Презентация "мир глазами географа глобус и географическая карта". Презентация по окружающему миру на тему «Мир глазами географа. Глобус и географическая карта» скачать бесплатно «Главный пояс земли» - экватор»

24.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Цель работы: познакомить с наукой, изучающей Землю, - географией; сформировать представление о глобусе и географической карте; закрепить умение работать с картой и глобусом; развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Что же такое география? Это наука о Земле. В переводе с греческого «география» означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «гео» - Земля и «графо» - пишу.

Хотелось бы добавить, что «гео» - это сокращение от «Гея» - так звали греческую богиню Земли.

А как толкует слово «география» С.И. Ожегов?

География - комплекс наук, изучающих поверхность Земли с ее природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов.

Кто такие географы? Географ - специалист по географии.

Что изучает география? Что же нам может объяснить современная география?

География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность.

География объясняет, почему Земля такая круглая, почему в одних районах лежит снег, а в других - жаркое лето, почему в одних странах ловят рыбу, а в других добывают нефть.

Какие изобретения человека помогают нам путешествовать по планете? Это глобус и географическая карта.

Какую форму имеет глобус?

Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого.

Какую он имеет окраску? Почему?

На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий - вода, желтый, коричневый, зеленый - суша, белый - лед.

Почему глобус называют «мяч в сетке»? Глобус покрыт линиями, будто сеткой.

При вращении на месте остаются полюса: северный и южный.

Что вы скажете о линиях, расположенных горизонтально?

Горизонтальные линии разные по длине, у полюсов это маленькие колечки.

Как называют «главный пояс Земли»?

«Главный пояс земли» - экватор».

Что вы скажете о вертикальных линиях?

Тема: Мир глазами географа.

Цели: - Ознакомить с наукой, изучающей Землю, - географией;

Сформировать представление о глобусе и географической карте;

Закрепить умение работать с картой и глобусом;

Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Оборудование : тесты на каждого, карточки для индив. работы, словарь Ожегова, глобус, рассказ для работы парами, схемы глобуса, тетрадь.

  • Организационный момент. Слайд 1 .
  • Слайд 2 . Сегодня мы посмотрим на окружающий нас мир глазами географов, узнаем, что такое география и что она изучает. Но сначала мы узнаем, как вы потрудились дома.

  • Проверка дом. задания . Слайд 3 .
  • Слайд 4,5 . Тест.

    Индивидуальная работа по карточкам.

    (Большой Пес, Сириус; Малая Медведица, Полярная звезда; Волопас, Арктур).

    Объясните слова астронома: «Звездное небо – великая книга природы. Кто сумеет ее прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса».

  • Работа по теме. Слайд 6 .
  • Мы с вами жители галактики Млечный Путь, вот здесь находится наш дом – планета Земля.

    Слайд 7 . Сегодня мы посмотрим на мир глазами географов. Давайте выясним, что такое география. Прочитайте, что об этом говорится на с. 22 нашего учебника.

    «Ге» - это сокращение от слова «Гея» - так звали греческую богиню Земли. Слайд 8 . А вот как толкует слово «география» Ожегов.

    Кто такие географы?

    Что изучает география? Об этом нам расскажет наш помощник – учебник. (с. 22, 23) Что нам может объяснить современная география? Какие изобретения человека помогают нам путешествовать по планете?

    Давайте познакомимся с ними поближе.

    Рассказать о глобусе нам поможет вопросник, который лежит у вас на столах. Слайд 9 .

  • Какую форму имеет глобус? (форму шара)
  • Какую он имеет окраску? Почему?
  • Почему глобус называют «мяч в сетке»? (покрыт линиями)
  • Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении? (северный и южный полюса)
  • Что вы скажете о линиях, расположенных горизонтально? (разные по длине)
  • Как называют «главный пояс Земли»? (экватор)
  • Что вы скажете о вертикальных линиях? (соединяются в одну точку на полюсах)
  • А сейчас положите перед собой схемы глобуса. Слайд 10 .

