен четырёх царей покорённых им стран. Возвратившись в Ниневию, Ашшурбанипал велел впрячь их в колесницу и, сев в неё, проехал по всей столице. После этого эти четыре царя были посажены в клетку, которая стояла у ворот дворца. Ашшурбанипал был последним ассирийским царём, перед которым трепетали покоренные народы. После смерти Ашшурбанипала подвластные Ассирии страны восстали и начали войну.

Судьба Ниневии – столицы Ассирии известна. Под натиском вражеских армий город пал. В 612 году до н.э. вавилонские войска ворвались в Ниневию, город подвергся полному разрушению: “Несётся конница, сверкают мечи, блестят копья; убитых множество… Разграблена, опустошена и разорена Ниневия ”, – писал древний историк. Пожар, бушевавший после этого много дней, завершил разрушения, а пески пустыни засыпали оставшиеся руины.

Значение библиотеки Ашшурбанипала в том, что это, по существу подлинное собрание культурных достижений народов Древнего Востока.

Папирус

В соседнем с Ассирией Египетском царстве материал для письма делали из речного растения. В Древнем Египте папирус считался “царском растением” со времени Птолемеев. С начала III века до н.э. на него введена царская монополия. Папирус продавали во многие страны Древнего мира.

Папирус – речной тростник с высоким и толстым стволом.

Стебель растения разделяли иглой на тонкие узкие полоски. Эти полоски приклеивали одну к другой так, чтобы получалась целая страничка. На полученный таким образом слой накладывался другой слой, полосы, которого располагались поперечно полосам первого. Оба слоя сильно сдавливали, а затем высушивали. Оставшиеся неровности полировались пемзой. За счет смолистых веществ получался однородный прочный материал светло – желтого цвета, со временем он темнел и терял эластичность, становясь хрупким и ломким. Сделанный из папируса лист нельзя было складывать или перегибать. Страницы склеивались в длину и свёртывались в свитки, длина которых могла достигать нескольких десятков метров. Длинные ленты наматывались на палочку с ручкой, получались свитки, на которые переписывали книги и документы. Читали свиток таким образом: левой рукой держали палочку за фигурный конец, а правой разворачивали перед глазами текст. Свёрнутые свитки аккуратно укладывали в ящик с ремнями и носили за спиной. Как материал для письма папирус был изобретён примерно в начале третьего тысячелетия до н.э. и использовался вплоть до VIII–IX века н.э. Египетское слово “папирус” с тех пор в ряде европейских языков обозначает бумага. (нем. Papier, франц. papier, англ. paper восходит к древнегреческому - paў pyros).

Это интересно:

Из дошедших до нас папирусных свитков самым большим считается так называемый папирус Гарриса (по имени его первооткрывателя), хранящийся ныне в Британском музее. Его длина превышает 40 метров, а ширина составляет 43 сантиметра. Подавляющая часть папирусов была не столь крупных размеров.

Александрийская библиотека

Известнейшая библиотека древности была основана при Александрийском мусейоне (храм или святилище) – одна из главных научных и культурных центров античного мира. В Египте библиотеки создавались в храмах, о них заботились жрецы. Книги имели форму рулонов, сделанных из папируса. Самая знаменитая библиотека древнейших времён была собрана в г. Александрии в Египте. Она была образована в 300 году до н.э.

Хозяева библиотеки Египетские цари Птолемеи приобретали все литературные произведения, которые только существовали. Оригинальные рукописи, заботливо собранные и закупленные на юге Европы, на средиземноморских островах, в Северной Африке и Западной Азии.

Это интересно : любопытный эпизод, свидетельствующий о книжных пристрастиях ещё в древнейшие времена. Фараон Птолемей III, создавший Александрийскую библиотеку, решил пополнить её произведениями знаменитых греков. Но поскольку книг этих достать не удалось. Фараон решил снять копии. Для чего запросил из г. Афины Древняя Греция редкие рукописи на копирование. За каждую книгу был выплачен залог золотыми монетами (1 книга – 15 монет). Однако любовь египетского фараона к старинным рукописям была так велика, что Птолемей III пожертвовал золотом, рукописи передал в Александрийскую библиотеку, а афинянам отправил копии. Попытки греков возвратить рукописи так ни к чему не привели. Это были первые попытки собрать всю греческую литературу.

Для библиотеки было выстроено специальное здание в одном из лучших районов Александрии. Оно имело форму прямоугольника, и было украшено со всех сторон рядами изящных колонн, между которыми стояли статуи выдающихся писателей и учёных. Вход вел в большой облицованный белым мрамором зал. Здесь были расставлены столы для чтения и письма, а подле них удобные кресла и ложа (знатные греки любили возлежать за столом на мягких ложах). За этим залом этим залом находилось огромное хранилище свитков и служебные помещения – комната главного хранителя библиотеки, его помощников и переводчиков. Она содержала, по крайней мере, 700 000 папирусных свитков, которые были занесены в каталог и полностью систематизированы – совсем как в современных библиотеках.

Это интересно :

любопытно, что в Александрии действовал своеобразный закон, согласно которому все рукописи, обнаруженные на кораблях, прибывавших в александрийскую гавань, должны были обязательно направляться в библиотеку для переписывания. В Александрийской библиотеке едва ли не впервые в истории человечества оказались собраны литературные памятники многих народов Ближнего Востока.

Здесь не только собирали литературные и научные произведения, но и создавали новые труды; лучшие грамматики и поэты переводили выдающиеся творения писателей разных стран и народов. Кроме того, в Александрийской библиотеке впервые в истории книги был составлен каталог, в котором можно было найти сведения о каждом хранившемся в нем произведении. Понятно, что Александрийская библиотека привлекала многих учёных древности. С её книгами работали математики Архимед, Евклид и Эратосфен, механики Аристарх Самосский и Герон Александрийский, астроном Клавдий Птолемей и мн. др.

В Александрийской библиотеке возникла совсем новая наука. Классификация – распределение сотен тысяч различных сочинений по разделам и составление каталога с обозначением автора и названия каждой книги.

Каталог Александрийской библиотеки состоял из 120 книг – ста двадцати папирусных свитков. Автором каталога был учёный Каллимах, который сам переписывал, то есть скопировал около восьмисот поэтических и исторических произведений. Первоначально каталог Александрийской библиотеки буквально назывался “Таблицы тех, кто прославился во всех областях знаний, и того, что они написали”.

