Повесть временных лет презентация к уроку по истории (6 класс) на тему. Каталог презентаций Презентация повесть временных лет расселение славян

03.02.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Ильина Л.Д. учитель русского языка и литературы ОБОУ «Суджанская школа – интернат» г. Суджа Курская область сентябрь 2015

Да ведают потомки православных

земли родной минувшую судьбу…

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

«ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Летописи»

Ещё одно последнее сказанье-

И летопись окончена моя…

Исполнен долг, завещанный от бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем господь меня поставил

И книжному искусству вразумил.

Когда – нибудь монах трудолюбивый

Найдёт мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду-

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет.

Летопись. Так называлась погодная (по «летам» – по «годам») запись. Учёные монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год. Годовая запись начиналась словами: «В лето…».

Жанры древнерусской литературы

Хождение – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли и приключения («Хождение за три моря Афанасия Никитина).

Житие – описание жизни святого. Герой жития в своей жизни следует наставлениям Христа и, проходя через множество испытаний, становится святым.

Поучение – жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его.

Рукописная книга – это рукопись в виде отдельных тетрадок, сшитых вместе и переплетенных. Тетрадь пришивалась к ремням, которые прикреплялись к деревянным доскам-переплетам. Доски снаружи обтягивались кожей или какой-нибудь тканью. Корешок переплета в Древней Руси делался плоским или округлым. К переплетам прикреплялись кожаные завязки или застежки.

Кирилл и Мефодий переводят церковные книги на славянский язык.

Радзивилловская летопись.

Летописание началось на Руси в 11 веке. Первым летописцем был монах Киево-Печерской Лавры Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общероссийских.

В конце жизни Никон стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, видимо, он и трудился над летописью.

«Повесть временных лет»

(также называемая "Первоначальная летопись«)

В начале 12 века монах Нестор составил «Повесть временных лет» – одно из замечательных произведений русской литературы. До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом Выдубецкого монастыря Сильвестром. Эта «Повесть…» – плод творчества нескольких поколений летописцев, так как при переписывании летописей последователи неизбежно вносили какие-то добавления, поправки, иногда ошибались или добавляли новые сведения.

М.М.Антокольский

Начало «Повести временных лет» посвящено событиям всемирной истории в ее средневековом понимании.

Нестор ведет свой рассказ от «Всемирного потопа» и распределении земли между сыновьями Ноя. Рассказывает об образовании народов и языков. Передает библейскую легенду о Вавилонском столпотворении.

Как утверждает Нестор, славяне первоначально жили вдоль Дуная. Отсюда и произошло расселение славян, приведшее затем к образованию различных славянских племен и народностей.

Речь грека-философа перед князем Владимиром. ..

Миниатюра из Радзивилловской летописи

Поход русских князей на половцев. Миниатюра Радзивилловской летописи 15 век.

Рукописная страница книги

Засуха 1092 года. Миниатюра Радзивиловской летописи. XV век

Язык «Повести временных лет» широко отражает устную разговорную речь своего времени. Прямая речь исторических лиц занимает существенное место в летописи. При этом летописец почти никогда не прибегает к вымышленным речам, - он всегда точен и строго фактографичен в передаче высказываний своих героев.

В летописи широко представлена специальная терминология: военная, охотничья, юридическая, церковная.

Часто летописец использует народные пословицы и поговорки. Язык «Повести временных лет» свидетельствует о необычайно высоком уровне развития культуры устной и письменной речи в XI – XII вв.

Освящение Десятинной церкви.

Миниатюра из Радзивиловской летописи

Осада Корсуня (Херсонеса) войском князя Владимира.

Русский флот. Миниатюра Радзивилловской летописи.

Аскольд и Дир просят разрешение у кн. Рюрика отправиться в Константинополь.