    Поработаем с ней. Каждая линия на глобусе имеет свое название. Вы уже сказали, что «главный пояс Земли» - это экватор, его еще называют «самая длинная параллель». Как же называют остальные горизонтальные линии? Как они расположены друг относительно друга? (параллели)

    Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются меридианами.

    На глобусе указаны материки и океаны. Сколько океанов на земном шаре? (4: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)

    Что вы можете сказать о материках? (6: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка)

    Глобус не всегда был таким, как сейчас. Прочитайте о нем на с. 24 вашего учебника. Слайд 11 . Кто был создателем первого глобуса? Когда это было, и как ученый назвал свое творение? Чем глобус отличался от современного? По мере изучения Земли на глобусе появлялось все больше и больше географических объектов. А удобно ли путешествовать с глобусом по земному шару? Значит нужен другой помощник. Слайд 12 . Какие виды географических карт вы знаете? (физическая карта России, политическая карта мира, экологическая карта) Что такое «географическая карта»? запишите определение в тетрадь. Давайте сравним глобус и карту полушарий. Слайд 13 . Что между ними общего? А в чем различие?

    Прочитайте о первой карте в учебнике с. 24. Слайд 14 .

    Не случайно карту называют «Карта полушарий». Половинки – это полушарии. Откройте страницу 27 учебника. Обратите внимание на масштаб. Он показывает, сколько километров на местности соответствует 1 см на карте.

    физминутка

  • Работа в тетради. С. 8 № 1. Дайте определения.
  • Работа парами. Восстановить рассказ. Слайд 15 .

  • Итог урока .
  • Что изучает наука география?

  • Домашнее задание .
  • Выполни задания № 1, 2, 3 (уч. с. 29)

    Тетрадь с. 9 № 3


    Татьяна Анатольевна Ильина

    Тип урока: комбинированный

    Цель

    — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

    Характеристика деятельности учащихся

    Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

    Сравнивать глобус и карту полушарий, находить условные знаки на карте полушарий, обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества, составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий, извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них.

    Работать с терминологическим словариком.

    Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

    Планируемые результаты

    Предметные (знать, уметь)

    Знать понятие о географии и географических объектах, историю создания карт в мире и в России, глобус как модель Земли, элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба), материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря.

    Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

    П. - ставить и формулировать проблемы, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

    Р. - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

    К. - формулировать собственное мнение и позицию и координировать еȅ с позициями портнȅров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

    Личностные результаты

    Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно - познавательные мотивы.

    Основные понятия и определения

    География. Географи-ческие объекты. Глобус. Карта

    Подготовка к усвоению нового материала

    Узнаем, что изучает наука география. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения географа, использовать глобус и карту для по-лучения информации о Земле.

    Вспомни, что такое глобус и карта. Подумай, для чего нужно уметь ими пользоваться.

    Попробуй рассказать о мире с точки зрения географа. Используй для этого слова: материки, океаны, равнины, горы, реки, озёра, страны, го-рода, народы. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.

    Изучение нового материала

    География — одна из наук о Земле. Название этой науки в переводе с греческого языка озна-чает «землеописание». Оно образовалось из двух слов: «ге» — Земля и «графо» — пишу. Геогра-фия очень древняя наука. Учёные-географы и путешественники на протяжении тысяч лет ис-следовали и описывали нашу планету.

    ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ

    С точки зрения географа, мир — это Земля, огромная планета с материками и океанами, равнинами и горами, реками и озёрами, лесами и пустынями, со множеством городов, стран, народов. География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность.

    Хотя название науки переводится как «земле-описание», современная география не только описывает Землю, но и объясняет, почему она такая. Почему, например, в одних районах пла-неты круглый год лежит снег, а в других рас-тут вечнозелёные леса. Почему в одних странах основным источником доходов является ловля рыбы, а в других — добыча нефти...

    Как интересно вслед за учёными-географами отправиться в путешествие по нашей планете! А помогут в этом глобус и географическая карта.

