Рембрандт - картины. Картины Рембрандта с названиями. Художник Рембрандт. Рембрандт – все, что надо знать о знаменитом голландском художнике Рембрандт лучшее

01.11.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 — 1669 годы жизни) — голландский живописец, рисовальщик и офортист. Творчество проникнуто стремлением к глубокому, философскому постижению действительности и внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний.

Реалистическое и гуманистическое по своему существу оно знаменовало собой вершину развития голландского искусства XVII века, воплотив в ярко индивидуальной и совершенной художественной форме высокие нравственные идеалы, веру в красоту и достоинство простых людей.


Рембрандт. Рисунок » Хижины под небом, предвещающим бурю» (1635 год)

Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на библейские, мифологические и исторические сюжеты. Рембрандт был непревзойденным мастером рисунка и .


Рембрандт. Офорт » Мельница» (1641 год)

Будущий великий художник родился в семье мельника. После кратковременного обучения в Лейденском университете в 1620 году, он посвятил себя искусству. Учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (с 1620 — 1623 годы) и П. Ластмана в Амстердаме в 1623 году. В период с 1625 — 1631 годы работал в Лейдене. Примером ластмановского влияния на творчество художника может служить картина » Аллегория музыки «, написанная Рембрандтом в 1626 году.

Рембрандт » Аллегория музыки»

В картинах » Апостол Павел » (1629 — 1630 годы) и » Симеон во храме » (1631 год) Рембрандт впервые использовал светотень в качестве средства для усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.

Рембрандт » Апостол Павел»

В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом, изучая мимику человеческого лица. Творческие поиски художника в этот период выражены в серии автопортретов и портретов членов семьи художника. Вот таким Рембрандт изобразил себя в возрасте 23 лет.

Рембрандт » Автопортрет «

В 1632 году Рембрандт переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбрюх. 30 — е годы XVII века для художника — это годы семейного счастья и огромного художественного успеха. Семейная чета изображена на картине » Блудный сын в таверне » (1635 год).

Рембрандт » Блудный сын в таверне» (1635 год)

В это же время художник пишет полотно » Христос во время шторма на море Галилейском » (1633 год). Картина уникальна тем, что это единственный морской пейзаж художника.

Рембрандт » Христос во время шторма на море Галилейском»

Картина » Урок анатомии доктора Тульпа » (1632 год), в которой художник по — новому разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность, и объединив людей на портрете единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Он получал много заказов, в его мастерской работали многочисленные ученики.


Рембрандт » Урок анатомии доктора Тульпа»

В заказных портретах состоятельных бюргеров художник тщательно передавал черты лица, мельчайшие детали одежды, блеск роскошных драгоценностей. Это можно заметить на полотне » Портрет бургграфа «, написанном в 1633 году. При этом модели нередко получали меткую социальную характеристику.

Рембрандт » Портрет бургграфа»

Более свободными и разнообразными по своей композиции являются его автопортреты и портреты близких людей:

  • » Автопортрет «, написанный в 1634 году. В настоящий момент полотно находится в экспозиции Лувра.

Рембрандт » Автопортрет» (1634 год)
  • » Улыбающаяся Саския «. Портрет написан в 1633 году. На сегодняшний день находится в Картинной галерее Дрездена.
Рембрандт » Улыбающаяся Саския»

Эти работы отличаются живой непосредственностью и приподнятостью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, золотистой красочной гаммой.

Смелый вызов классическим канонам и традициям в творчестве художника можно проследить на примере полотна » Похищение Ганимеда «, написанного в 1635 году. В данный момент работа находится в Картинной галерее Дрездена.


Рембрандт » Похищение Ганимеда «

Картина » Даная»

Ярким воплощением новых эстетических взглядов художника явилась монументальная композиция » Даная » (написана в 1636 году), в которой он вступает в спор с великими мастерами Итальянского Возрождения. Художник пошел против общепринятых канонов изображения, и создал прекрасную картину, выходящую за рамки тогдашних представлений об истинной красоте.

Обнаженную фигуру Данаи, далекую от классических идеалов женской красоты, Рембрандт выполнил о смелой реалистичной непосредственностью, а идеальной красоте образов итальянских мастеров художник противопоставил возвышенную красоту духовности и теплоты интимного чувства человека.


Рембрандт » Даная» (1636 год)

Тонкие оттенки душевных переживаний были выражены живописцем в картинах » Давид и Ионафан » (1642 год) и » Святое семейство » (1645 год). Качественные репродукции картин Рембрандта можно использовать для оформления во многих стилях.