Судьба Александрийской библиотеки трагична. Она просуществовала в своём первоначальном виде около 200 лет. В 48 году до н.э., когда войска Юлия Цезаря ворвались в Александрию и вступили в ожесточённую борьбу с населением города, возник пожар. Часть библиотеки погибла в огне. Много свитков Цезарь отправил в Рим, но корабль со свитками затонул. Пострадала библиотека во время гражданской войны в Египте в III веке. Остатки замечательного собрания древней литературы были уничтожены в VII веке н.э. войсками турецкого султана, захватившими Египет. Когда султану доложили о существовании этой библиотеки, он сказал: “Если эти книги повторяют Коран, то они не нужны, если нет – то они вредны”. И бесценное собрание было уничтожено.

Пергамент

Наряду с папирусом распространение в Древнем мире получил материал сделанный из шкур молодых животных – телят, коз, овец, кроликов. В древнем Пергаме в III веке до н.э. (государстве на полуострове Малая Азия, современная Сирия) и придуман этот материал для письма. Назван он был пергаментом, по наименованию места, где был изобретён. Этому материалу была суждена долгая жизнь. В мировой истории малоазиатский город Пергам прославился изобретением пергамента – особым образом обработанную телячью кожи.

Способ изготовления пергамента был довольно сложен. Шкуру животных тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира, мяса. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, придавали ей ровную поверхность (иногда для отбеливания применяли известь). Из шкур получался белый, тонкий чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон.

Пергамент был дороже, чем папирус, зато более универсален и долговечен. В начале из пергамента приготовляли свитки, как из папируса. Однако вскоре подметили, что в отличие от папируса он легко записывается с обеих сторон. Книги из пергамента стали похожи на современные.

Производство книг из пергамента . Нарезанные листы пергамента сгибались в определённом порядке. По-гречески лист в четыре сложения “тетра” – именуется тетрадь. Из тетрадей по шестнадцать и по тридцать две страницы формировался том – книжный блок любого формата. Тетради сшивались вместе и заключались в деревянные крышки. По форме они уже тогда напоминали книгу, к которой мы привыкли. Так “Пергамская бумага” окончательно победила папирус.

Книги из пергамента писались и рисовались искусными писцами и художниками, каждая такая книга была настоящим произведением искусства. Обложки таких книг покрывались золотом, серебром, драгоценными камнями и стоили очень дорого. Такие книги в древних библиотеках, чтобы их не крали приковывались к полкам цепями.

Пергамская библиотека

Массовое производство пергамента началось в г. Пергаме для нужд Пергамской библиотеки, он был дороже папируса и использовался для более дорогих изданий. На нём можно было делать иллюстрации.

Римский учёный и писатель Плиний Старший сообщал, что изобретение пергамента стало результатом соперничества в собрании книг между царём Египта Птолемеем и царём Пергама Евменом II. Желая помешать своему сопернику приобретать книги для библиотеки, Птолемей запретил вывоз папируса, единственного писчего материала, из Египта. Правителю Пергама пришлось срочно искать другой материал для изготовления и переписывания книг, способный заменить привычный папирус. При нём и была создана библиотека, уступавшая по своим размерам только Александрийской. В ней имелось хранилище рукописей, Большой и малый читальный зал. В мраморных стенах устроены выложенные кедром ниши. Книги были самые разнообразные, но больше всего – медицинских. Пергам считался центром медицинской науки, здесь в своё время лечил больных знаменитый врач Гален. При библиотеке были переписчики, переводчики, люди, следившие за сохранностью рукописей.

Очевидно, что изобретение нового писчего материала явилось следствием длительных поисков наилучшей формы для книги и более долговечных и удобных материалов для письма.

Евмен II, гордившийся появлением в его царстве нового типа материала для письма, и не подозревал, какое распространение получит пергамент уже в ближайшие века. Не мог он предвидеть и то, что именно египетской царице Клеопатре, правившей на родине папируса незадолго до наступления новой эры (31 год до н.э.), римлянин Марк Антоний щедро подарит несколько тысяч пергаментных книг (доставшейся ему в качестве военного трофея) из Пергамской библиотеки.

Пергамцы пытались восстановить библиотеку, но былого величия её достичь не смогли.

Список используемой литературы

.

1. Бергер А.К. Александрийская библиотека.// Из истории человеческого общества: Детская энциклопедия том 8.– М: Педагогика,1975. С.81–82.

2. Глухов А. Из глубины веков: Очерки о древних библиотеках мира.– М: Книга, 1971. 112 с.

3. Данталов М.А. Библиотека царя Ашшурбанипала.// Из истории человеческого общества: Детская энциклопедия том 8.– М: Педагогика,1975. С.36–38.

4. История книги./под редакцией А.А.Говорова, Т.Г.Куприяновой. – М: Светотон, 2001. 400 с.

5. Малов В.И. Книга. – М: Слово, 2002. 48 с. – (Что есть что)

6. Павлов И.П. Про твою книгу. – М: Просвещение, 1991. 113 с. – (Знай и умей).

7. Ратке И. История письменности. Выпуск 4. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 20 с.

8. Рубинштейн Р.И. О чём рассказывают памятники древнего Востока: Книга для чтения. – М: Просвещение,1964. 184 с.

Каким образом люди передают социальную информацию, обмениваются её? Это происходит в первую очередь на уровне личного общения. Это происходит с помощью слов, жестов, мимики. Этот способ человеческого познания достаточно информативен, но у него есть свой существенный недостаток – личное общение ограничено во времени и пространстве.Человек научился создавать произведения, выражающие его цели и намерения и сумел понять, что эти произведения могут стать источниками информации.В результате люди накапливают повседневный опыт и передают его последующим поколениям. Для этого они кодируют ее в материальных объектах.

Источниковедение представляет собой метод познания реального мира. Объектом при этом являются созданные людьми культурные объекты – произведения, вещи, записи-документы.

Поскольку произведения люди создают целенаправленно, то в этих произведениях отражаются и эти цели, и способы их достижения, и те возможности, которыми люди располагали в то или иное время, в тех или иных условиях. Поэтому изучая произведения, можно многое узнать о людях, которые их создали, и данный способ познания человечество широко использует.

Вопрос 45. Понятие источника, виды источников.

Истори́ческие исто́чники - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события

Исторических источников очень много, поэтому они подвергаются классификации. Единой классификации нет, поскольку всякая классификация условна, да и спорна. Могут иметь место различные принципы, лежащие в основе той или иной классификации.

Поэтому существует несколько видов классификации. Например, исторические источники делятся на намеренные и ненамеренные . К ненамеренным источникам относится то, что человек создавал с целью обеспечить себя всем необходимым для жизни. Намеренные источники создаются с иной целью – заявить о себе, оставить след в истории.