    По мере изучения Земли на глобусах и картах появлялось всё больше и больше географи-ческих объектов — материков, островов, морей, рек, озёр и т. д., а их изображение становилось всё более правильным.

    Современные географические карты очень раз-нообразны. Например, различают физические и политические карты. Кроме того, на одних кар-тах показана поверхность всей Земли, а на дру-гих — только какая-нибудь её часть.

    Осмысление и понимание полученных знаний

    1.Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физиче-ской карте, на политической карте?

    2.Сравните глобус и карту полушарий (с. 24—25). В чём их сходство? В чём разли-чие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?

    3.Вспомните условные знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.

    4.Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски своё умение показывать на карте.

    5.С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее поль-зоваться

    Очень интересна карта полушарий! На ней изображены две половины земного шара — по-лушария, западное и восточное. Как будто гло-бус разделили пополам и перенесли на лист бумаги! Эта карта передаёт форму Земли лучше, чем обычная карта мира. Поэтому очертания материков и другие изображения на ней более точные.

    Работая с картами, обращайте внимание на их масштаб. Масштаб показывает, какое рас-стояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте.

    Прочитай текст. Используй эту информацию при рассказе о географических картах

    Одна из первых географических карт России была создана более 400 лет назад. Она назы-валась «Большой чертёж». На ней было показа-но 400 городов, 880 рек, около 60 озёр. К со-жалению, сама карта не сохранилась. Зато сохранилась книга с её описанием — «Книга Большому чертежу». В ней подробно рассказано о природе и хозяйстве России тех времён.

    Обсудим!

    Один географ написал такие слова: «Несомнен-но, карты принадлежат к великим творениям че-ловеческой мысли». Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните?

    Проверь себя

    1.Что изучает география? 2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?

    3.Что тебе известно об истории создания гло-буса и географических карт? 4. Докажи на при-мерах, что современные географические карты очень разнообразны.

    Вывод

    География изучает природу земной поверхно-сти, население и его хозяйственную деятель-ность. В географии широко используются глобус и географическая карта, которые по праву считаются одним из самых замеча-тельных изобретений человечества.

    Мир глазами географа -1

    География - комплекс наук, изучающих поверхность Земли с ее природными условиями, распределение на ней населения и экономических ресурсов. Это очень древняя наука, слово «география» в переводе с греческого означает «землеописание». Это слово образовалось из двух: «ге» (сокращение от «Гея» - так звали греческую богиню Земли) - Земля и «графо» - пишу.

    Географы занимаются описанием Земли, объясняют, например, почему в одних районах лежит снег, а в других - жаркое лето, почему в одних странах ловят рыбу, а в других добывают нефть.

    Глобус и карта - два замечательных географических изобретения (рис. 2, 3).

    Рис. 2. Глобус

    Рис. 3. Карта

    Примерно 2,5 тысячи лет назад появилась первая географическая карта. Ее создал древнегреческий ученый Анаксимандр (рис. 5). Она имела форму круга, изображала Грецию в центре, окруженную другими известными на тот момент государствами. Всю сушу окружал океан (рис. 4).

    Рис. 4. Карта Анаксимандра ()

    Рис. 5. Анаксимандр ()

    В 1492 году немецкий географ Мартин Бехайм (рис. 7) создал первый глобус, дошедший до наших дней, который он назвал «земное яблоко» (рис. 6). На нем не было Северной и Южной Америк, они еще не были открыты.

    Рис. 6. «Земное яблоко» Бехайма

    Глобус - модель Земли, имеющая шарообразную форму. На нем синим цветом показаны океаны; зеленым, желтым, коричневым - суша; белым - лед (рис. 8).

    На глобусе можно увидеть океаны : Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый и Южный, которые сливаются вместе в единый мировой океан, омывающий весь земной шар. Также на глобусе можно найти шесть материков : Евразию, Африку, Австралию, Антарктиду, Северную Америку, Южную Америку.

    Точка, где ось выходит из глобуса сверху (у Земли эта ось воображаема), называется Северным географическим полюсом , а нижняя точка - Южным географическим полюсом Земли (рис. 9).

