Презентация «Леонардо да Винчи - изобретатель. Гений да Винчи: Летательные аппараты Ворота для шлюза

30.10.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

































1 из 32

Презентация на тему: Изобретения Леонардо да Винчи

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519), великий итальянский художник, изобретатель, инженер и анатом эпохи Возрождения. Леонардо родился в городке Винчи (или рядом с ним), к западу от Флоренции, 15 апреля 1452. Он был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса и крестьянской девушки; воспитывался в доме отца и, будучи сыном образованного человека, получил основательное начальное образование в чтении, письме и счете. Возможно, в 1467 (в возрасте 15 лет) Леонардо был отдан в ученики к одному из ведущих мастеров раннего Возрождения во Флоренции, Андреа дель Вероккьо. В 1472 Леонардо вступил в гильдию художников, изучив основы рисунка и других необходимых дисциплин. В 1476 он все еще работал в мастерской Вероккьо, по-видимому, в соавторстве с самим мастером.К 1480 Леонардо уже получал крупные заказы, однако в 1482 он переехал в Милан. В письме к правителю Милана Лодовико Сфорца он представился как инженер и военный эксперт, а также как художник. Годы, проведенные в Милане, были наполнены разнообразными занятиями. Леонардо написал несколько картин и знаменитую фреску Тайная вечеря и начал старательно и серьезно вести свои записи. Тот Леонардо, которого мы узнаем из его заметок, - это архитектор-проектировщик (создатель новаторских планов, которые никогда не были осуществлены), анатом, гидравлик, изобретатель механизмов, создатель декораций для придворных представлений, сочинитель загадок, ребусов и басен для развлечения двора, музыкант и теоретик живописи.После изгнания Лодовико Сфорца из Милана французами в 1499 Леонардо уехал в Венецию, посетив по дороге Мантую, где участвовал в строительстве оборонительных сооружений, а затем вернулся во Флоренцию; сообщается, что он был столь поглощен математикой, что и думать не хотел о том, чтобы взять в руки кисть.

№ слайда 4

Описание слайда:

В течение двенадцати лет Леонардо постоянно переезжал из города в город, работая на знаменитого Чезаре Борджиа в Романье, проектируя оборонительные сооружения (так и не построенные) для Пьомбино. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело; кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо дела Синьория (также палаццо Веккьо). Затем Леонардо задумал второй конный монумент, который, подобно первому, так и не был создан. Все эти годы он продолжал заполнять свои тетради разнообразными идеями на столь различные сюжеты, как теория и практика живописи, анатомия, математика и полет птиц. Но в 1513, как и в 1499, его покровители были изгнаны из Милана.Леонардо уехал в Рим, где провел три года под покровительством Медичи. Подавленный и огорченный отсутствием материала для анатомических исследований, Леонардо возился с экспериментами и идеями, которые ни к чему не приводили.Французы, сначала Людовик XII, а затем Франциск I, восхищались произведениями итальянского Возрождения, особенно Тайной вечерей Леонардо. Поэтому неудивительно, что в 1516 Франциск I, хорошо осведомленный о разнообразных талантах Леонардо, пригласил его ко двору, который тогда располагался в замке Амбуаз в долине Луары. Несмотря на то, что Леонардо работал над гидравлическими проектами и планом нового королевского дворца, из писаний скульптора Бенвенуто Челлини ясно, что его основным занятием была почетная должность придворного мудреца и советника. Леонардо умер в Амбуазе 2 мая 1519; его картины к этому времени были рассеяны в основном по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях почти в полном забвении еще несколько веков.

№ слайда 5

Описание слайда:

Военные сооружения и общественная работа Из всех наук Леонардо более всего интересовали анатомия и военное дело. Почти для всех своих покровителей он создавал проекты оборонительных сооружений, которые им были крайне необходимы, поскольку в конце 15 века усовершенствование пушек привело к тому, что вертикальные стены старого образца устарели. Для защиты от пушек требовались стены с наклоном, земляные валы и разнообразные приспособления, при помощи которых можно было вести успешный оборонительный перекрестный обстрел. Леонардо создал множество проектов, в том числе новаторский проект крепости с низкими, расположенными концентрическими кругами тоннелями с амбразурами. Как и почти все его проекты в этой области, он не был осуществлен. Важнейший из общественных заказов Леонардо был также связан с войной. В 1503 году, возможно по настоянию Никколо Макиавелли, он получил заказ на фреску размером примерно 6х15 м с изображением "Битвы при Ангиари" для зала Большого совета в палаццо делла Синьория во Флоренции. В добавление к этой фреске должна была быть изображена "Битва при Кашине", заказ на которую получил Микеланджело; оба сюжета - героические победы Флоренции. Этот заказ позволил двум художникам продолжить напряженное соперничество, начавшееся в 1501 году. Ни одна из фресок не была закончена, поскольку оба художника вскоре уехали из Флоренции, Леонардо - снова в Милан, а Микеланджело - в Рим; подготовительные картоны не сохранились. В центре композиции Леонардо (известной по его наброскам и копиям с очевидно законченной к тому времени центральной части) был расположен эпизод с битвой за знамя, где всадники яростно бьются на мечах, а под ногами их лошадей лежат упавшие воины. Судя по другим наброскам, композиция должна была состоять из трех частей, с битвой за знамя в центре. Поскольку ясных свидетельств не существует, сохранившиеся картины Леонардо и фрагменты его записок позволяют думать, что битва была изображена на фоне равнинного пейзажа с горной грядой на горизонте

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Военные машины По окончании эпохи Средневековья и после перевозки части Константинопольской библиотеки в Европу стало известно большое количество книг на греческом и латыни - от оригиналов, созданных еще в IV в. до н.э., до арабских рукописей, составленных между IX и XI вв. н.э., с переводами некоторых исчезнувших работ Александрийской библиотеки. Множество упоминаний в них касается военных машин. В других рисунках и описаниях Леонардо оставил нам: - скорострельную пушку, предвосхищающую автомат; - диск для зарядки пушек, по типу тех, что использовались США и СССР в Первой и Второй мировых войнах; - различные виды автоматических пушек, обслуживаемые всего лишь одним человеком с помощью одной ручки, по типу первых многоствольных автоматов, применявшихся США со времен Гражданской войны; - исследования по традиционным вооружениям; - гигантскую пушку, смонтированную на повозке. Ее колеса отклонялись так же, как в некоторых моделях подвески в современных немецких автомобилях, чтобы погасить толчки и скорректировать высоту. Она имела эластичные стальные пластины, число которых уменьшалось с удалением от центра и вершины созданной ими «арки». Радиус действия этой необычной громадной машины оценивался в 1000 м.

№ слайда 8

Описание слайда:

Леонардо, будучи принятым ко двору Людовико Моро, представил ему краткий обзор своих возможностей как военного инженера и изобретателя. Там были, между прочими, и следующие проекты: - мосты из сцепляющихся между собой модулей, быстро разбираемые и транспортируемые; различные бронированные укрытия и огнеметы для сжигания мостов противника; - способы перекрытия воды, которая наполняет оборонительные рвы противника, отвода рек; разборные мосты, различные модели переносных лестниц для атак и инструменты для преодоления высоты стен издалека; - специальные бомбарды с разрывными снарядами, выбрасывающими бомбы меньшего размера, в сражении с пехотой или открытыми гарнизонами для атаки по криволинейной или параболической траектории; разрывные бомбы, наполненные камнями; - легкие бомбарды, которые метают дымовые снаряды, создающие искусственные облака; очень легкие в транспортировке и оказывающие сильное психологическое воздействие на противника; - огромные бомбарды, стреляющие зажигательными и дымовыми снарядами с кораблей; - способы тайного и бесшумного прокладывания подземных путей, которые могут проходить под стенами и даже под реками; - колесницы, защищенные доспехами, для штурма укреплений и пушек и быстрого приближения к противнику; они должны управляться специально обученными людьми, и вслед за ними должна идти пехота; - другие колесницы, с вращающимися косами против пехоты, должны были поддерживаться бомбардами, мортирами и искусственными средствами транспортировки для передвижения через глинистые и вязкие места; - обширное описание легких вооружений для пехотинцев и стрелков, от усовершенствованной модели пращи до камнеметов и огнеметов.

№ слайда 9

Описание слайда:

Гидравлические машины Известно, что уже в мастерской Верроккьо Леонардо интересовался механикой воды и зарисовал различные источники. Он прорисовал акведуки, тоннели для течения рек и распланировал каналы, которые невозможно было создать в его эпоху, например, такой, который соединил бы Милан с морем: на нем должны были стоять шлюзы, сходные с современными на Панамском канале. По просьбе папы Льва X он спроектировал специальные каналы для затопления равнин Ломбардии в случае турецкого вторжения. Он придумал, как осушить малярийные болота, что смогли сделать только совсем недавно, во второй четверти XX в., и что в древности частично было сделано римлянами во времена Августа.