По другой классификации источники подразделяются на материальные (созданные руками человека) и духовные . В то же время крупный русский историк А.С. Лаппо-Данилевский утверждал, что все источники, в том числе и материальные, являются «продуктами человеческой психики» 2 .

Существуют и другие классификации исторических источников: их объединяют по периодам создания, по видам (письменные источники, мемуары, материалы средств массовой информации и т.д.), по разным направлениям исторической науки (по политической, экономической истории, по истории культуры и пр.).

Рассмотрим наиболее общую классификацию исторических источников.

1. Письменные источники :


  • печатные материалы

  • рукописи - на бересте, пергаменте, бумаге (летописи, хроники, грамоты, договоры, указы, письма, дневники, воспоминания)

  • эпиграфические памятники – надписи на камне, металле и т.п.

  • граффити – тексты, нацарапанные на стенах зданий, посуде

2. Вещественные (орудия труда, ремесленные изделия, одежда, монеты, медали, оружие, архитектурные сооружения и т.п.)

3. Изобразительные (картины, фрески, мозаика, иллюстрации)

4. Фольклорные (памятники устного народного творчества: песни, сказания, пословицы, поговорки, анекдоты и т.п.)

5. Лингвистические (географические названия, личные имена)

6. Кинофонофотодокументы (кинодокументы, фотографии, фонические записи)

Поиск исторических источников – важнейшая составляющая труда исследователя. Но одних только источников для адекватного воссоздания истории недостаточно. Необходимо еще умение работать с историческими источниками, умение их анализировать.

Давно уже прошло то время, когда все свидетельства источника принимали за чистую монету. Современная историческая наука исходит из аксиомы, что показания любого источника требуют тщательной проверки. Это относится и к нарративным источникам (т.е. рассказам свидетелей и очевидцев) и к документам, которые занимают важное место в исследованиях.

Вопрос 46. Проблема достоверности информации

Исследовательская практика представляет собой бесконечное движение ко всё более полному и глубокому познанию исторической действительности. Источник, если он даже является частью какого-то факта, не даёт нам представления о факте в целом. Ни один источник не может быть отождествлён с исторической действительностью. Поэтому, говоря о достоверности источника, мы говорим о степени соответствия, информации, заложенной в нём, отображаемому явлению. Само понятие "достоверность", предполагает, таким образом, не абсолютное (100%) соответствие, а относительное.

Если этап интерпретации источника предполагает создание психологически достоверного образа автора источника, использование наряду с логическими категориями познавательного процесса таких категорий как здравый смысл, интуиция, симпатия, сопереживание, то, в свою очередь, на этапе анализа содержания превалируют логические суждения и доказательства, сопоставление данных, анализ их согласованности друг с другом. Такой подход помогает решить сложные вопросы объективности гуманитарного познания.

Исследователь может установить только степень соответствия факту-событию, но не их тождество. На основании источника исследователь лишь реконструирует, моделирует факт (объект) - вербально или с помощью других средств. И если сам по себе объект системен, то это ещё не говорит о системности наших знаний о нём. Общегуманитарный метод источниковедения позволяет в данном случае определить степень приближения к познанию реальной действительности прошлого. Помогают в этом также категории как полнота и точность.

Полнота источника - это отображение в источнике определяющих характеристик, существенных черт изучаемого объекта, особенностей явления, главного содержания событий. Иначе говоря, если на основании источника мы можем составить определенное представление о реальном факте прошлого, мы можем говорить о полноте источника. Кроме того, в исторических источниках мы довольно часто встречаем отображение огромного количества мелких факторов, деталей. Они не дают возможности составить впечатление об изучаемом явлении, событии, факте. Но их присутствие позволяет конкретизировать наше знание. В этом случае мы можем говорить о точности информации исторического источника, т. е. о том, в какой степени переданы в нем отдельные детали.

Полнота - характеристика качественная, она не находится в прямой зависимости от объема информации. Две страницы текста, маленький этюд (зарисовка) могут дать большее представление о происходившем, нежели увесистый том рукописи, огромная картина и т.д.

Точность, наоборот, количественная характеристика: степень отражения в источнике отдельных деталей описываемого факта. Она существенно зависит от объема информации. Поэтому очень тесной (как сказали бы математики, прямо пропорциональной) связи между точностью и полнотой не существует. Обилие информации, перечисление деталей, наоборот, может затруднить восприятие и понимание информации источника. Вместе с тем, на определенном этапе количество деталей позволяет существенно уточнить основное содержание событий (переход количества в качество). Точно так как уточнение различных фрагментов отдельной картины способствует созданию представления о ней в целом.

Следующим моментом является уточнение происхождения информации: имеем ли мы дело с информацией, основанной на личном наблюдении, или же эта информация заимствована. Естественно, мы интуитивно доверяем больше той информации, которую можем сами наблюдать ("Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" - не в этом ли магический эффект кинохроники). Об этом факте знали и авторы источников. Поэтому первейшим условием является уточнение свидетельства о личном наблюдении, даже если это автор пытается доказать. Знание условий возникновения (места, времени, обстоятельств) и психологических характеристик творца источника позволяет на этом этапе существенно скорректировать его утверждения.

Главным в критике достоверности источника является определение в анализируемом источнике внутренних противоречий или противоречий с сообщениями других источников и причин этих противоречий. В ходе сопоставления источников у исследователя не всегда есть возможность использовать в качестве критерия те из них, достоверность которых сомнения не вызывает. Вследствие этого часто приходится прибегать к перекрестной проверке. При расхождениях возникает необходимость решать вопрос, какой из источников считать более достоверным. При этом необходимо руководствоваться результатами критики источников.

Вопрос 47. Методика работы с источником

Извлекая информацию из источника, исследователь должен помнить два существенных момента:

· Источник дает лишь ту информацию, которую в нем ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.

· Письменный источник передает события через мировосприятия автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.

Так как исторические источники различных видов создаются людьми в процессе осознанной и целенаправленной деятельности и служили им для достижения конкретных целей, то они несут ценную информацию о их создателях и о том времени, когда были созданы. Чтобы извлечь эту информацию, необходимо понимать особенности и условия возникновения исторических источников. Информацию из источника важно не только извлечь, но и критически оценить, а также правильно интерпретировать.