    Рис. 9. Вращение Земли вокруг воображаемой оси

    Если рассмотреть глобус внимательнее, вы увидите, что по его поверхности проведены круговые линии (рис. 10).

    Рис. 10. Линии на глобусе

    Линии на глобусе или на карте, условно проведенные по поверхности Земли от одного полюса к другому, называются меридианами . Все меридианы имеют одинаковую длину. Нулевым условно считают меридиан , который проходит через старейшую астрономическую обсерваторию города Гринвич в Великобритании (рис. 11).

    Рис. 11. Гринвичская обсерватория

    Линия Гринвичского нулевого меридиана условно делит земной шар на Западное и Восточное полушария (рис. 12).

    Рис. 12. Западное и Восточное полушария

    На равном расстоянии от полюсов проходит условная линия, которая называется экватор . Он условно делит земной шар на Северное и Южное полушария (рис. 13).

    Рис. 13. Северное и Южное полушария

    Параллельно экватору на глобусах и картах проведены параллели, все они направлены с запада на восток.

    Самая длинная параллель - экватор (около 40 тысяч километров), длина других параллелей уменьшается к полюсам, а на полюсе превращается в точку. Пересекаясь, воображаемые линии - параллели и меридианы - образуют градусную сетку, которая помогает точно определять местоположение того или иного земного объекта.

    Более 400 лет назад была составлена первая карта России, которая называлась «Большой чертеж». Это была очень подробная карта, на ней было показало 400 городов, 800 рек, около 60 озер. К сожалению, карта не сохранилась.

    По мере того как открывались новые материки, океаны, моря, менялись и карты.

    Карта - это чертеж поверхности земли, небесного тела или звездного неба. На физической карте и карте полушарий, как и на глобусе, можно увидеть материки и океаны (рис. 14).

    Рис. 14. Физическая карта Евразии ()

    На политической карте мира изображены страны (рис. 15).

    Рис. 15. Политическая карта Евразии ()

    Существуют карты, которые показывают отдельные материки, страны и даже области. При работе с любой картой важно учитывать ее масштаб.

    Масштаб - это отношение длины линий на карте или чертеже к действительной длине. Масштаб физической карты России говорит нам, что каждый сантиметр карты соответствует 200 км на местности (рис. 16).

    Рис. 16. Физическая карта России ()

    Список литературы

    1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
    2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
    3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
    1. Prezentacii.com ().
    2. Ikt.oblcit.ru ().
    3. Shack.ru ().

    Домашнее задание

    Восстановите рассказ:

    Модель Земли называют.... А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют.... Существует много видов географических карт. Это.... На физической карте синим цветом обозначена..., коричневым, желтым, зелены - ..., белым - ... . Каждая карта имеет свой.....

    Дополните рисунок, подписав названия линий (см. рис.).

    Подготовьте памятку с правилами работы с картами.

    Презентация по слайдам

    Текст слайда: Тема: Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. Шаршукова Вера Анатольевна, учитель начальных классов МАОУСОШ № 8 г.Старая Русса Урок окружающего мира 4 класс УМК «Школа России»


    Текст слайда: Тема: Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. Цель урока: Формирование общего представления о географии как науке. Задачи урока: познакомить учащихся с наукой, изучающей Землю, - географией сформировать представление о глобусе и географической карте. Закрепить умение работать с картой и глобусом развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы


    Текст слайда: Проверка домашнего задания «Звёздное небо – великая книга природы. Кто сумеет её прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса»


    Текст слайда:


    Текст слайда: Проверка домашнего задания Как называются эти созвездия и звёзды? 2 - Малая Медведица Полярная звезда 1 - Большой Пес звезда Сириус 4 - Большая Медведица 3 – Волопас звезда Арктур


    Текст слайда: Проверка домашнего задания Тест 1. Галактика, в которой мы живем, называется... а) Туманность Андромеды; б) Большое Магелланово облако; в) Млечный путь. 2. Звезда-это... а) раскаленный газовый шар; б) холодный шар, состоящий из твердых веществ. 3. Созвездия - это... а) группы звезд, изменяющие свои очертания; б) группы звезд, не изменяющие свои очертания.