№ слайда 10

Описание слайда:

Кроме того, Леонардо спроектировал судно без весел, передвигающееся с помощью больших боковых колес, которые он изучал на римских барельефах, не известных сегодня. Он придумал движущиеся лодки и субмарины, а также небольшие приспособления, удивительно похожие на респираторные трубки для автономного дыхания водолазов. Перечислим некоторые из его работ и изобретений: - канал с наклонными шлюзами и регулируемым уровнем воды; - гидравлические ворота с механизмами, позволяющими автоматически регулировать уровень давления, предупреждать отливы и приливы с помощью необходимых перемещений судна, основываясь на законах Архимеда; - драги для очистки отмелей и песка в портах и каналах; - опыты с уменьшенными моделями для изучения принципов гидравлики по отношению к кораблям, каналам, плотинам, подводным лодкам и т. д.; - создание канала, соединяющего Флоренцию с морем, во время войны с Пизой в 1500 году. Хотя такие деятели, как Макиавелли, посчитали это возможным и работы были начаты, вскоре все было заброшено из-за некомпетентности строителей и несовершенства технологий, которые не позволили эффективно применить идеи Леонардо. И помимо прочего - из-за правителей, весьма далеких от понимания этих колоссальных проектов. Политическая и социальная нестабильность городов и государств лишала возможностей и перспектив… Римская Империя пала более чем за тысячу лет до этого! - роющие машины, способные сделать ров шириной 18 и глубиной 6 метров, с расширяющимся и вращающимся ковшом. Эта машина соединялась с необычным краном, который перемещал землю, по мере того как она выбиралась с поверхности; - лыжи и опоры для рук для хождения по воде; - различные типы приспособлений для дыхания под водой; - специальные перчатки для плавания и подводные очки; - очень прочные металлические скафандры для водолазов; - спасательные круги, подобные современным; - корабли, способные подниматься и опускаться по воле человека. Подводные лодки, по форме напоминающие рыбу; - движущиеся по воде машины различного типа, включая винтовые; - водокачка с черпаками, движущимися под действием груза и веса самой воды.

№ слайда 11

Описание слайда:

Машины для полёта Согласно достаточно достоверным данным, механики Сиракуз, Родоса и Александрии и т.д. проводили удачные эксперименты по полетам машин тяжелее воздуха. Китайцы, египтяне и некоторые народы древней Америки использовали планеры, и мы знаем, что китайцы и индусы применяли их в военных целях, запуская некоторые типы воздушных змеев с людьми на высоту до 1000 метров. Однако во тьме Средних веков эти возможности в Средиземноморье были забыты. И должен был придти Леонардо, чтобы они возродились, причем в гораздо большем масштабе, более серьезном и превосходящем наши знания (даже если оставить в стороне «вимана», летающие колесницы, которые древние книги Индии приписывают жителям Атлантиды и которые создавались ими почти миллион лет назад). В 1503-1506 гг. Леонардо посвятил себя изучению полета и анатомии птиц. Он всегда учился у природы, избегая всякого антропоцентрического фанатизма.

№ слайда 12

Описание слайда:

Его работы: - исследования сочленения крыльев; - род дельтовидного крыла, способного летать, хотя и недостаточно совершенного; - вращающиеся крылья, похожие на современные лопасти пропеллера, которые могут, не меняя скорости движения, держаться в воздухе на заданной высоте; - орнитоптер для вертикального полета; - аэродинамическая кабина летающей машины для защиты человека, который ею управляет; - орнитоптер с рулем управления для горизонтального полета; - платформа для взлета и посадки орнитоптеров (имеющая нечто от современных геликоптеров и автожиров); - исследования падающих листьев и применение изученного при создании парашютов; - гидроскоп и анемометр для предупреждения неблагоприятных условий полета; - инклинометр - форма гироскопа, применяемого при полете; - различные типы парашютов, способные выдержать вес человека или нескольких человек или каких-то эквивалентных объемов.

№ слайда 13

Описание слайда:

Анемометр Аппарат вертикального взлета и посадки Вертикальный "ORNITOTTERO" Вертолет Измеритель величины наклона Исследование балансировки Исследование равновесия:Лежащий "ORNITOTTERO" Лежащий "ORNITOTTERO" с четырьмя крыльями Модель "ORNITOTTERO" Орнитоптер Орнитоптер с пружинным приводом Парашют Полет птицы Прибор для измерения скорости ветра Система оттяжек рычагов и соединений Спуск на землю "сухим листком"

№ слайда 14

Описание слайда:

Анемометр Анемометр: На рисунке изображен “пластинчатый анемометр”, или “щетка”, так как традиционно для пробы ветра применялись перья. Прибор представляет собой градуированную трость с тонкими пластинками, которые двигаются в зависимости от интенсивности ветра.

№ слайда 15

Описание слайда:

Аппарат вертикального взлета и посадки На вертикальном "ornitottero" Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. Примером ему послужила природа: "посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног; а когда он в полете, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху... так надо взлетать с плоскости; эти лестницы служат ногами...". Что касается приземления, он писал: "Эти крючки (вогнутые клинья - см. детали справа), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает и все его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках".

№ слайда 16

Описание слайда:

Вертикальный "ORNITOTTERO" Необходимость в более мощном источнике энергии привела Леонардо к мысли задействовать все части человеческого тела в процессе полета. На рисунке - человек, управляющий скользящими механизмами не только с помощью рук и ног, но и головы, которая, по словам Леонардо, "имеет силу, равную 200 фунтам". Человек стоит в центре огромного сосуда, который представляет собой чашу диаметром 12 м, снабженную лестницей (12 м). Крылья аппарата имели ширину 24 м и размах 4,8 м. На этом аппарате Леонардо предполагал использовать две пары крыльев, машущих поочередно.

№ слайда 17

Описание слайда:

Вертолёт Вертолет: Данный рисунок - изображение "предка" современного вертолета. Радиус винта - 4,8 м. Он имел металлическую окантовку и полотняное покрытие. Винт приводился в движение людьми, которые шли вокруг оси и толкали рычаги. Существовал и еще один способ запуска винта - требовалось быстро раскрутить трос под осью. "Я думаю, что если этот винтовой механизм добротно сделан, т. е. сделан из накрахмаленного полотна (во избежание разрывов) и быстро раскручен, то он найдет себе поддержку в воздухе и взлетит высоко вверх".

, .
В XV веке мысль о полете не покидала многих инженеров. Но именно Леонардо стал первым, кто стал изучать теорию полета.
Изначально да Винчи работал надо созданием летательного аппарата, основываясь на принципе маховых движений крыльев. Он анализировал характеристики полета птиц и летучих мышей, а также изучал анатомию их крыльев. Он верил в то, что человек сможет научиться летать, если сконструирует, а затем приведет в действие аппарат, имитирующий машущий полет птиц.
Некоторые из его рисунков изображают лежащего вниз лицом человека, который собирается взлететь с помощью механизмов, присоединенных к крыльям. Другие рисунки демонстрируют более сложные крепежные системы. Есть и рисунки человека с машущими крыльями, расположенного вертикально, и нажимающего на педали аппарата руками и ногами.
Однако позже да Винчи приходит к выводу о том, что человеку просто не хватит мускульной силы в туловище и руках для того, чтобы подняться в воздух подобно птице. В результате он начинает изучать возможность полета без маховых движений, углубляясь в изучение скорости ветра и способов использования воздушных потоков для полета.
Его идеи, воплощенные в виде чертежей и набросков во многом предвосхитили появление современных дельтаплана, самолета, вертолета и парашюта. Результатом его неутомимых исследований стало собрание, содержащее 36 страниц рисунков полета птиц и записей, в которых да Винчи утверждает, что полет человека возможен.
Достижение Леонардо в области аэродинамики можно посмотреть

Изучение крыла (studio d"ala unita, wing study). Множество исследований Леонардо изучению крыльев. Этот рисунок крыла основан на форме крыла летучей мыши. Данная конструкция должна была быть выполнена из дерева и полностью покрыта полотном. Эта модель могла быть реквизитом в театральных постановках да Винчи в период его работы при королевском дворе Милана.