В 1656 году Рембрандт был объявлен несостоятельным должником, и все его имущество было продано на публичном аукционе. Он вынужден был переселиться в еврейский квартал Амстердама, где и провел остаток своей жизни.

Рембрандт » Святое семейство » (1645 год)

Картина » Возвращение блудного сына».

Холодное непонимание голландского бюргерства окружало Рембрандта в последние годы его жизни. Однако художник продолжал творить. За год до смерти он приступил к созданию своего гениального полотна » Возвращение блудного сына » (1668 — 1669 годы), в котором воплотилась вся художественна и морально — этическая проблематика.

В этой картине художник создает целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств. Основная идея картины — это красота человеческого понимания, сострадания и прощения. Кульминация, напряжение чувств и следующий за ним момент разрешения страстей воплощены в выразительных позах и скупых, лаконичных жестах отца и сына.

Рембрандт » Возвращение блудного сына»

Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669 гг.) величайший голландский художник живописец, офортист и рисовальщик. Родился в семье мельника в Лейдене, где работал примерно до 1632 г., после чего переехал в Амстердам. В 1634 г. Рембрандт женился на девушке из состоятельной семьи Саскии ван Эйленбюрх, чей образ был увековечен им на многих портретах с необыкновенной нежностью и любовью.

С 1640-х гг., в творчестве Рембрандта, особенно в картинах на религиозные темы, значение приобретает светотень, создающая напряжённую эмоциональную атмосферу. Художника интересует потаённая суть явлений, сложный внутренний мир изображаемых людей.

В 1642 г. судьба наносит тяжёлый удар Рембрандту - умирает Саския. В этом же году он пишет свою самую выдающееся и известную картину Ночной дозор , композиционное решение которого не имеет ничего общего с традиционным групповым портретом.

Его последние работы поражают отточенностью мастерства. На последних автопортретах Рембрандта, ставших вершиной его не имеющей аналогов портретной галереи, перед зрителем предстаёт человек, стоически переносящий тяжёлые испытания и горечь утрат (в 1668 г. он потерял свою возлюбленную Хендрикье Стоффелс, а в 1668 г. - сына Титуса).

Рембрандт создал замечательные произведения почти во всех жанрах, пользовался разнообразной техникой письма (живопись , рисунок, офорт). Величайший мастер, он оказал влияние на многих известных художников. Ореол славы вокруг имени Рембрандта не померк и после его смерти, он получил истинное признание как один из выдающихся живописцев всех времён.

Картины Рембранта:


Даная
1636-1647 гг.

Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn [ˈrɛmbrɑnt ˈɦɑrmə(n)soːn vɑn ˈrɛin], 1606-1669) - голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.

Рембрандт Харменсзон («сын Хармена») ван Рейн родился 15 июля 1606 года (по некоторым данным, в 1607) в многодетной семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене. Семья матери даже после Нидерландской революции сохраняла верность католическому вероисповеданию.

В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но наибольший интерес проявлял к живописи. В 13 лет его отдали учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху, католику по вере. Исследователям не удалось найти работы Рембрандта, относящиеся к этому периоду, поэтому вопрос о влиянии Сваненбюрха на становление творческой манеры Рембрандта остаётся открытым: слишком мало известно сегодня об этом лейденском художнике.

В 1623 году Рембрандт учился в Амстердаме у Питера Ластмана, прошедшего стажировку в Италии и специализировавшегося на исторических, мифологических и библейских сюжетах. Вернувшись в 1627 году в Лейден, Рембрандт вместе с другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников. За несколько лет он приобрел широкую известность.

Ластмановское пристрастие к пестроте и детальность в исполнении оказало огромное влияние на молодого художника. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях - «Побиении камнями св. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской истории. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626; «Давид перед Саулом», 1627).

Итоговые произведения периода - «Товит и Анна», «Валаам и ослица» - отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Подобно другим мастерам барокко , он начинает постигать значение резко вылепленной светотени для передачи эмоций. Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты , но ещё в большей степени он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера - немца, работавшего в Италии. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта - «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).

К этой группе примыкает картина «Художник в своей мастерской» (1628; возможно, это автопортрет), на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент созерцания собственного творения. Холст, над которым ведётся работа, вынесен на первый план картины; в сравнении с ним сам автор кажется карликом.

Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Отчасти оба тянулись за Рубенсом , который слыл тогда лучшим художником всей Европы, иногда Рембрандт заимствовал художественные находки Ливенса, иногда дело было ровно наоборот. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628-1632 годов представляет известные сложности для искусствоведов. Среди других известных его работ - «Валаамова ослица» (1626 г).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) - голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи.

Биография Рембрандта ван Рейна

Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Другие дети пошли по стопам родителей, а Рембрандт избрал другой путь – художественный, и получил образование в Латинской школе.

В возрасте 13 лет Рембрандт начал учиться рисовать, а также поступил в городской университет. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Многие ученые предполагают, что Рембрандт поступил в университет не для того, чтобы учиться, а чтобы получить отсрочку от армии.

Первым учителем Рембрандта был Якоб ван Сваненбюрх. В его мастерской будущий художник провел около трех лет, затем переехал в Амстердам на учебу к Питеру Ластману.

С 1625 по 1626 гг. Рембрандт вернулся в свой родной город, и завел знакомства с художниками, и некоторыми учениками Ластмана.

Все же после долгих раздумий Рембрандт решил, что карьеру художника надо делать в столице Голландии, и снова перебрался в Амстердам, и женился на богатой горожанке Саскии ван Эйленбург, а полотно «Урок анатомии доктора Тюлпа» принесло молодому живописцу всеобщее признание.

Творчество Рембрандта ван Рейна

Для мастера началось самое благополучное в его жизни десятилетие. У него появилось множество учеников (школа Рембрандта).

В этот период им написаны такие шедевры, как «Автопортрет с Саскией» (1635 г.) и «Даная» (1636 г.).

Чрезвычайно жизнерадостное искусство Рембрандта 30-х гг. сочетает в себе опыт мастеров Возрождения и барокко и новаторский подход к классическим сюжетам.

Период успехов внезапно завершился в 1642 г.: великолепная работа «Ночной дозор» - групповой портрет членов Стрелковой гильдии Амстердама - была отвергнута заказчиками, не оценившими новаций художника и подвергшими его резкой критике.

Рембрандт практически перестал получать заказы, его покинули почти все ученики. В том же году скончалась Саския.

С 40-х гг. Рембрандт отказался в творчестве от театральных эффектов, в его живописи усилилось мистическое, созерцательное начало. Нередко художник обращался к образу своей второй жены - Хендрикье Стоффельс.

Глубиной, спокойствием и эмоциональной насыщенностью отмечены картина «Святое семейство» (1645 г.), серия автопортретов, лучшие пейзажи. Но неудачи продолжали преследовать Рембрандта: в 1656 г. он был объявлен несостоятельным должником, имущество распродано с аукциона, а семья перебралась в скромный дом в еврейском квартале Амстердама.

Заказанное ратушей полотно «Заговор Юлия Цивилиса» (1661 г.) разделило судьбу «Ночного дозора». В 1663 г. художник похоронил жену и сына.

Несмотря на ухудшение зрения, Рембрандт продолжал писать картины. Своеобразным итогом его творчества стал холст «Возвращение блудного сына» (1668-1669 гг.).

Автопортреты Рембрандта запечатлели почти все этапы его жизни и стадии творческого пути. Они замечательны сами по себе, так как позволяют нам проследить развитие мастера, а также потому, что многие более поздние художники – от сэра Джошуа Рейнолдса до Марка Шагала – пробовали подражать примеру Рембрандта в надежде понять что-то о самих себе.

Картина Рембрандта «Портрет Якоба де Гейна III» занесена в Книгу рекордов Гиннеса как наиболее часто похищаемое произведение искусства в мире. Картина была украдена и найдена четыре раза. Ей даже дали прозвище «Рембрандт на вынос». Портрет хранится в Лондоне, в галерее Далвич.

Часть картин художника Рембрандта, в том числе известные «Даная», «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана», хранятся в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). В 1985 году душевнобольной плеснул на «Данаю» серную кислоту. Реставрация шла долгих 20 лет. Теперь «Данаю» можно увидеть лишь за толстым слоем защитного стекла.

«Исследовательский проект Рембрандт» — это группа ученых, анализирующих наследие великого художника. Проект работает с 1968 года.

До этого времени считалось, что кисти художника принадлежит 800 картин. Проект эту цифру опроверг: после тщательных исследований оказалось, что их всего около 350.