Интерпретацию проводят с целью установить (в той или иной мере, в какой это возможно с учетом временной, культурной, любой другой дистанции, разделяющей автора произведения и исследователя) тот смысл, который вкладывал в произведение его автор. От интерпретации исследователь переходит к анализу его содержанию. Для него становится необходимым взглянуть на источник и его свидетельства глазами современного исследователя человека другого времени. Исследователь раскрывает всю полноту социальной информации источника, решает проблему ее достоверности. Он выдвигает аргументы в пользу своей версии правдивости свидетельств, и обосновывает свою позицию.

По мнению Марка Блока, сами по себе источники ничего не говорят. Историк, изучающий источники, должен искать в них ответ на какой-либо определённый вопрос. В зависимости от постановки вопроса источник может сообщать разную информацию. Блок приводит в качестве примера жития святых эпохи раннего Средневековья. Эти источники как правило не содержат достоверных сведений о самих святых, зато они проливают свет на образ жизни и мышления своих авторов .

Историк культуры Владимир Библер считал, что вместе с созданным когда-то руками человека историческим источником из прошлого в наше время попадает «фрагмент прошедшей действительности» . После позитивной идентификации источника исследователь начинает заниматься реконструктивной работой: сопоставлением с уже известными источниками, мысленной достройкой, заполнением лакун, исправлением искажений и очисткой от более поздних напластований и субъективных интерпретаций. Главным для историка является определить, действительно ли описанное в источнике или донесенное им событие - факт, и что этот факт действительно был или происходил. В результате, историк расширяет попавший в наше время фрагмент прошедшей действительности и как бы увеличивает его «историческую площадь», более полно реконструрирует сам источник, углубляет его истолкование и понимание, а в итоге - увеличивает историческое знание:

Расшифровывая исторический факт, мы включаем в современную действительность фрагменты действительности прошедшей и тем самым раскрываем историзм современности. Мы сами развиваемся как культурные субъекты, т. е. субъекты, прожившие долгую историческую жизнь (100, 300, 1000 лет).Мы действуем как исторически памятливые субъекты .

Несмотря на то, что правая часть надписи не сохранилась, попытки расшифровать грамоту оказались успешными. Оказывается, что нужно было читать ее по вертикали, приставляя к букве верхней строчки - букву нижней, а затем начинать все сначала, и так до последней буквы. Часть недостающих букв была восстановлена по смыслу. Непонятная надпись была шуткой новгородского школяра, написавшего: «Невежа писа не дума каза, а хто се цита...» - «Незнающий написал, недумающий показал, а кто это читает...» . В результате работы с куском бересты исследователь не только расшифровал надпись, но и получил представления о характере людей и культуре того времени. Он также генерировал новое знание о древнерусской культуре и о психологии людей исследуемой эпохи, или, словами Библера, расширил площадь фрагмента прошлого:

В нашем времени теперь присутствует (в качестве факта) именно такая, действительно осмысленная берестяная грамота. Присутствует и актуально существует кусок быта XII в. вместе с характерным грубоватым юмором, розыгрышем, «обрывком» взаимоотношений .

Для успешной работы с историческими источниками требуется не только кропотливость и непредвзятость, но и широкий культурный кругозор.

Вопрос 48 Критика источника

Любой источник содержит в себе информацию, содержания. Исследователь смотрит два аспекта – полнота источника и его достоверность. Под первым понимается информативная ёмкость, т.е. исследователь смотрит, о чём пишет автор источника, что он хотел сказать, что написал, о чём автор знал, но не написал, есть явная информация и есть скрытая информация. Полнота источника изучается путём сравнения с другими источниками, посвящённых этому же событию. Имеется ли в нём уникальная информация. После этого, исследователь переходит к изучению достоверности источника. Он выявляет, насколько написание фактов соответствует реальным историческим событиям. Это апофеоз критики. Существуют два приёма выявления правды:

1. Сравнительный приём: интересующий нас источник сравнивается с другими источниками. Мы должны учитывать, что при сравнении мы не должны требовать от источников абсолютного совпадения в описании. Можно ожидать некого подобия. Разные виды источников по-разному описывают одни и те же события.

2. Логический приём: делится на два подвида: изучение с т. зр. формальной логики, изучение с т. зр. реальной логики.

Внешняя критика – включает в себя анализ внешних признаков имеющегося материала, с целью установления его вероятного происхождения и подлинности.Письменный источник необходимо подвергнуть изучению на предмет вероятного авторства, времени и места создания, а также бумаги, почерка, языка, проверить наличие поправок и вставок…

Затем, начинается следующий этап: внутренняя критика . Здесь, работа ведется уже не с формой, а с содержанием. Поэтому, процедуры внутренней критики более актуальны для авторских источников Причем, анализируется, как содержание текста, так и личность автора (в случае, если ее удалось установить). Кто был автор? Интересы какой группы он мог отстаивать? С какой целью был создан этот текст? На какую аудиторию он был рассчитан? Как информация этого текста соотносится с другими источниками? Количество подобных вопросов может исчисляться десятками... И лишь часть информации, выдержавшая все этапы критики, и сравнение с параллельными источниками – может считаться относительно достоверной, и лишь в том случае, если выяснится, что у автора не было явных оснований искажать правду.

Вопрос 49 Критика и атрибуция источника

Исследователь должен определить и понять тот смысл, который вкладывал в данное произведение создатель источника. Но прежде необходимо установить имя автора источника. Знание имени автора или составителя источника позволяет точнее установить место, время и обстоятельства возникновения источника, социальную среду, в которой он возник. Масштаб личности создателя произведения, степень завершенности произведения, цель его создания - все эти параметры определяют совокупность информации, которую можно почерпнуть из него. "Увидеть и понять автора произведения - значит увидеть и понять другое, чужое сознание и его мир, то есть другой субъект", - писал М.М. Бахтин.Таким образом, как при датировке, локализации, так и при атрибуции решаются две взаимосвязанные задачи:

Прямые указания на автора. Важным основанием для установления тождества личности является прямое указание собственного имени человека или антротопонима.В личном имени в древний период нашей истории различали каноническое (крестное, монашеское или схимническое) и неканоническое имя. В результате, как отмечает Э.М. Загорульский, - временами складывается представление, что действуют разные князья, в то время как на самом деле это одна и та же личность.

Выявление авторских особенностей довольно часто осуществлялось путем фиксации внешних деталей авторского стиля, присущих тому или иному человеку, и, в частности, любимых слов, терминов, а также фразеологических оборотов и выражений (авторского стиля).