Восковой гигрометр (igrometro a cera, wax hydrometer). Этот прибор измерял уровень влажности атмосферы. Он представлял собой простую конструкцию с весами. С одной стороны располагался поглощающий воду материал наподобие хлопковой ваты, с другой стороны - непоглощающая субстанция, такая как воск. Когда воздух сухой, линия отвеса оставалась в вертикальном положении. Когда вата поглощала влагу из воздуха, то становилась тяжелее воска. Чем больше вата перевешивала воск, тем выше была степень влажности воздуха. Леонардо отмечал, что данный прибор помогал "узнавать качество и плотность воздуха и предсказывать дождь". Сегодня этот принцип применяется в метеорологических будках и других гигрометрах, работающих на основе впитывающего материала, таких как кошачья шерсть или волос человека.

Анемоскоп (anemoscopio, anemoscope). В процессе изучения полета Леонардо в числе прочих работ создал рисунок анемоскопа, устройства для опреления направления ветра. Прибор выглядит в точности как флюгер, часто устанавливаемый на крышах современных домов.

Прибор для измерения скорости ветра и воды (studio per condotti conici, speed gauge for wind or water). Леонардо задавался вопросом: "Если интенсивность ветра и воды остается неизменной, способно ли увеличение их интенсивности в пять раз привести к увеличению энергии в пять раз?" Этот экспериментальный прибор состоял из конусообразных трубок с отверстием наверху, по которым пусклись ветер и вода.

Анемометр (anemometro, anemometer). Этот прибор использовался для измерения силы ветра. Вертикальная пластина двигалась как указатель направления ветра, и по степени ее отклонения от вертикального положения можно было судить об интенсивности ветра.

Машущее крыло (studio d"ala batiente, flapping wing). Этот рисунок был экспериментом Леонардо, с помощью которого он пытался определить подъемную силу машущего крыла. Тростинковая конструкция, покрытая бумагой и состоящая из 12-метрового крыла и сетки, должна была крепиться к деревянной балке весом с человека. Если быстро потянуть рычаг вниз, крыло должно было подняться в воздух вместе с балкой. Если бы эта идея сработала, два крыла смогли бы поднять вверх летательный аппарат вместе с летчиком и удерживать их в воздухе.
В своей записной книжке Леонардо писал:
"... убедись в том, чтобы рывок был максимально резким,
и, если желаемый результат не достигнут,
больше не трать на это время".

Летательный аппарат (macchina volante, flying machine). Один из самых известных рисунков Леонардо, посвященных полету человека. Человек, прикрепленный к конструкции ремнями, должен был лежать лицом вниз и крутить педали, поднимающие и опускающие крылья при помощи веревок и рычагов. Для изменения направления полета нужно было дергать рычаги. Движение аппарата имитировало полет птиц, так как крылья механизма сгибались и распрямлялись в процессе полета.

Дельтаплан (deltaplano, hang-glider). Ранние модели летательных аппаратов Леонардо были основаны на принципе имитации маховых движений крыльев птиц. В механизме таких аппаратов применялись блоки и рычаги, двигающие крылья вверх и вниз. Позже Леонардо начал проектировать аппараты, способные летать, используя воздушные потоки и силу ветра. В таких аппаратах человек мог смещать центр тяжести, просто меняя положение верхней части своего тела. Согласно рисунку в этом планере человек располагался в точках "m", "d" и "a". Движение планера в полете контролировалось с помощью веревок. В 2002 году в Англии по чертежам Леонардо была сконструирована копия этого аппарата. И хотя аппарат был неустойчив в полете, тем не менее смог успешно летать после того, как к конструкции да Винчи добавили хвост.

Воздушный винт (vite aerea, aerial screw). В средние века дети играли в волчок, лопасти которого вращались вокруг оси из нити и поднимали волчок вверх. По всей видимости Леонардо позаимствовал эту идею для своей концепции поднимающегося в воздух винта. Четыре человека, стоя на центральной платформе в основании аппарата, должны были двигаться вокруг оси и толкать рычаги. По мере того как обтянутые льняной тканью винты раскручивались, возникала тяга, позволяющая аппарату подняться в воздух. Скорее всего, такой аппарат никогда бы не смог оторваться от земли и, тем не менее, он по праву может считаться прототипом современного вертолета.

Вертикальный летательный аппарат (ornitottero verticale, vertical flying machine). На рисунке изображен человек, стоящий в самом центре огромного аппарата. С помощью рук, ног и даже головы он должен был управлять скользящими механизмами, с тем чтобы подняться в воздух. Леонардо задействовал все части человеческого тела для того, чтобы максимально увеличить источник энергии. Высота аппарата составляла 12 метров, размах крыльев 24 метра, также конструкция была снабжена выдвижной лестницей с амортизатором длиной 12 метров. Леонардо считал, что конструкция должна состоять из двух пар крыльев, машущих по диагонали (крест-накрест), подобно ходу лошади.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Цель проекта: Рассказать о величайшем ученом своего времени Леонардо да Винчи, который обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания. Представить изобретения, характеризующие его как выдающегося инженера своего времени. Задачи проекта: Познакомиться с величайшим ученым Леонардо да Винчи; Узнать об изобретениях Леонардо да Винчи; Собрать материал по теме; Проанализировать собранную информацию; Создать учебную презентацию «Леонардо да Винчи - изобретатель» для учащихся школы; Оформить материал; Участвовать в проведении урока с использованием презентации.

4 слайд

Описание слайда:

Медицина На исходе Средневековья в Италии взошла звезда, озарившая всё последующее развитие европейской цивилизации. Живописец, инженер, механик, плотник, музыкант, математик, патологоанатом, изобретатель - вот далеко не полный перечень граней универсального гения. Археолог, метеоролог, астроном, архитектор... Все это - Леонардо да Винчи. Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он опередил свое время на несколько веков вперед. Окруженный легендами еще при жизни, великий Леонардо - символ безграничных устремлений человеческого разума. Леонардо да Винчи

5 слайд

Описание слайда:

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в живописном тосканском городке Винчи. Городок Винчи близ Флоренции Дом, в котором жил Леонардо в детстве. Гробница Леонардо да Винчи в капелле Св. Губерта Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи». Полное его имя - итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».

6 слайд

Описание слайда:

У Леонардо было много друзей и учеников. У него была собственная мастерская во Флоренции. В 1481 году да Винчи выполнил первый в своей жизни большой заказ - алтарный образ «Поклонение волхвов» для монастыря, находящегося неподалёку от Флоренции. В 1482 Леонардо, будучи, по словам Вазари, очень талантливым музыкантом, создал серебряную лиру в форме конской головы. Мастерская Веррокьо «Поклонение волхвов»

7 слайд

Описание слайда:

г. Милан, площадь Ла Скала Памятник Леонардо да Винчи На площади Ла Скала в 1872 году, был установлен памятник Леонардо да Винчи Работа скульптора Пьетро Маньи. Памятник представляет собой постамент, на котором стоит Леонардо да Винчи. Ниже Леонардо да Винчи находятся четверо его учеников.

8 слайд

Описание слайда:

Да Винчи был известным деятелем своего времени, но настоящая слава пришла спустя много веков после его смерти. Лишь в конце XIX века были впервые опубликованы теоретические записи ученого. Именно они содержали описания странных и загадочных для своего времени аппаратов. Леонардо да Винчи оставил после себя примерно 13000 страниц различных рукописей - заметки, дневники, рисунки, трактаты, каноны, “кодексы”. В эпоху Возрождения да Винчи едва ли мог рассчитывать на скорое воплощение в жизнь всех своих изобретений. Главным препятствием для их реализации был недостаточный технический уровень. Но в XX веке почти все аппараты, описанные в его трудах, стали реальностью. Это говорит о том, что «итальянский Фауст» был не только талантливым изобретателем, но и человеком, который смог предвосхитить технический прогресс. Конечно, этому способствовали глубокие познания Леонардо.