1. http://сергиев-посад.рф/wp- content/uploads/2015/07/4040fc852e5471b78d0c9aca4147cdc0.jpeg?bde82e

2. http://veshenskiy-prihod.narod.ru/detskaya/image056.jpg

3. http://veshenskiy-prihod.narod.ru/detskaya/image056.jpg

4. http://100knig.com/wp-content/uploads/2014/02/15-e1392207309863.jpg

5. http://asp.mmc.nsu.ru/default.aspx?db=ART&int=VIEW&el=714&mmedia=IMAGE

6.http://cdn-nus-1.pinme.ru/pin-upload-static/photos/3c3f0401bd8b0602468ba6069debadc8_b.jpg

7.http://ukrmap.su/program2009/uh7/7_1314/130.jpg

8.http://russianbronze.com/images/stories/nestor--322.jpg

9.http://asp.mmc.nsu.ru/default.aspx?db=ART&int=VIEW&el=854&mmedia=IMAGE

10.http://www.blinovaoksana.ru/images/------_r6yr6315.jpg

11.http://artpolitinfo.ru/wp-content/uploads/photo-gallery/Vasnezov/%D0%9B%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%86%20%D0%9D%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80.jpg

Электронные ресурсы:

12.http://strochki.net/wp-content/uploads/2013/03/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0.jpg

13.http://vremya4e.com/uploads/posts/2015-09/1441449267_img22028129.jpg

14.http://www.archive.gov.tatarstan.ru/res/files/10_5_329_b.jpg

15.http://cs621816.vk.me/v621816399/1a39a/Uzh_738XwiU.jpg

16.http://www.1543.su/VIVOVOCO/VV/BOOKS/DANGER/BOOK_2.JPG

17.http://meest-online.com/wp-content/uploads/2014/05/76723.b.jpg

18. http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/82/Radzivil_Vladimir_campaign_on_Korsun.jpg

19. http://4.bp.blogspot.com/-Rx84wk09zFI/UO6JGnKgqmI/AAAAAAAAQ48/W5XaCWkId8k/s1600/%C2%AB%D0%9F%D0%BE-%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B5-%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B5-%D0%BE%D1%82-%D0%B4%D1%8B%D0%BC%D0%B0%C2%BB.-%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C.-%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B0%D1%82%D1%8E%D1%80.jpg

20.http://ic.pics.livejournal.com/tarasow_ilya/41025476/205117/205117_900.jpg

21.http://deduhova.ru/statesman/wp-content/uploads/2014/03/4.jpg

Цикл «История Древней Руси» из 34 презентаций составлен по курсу "Православная культура" православной общеобразовательной школы-пансиона "Плесково" Московской области (5,4 Мв, pptх).

Дополнительные адреса для скачивания: Облако@Mail.Ru .

Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:

Древние славяне

«Повесть временных лет» о происхождении славян
«Повесть временных лет» Нестора Летописца всегда привлекала внимание тех, кто изучал древнюю историю славян. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) в своем сочинении «Древняя Российская история» говорит о том, что «по преданиям достоверных наших летописателей» славяне известны «как стародавние в России обитатели». Память о прошлом славяне-язычники хранили благодаря устному преданию. «Предание» означает «передача», или «переданное». Из рода в род передавались древнеславянские сказания о том, где селились и как прозывались славянские племена, кто из героев и князей прославился, защищая свой народ, кто был грозным мстителем для врагов, какие обычаи были у древних славян. Но Нестор-летописец знал не только устные народные предания. Он знал также священную библейскую и всемирную историю, пользовался он и трудами греческих историков.

Единство рода человеческого
Летописец Нестор начинает свою «Повесть временных лет» библейским рассказом о расселении народов по земле после всемирного потопа. По-старославянски народы назывались «языками». Семьдесят два народа расселились по земле, и «от этих же семидесяти двух язык произошел и народ славянский». Славяне, по свидетельству Нестора, происходят от племени сына Ноя Иафета, которому достались северные страны. Народы расселяются по всей земле, как побеги распускаются от единого ствола: одна из этих ветвей — земля Русская! Вот первый ответ летописца на вопрос: «Откуда пошла Русская земля?». Описывая Русскую землю и перечисляя нерусские народы, которые дают дань Руси и говорят на своих языках, Нестор Летописец утверждает, что и они — «потомство Иафета, живущее в северных странах». Следовательно, все эти народы - чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва и другие - происходят от одного со славянами корня, как разные ветви одного дерева.