Широкое распространение при установлении авторства получила теория стилей, значительный вклад в разработку которой внес В.В. Виноградов. Согласно системе В. В. Виноградова определяющими показателями общности стиля являются лексические и фразеологические признаки, а затем грамматические. При этом необходимо учитывать опасность принять социально-групповое или жанровое за индивидуальное.

Использование такого подхода довольно часто осложняется тем, что довольно часто автор подражает, являясь обычными компилятором. Кризис традиционных методов атрибуции привел к тому, что в 1960-1970-е гг. постепенно стало нарастать число исследователей, разрабатывавших новые математико-статистические методы установления авторства Использование компьютерной техники способствовало количественному росту таких исследований и расширению их географии. следует отметить работу по формализации текстов, проводимую коллективом исследователей МГУ (Л.В. Милов; Л.И. Бородкин и др.). В формализованном тексте выявлялись парные встречаемости (то есть соседства) тех или иных классов (форм).

Внешняя критика – включает в себя анализ внешних признаков имеющегося материала, с целью установления его вероятного происхождения и подлинности. авторства, времени и места создания, а также бумаги, почерка, языка, проверить наличие поправок и вставок…

внутренняя критика . Здесь, работа ведется уже не с формой, а с содержанием. Поэтому, процедуры внутренней критики более актуальны для авторских источников. Причем, анализируется, как содержание текста, так и личность автора (в случае, если ее удалось установить). Кто был автор? Интересы какой группы он мог отстаивать? С какой целью был создан этот текст? На какую аудиторию он был рассчитан? Как информация этого текста соотносится с другими источниками?

Слово “информация” происходит от латинского information , которое переводится как разъяснение, изложение. В толковом словаре В.И. Даля нет слова “информация”. Термин “информация” вошел в употребление в русскую речь с середины ХХ века.

В наибольшей степени понятие информации обязано своим распространением двум научным направлениям: теории связи и кибернетике . Результатом развития теории связи стала теория информации , основателем которой является Клод Шеннон. Однако К.Шеннон не давал определения информации, в то же время, определяя количество информации . Теория информации посвящена решению проблемы измерения информации.

В науке кибернетике , основанной Норбертом Винером, понятие информации является центральным (см. “Кибернетика” ). Принято считать, что именно Н.Винер ввел понятие информации в научное употребление. Тем не менее в своей первой книге, посвященной кибернетике, Н.Винер не дает определения информации. “Информация есть информация, а не материя и не энергия ”, - писал Винер. Тем самым понятие информации, с одной стороны, противопоставляется понятиям материи и энергии, с другой - ставится в один ряд с этими понятиями по степени их общности и фундаментальности. Отсюда по крайней мере понятно, что информация - это то, что не может быть отнесено ни к материи, ни к энергии.

Информация в философии

Осмыслением информации как фундаментального понятия занимается наука философия. Согласно одной из философских концепций, информация является свойством всего сущего , всех материальных объектов мира. Такая концепция информации называется атрибутивной (информация - атрибут всех материальных объектов). Информация в мире возникла вместе со Вселенной. В этом смысле информация - это мера упорядоченности, структурированности любой материальной системы . Процессы развития мира от первоначального хаоса, наступившего после “Большого взрыва”, до образования неорганических систем, затем органических (живых) систем связаны с нарастанием информационного содержания. Это содержание объективно, не зависимо от человеческого сознания. В куске угля содержится информация о событиях, происходивших в далекие времена. Однако извлечь эту информацию способен лишь пытливый ум человека.

Другую философскую концепцию информации называют функциональной . Согласно функциональному подходу, информация появилась с возникновением жизни, так как связана с функционированием сложных самоорганизующихся систем, к которым относятся живые организмы и человеческое общество. Можно еще сказать так: информация - это атрибут, свойственный только живой природе. Это один из существенных признаков, отделяющих в природе живое от неживого.

Третья философская концепция информации - антропоцентрическая , согласно которой информация существует лишь в человеческом сознании, в человеческом восприятии . Информационная деятельность присуща только человеку, происходит в социальных системах. Создавая информационную технику, человек создает инструменты для своей информационной деятельности.

Можно сказать, что употребление понятия “информация” в повседневной жизни происходит в антропоцентрическом контексте. Для любого из нас естественно воспринимать информацию как сообщения, которыми обмениваются люди. Например, СМИ - средства массовой информации предназначены для распространения сообщений, новостей среди населения.

Информация в биологии

В ХХ веке понятие информации повсеместно проникает в науку. Информационные процессы в живой природе исследует биология. Нейрофизиология (раздел биологии) изучает механизмы нервной деятельности животного и человека. Эта наука строит модель информационных процессов, происходящих в организме. Поступающая извне информация превращается в сигналы электрохимической природы, которые от органов чувств передаются по нервным волокнам к нейронам (нервным клеткам) мозга. Мозг передает управляющую информацию в виде сигналов той же природы к мышечным тканям, управляя, таким образом, органами движения. Описанный механизм хорошо согласуется с кибернетической моделью Н.Винера (см. “Кибернетика” ).

В другой биологической науке - генетикеиспользуется понятие наследственной информации, заложенной в структуре молекул ДНК, присутствующих в ядрах клеток живых организмов (растений, животных). Генетика доказала, что эта структура является своеобразным кодом, определяющим функционирование всего организма: его рост, развитие, патологии и пр. Через молекулы ДНК происходит передача наследственной информации от поколения к поколению.

Изучая информатику в основной школе (базовый курс), не следует углубляться в сложности проблемы определения информации. Понятие информации дается в содержательном контексте:

Информация - это смысл, содержание сообщений, получаемых человеком из внешнего мира посредством его органов чувств .

Понятие информации раскрывается через цепочку:

сообщение - смысл - информация – знания

Сообщения человек воспринимает с помощью своих органов чувств (по большей части через зрение и слух). Если человеку понятен смысл , заключенный в сообщении, то можно сказать, что это сообщение несет человеку информацию . Например, сообщение на незнакомом языке не содержит информации для данного человека, а сообщение на родном языке понятно, поэтому информативно. Воспринятая и сохраненная в памяти информация пополняет знания человека. Наши знания - это систематизированная (связанная) информация в нашей памяти .

При раскрытии понятия информации с точки зрения содержательного подхода следует отталкиваться от интуитивных представлений об информации, имеющихся у детей. Целесообразно вести беседу в форме диалога, задавая ученикам вопросы, на которые они в состоянии ответить. Вопросы, например, можно задавать в следующем порядке.

- Расскажите, откуда вы получаете информацию?

Наверняка услышите в ответ:

Из книг, радио и телепередач.

- Утром по радио я слышал прогноз погоды.