9 слайд

Описание слайда:

Свои разработки ученый систематизировал, создав так называемые «кодексы» - книги, содержащие записи о тех или иных аспектах науки и техники. Леонардо да Винчи был левшой и писал “зеркально” - то есть справа налево, хотя иногда, например, для переписки с официальными лицами, он использовал обычный стиль письма. Вокруг такой странности мастера ходили слухи. Кто-то из исследователей его творчества заявлял, что Леонардо намеренно писал “наоборот”, чтобы его записи не были доступны невеждам.. В его заметках было все - от медицины, истории и биологии до механики, чертежей, тщательных расчетов конструкций, рисунков и стихов. Автограф Леонардо

10 слайд

Описание слайда:

Тайная вечеря. 1495-1497 годы. Живопись на стене. Санта-Мария-делла-Грацие, Милан. «Джоконда» («Мона Лиза» 1503 Лувр, Париж) Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Однако сам да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён. Однако его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. Портрет музыканта

11 слайд

Описание слайда:

"Я хочу создавать чудеса" Леонардо да Винчи - одна из самых многогранных личностей в истории эпохи итальянского Возрождения. Он смог прославить себя как великий художник и предсказатель, но больше всего поражают его удивительные изобретения. Леонардо увлекался разработками военно-технического оборудования. Одной из по-настоящему гениальных идей была разработка железной колесницы в виде перевернутых тарелок вооруженных пушками. Он первым предложил устанавливать на бронированных кораблях батареи огнестрельных орудий, изобрел вертолет, велосипед, планер, парашют, танк, пулемет, отравляющие газы, дымовую завесу для войск, увеличительное стекло (за 100 лет до Галилея!). Да Винчи изобрел текстильные машины, мощные подъемные краны, системы осушения болот посредством труб, арочные мосты. Изобретения Изобретения

12 слайд

Описание слайда:

Мост в норвежском городе Ас, построенный по чертежам Леонардо да Винчи. "Я знаю, как строить очень легкие и крепкие мосты, пригодные к транспортировке при нападении и отступлении, защищенные от огня и снарядов," - писал Леонардо да Винчи. Вращающийся мост Леонардо да Винчи - это портативный, легкий мост, который был предназначен для того, чтобы армия могла перейти через реку, а затем быстро буксировать его. Мост состоит из одного пролета и крепится к берегу вертикальным шарниром, что позволяет ему вращаться.

13 слайд

Описание слайда:

МОРСКАЯ БОЕВАЯ ТЕХНИКА Двойная обшивка корпуса корабля предлагалась для обеспечения большей непотопляемости и неуязвимости судов при ведении морских сражений. ПОДВОДНАЯ МИНА Для уничтожения неприятельских кораблей подводную мину ввинчивают в днище судна экипаж подводной лодки или водолаз. Впервые подобная мина была применена во время войны в США (1860-е годы), а водолазы-диверсанты появились только во время Второй мировой войны. ПОДВОДНАЯ ЛОДКА "Я знаю множество средств, пригодных при наступательных и оборонительных маневрах на море и защищающих корабли..."

14 слайд

Описание слайда:

ВОДНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ Ласты Ученый разработал схему перепончатых перчаток, которые со временем превратились в общеизвестные ласты. Это были перчатки из ткани в виде растопыренной птичей лапы. Такие перепончатые перчатки значительно увеличивали скорость плавания. Самый необходимый предмет при спасении утопающего - спасательный круг. Это изобретение Леонардо дошло до нашего времени практически без изменений. Леонардо да Винчи занимался всем, что хоть как-то касалось воды.

15 слайд

Описание слайда:

Водяное колесо ДРАГА У Леонардо существует много вариантов эскизов устройств для поднятия воды. Назначение их могло быть различным. . Это и фонтаны и водопроводы и ирригационные устройства. С помощью такого водяного колеса с чашами воду зачерпывали из нижней емкости и выливали ее в верхнюю. Для очистки каналов и углубления дна Леонардо изобрел драгу, которая устанавливалась на плоту, закрепленном между двумя лодками. Черпальная установка была оснащена четырьмя лопастями. Лопасти приводились в движение рукоятью. Собранный со дна ил должен был укладываться на плот, укрепленный между двумя лодками. Перемещая вертикально ось вращения барабана можно было регулировать глубину производимых работ. При повороте колеса трос, привязанный к берегу, наматывался на барабан, и драга перемещалась

16 слайд

Описание слайда:

Леонардо любил воду: он разработал инструкции по погружениям, изобрел и описал дыхательный аппарат для подводного плавания. Мягкий скафандр - водолазный костюм был придуман Леонардо для проведения подводных работ, а точнее, для установки корабля на якорь. По замыслу Леонардо для этих целей под воду должны были спускаться водолазы. Водолазы да Винчи могли дышать с помощью подводного колокола с воздухом, надевали маски со стеклянными отверстиями, сквозь которые можно было видеть под водой.

17 слайд

Описание слайда:

Всю свою жизнь Леонардо да Винчи был буквально одержим идеей полета. Ни одно техническое изобретение не вызывает такого трепета и восхищения, как летающая машина. Именно поэтому к летательным аппаратам да Винчи во все времена было приковано особое внимание. Изобретатель всегда грезил идеей воздухоплаванья. Одной из самых первых (и самых известных) зарисовок на эту тему является схема устройства, которое в наше время принято считать прототипом вертолета. ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

18 слайд

Описание слайда:

Вскоре Леонардо охладел к винтовым летательным аппаратам и переключил внимание на механизм полета. Источником вдохновения для ученого стали птицы. Леонардо пытался создать крыло для летательного аппарата по образу и подобию крыльев пернатых. Для начала были сделаны расчеты, которые показали, что длина крыла утки (в ярдах) численно равна квадратному корню ее веса. Исходя из этого, Леонардо установил - для поднятия в воздух летательной машины с человеком (136 кг) необходимы крылья, подобные птичьим и имеющие в длину 12 метров. Крыло, которое по расчетам Леонардо при быстром давлении на рычаг, могло взмахом поднять с земли свою тяжелую подставку.

19 слайд

Описание слайда:

Первый в мире чертеж воздушного корабля с управляемым хвостовым оперением и обтекаемой формой фюзеляжа. 1486-1490 годы. В процессе работы над летательным аппаратом Леонардо сделал очень интересный с точки зрения современной авиации рисунок. На нем изображен летающий корабль - именно корабль, с сиденьями для пассажиров, а также системой рычагов, управляющих крыльями и хвостом. Дельтаплан великого Леонардо да Винчи... В Великобритании обрело жизнь одно из изобретений великого Леонардо…

20 слайд

Описание слайда:

Дельтаплан, задуманный Леонардо да Винчи более 500 лет назад, способен летать В то время как парашют да Винчи позволил бы человеку прыгать со скалы и оставаться в живых, орнитоптер позволил бы ему парить в воздухе над землей.

21 слайд

Описание слайда:

Попытки воспроизвести крыло, созданное природой, к успеху не приводили - и Леонардо обратился к планирующему полету, т.е. приступил к разработке другой летательной машины, которая была чем-то похожа на современный парашют. Он разработал конструкцию планера, прикреплявшегося к спине человека так, чтобы последний мог балансировать в полете. Основная, самая широкая часть крыльев была неподвижна, однако их окончания могли изгибаться при помощи тросов и изменять направление полета. Пророческим оказался чертеж устройства, которое сам Леонардо описывал так: “Если у вас есть достаточно льняной ткани, сшитой в пирамиду с основанием в 12 ярдов (примерно 7 м 20 см), то вы сможете прыгать с любой высоты без всякого вреда для своего тела”. Мастер сделал эту запись в промежутке между 1483 и 1486 годом. Только через несколько сотен лет этот чертеж был преобразован и такое устройство получило название “парашют” (от греческого para - “против” и французского “chute” - падение). Интересно, что идею создания парашюта Леонардо да Винчи довел до логического конца лишь русский изобретатель Котельников, создавший в 1911 году первый ранцевый спасательный парашют, крепившийся к спине пилота.

22 слайд

Описание слайда:

ОСАДНАЯ И ОБОРОННАЯ БОЕВАЯ ТЕХНИКА Леонардо да Винчи разработал много простых, но в то же время эффективных боевых устройств для обороны и осады крепостей. ШТУРМОВЫЕ ЛЕСТНИЦЫ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТТАЛКИВАНИЯ ЛЕСТНИЦ РЕЖУЩИЕ ВРАЩАЮЩИЕСЯ ЛОПАСТИ ДЛЯ ПОРАЖЕНИЯ НАПАДАЮЩИХ МАШИНА ДЛЯ МЕТАНИЯ БОМБ КАТАПУЛЬТА Башня для штурма замка

23 слайд

Описание слайда:

Конная колесница для наступательных боевых действий с косами. Леонардо сделал эту иллюстрацию боевой машины для «Трактата о войне». Это боевые колесницы, оснащенные косами для перерубания ножных сухожилий вражеских лошадей и солдат, так как косы были вверху и внизу, то буквально, косили всех подряд. Это - своего рода колесница со вращающимися косами, чтобы уничтожать противника в сражении.