Славяне в начале христианской эры
Многие ученые прежде с недоверием относились к тем сведениям «Повести временных лет», которые касались древнейшей истории славян. Но теперь, все больше и больше постигая смысл написанного Нестором-летописцем, ученые поражаются глубиной его исторических познаний. Например, академик Борис Александрович Рыбаков в «Повести временных лет» и в «Слове о полку Игореве» находит указания на «Траяновы века». Римский император Траян правил с 98 по 117 год. Следовательно, древнерусские писатели настолько хорошо знали всемирную историю, что могли свободно сопоставлять древнюю историю славян с историей Римской империи первых веков христианства. Одно из самых интересных упоминаний о древних славянах находится именно в той части «Повести временных лет», где древнерусская история связывается с временами первых христиан. Нестор-летописец утверждает, что до славян-моравов доходил один из великих апостолов Иисуса Христа — апостол Андрей. «До моравов же доходил и апостол Андрей и учил там; там же находится и Иллирия, до которой доходил апостол Андрей и где первоначально жили славяне. Вот почему учитель славян — апостол Андрей, из тех же славян и мы, Русь». Так в самую глубь веков простирается пытливый взор древнерусского летописца.

Как называли славян другие народы
Хотя славянский род выходит из глубокой древности, под именем славян наши предки стали известны греческим и римским историкам около VI века по Рождестве Христовом. Возможно, что до этого времени славяне сами себя называли по-другому или окружающие славян народы именовали их не славянами, а как-нибудь иначе. Может быть, известные древним историкам сарматы и венеды были предками славян или родственными славянам народами? Может быть, знаменитый древнегреческий историк Геродот, говоря о скифах Северного Причерноморья, просто не отличает их от славян, живших еще севернее скифов? В любом случае, по словам М.В. Ломоносова, «множество разных земель славянского племени есть неложное доказательство величества и древности» славян.

Предположения о происхождении именования славян
О происхождении наименования «славяне» имеются разные предположения. Михаил Васильевич Ломоносов производит именование славян от слова «славящиеся», то есть «прославившиеся своими подвигами». По именам своих славных героев народ сначала именовался так внутри пределов страны. «Потом славою дел утвердил себе славное имя, которое хотя и поздно по свету распространилось, однако внутрь было давно в употреблении». Академик Борис Александрович Рыбаков предполагает, что слово «славяне» - составное. Оно слагается из двух частей: «слы», что на древнерусском языке означало «послы», и «вене» - «представители народа вене», то есть венеды. Следовательно, славяне - это послы венедов. Кроме того, существует еще одно интересное мнение о происхождении именования «славяне». Славяне приобрели широкую известность среди других народов в связи с расселением их в Европе в VI-X веках.

Как прославились славяне в Византии
Первое по времени упоминание о славянах (склавинах), «которые обретаются за рекой Истром», приводится в «Истории войн» византийского историка Прокопия Кесарийского. «Племена эти не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща... «А живут они в жалких хижинах, есть у них единый язык..., да и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все они и высоки, и очень сильны...» «Образ жизни грубый и неприхотливый... Они менее всего коварны и злокозненны, но и в простоте они сохраняют гуннский нрав». Описывая войны императора Юстиниана (527-565), Прокопий много рассказывает и о славянах. Они берут с бою прославленные крепости Юстиниана, храбро бьются с императорскими войсками в открытом поле. Дружины славян разъезжают внутри империи и порой зимуют на византийской земле. Находясь всего в пяти днях пути от столицы Византии Константинополя, славяне возят за собой «бесчисленную добычу из людей, всякого скота и ценностей». Славянские князья захватывают знамена византийских полководцев и угрожают пригородам Константинополя.