Ухватившись за такой ответ, учитель подводит учеников к окончательному выводу:

- Значит, вначале ты не знал, какая будет погода, а после прослушивания радио стал знать. Следовательно, получив информацию, ты получил новые знания!

Таким образом, учитель вместе с учениками приходит к определению: информация для человека - это сведения, пополняющие знания человека, которые он получает из различных источников. Далее на многочисленных знакомых детям примерах следует закрепить это определение.

Установив связь между информацией и знаниями людей, неизбежно приходишь к выводу, что информация - это содержимое нашей памяти, ибо человеческая память и есть средство хранения знаний. Разумно назвать такую информацию внутренней, оперативной информацией, которой обладает человек. Однако люди хранят информацию не только в собственной памяти, но и в записях на бумаге, на магнитных носителях и пр. Такую информацию можно назвать внешней (по отношению к человеку). Чтобы человек мог ей воспользоваться (например, приготовить блюдо по кулинарному рецепту), он должен сначала ее прочитать, т.е. обратить во внутреннюю форму, а затем уже производить какие-то действия.

Вопрос о классификации знаний (а стало быть, информации) очень сложный. В науке существуют различные подходы к нему. Особенно много занимаются этим вопросом специалисты в области искусственного интеллекта. В рамках базового курса достаточно ограничиться делением знаний на декларативные и процедурные. Описание декларативных знаний можно начинать со слов: “Я знаю, что…”. Описание процедурных знаний - со слов: “Я знаю, как…”. Нетрудно дать примеры на оба типа знаний и предложить детям придумать свои примеры.

Учитель должен хорошо понимать пропедевтическое значение обсуждения данных вопросов для будущего знакомства учеников с устройством и работой компьютера. У компьютера, подобно человеку, есть внутренняя - оперативная - память и внешняя - долговременная - память. Деление знаний на декларативные и процедурные в дальнейшем можно увязать с делением компьютерной информации на данные - декларативная информация и программы - процедурная информация. Использование дидактического приема аналогии между информационной функцией человека и компьютером позволит ученикам лучше понять суть устройства и работы ЭВМ.

Исходя из позиции “знания человека - это сохраненная информация”, учитель сообщает ученикам, что и запахи, и вкусы, и тактильные (осязательные) ощущения тоже несут информацию человеку. Обоснование этому очень простое: раз мы помним знакомые запахи и вкусы, узнаем на ощупь знакомые предметы, значит, эти ощущения хранятся в нашей памяти, а стало быть, являются информацией. Отсюда вывод: с помощью всех своих органов чувств человек получает информацию из внешнего мира.

Как с содержательной, так и с методической точки зрения очень важно различать смысл понятий “информация ” и “данные ”. К представлению информации в любой знаковой системе (в том числе используемой в компьютерах) следует применять термин данные ”. А информация - это смысл, заключенный в данных, заложенный в них человеком и понятный только человеку .

Компьютер работает с данными : получает входные данные, осуществляет их обработку, передает человеку выходные данные - результаты. Смысловую же интерпретацию данных осуществляет человек . Тем не менее в разговорной речи, в литературе часто говорят и пишут о том, что компьютер хранит, обрабатывает, передает и принимает информацию. Это справедливо, если компьютер не отрывать от человека, рассматривая его как инструмент, с помощью которого человек осуществляет информационные процессы.

1. Андреева Е .В ., Босова Л .Л ., Фалина И .Н . Математические основы информатики. Элективный курс. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2005.

2. Бешенков С .А ., Ракитина Е .А . Информатика. Систематический курс. Учебник для 10-го класса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001, 57 с.

3. Винер Н . Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М.: Советское радио, 1968, 201 с.

4. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. Т. 1. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2005.

5. Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А., Матвеева Н.В., Милохина Л.В. Непрерывный курс информатики (концепция, система модулей, типовая программа). Информатика и образование, № 1, 2005.

6. Математический энциклопедический словарь. Раздел: “Словарь школьной информатики”. М.: Советская энциклопедия, 1988.

7. Фридланд А .Я . Информатика: процессы, системы, ресурсы. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2003.

Порой глянешь по сторонам и кажется, что современного мира вне IT не существует. Однако есть области человеческой жизни, очень слабо затронутые компьютеризацией. Одна из таких областей - история. И как наука, и как учебный курс. Конечно, работа за компьютером едва ли когда-то заменит историкам ковыряние в архивах. Но уж изучать историю по нарисованным в учебнике статическим картам, а порядок событий выстраивать, тщательно выписывая на бумажку даты в порядке возрастания - это точно прошлый век. Однако инструментов для наглядного изучения истории не так-то много и найти их очень непросто.

Если вы хотите узнать, какие есть интерактивные исторические карты, где стоит посмотреть на представление событий в форме таймлайнов и как делать сложные запросы к википедии типа «все государственные деятели, работавшие в Европе в 1725 году» - читайте дальше.

С чего все началось: на летней школе мы взялись делать интерактивную карту исторических событий на базе википедии. Я не даю прямую ссылку на проект, поскольку проект очень сырой (над ним работала команда из 4 прекрасных десятиклассников, но много ли успеешь за 3 недели), а еще потому что сервер имеет обыкновение «падать» и без хабраэффекта.
Нам хотелось на карте отобразить события, происходившие в разные исторические эпохи - и это отчасти получилось: у нас есть карта битв с их описаниями. На тот момент, когда мы занимались этим проектом, мы знали лишь про пару интерактивных исторических атласов, и ни один из них не показывал на карте события.

Я полагаю, что этих карт так мало потому что все сталкиваются с теми же проблемами, что и мы: исторические данные не структурированы. Нет машиночитаемых баз данных, откуда можно выгрузить информацию о важных исторических событиях. Историки, если и заводят базы данных, описывают в них, как правило, лишь свою узкую предметную область - типа карты укреплений Римской империи. Это может быть интересно и полезно историкам, но вряд ли простые люди могут извлечь из такой карты для себя много пользы. Вторая проблема - полное отсутствие данных про границы стран в исторической перспективе. Вы можете найти сотни атласов древних эпох, но координаты границ вам придется переносить с атласов вручную. Третья проблема - отсутствие каких-либо стандартов описания исторических данных. Даже нормального формата описания даты не существует, стандартные типы данных и форматы ломаются о годы до нашей эры. Что уж говорить про разные календари или неточно определенные даты?..