24 слайд

Описание слайда:

ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ Пушка СКОРОСТРЕЛЬНЫЙ ОГНЕВОЙ АРБАЛЕТ ГИГАНТСКИЙ АРБАЛЕТ Леонардо да Винчи разрабатывает катапульты и крепостные арбалеты, действующие за счет упругости деревянных или стальных пружин. Одновременно он создает орудия, которые заряжаются не с дула, а с казенной части, многоствольную артиллерию залпового огня, разрывные бомбы, снаряженные картечью, удлиненные снаряды, снабженные стабилизатором и пороховым ускорителем. Большое внимание Леонардо уделял проектированию автоматического огнестрельного оружия. ПУЛЕМЕТ КИЛЕВИДНЫЕ ПУШЕЧНЫЕ ЯДРА

25 слайд

Описание слайда:

МНОГОЗАРЯДНЫЕ БОЕВЫЕ МАШИНЫ Одной из самых захватывающих идей ученого был... танк. Эта конструкция имела округлую форму и внешне напоминала черепаху, ощетинившуюся со всех сторон орудиями. Изобретатель надеялся решить проблему передвижения с помощью лошадей. Правда, от этой идеи быстро отказались: в замкнутом пространстве животные могли стать неконтролируемыми. Вместо этого «двигателем» такого танка должны были стать восемь человек, которые бы поворачивали рычаги, соединенные с колесами, и таким образом двигали бы боевую машину вперед. Еще один член экипажа должен был находиться в верхней части аппарата и указывать направление движения. Интересно, что конструкция бронемашины позволяла ей двигаться только вперед.

26 слайд

Описание слайда:

Подшипники Впервые идея, как считают многие, родилась еще во времени Римской империи, но историки считают, что именно в тетрадях да Винчи появились первые наброски подшипника.

27 слайд

Описание слайда:

Автомобиль При оцифровке "автомобиля" был обнаружен придуманный Леонардо тормоз - специалисты в области автомобилестроения считают, что изобретение тормоза для автопрогресса оказалось едва ли не важнее, чем создание двигателя внутреннего сгорания. Среди всех «земных» открытий Леонардо следует назвать... автомобиль. Мастер уделял основное внимание двигателю и ходовой части, поэтому дизайн «кузова» до нас не дошел. Самодвижущаяся повозка была трехколесной и приводилась в движение заводным пружинным механизмом. Два задних колеса были независимы друг от друга, а их вращение производилось сложной системой шестеренок. Кроме переднего колеса, было еще одно - маленькое, поворотное, которое размещалось на деревянном рычаге. Предполагается, что эта идея родилась у Леонардо в далеком 1478 году. Но лишь в 1752 году русский механик-самоучка, крестьянин Леонтий Шамшуренков смог собрать «самобеглую коляску», приводимую в движение силой двух человек.

28 слайд

Описание слайда:

Первый в истории велосипед Первые технические чертежи велосипеда принадлежат Леонардо да Винчи. Майнингенская хроника 1447 года повествует о перемещающемся устройстве, приводимым в движение водителем.

29 слайд

Описание слайда:

Прокатный стан На рисунке представлена машина для производства листов жести при помощи проката металла между основными катками.

30 слайд

Описание слайда:

Часовые механизмы Медицина Леонардо создавал варианты часов, улучшал их конструкцию: например, часы с гирями являются предшественниками часов, заводящихся пружиной. Однако им требовалось слишком много вертикального пространства для вытягивания гирь. Ученый придумал систему блоков, регулирующую опускание гирь и уменьшающую необходимое вертикальное пространство. Леонардо также решал проблему компенсации потерь энергии, происходящую при раскручивании пружины: сначала при помощи ходового винта - шпинделя, медленно заводящего пружину; затем он создал необычные механизмы, более крепкие и устойчивые, чем шпиндель.

31 слайд

Описание слайда:

Очки Прожектор Изучение бинокулярного зрения привело Леонардо да Винчи к созданию около 1500г. стереоскопа, он изобрел ряд осветительных устройств, в том числе ламповое стекло, мечтал о создании телескопа из очковых линз. Леонардо да Винчи совершил немало открытий и в оптике.

32 слайд

Описание слайда:

Леонардо подходил к изучению анатомии как настоящий естествоиспытатель - так мы оцениваем его в наши дни. Однако труд этого гениального человека, который мог бы получить многие из лавров, доставшихся Везалию, остался незавершенным и напоминал собой гигантский остов. Тем не менее Леонардо, проложивший путь к современной науке, заслуживает почетного места также и среди анатомов - исследователей человеческого организма.

Описание слайда:

Первый чертёж человекоподобного робота был сделан еще Леонардо да Винчи в 1495 году и основан он был на анатомических исследованиях, записанных в Витрувианском человеке. «Витрувианский человек - рисунок, сделанный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-1492 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат. Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями. При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы. Поза с разведенными в стороны руками и не разведенными ногами, вписывается в квадрат («Квадрат Древних»). С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами, вписывается в круг. И, хотя при смене поз, кажется, что центр фигуры движется, на самом деле, пуп фигуры, который является настоящим её центром, остается неподвижным. Если человеческую фигуру – самое совершенное творение вселенной - перевяжем поясом и отмерим потом расстояние от пояса до ступней, то эта величина будет относиться к расстоянию от того же пояса до макушки, как весь рост человека относится к длине от пояса до ступней…». Действительно, в природе и человеческом теле много пропорциональных отношений, близких к тому, которое Леонардо да Винчи назвал «золотым сечением». В любом произведении искусства несколько неравных, но близких к золотому сечению частей дают впечатление развития форм, их динамики, пропорционального дополнения друг другу

35 слайд

Описание слайда:

Считается, что в 1495 году Леонардо да Винчи впервые сформулировал идею «механического человека», иначе говоря - робота. По замыслу мастера, это устройство должно было представлять собой манекен, одетый в рыцарские доспехи и способный воспроизводить несколько человеческих движений. Записи Леонардо да Винчи, найденные в 1950-х годах, содержали детальные чертежи механического рыцаря, способного сидеть, раздвигать руки, двигать головой и открывать забрало. Робот да Винчи не сохранился, и никто в точности не знает, на что тот был способен. .

Описание слайда:

Леонардо да Винчи- итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека». Он буквально перевернул представление людей во всех аспектах жизни. Он поистине заслуживает того, чтобы его назвали ГЕНИЕМ. Величайшим деятелем своей эпохи! Leonardo da Vinci

38 слайд

Описание слайда:

Так кем же на самом деле был Леонардо да Винчи? Наверное, это и есть самая большая загадка. Хотя Леонардо да Винчи принято считать одним из гениев эпохи Возрождения, это даже отдаленно не соответствует истине. Он уникален! Ни до, ни после него в истории не существовало подобного человека, который был гениален во всех областях! Некоторые исследователи склонны считать его путешественником во времени, прибывшим в эпоху Возрождения из отдаленного будущего. Другие считают Леонардо посланником развитой внеземной цивилизации, а третьи – жителем параллельного мира, который более развитый, чем наш. В любом случае слишком хорошо знал Леонардо да Винчи мирские дела и будущее, которое ждет человечество, чтобы быть обыкновенным человеком. «Рожденный летать» оставил нам рисунки и великолепно просчитанные чертежи, которые актуальны и сегодня! Проходили сотни лет, прежде чем идеи Леонардо да Винчи люди смогли воплотить в жизнь.

39 слайд

Описание слайда:

«Слава в руках труда» Леонардо да Винчи - гений, чьи изобретения, безраздельно принадлежат как прошлому, настоящему, так и будущему человечества. Он жил, опережая время, и если хотя бы малая часть того, что он изобрел, была воплощена в жизнь, то история Европы, а возможно и мира, была бы другой: уже в 15 веке мы разъезжали бы на автомобилях и пересекали бы моря на подводных лодках. Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания. Но как удивился бы гений, узнай он, что многочисленные его изобретения используются даже спустя века после его рождения.

40 слайд

Описание слайда:

http://vinci.ru/ http://abitura.com/not_only/hystorical_physics/Vinchi.htm http://www.terredelrinascimento.it/immagini/gallery/vinci/aerea.jpg http://gizmod.ru/2007/05/24/izobretenija_velikogo_leonardo_da_vinchi/ http://www.zitata.com/da_vinci.shtml http://nauka03.ru/istoriya-anatomii/leonardo-da-vinchi.html Список использованной литературы

41 слайд

Описание слайда:


  • Родился 15 апреля 1452г. в городе Винчи недалеко от Флоренции.
  • Умер 2 мая 1519 г. в возрасте 67 лет.

  • За свою жизнь он создал всего около двенадцати законченных картин.
  • «Мадонна Литта» хранится в Эрмитаже

  • Наиболее известная из картин Леонардо да Винчи.
  • Живописец изобрёл принцип рассеяния (сфумато), на его полотнах предметы не имеют чётких границ, всё дышит, живёт, пробуждает фантазию.