Расселение восточных славян
«Повесть временных лет» представляет нам славянский мир через перечисление целой группы славянских народов, которые не сразу, по словам летописца, стали называться особыми именами, а вначале все были «от рода словенска». Рассказывая о восточных славянах, Нестор-летописец говорит, что некоторые из них «пришли и сели по Днепру, и назвались полянами». «…а другие — древлянами, потому что сели в лесах…»«…а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами…»«…иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане…»«Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом». «А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами». «И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянская». Летописные сведения о расселении славянских племен подтверждают различные археологические находки. Среди всех восточно-славянских племен Нестор выделяет племя полян, которые, по словам великого летописца, добрыми нравами своими превосходили другие славянские племена. Обладавшие тихим и кротким нравом поляне стали ядром нарождавшегося государства — Русь. Летописец написал: «Полян теперь называют Русью». Главный город полян — Киев — стал столицей Древнерусского государства. М.В. Ломоносов писал, что между славянскими племенами «знатнее прочих были поляне, не столько военными делами, как торгами, которые производились с греками». Научные споры о том, какова изначальная история славян, будут продолжаться. Но бесспорно то, что у славян богатая и славная история.

Верования славян - язычников
Из «Повести временных лет» мы знаем о нравах и некоторых житейских обычаях различных славянских племен, живших в дохристианскую эпоху на Руси. Но, в целом, древняя славянская духовная культура остается малоизвестной. Как смотрели на мир и на самих себя, как веровали и какие религиозные обычаи имели наши далекие предки славяне-язычники — все это часто становилось предметом догадок. О верованиях древних славян ученые строили догадки или по сравнениям с верованиями других народов, или по литературным памятникам 19-20 столетий (народные песни, присказки, суеверные заклинания). Несомненно, что древние славяне были язычниками. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям движущих этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам. Не зная Бога-Творца, они боготворили вещественный и животный мир. Но это было присуще всем язычникам, а не только язычникам-славянам. Сохранились ли какие-нибудь сведения о языческих верованиях именно древних славян? Да, сохранились.

Арабские источники о молитве славян
Арабский писатель X века Ибн-Даста записал молитву древних славян-язычников. «Все они (славяне) - идолопоклонники. Более всего сеют они просо. Во время жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят: «Господи, ты, который снабжал нас пищей (до сих пор), снабди и теперь нас ею в изобилии». Ибн-Даста не указывает, какому именно славянскому племени принадлежала эта молитва. Может быть, такая молитва употреблялась разными славянскими племенами. Но в любом случае такое молитвенное обращение к небу и надежда на помощь небесную говорят о глубоких религиозных исканиях славян-язычников.

Сведения из византийских источников о язычестве у древних славян
Когда имя славян за их воинственность уже прославилось в греко-римском мире, тогда историк Прокопий Кесарийский писал о славянах, живших в VI веке на берегах Дуная, следующее: «Единого бога, творца грому и всего мира господа исповедуют. Ему приносят волов и другие жертвы». В середине X века византийский император Константин VII Багрянородный написал для своего сына книгу «Об управлении империей». В этой книге венценосный писатель использовал и те сведения, которые он узнавал от приезжавших в Царьград русских послов и торговцев. Во времена Константина Багрянородного русские купцы регулярно совершали путешествия в столицу Византии. В июне месяце, как указывалось в книге императора Константина VII, русские корабли отправлялись из Киева и спускались по Днепру. Подойдя к днепровским порогам, купцы разгружали свои ладьи и перетаскивали товары по берегу. Охранявшие купцов и товары воины зорко следили, не приближаются ли печенеги. Когда наконец русские добирались до острова Хортица (греки называли его островом Святого Георгия), здесь под гигантским дубом они приносили жертвы языческим богам. В книге «Об управлении империей» содержится редкое и потому важное свидетельство о древнерусских языческих обрядах. Русские «на этом острове, — пишет византийский император, — совершают свои жертвоприношения, так как там растет великий дуб. Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные (приносят) куски хлеба, мясо, и что имеет каждый, как требует их обычай. Насчет петухов они бросают жребий — зарезать ли их (в жертву), или съесть, или пустить живыми». Это не единственное известие из византийских источников о жертвенных петухах у восточных славян. Греческий историк Лев Диакон сообщает, что воины киевского князя Святослава, осажденные в крепости Дерестр в начале лета 971 года, совершая в водах Дуная языческие жертвоприношения, топили в воде петухов.