Проблемы недостатка машиночитаемых исторических данных еще ждут своего решения (мы работаем над этим, присоединяйтесь, работы на всех хватит). Но все же некоторые проекты по своему справляются с этим…

Как гласит народная мудрость: «После того, как вы сломали прибор, изучите инструкцию». Уже после того как мы сделали свою карту, мне удалось найти несколько других проектов с интерактивными картами и другими способами визуализировать историю и добывать исторические данные. Но на то, чтобы откопать эти ресурсы в недрах интернета мне понадобилась какое-то совершенно неприличное количество времени, поэтому я решил собрать всё, что нашел, в одном месте.

Первая категория - интерактивные исторические карты . Это не карты моей мечты, но вполне рабочие продукты. Их довольно много (и я не перечисляю тут еще совсем узкоспециализированные), но действительно хороших среди них всего пара, увы. Отдельно печалит, что среди них нет локализованных проектов, а значит по ним тяжело учить русскоязычных школьников.

  • Самая няшная карта, да еще и имеющая очень широкие возможностями для визуализации - это Chronas . Она сложновата для того, чтобы изучить её самостоятельно, поэтому посмотрите видео-ролик про её возможности. Это красиво и сильно. На карте отмечены исторические события разных типов со вспомогательной информацией, что позволяет знакомиться с историей, не отрываясь от карты.

    Информация на карте добыта в том числе из википедии и викиданных. Исторически карта неточна, о чем сообщают многие пользователи, знакомые с историей Китая. Но в проекте присутствуют зачатки вики-редактирования карт, так что когда-нибудь ошибки будут исправлены.

    Из вводного видео можно также узнать об довольно широких возможностях визуализации статистической информации (типа населенности, исповедуемых религий итп) о разных эпохах. Не все из этих визуализаций просты и наглядны, но сама возможность так делать - это здорово.

  • Есть карта Running Reality с весьма подробной разметкой территорий. Проект хочет описать историю вплоть до истории улиц и для этого позволяет вики-редактирование карты (как я понимаю, не в веб-версии). У них довольно бедная визуализация исторических данных, зато очень грамотная модель данных, которая позволяет описывать альтернативные ветки истории (что полезно, когда у историков существует несколько гипотез, того, «как всё было на самом деле»). Они пишут, что веб-карта сильно моложе и урезана в возможностях по сравнению со standalone, а standalone версию я не тестировал (не запустилась). Впрочем, она так же бесплатна, как и веб. Если у вас получится её запустить, пишите ваши отзывы в комментариях.
  • Карту geacron я нашел давным-давно. Она нарисована историками по источникам и атласам, а значит, вероятно, что она точнее других отражает историю. Но интерактивности этой карте серьезно не хватает. Помимо режима карты, на сайте есть timeline по исторически значимым периодам. Уныло, зато приоритезировано настоящими историками. Одна из проблем предыдущих карт заключается в том, что там важные события и проходные идут на равных. Geacron этого, вроде, избегает за счет ручного курирования данных.
  • Карта Spacetime с поиском событий по категориям. Не зажигательная, но сделанная неплохо (а уж на фоне близкого к нулю количества подобных карт...) И это снова википедия и викидата.
  • Проприетарный атлас CENTENNIA без веб-версии. Мне кажется, что, в видео-роликах типа «1000 лет европейской истории за пять минут» обычно используется эта карта.
  • Timemaps - довольно слабенький клон geacron-а, но кому-то может быть удобнее.
  • upd: История урбанизации - анимированная карта, на которой показываются времена возникновения городов.
  • upd: World population history - карта численности населения во времени. Также на ней указываются всякие вещи типа ожидаемой продолжительности жизни, уровня парниковых газов итп. Отмечены некоторые важные вехи в истории человечества
  • upd2: Wordology - набор очень простеньких интерактивных карт по разным периодам истории. Вероятно, ручная работа. Детализация минимальна, интерактивность тоже не блещет.
Вторая к категория - разное. Это интересные околоисторические проекты, которые я нашел по пути.
  • Исторические таймлайны на Histropedia . Я не очень люблю такой стиль представления данных, как ось времени, но а) за неимением лучших средств визуализации, можно и ими пользоваться, б) эти таймлайны действительно хорошо сделаны и удобны, в) эти таймлайны можно редактировать, а также создавать собственные, г) можно создавать таймлайны не руками, а запросом к викиданным, д) довольно много таймлайнов уже сделано за вас, и их приятно изучать.
  • Wikijourney - карта с геотэгированными вики-статьями про эти места. Предполагается, что она используется для достопримечательностей, но в википедии есть статьи чуть ли не о каждой улице Москвы и о каждой станции метрополитена - так что я вижу вокруг себя довольно бытовой список «достопримечательностей». На вышеупомянутом Chronoas"е , кстати, на карте тоже есть фотки, каким-то образом отнесенные к месту-времени. Отнесение ко времени, впрочем, довольно условное: сколько этому фотографированию лет?..
  • Инструменты визуализации данных гуманитарных исследований. Последние полвека существует наука «Digital humanities» - компьютерные методы гуманитарных исследований. Я бы сказал, что эта наука еле теплится, судя по тому, как мало сделано до сих пор… но тем не менее. Так вот, для историков, филологов, археологов и прочих специалистов разработано некоторое количество инструментов визуализации. Большей частью это визуализации всяких связей между объектами. В графе, на карте, в облаке тэгов, во временной перспективе итд.
    Например, Стэнфорд разработал ряд подобных инструментов (я несколько раз натыкался на упоминание их инструмента Palladio , видимо это главный их инструмент).
    Также есть проект NodeGoat - они хорошо заточены под визуализацию linked data (см. ниже). Вот, скажем, их карта битв на основе данных из wikidata и dbpedia. Карта смотрится здорово, хотя путешествовать по ссылкам на привязанные объекты не слишком удобно. Кстати, если кликнуть, например, на точку с событиями, «случившимися» в самом центре России, вы увидите общую проблему всех карт, сделанных путем парсинга информации: неправильное отнесение события к месту и времени.
Третья категория - моя любимая; за ней будущее, определенно. Linked data .
Размеченные графы знаний или семантические сети, вот это вот всё. Мощнейшая технология для составления сложных поисковых запросов. Она развивается уже давно, но в народ не вышла до сих пор. Основной причиной тому сложность использования и, особенно, сложность изучения: материалов мало, и почти все материалы рассчитаны на программистов. Я составил небольшую подборку хороших и доступных учебных материалов , которые позволят простому человеку освоить этот инструмент за пару часов. Это не быстро, зато за это время ваш «google-fu» усилится в разы.