  • Леонардо да Винчи создал систему анатомических рисунков, использующихся и в современном обучении медиков.
  • Первый описал «законы зрения». Он знал, что зрительные образы на роговице глаза проецируются в перевёрнутом виде и проверил это с помощью изобретённой им камеры-обскуры.
  • Описал клапан правого желудочка сердца, который теперь носит его имя.
  • Описал законы, управляющие расположением листьев на стебле, влияние Солнца и гравитации на растения, открыл возможность определения возраста растений по структуре их стеблей, а возраста деревьев – по годовым кольцам.

  • Леонардо разработал чертёж «предка» современного вертолёта.
  • В 2001 г. модель вертолёта была воссоздана и поднялась на высоту 10 метров.

  • Спасательный круг. Это изобретение осталось практически без изменений.
  • Устройство, способное сжимать воздух и прогонять его по трубам (вентиляция) .
  • Водолазный костюм и ласты для плавания.
  • Экскаваторы для рытья, подъёма и транспортировки вырытого материала.
  • Прообраз автомобиля с задним приводом, трёхскоростная коробка передач
  • Велосипед, планер, парашют, танк, отравляющие газы, увеличительное стекло (за 100 лет до Галилея!)
  • Текстильные, ткацкие машины, машины для изготовления иголок, напильников, винтов, подъёмные краны, системы для осушения болот, проект печатной машины, куда бумага загружалась автоматически , деревообрабатывающая машина, прокатный стан для производства тонких листов металла, шлифовальная машина.
  • Механизмы с использованием шарикоподшипников , которые существовали только в его рисунках и не могли быть созданы в то время.
  • Разработал чертежи управляемой ракеты, подводной лодки, миномёта. Выдвижной лестницей пожарные пользуются и сейчас.
  • В работах Леонардо встречаются формулировки закона инерции, который сейчас мы называем первым законом Ньютона, и закона всемирного тяготения.
  • Единственным изобретением Леонардо, получившим признание при его жизни был колесцовый замок пистолета (заводившийся ключом), который продолжал встречаться даже в XIX веке.


  • Парашют (Южная Африка, 2000г.)
  • Арочный пешеходный 100-метровый мост на высоте 8 м над автострадой (Норвегия, 2001 г.)
  • Дельтаплан (Великобритания, 2002 г.)
  • Двухуровневые городские дороги (Норвегия, 2002 г.)
  • Машины для производства металлических винтов и верёвки (Италия, 2004г.)
  • Водолазный костюм, вентиляционные системы.

Тайна «Джоконды» (версия)

  • Многие годы человечество восхищается загадочной улыбкой Моны Лизы.
  • В чём же её тайна? Возможно ключом к

разгадке является этот двухслойный автопортрет художника?


Леонардо да Винчи Он уникален: ни до него, ни после в истории не существовало подобного человека, гениального во всём! Кем же он был?..

Посланцем инопланетных цивилизаций? Путешественником во времени? Жителем параллельного, более развитого, чем наш, мира?

Или человеком, который « проснулся слишком рано, когда ещё все спят?»


Леонардо да Винчи был убежден, что "человек, преодолевающий сопротивление воздуха с помощью больших искусственных крыльев, может подняться в воздух".

Убежденный в своей правоте, он начал разрабатывать аппарат, приводимый в движение только силой мышц человека, и позволяющий ему парить в воздухе как птица. Существует множество рисунков такого "ornitotteri", придуманных Леонардо. Одни из них изображают лежащего человека, который собирается взлететь с помощью механизмов, присоединенных к крыльям; другие - движение вперед при помощи более совершенной системы винтов и шкива. Есть и рисунки человека, расположенного вертикально в летательном корабле, на педали которого он нажимал руками и ногами.

Чтобы сконструировать крылья "ornitotteri", Леонардо изучал анатомию птичьего крыла, учитывая функции и распределение его перьев. Наблюдая за полетом птицы, ученый заметил, что она по-разному машет крыльями, когда зависает в воздухе, летит вперед или приземляется. Его интересовали также перепончатые крылья летучих мышей. На основе этих наблюдений Леонардо сконструировал огромные крылья, предназначенные не только для поднятия человека в воздух, но и удержания его в полете, благодаря элеронам и шарнирам. Он собирался имитировать воздушную акробатику птиц, их способность беречь энергию в полете и точно приземляться. До конца XV столетия Леонардо был убежден, что сможет осуществить проект механического полета. Однако его беспокоило то обстоятельство, что возможности мышц человека ограничены. Поэтому он собирался вместо энергии мускулов использовать механизм лука, который обеспечивал бы движение вперед. Впрочем, лук не решал проблем автономности в полете, возникающих при быстром раскручивании пружины.

С 1503 по 1506 г. Леонардо был занят исследованиями в Тоскане. Атмосферные условия, наличие или отсутствие ветра, соответствующие метеорологические и аэродинамические явления заставили его отказаться от своей старой идеи об "инструменте", основанном на взмахе крыльев, и признать”полет без движения крыльев”.

Наблюдая, как большие птицы позволяют воздушным потокам подхватить и нести их в воздухе, Леонардо думал об оснащении человека большими составными крыльями, которые дадут ему возможность войти в подходящий воздушный поток при помощи несложных движений тела и не затратить много сил на это. Человек будет свободно парить, пока не опустится на землю как “сухой лист”.

Систематические исследования, предпринятые Леонардо в начале XVI в., привели его к необходимости изучить “качество и плотность воздуха”. Для этой цели он сконструировал гидроскопические инструменты. Леонардо подчеркивал,что законы аэродинамики аналогичны законам гидростатики, т.е.наука о воде является зеркальным отражением науки о ветре, ”которую (науку о ветре) мы покажем через движение воды и эта важная наука станет шагом вперед в понимании полета птицы в воздухе".

На самом деле конструирование аппаратов способных летать издавна привлекало внимание человека. Увлечение авиамоделизмом, которое у многих начинается с воздушных змеев и бумажных самолетиков, в наше время успешно реализовано за счет производителей радиоуправляемых моделей. Модели самолетов сложно назвать игрушками, потому что большинство из них участвуют в серьезных соревнованиях. Профессионалы разделяют авиамоделизм на любительский и спортивный, при этом первый тип увлечения имеет наибольшее число поклонников.


Идея полета в трудах Леонардо да Винчи

Дмитрий Алексеевич Соболев, канд.техн. наук, Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова, РАН

Одной из самых интересных страниц в многогранном творчестве Леонардо да Винчи являются исследования, посвященные проблеме полета человека. Леонардо был первым из ученых, кто всерьез занялся изучением этой темы. В его рукописях встречаются рисунки и краткие описания различных летательных аппаратов. К этой теме он возвращался на протяжении всей своей творческой деятельности: первые проекты летательных машин относятся к середине 80-х гг. XV века, а последние датируются вторым десятилетием XVI века.

Наиболее многочисленны проекты аппаратов с машущими крыльями - орнитоптеров . Это вполне естественно, так как образцом для подражания на раннем этапе развития авиации всегда была птица.

Первый известный проект летательной машины Леонардо да Винчи - это проект орнитоптера, где человек должен находиться в лежачем положении (1485-1487 гг.) (рис. 1). Для взмахов крыльями нужно использовать и силу рук, и силу ног "пилота". Ось крыла располагалась таким образом, чтобы при движении вниз оно одновременно двигалось назад, создавая наряду с подъемной силой и силу, направленную вперед, необходимую для горизонтального полета.

Леонардо не только привел краткое описание конструкции, но и дал рекомендации об испытаниях аппарата. Он писал: "Этот прибор ты испытаешь над озером и наденешь в виде пояса длинный мех, чтобы при падении не утонуть. Надобно также, чтобы опускание крыльев производилось силою обеих ног одновременно, дабы ты мог задерживаться и балансировать, опуская одно крыло быстрее другого, смотря по надобности, так, как ты видишь это делают коршуны и другие птицы. И притом опускание посредством двух ног всегда бывает более мощным, чем посредством одной... А поднимание крыльев должно совершаться силою пружины или, если хочешь, рукою, а еще лучше поднятием ноги, это - лучше, потому что руки у тебя тогда свободнее" (Леонардо да Винчи. Избранные естественно-научные произведени. М.1955. С. 605).

Для управления высотой полета да Винчи предложил оригинальный механизм, состоящий из подвижного горизонтального хвостового оперения, соединенного с обручем на голове человека. Поднимая и опуская голову, испытатель должен был, по замыслу Леонардо, поднимать и опускать хвостовую поверхность орнитоптера (рис. 2).

Стремясь уменьшить затраты сил на движение крыльями, великий итальянский изобретатель предложил делать на машущих поверхностях специальные матерчатые клапаны, которые при движении крыла вниз плотно прижимались бы к натянутой на арматуру крыла сетке, а при обратном ходе открывались, позволяя свободно проходить воздуху. Похожая идея применялась позднее другими конструкторами орнитоптеров.