    Текст слайда: Проверка домашнего задания Тест 4. Звезда Сириус находится в созвездии... а) Скорпион; б) Большая Медведица; в) Большой Пес; г) Телец. 5. Полярная звезда всегда находится на... а) юге; б) севере; в) западе; г) востоке. 6. Самые яркие звезды имеют... цвет: а) красный; б) желтый; в) голубой; г) белый.


    Текст слайда: Проверка домашнего задания Ответы к тесту 1.Галактика, в которой мы живем, называется Млечный путь. 2.Звезда-это раскаленный газовый шар. 3.Созвездия - это группы звезд, не изменяющие свои очертания. 4.Звезда Сириус находится в созвездии Большой Пес. 5.Полярная звезда всегда находится на севере. 6.Самые яркие звезды имеют голубой цвет.


    Текст слайда: МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ - туманное свечение на ночном небе от миллиардов звезд нашей Галактики. Полоса Млечного Пути опоясывает небосвод широким кольцом. Особенно хорошо Млечный Путь виден вдали от городских огней.

    Слайд №10


    Текст слайда: В Северном полушарии Млечный путь удобно наблюдать около полуночи в июле, в 10 часов вечера в августе или в 8 часов вечера в сентябре. Следуя взглядом за мерцающей полосой Млечного Пути на север или северо-восток, мы минуем созвездие Кассиопеи (в форме буквы W) и движемся в сторону яркой звезды Капелла.

    Слайд №11


    Текст слайда: Мир глазами географа

    Слайд №12


    Текст слайда: География - это наука о Земле В переводе с греческого «география» означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «ге» - Земля и «графо» - пишу.)

    Слайд №13


    Текст слайда: «ге» - это сокращение от «Гея» -так звали греческую богиню Земли

    Слайд №14


    Текст слайда: Мир глазами географа География - комплекс наук, изучающих поверхность Земли с ее природными условиями, распределение на ней населения, экономи ческих ресурсов. Географ - специалист по географии.

    Слайд №15


    Текст слайда:

    Слайд №16


    Текст слайда: Глобус и географическая карта

    Слайд №17


    Текст слайда: Опросник: Какую форму имеет глобус? Какую он имеет окраску? Почему? Почему глобус называют «мяч в сетке»? Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении? Что вы скажете о линиях, расположенных горизонтально? Как называют «главный пояс Земли»? Что вы скажете о вертикальных линиях?

    Слайд №18


    Текст слайда: Глобус

    Слайд №19


    Текст слайда:

    Слайд №20


    Текст слайда: Бёхайм Мартин (6.10.1459, Нюрнберг, - 29.7.1507, Лисабон), немецкий географ и путешественник. В 1492 Бёхайм изготовил глобус "Земное яблоко" диаметром 0,54 м.

    Слайд №21


    Текст слайда: Географическая карта Географическая карта - это условное изображение поверхности нашей Земли на плоскости.

    Слайд №22


    Текст слайда: Глобус

    Слайд №23


    Текст слайда: Восстановите рассказ: Модель Земли называют.... А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют.... Существует много видов географических карт. Это... . На физической карте синим цветом обозначена..., коричневым, желтым, зелены -..., белым - ... . Каждая карта имеет свой.... Если работаешь у настенной карты, стой..., когда держишь указку в правой руке, и..., когда указка в левой Модель Земли называют глобусом. А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют географической картой. Существует много видов географических карт. Это физическая, политическая, экологическая. На физической карте синим цветом обозначена вода, коричневым, желтым, зелены - суша, белым – ледняки. Каждая карта имеет свой масштаб. Если работаешь у настенной карты, стой справа, когда держишь указку в правой руке, и слева, когда указка в левой.

    Слайд №24


    Текст слайда: Домашнее задание Стр. 22-29. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2.

    Последние материалы сайта