Технологию семантических сетей берут на вооружение все крупные поисковые и информационные системы. В частности, сейчас многие учатся переводить естественный язык в формализованные запросы такому графу. Наверняка следственные органы и разведывательные службы пользуются этим (учитывая, что один из самых популярных графов знаний делается по CIA Factbook). Можно придумать миллион способов использовать эту технологию в любой аналитической работе: для государства, для бизнеса, для науки и даже для планирования домашнего хозяйства.

Может через несколько лет поисковые системы и научатся расшифровывать часть ваших вопросов на естественном языке и отвечать на них. Но вы сами можете воспользоваться всей мощью этого инструмента уже сейчас и получить куда большую гибкость, чем вам даст любой поисковик. Итак, учебные материалы:

  • Есть отличнейший туториал «Using SPARQL to access Linked Open Data» (на сайте The Programming Historian) о том, что такое linked data, и зачем они нужны. Я считаю, что каждый образованный человек должен выучить основы SPARQL, так же как каждый человек должен уметь гуглить. Это буквально про то, как строить сложные и мощные поисковые запросы (см. примеры ниже). Пусть вы не будете пользоваться этим каждый день, но когда придёт очередная задача по поиску и анализу информации, требующая месяца ручной работы, вы будете знать, как этого избежать.

    Скажу честно, несмотря на хорошую подачу, материал всё равно довольно сложный: формат данных RDF, онтологии и язык запросов SPARQL. Пока я не нашел эту статью, я мог только восхищаться тому, как круто люди им пользуются, но вообще не понимал как это заставить работать. The Programming Historian дает сложный материал на очень понятных примерах и показывает, как этим пользоваться.

    Их сайт , кстати, небезынтересен уже своим названием. Они учат историков пользоваться вычислительными инструментами и программированием для исследований. Потому что капелька программирования любую работу делает проще.

  • Хороший вводный видеоурок на 15 минут о том, как делать запросы к викиданным, а затем визуализировать их в histropedia. Чисто практическое занятие, после которого вам будет понятно, какие кнопочки тыкать, чтобы составить свой запрос и посмотреть результат в удобоваримом виде. Рекомендую после туториала посмотреть это видео и затем приступить к практике.
  • Примеры запросов, чтобы проникнуться мощью инструмента. Не стесняйтесь нажать «Run». В окошке запроса можно мышкой наводить на идентификаторы - во всплывающей подсказке вам покажут, что скрывается за загадочными wdt:P31 и wd:Q12136. Итак: запрос, возвращающий всех женщин-мэров крупных городов или. Эти проекты ставят своей целью сделать источники связанных машиночитаемых данных, постоянно пополняемые сообществом. Еще есть всякие более консервативные источники данных, поддерживаемые музеями - про коллекции объектов искусства и археологии, словари географических названий и биографий, биологические онтологии. И наверняка еще много чего другого. Гуглить по словам «SPARQL endpoint».
Надеюсь, что эта запись поможет не только вам утолить свое любопытство, и увлечь ваших знакомых школьников наглядностью истории, но и пробудит вашу фантазию на тему новых инструментов и баз исторических данных. Работы в области исторической информатики - непаханное поле. Присоединяйтесь, господа!

ХАРЬКОВ - русский город. Был основан в 1630-е гг. Там селились бежавшие от поляков с правобережья Днепра малороссы. Царь Алексей Михайлович построил там крепость и основал в 1656 году Харьковское воеводство.

ДНЕПРОПЕТРОВСК - основан Екатериной II в 1776 году и назывался Екатеринославом.

СУМЫ - основан царем Алексеем Михайловичем не позднее 1655 года. Царь разрешил поселится там беженцам-малороссам, которых убивали поляки.

ПОЛТАВА - была в 17 веке центром про русски настроенной Малороссии. За это предатель гетман Выговский напал на город и продал его жителей в рабство крымским татарам.

ЛУГАНСК - основан в 1795 году, когда Екатерина II основала на реке Лугань чугунолитейный завод. Для работы на нем в Луганск приехали жить выходцы из центральных и северо-западных губерний России.

ХЕРСОН - основан Екатериной II в 1778 году для строительства русского флота. Строительство осуществил Потёмкин.

ДОНЕЦК - основан Александром II в 1869 году при строительстве металлургического завода в Юзовке.

НИКОЛАЕВ - основан Екатериной II в 1789 году. В это время Потёмкин строил там корабль Святой Николай.

ОДЕССА - основана Екатериной II в 1794 г. на месте крепости построенной чуть раньше Суворовым.

СЕВАСТОПОЛЬ - основан по указу российской императрицы Екатерины II от 10 февраля 1784 года.

ЧЕРНИГОВ - один из древнейших русских городов, он существовал еще в начале 10 века. В 1503 году он вошел в состав России. В 1611 г. поляки его разрушили и отобрали эту территорию у русских. Но в 1654 году, Чернигов вернулся к России и с тех пор был ее составной частью.

СИМФЕРОПОЛЬ - основан Екатериной II в 1783 г. на месте крепости, построенной ранее Суворовым. Строил город Потёмкин.

МАРИУПОЛЬ - основан в 1778 году Екатериной II. Она поселила там греков - переселенцев из Крыма.

КРИВОЙ РОГ - основан Екатериной II в 1775 г. А свое промышленное развитие получил в Советское время, как база металургии.

ЗАПОРОЖЬЕ - основан Екатериной II в 1770 г. и назывался Александровском.

КИРОВОГРАД - был основан в 1754 г. русской императрицей Елизаветой Петровной, как крепость, для защиты южных рубежей Российской империи от татар. Назывался он ЕЛИСАВЕТГРАДОМ.

КРЫМ - присоединение Крыма к Российской империи (1783) - включение территории Крымского ханства в состав России после отречения последнего крымского хана Шахина Гирея. На присоединённой территории в 1784 году была образована Таврическая область.

И уже весной были предприняты срочные меры по выбору гавани для будущего Черноморского флота на юго-западном побережье полуострова. Екатерина II своим указом от 10 февраля 1784 года повелела основать здесь «военный порт с адмиралтейством, верфью, крепостью и сделать его военным городом». В начале 1784 года был заложен порт-крепость, которому Екатерина II дала имя Севастополь.

28 июня 1783 года манифест Екатерины II был наконец обнародован в ходе торжественной присяги крымской знати, которую принимал лично князь Потёмкин.

Сначала присягали мурзы, беи, духовные лица, а затем уже и простое население.

Торжества сопровождались угощениями, играми, конными скачками, и пушечным салютом.

Константин Корнев

Последние материалы сайта