Еще одним вариантом орнитоптера , предложенным Леонардо в те же годы, был аппарат, в котором человек должен был осуществлять взмахи крыльями, наподобие велосипедиста вращая ногами колеса, соединенные рычагами с силовой конструкцией крыльев (рис. 3). На наброске этого аппарата обращает на себя внимание нечто напоминающее колокольчик, подвешенный перед лицом "пилота". Исследователи до сих спорят, что бы это могло быть. На мой взгляд, данное устройство - это маятник, предназначенный для индикации положения в пространстве. Известно, что примерно в 1485 г. ученый сделал эскиз такого устройства (рис. 4). Если это так, то мы видим первый рисунок авиационного прибора.

Наиболее известный проект - орнитоптер-лодка (рис. 5). Он датируется примерно 1487 г. Судя по всему, человек должен был сидеть или стоять в лодке, двигая соединенные с крыльями рычаги. Еще один рычаг предназначался для поворотов горизонтального руля, напоминающего по форме хвост птицы.

В конце 1480-х гг. Леонардо да Винчи делает чертеж и описание большой летательной машины с двумя парами машущих крыльев (рис. 6). Стоящий в чем-то наподобие чаши, мужчина приводил крылья в движение с помощью системы блоков. Интересно, что аппарат имел убираемое шасси; опоры могли складываться вверх с помощью ворота и тросов (рис. 7).

Леонардо так объяснял концепцию своего нового орнитоптера: "Я решил, что стоять на ногах лучше, чем лежать плашмя, ибо прибор никогда не может перевернуться вверх ногами... Подъем и опускание при движении [крыльев] будут производиться опусканием и подниманием обеих ног, что дает большую силу, а руки остаются свободными. Если бы тебе пришлось бы лежать плашмя, то ноги, в берцовых суставах, сильно уставали бы..." (Леонардо да Винчи. Избранные естественно-научные произведения..С.606).

Данное рассуждение, конечно, верно, но тем не менее этот проект следует отнести к наименее удачному результату творческих изысканий Леонардо да Винчи. Очень большие размеры аппарата: размах крыльев - 40 локтей (около 16 м), высота конструкции - 25 локтей (10 м), сложная и тяжелая трансмиссия - все это делало шансы на подъем в воздух еще менее реальными, чем у прежних орнитоптеров.

По-видимому, со временем Леонардо сам понял нереальность своего замысла. Возможно, он даже проводил какие-то опыты, так как в его записках 1485-1490 гг. есть рисунок эксперимента по определению подъемной силы машущего крыла (рис. 8). Чуть позднее он указал на возможность использования в качестве источника энергии для движения крыльев сжатый с большой силой лук (рис. 9). При распрямлении мощный лук действительно мог создать большой импульс сил, но он был бы очень кратковременным, и в лучшем случае машина могла бы только подпрыгнуть вверх.

Подсказку для выхода из этой тупиковой ситуации дало тщательное изучение механизма полета птиц, которым ученый увлекся на рубеже XV-XVI вв. Наблюдение за пернатыми натолкнуло его на верную мысль о том, что основная тяга в полете создается концевыми частями крыла. В результате в самом конце XV в. Леонардо делает чертеж принципиально нового проекта орнитоптера - с крылом, состоящим из двух шарнирно соединенных частей (рис. 10). Взмахи должны были осуществляться внешними частями, составляющими около половины общей площади крыла. Данная идея, являющаяся первым шагом в зарождении концепции аппарата с неподвижным крылом - самолета, нашла практическое воплощение в последнем десятилетии XIX в. в экспериментах знаменитого немецкого пионера авиации О. Лилиенталя. Известно, что тот пробовал совершать полеты с планером, концы крыла приводились в движение от закрепленного на его теле двигателя (рис. 11).

Следующий шаг в эволюции взглядов Леонардо на конструкцию летательной машины связан с исследованием им механизма парящего и планирующего полета пернатых. Он пришел в выводу: "...Когда птица находится в ветре, она может держаться на нем без взмахов крыльями, ибо ту же роль, которую при неподвижном воздухе крыло выполняет в отношении воздуха, выполняет движущийся воздух в отношении крыльев при неподвижных крыльях" (Леонардо да Винчи. Избранные естественно-научные произведения. С.497).

Основываясь на этом принципе, известным в наши дни как принцип обратимости движения, Леонардо приходит к выводу: не человек должен крыльями отталкивать воздух, а ветер должен ударять в крылья и нести их в воздухе, как движет он парусный корабль. Тогда пилоту летательной машины необходимо будет только обеспечивать равновесие с помощью крыльев. "Не нужно много силы, чтобы поддерживать себя и балансировать на своих крыльях и направлять их на путь ветров и управлять своим курсом, для этого достаточно небольших движений крыльями", - пишет Леонардо да Винчи в 1505 г. (Giacomelly, R. The aerodynamics of Leonardo da Vinci // Aernautical Journal. 1930. Vol. 34. P. 1021)

Опираясь на разработанную им концепцию, ученый задумал создать новый тип летательного аппарата. Скорее всего он должен был принципиально отличаться от орнитоптеров прежних лет. По мнению итальянского исследователя творчества Леонардо да Винчи Р. Джакомелли, это мог быть моноплан с размахом крыльев приблизительно 18 м, предназначенный для полетов в восходящих потоках воздуха (по современной терминологии - планер-паритель). Крылья были подвижные, но по сравнению с предшествующими проектами подвижность их была весьма ограничена и служила бы только для балансировки (Giacomelly, R. Leonardo da Vinci e il volo meccanico // L"Aerotechnica. 1927. No. 8. P. 518-524.).

Пилотируемая "искусственная птица" должна была стартовать с вершины горы Монте Чечери (гора Лебедя) в окрестностях Флоренции и, подхваченная вертикальными потоками, подняться в воздух. "Большая птица начнет первый полет со спины своего исполинского лебедя, наполняя вселенную изумлением, наполняя молвой о себе все писания, - вечной славой гнезду, где она родилась", - написал Леонардо да Винчи в своем "Трактате о полете птиц" (1505 г.) (Леонардо да Винчи. Избранные естественно-научные произведения. С.494).

Но Италии не суждено было стать родиной планеризма. Загруженный многочисленными заказами, Леонардо так и не смог приступить к осуществлению своей идеи (или не захотел - для него всегда было интереснее генерировать проекты и постулаты, нежели воплощать их в жизнь).

Незадолго до смерти ученый еще раз вернулся к мыслям о движении по воздуху с помощью неподвижного крыла. В его рукописи, хранящейся в Институте Франции в Париже, есть малоизвестный рисунок, датируемый 1510-1515 гг. (рис. 12). На нем изображен человек, который, держась руками за плоскость, спускается по воздуху, и имеется указание о способе управления: "Этот [человек] будет двигаться направо, если он согнет правую руку и распрямит левую; и будет затем двигаться справа налево при перемене положения рук" (Gibbs-Smith, С. Leonardo da Vinci"s aeronautics. London, 1967. P. 21.). По-видимому, данная идея простейшего балансирного планера, или, точнее, управляемого парашюта, возникла у Леонардо в результате наблюдения за падением листа бумаги в воздухе.

Говоря о изысканиях Леонардо да Винчи в области полета, нельзя не упомянуть еще о двух пионерских проектах - проекте парашюта и проекте вертолета. Оба они сделаны в 1480-е гг., одновременно с первыми предложениями по созданию орнитоптеров.

Рисунок спускающегося на пирамидовидном парашюте человека (рис. 13) Леонардо сопроводил надписью: "Если у человека шатер из прокрахмаленного полотна, шириною в 12 локтей и вышиною в 12, он сможет бросаться с любой большой высоты без опасности для себя" (Леонардо да Винчи. Избранные естественно-научные произведения. С.615).

Знакомое многим изображение вертолета Леонардо да Винчи (рис. 14) представляет собой первый проект вертикально взлетающего летательного аппарата. В отличие от современных вертолетов с лопастным винтом, эта машина должна была подниматься в воздух с помощью хорошо известного в XV в. архимедова винта, диаметром около 8 м. Несмотря на то, что винт должен был раскручиваться вручную, Леонардо да Винчи верил в осуществимость своего проекта: "Я говорю, что когда этот прибор, сделанный винтом, сделан хорошо, т.е. из полотна, поры которого прокрахмалены, и быстро приводится во вращение [...] названный винт ввинчивается в воздух и поднимается вверх".