«Повесть временных лет» об идолопоклонстве у славян
Славяне-язычники воздвигали идолов, около которых не только приносили жертвы, но давали клятвы, устраивали ритуальные пиршества. Нестор-летописец перечисляет имена языческих кумиров, которых князь Владимир, будучи еще язычником, поставил на холме за великокняжеским теремом: «деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей». Восточные славяне-язычники, в отличие от некоторых окрестных народов, не приносили человеческие жертвы своим идолам. Рассказ Нестора-летописца в «Повести временных лет» о киевских варягах-мучениках Феодоре и Иоанне, убитых киевлянами-язычниками за то, что варяг Феодор отказался отдать сына своего Иоанна на смерть в жертву Перуну, говорит о том, что человеческие жертвоприношения не были обычным явлением на Руси. Других подобных примеров древнерусские летописи не знают. Возможно, это несостоявшееся жертвоприношение заставило кротких полян скорее принять христианство.

Страница 11 из 12

Урок 13. Из «Повести временных лет». «Расселение славян»

1. Запишите вопросы к статье «О литературе Древней Руси» и рубрике «Для вас, любознательные!»

Знала ли Русь литературу в далекие времена? На чем писались древние книги? Что такое рукописные книги?

2. Выпишите из фрагмента «Расселение славян» географические названия и названия славянских племен, населявших данные территории.

Днепр – поляны, древляне.

Двина – дреговичи.

озеро Ильмень – словены.

Посуле – северяне.

3. Какая надпись является древнейшим восточнославянским текстом? Где она была обнаружена?

Гнездовская надпись. Обнаружена под Смоленском.

4. Как в Древней Руси называли орудия письма?

5. К какому времени относятся старшие берестяные грамоты из числа обнаруженных?

К XI веку.

6. Запишите дату Крещения Руси. Почему произошло это историческое событие?

В 988 г. князь Владимир провозгласил христианство.

7. Запишите название первой каменной постройки Х века.

Десятинная церковь, г. Киев.

8. Запишите названия памятников южнорусского зодчества XI -XIII веков.

Софийский собор, Успенский собор, Покровский собор, Архангельский собор.

9. Запишите названия произведений древнерусской живописи.

Иконы: «Благовещенье», «Архангел Гавриил», «Сошествие во ад».

10. Запишите название списков «Повести временных лет».

Лаврентьевская летопись, Ипатьевская летопись, Первая Новгородская летопись.

11. Запишите значение слов, входящих в название.

Повесть – рассказ.

Временных – определенный период времени.

Русская земля – территория России.

12. Запишите название произведения А. С. Пушкина, в котором нашел отражение образ летописца.


Задаем вопросы, составленные по статье учебника «Из литературы Древней Руси» В каких целях использовалась письменность на Руси в X веке? Когда назрела необходимость в распространении книг? Как выглядели древние книги? Где была издана первая печатная книга? Кто является создателем славянской азбуки?


Сообщение 1 Письменность в дохристианский период Открытия, сделанные Новгородской экспедицией Академии наук и Московского университета, свидетельствуют о том, что в дохристианской Руси кириллица использовалась в быту. Старшие берестяные грамоты относятся к первой половине – середине XI в. Однако в Новгороде было найдено два костяных орудия письма, которые датируются, по археологическим данным, временем до крещения Руси: одно – гг., а другое – гг. Такие орудия письма на бересте или дощечке с воском представляют собой металлический или костяной стержень с остриём на одном конце и лопаточкой на другом для стирания написанного. В Древней Руси их называли писалом. - Как в Древней Руси называли орудия письма? - К какому времени относятся старшие берестяные грамоты из числа обнаруженных?


Сообщение 2 Крещение Руси и его значение Креще́ние Руси́ введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви. Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры. - Назовите дату крещения Руси. - Почему произошло это историческое событие?


Сообщение 3 Иконопись, живопись, архитектура, книжная миниатюра X – XII вв. Креще́ние Руси́ введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви. Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.






Иллюстрация в учебнике «Нестор-летописец», скульптор М.М.Антокольский. Облик мудрого старца, первого историка своего народа, исполнен простоты и благородства, отрешённости от мирской суеты. В Ближних пещерах Киево- Печёрской лавры среди святых останков преподобных отцов хранятся святые и нетленные мощи Нестора Летописца.







Последние материалы сайта