Как всякие первые предложения, эти проекты были еще несовершенны. Парашют не имел специального отверстия в вершине купола, обеспечивающего устойчивую траекторию снижения, а в проекте вертолета не учитывалось влияние реактивного момента от вращения винта, который раскручивал бы расположенную внизу конструкцию, далека от наилучшей была и форма винта. Но тем не менее оба они представляют собой выдающиеся технические предвидения.

Замечательные идеи Леонардо да Винчи долгое время оставались неизвестными, так как он не опубликовал результаты своих исследований. В конечном итоге то, к чему Леонардо пришел в течение нескольких десятилетий, затянулось на века. Только в XVIII столетии на смену безуспешным попыткам полета с помощью взмахов прикрепленными к рукам и ногам крыльями пришли первые проекты летательных аппаратов с образующим подъемную силу неподвижным крылом и небольшими подвижными крыльями для создания направленной вперед силы - Сведенборга (Швеция, 1716 г.), Бауэра (Германия, 1763 г.), Кейли (Англия, 1799 г.). Полеты на балансирных планерах начались в конце XIX в., а первые вертолеты появились только в XX в.

Анализ развития взглядов на конструкцию крылатого летательного аппарата в трудах Леонардо да Винчи и в работах последующих пионеров авиации позволяет сделать следующий общий вывод: вопреки распространенной среди историков авиации точке зрения, идея самолета зародилась не сама по себе как альтернативная орнитоптеру концепция, а "выросла" из проектов аппаратов с машущим крылом через ряд промежуточных образцов полусамолетов-полуорнитоптеров, автором первых из которых был великий Леонардо.


Вертикальный "ORNITOTTERO"
Необходимость в более мощном источнике энергии привела Леонардо к мысли задействовать все части человеческого тела в процессе полета. На рисунке - человек, управляющий скользящими механизмами не только с помощью рук и ног, но и головы, которая, по словам Леонардо, "имеет силу, равную 200 фунтам" . Человек стоит в центре огромного сосуда, который представляет собой чашу диаметром 12 м, снабженную лестницей (12 м). Крылья аппарата имели ширину 24 м и размах 4,8 м. На этом аппарате Леонардо предполагал использовать две пары крыльев, машущих поочередно.

Вертолет
Данный рисунок - изображение "предка" современного вертолета. Радиус винта - 4,8 м. Он имел металлическую окантовку и полотняное покрытие. Винт приводился в движение людьми, которые шли вокруг оси и толкали рычаги. Существовал и еще один способ запуска винта - требовалось быстро раскрутить трос под осью. "Я думаю, что если этот винтовой механизм добротно сделан, т. е. сделан из накрахмаленного полотна (во избежание разрывов) и быстро раскручен, то он найдет себе поддержку в воздухе и взлетит высоко вверх"

Гидроскоп
Гидроскоп - прибор, изобретенный Альберти. Он представлял собой простой набор шкал с гидроскопичесим веществом (хлопковая вата, губка и т.д.) и воском, не впитывающим воду. По словам Леонардо, прибор применялся для того, ” чтобы узнать качество и плотность воздуха и когда пойдет дождь ”.

Измеритель величины наклона
Этот прибор представляет собой маятник, помещенный внутрь стеклянного сосуда (в форме колокола), служащий для того, чтобы "направить аппарат (летательный) прямо или под наклоном, как предпочитаете, т. е. когда захочется лететь прямо, установите шарик в середину круга".


Исследование балансировки
Движения планера в полете контролировались подвижными крыльями и балансированием летчика: "человек должен быть свободен книзу от талии, чтобы он мог себя уравновесить, хотя и находится при этом в лодке, и так, чтобы его центр тяжести совпадал с центром тяжести всей конструкции и был уравновешен с ним".

Исследование равновесия
Ученый провел исследование равновесия планера c целью определения центра гравитации у птицы. Рисунков этого планера не существует, но известно, что он должен был быть построен из легких материалов: бамбука и ткани с креплениями и оттяжками из сырого шелка или из специальной кожи. Высокая конструкция из тростника в форме цилиндра или параллелепипеда, видимо, вытягивалась на лямках из очень широких (около 10 м в ширину) крыльев этого планера. В этой конструкции летчик располагался намного ниже крыльев, что создавало равновесие аппарата.

Лежащий "ORNITOTTERO"
Этот рисунок - один из самых знаменитых рисунков Леонардо: "А вращает крыло, В поворачивает его с помощью рычага, С опускает его, D поднимает его". Человек лежит на платформе вытянувшись: "На этом месте располагается сердце". Ноги вдеты в стремена таким образом, что одна нога поднимает крыло, другая опускает. Это - летательный аппарат, в котором распростертый человек крутит педали, поднимающие и опускающие крылья, сгибающие и вращающие их при помощи веревок и рычагов, т.е. этот аппарат как бы “гребет” по воздуху.

В другом варианте "Ornitottero" четыре крыла приводились в движение руками и ногами пилота. Руки поднимали крылья при помощи барабана, а ноги опускали по одной паре крыльев по очереди. Таким образом, ритм машущих крыльев ускорялся. Аппарат на спине пилота управлялся накручиванием канатов на барабаны и раскручиванием их.


Модель "ORNITOTTERO"
Здесь представлен один из вариантов "ORNITOTTERO". Пилот с аппаратурой на спине располагался под металлическим полукругом; движение крыльев создавалось за счет движения ног. Этому помогали руки, управляющие рукоятками, расположенными под полукругом. Руль размещался на шее пилота. Направление полета определялось поворотом головы.

Орнитоптер
Фюзеляж по форме напоминает лодку для пилота. Видимо, о воздухе Леонардо мыслил теми же понятиями, что и о воде. Огромные крылья (похожие на крылья летучей мыши) приводятся в движение системой винтов и гаек. Как и на лодках, был предусмотрен руль. Широкая хвостовая плоскость предназначалась, должно быть, для контроля высоты.

На рисунке не планер, управляемый пилотом, а интересный "гибрид". Летчик висит вертикально в центре аппарата, кончики крыльев имеют соединения, контролирующие машину, а жесткая конструкция поддерживает ее.

Орнитоптер с пружинным приводом
Будучи убежденным, что невозможно управлять таким аппаратом при помощи только силы человеческих мышц, Леонардо дал альтернативные решения. Например, им был спроектирован аппарат с пусковым пружинным устройством, передающим свою энергию крыльям “ornitottero” (в данном случае - вертикального) в момент распрямления пружины. В детальной проработке слева Леонардо изобразил устройство, аналогичное тем, что он использовал в своем “автомобиле” и в некоторых часовых механизмах. Данная система теоретически настолько опережала свое время, что даже получила название "Аэроплан Леонардо". На практике она оказалась несовершенной из-за необходимости быстрого раскручивания пружины и трудностей при ее обратном сматывании во время полета.

Парашют
"Если у человека есть тент из плотной ткани, каждая из сторон которого составляет 12 длин руки, и высота - 12, то он может прыгнуть, не разбившись, с любой значительной высоты ".


Полет птицы
Благодаря систематическим исследованиям полета птицы, Леонардо решил заменить полет при помощи машущих крыльев планирующим полетом. Около 1505 г. была закончена его книга “Сodice sul Volo degli Uccelli” (в настоящее время она находится в Турине, в бывшей Королевской библиотеке). Данные рисунки - из этой книги.

Прибор для измерения скорости ветра
Существовал и другой вид анемометра. Он был сделан из конусообразных трубок и применялся для того, чтобы установить, пропорционален ли ветер, поворачивающий колесо, воздухозаборному отверстию в конусе, учитывая идентичную интенсивность ветра.

Система оттяжек рычагов и соединений
Леонардо считал, крылья могут подниматься и опускаться системой канатов и блоков, приводимой в движение ногами пилота, вдетыми в стремена, и его руками, управляющими рукоятками. Поднимаясь и опускаясь, крылья, также, сгибались и распрямлялись при помощи автоматической системы оттяжек, рычагов и соединений.

Спуск на землю "сухим листком"
"Человек повернется направо, если согнет правую руку и вытянет левую; меняя эти движения, он будет поворачиваться справа налево”.

Анемометр
На рисунке изображен “пластинчатый анемометр”, или “щетка”, так как традиционно для пробы ветра применялись перья. Прибор представляет собой градуированную трость с тонкими пластинками, которые двигаются в зависимости от интенсивности ветра.

Аппарат вертикального взлета и посадки
На вертикальном "ornitottero" Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. Примером ему послужила природа: "посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног; а когда он в полете, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху... так надо взлетать с плоскости; эти лестницы служат ногами...". Что касается приземления, он писал: "Эти крючки (вогнутые клинья - см. детали справа), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает и все его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках".

Последние материалы сайта