Остальные написаны учениками Рембранда, а также художниками, на которых повлиял Рембрандт. Например, знаменитый «Мужчина в золотом шлеме» из Берлинской картинной галереи, долгое время считавшийся работой мастера, оказался картиной другого неизвестного художника.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: place-fact.com ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Великий голландский художник Рембрандт жил в эпоху высочайших достижений Галилея и Ньютона. В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза. Его век был эпохой великих драматургов - Шекспира, Лопе де Вега, Кальдерона, Мольера и прославленных живописцев - Рубенса, Веласкеса, Пуссена. В эпоху Рембрандта, и во многом благодаря его гению, живопись в Голландии стала одним из самых ярких явлений городской культуры, выразителем эстетических идеалов нового класса - буржуазии и носителем передовых идей.

Глубоко гуманистическое по своей сути и совершенное в своей неповторимой художественной форме творчество Рембрандта стало одной из вершин развития человеческой цивилизации. Разнообразные по жанру и тематике произведения Рембрандта проникнуты идеями нравственности, духовной красоты и достоинства обычного человека, пониманием непостижимой сложности его внутреннего мира, многогранности его интеллектуального богатства, глубины его душевных переживаний. Таящие в себе множество нераскрытых загадок, картины, рисунки и офорты этого замечательного художника покоряют проницательными психологическими характеристиками персонажей, философским приятием действительности, убедительной оправданностью неожиданных художественных решений. Его трактовка сюжетов из Библии, античных мифов, древних преданий и прошлого родной страны как реально осмысленных событий истории человека и общества, глубоко прочувствованных жизненных коллизий конкретных людей открыла путь свободной и многозначной интерпретации традиционных образов и тем.

Рембрандт, вслед за утрехтскими караваджистами усвоивший открытия Караваджо, важнейшую роль в создании художественного образа отводил светотени, первоначально - как мощному фактору эмоционального воздействия, а затем - как живительной, одухотворяющей силе, активно формирующей весь строй произведения.

Творческий метод Рембрандта основывался на изначальном использовании натуры в качестве лаборатории художника: «Учись… следовать богатой природе и отображать то, что найдешь в ней. Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди - все служит для нашего упражнения.., тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай и воспроизводи нас».

Воспринятая от реальной действительности художественная форма, по мысли Рембрандта, не обязательно была конечной целью живописца, который оставался свободным в своем творческом процессе. Согласно его суждению, «…картина закончена, как только художник осуществил в ней свое намерение». Эта рембрандтовская идея исполнительской свободы действий мастера впоследствии стала одним из важнейших завоеваний европейской живописи.

Рембрандт родился в канун окончательного освобождения Северных Нидерландов от испанского господства и образования Республики Соединенных провинций, по одной из них получившей неофициальное название Голландии. В юные годы художника его родина стала одним из важнейших в Европе очагов формирования буржуазного общества. В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном, искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. «В какой другой стране, - писал в 1631 году французский философ Декарт, - можно наслаждаться такой широкой свободой?». В Голландии XVII века формально художник был действительно свободен от претензий коронованного мецената, от требований церкви, поскольку кальвинизм отверг религиозную живопись, однако обслуживая практические интересы нового общества, он оказывался втянутым в круг рыночных отношений: произведения искусства стали товаром, спрос на который зависел от моды и вкусов заказчиков. Мастер, который осмеливался противостоять их требованиям, был обречен на забвение и нищету. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта.

Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. Его мать происходила из патрицианского католического рода. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. В семилетнем возрасте его отдали в латинскую школу, а в четырнадцать лет он стал студентом Лейденского университета, который через год покинул, чтобы всерьез заняться живописью. Почти три года Рембрандт провел в Лейдене в мастерской малоизвестного художника Якоба ван Сваненбурха, затем учился в Амстердаме у модного тогда живописца Питера Ластмана, после чего, вернувшись в Лейден, открыл в 1625 году совместно со своим земляком Яном Ливенсом собственную мастерскую. Его ранние работы на евангельские темы (Изгнание торгующих из храма, 1626, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина; Принесение во храм, 1628, Гамбург, Кунстхалле) еще выдают влияние Ластмана, от которого Рембрандт воспринял импозантную театральность композиции, несколько нарочитую экспрессивность поз, жестов и мимики персонажей, декоративную яркость цветовой гаммы.

В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером, известным портретистом; у него появились заказчики и ученики. Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «…это дрожащее жалким трепетом тело - вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». В Автобиографии (1628-1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи.

С 1631 года жизнь Рембрандта навсегда была связана с Амстердамом - шумным портовым и промышленным городом, в который стекались товары и диковинки со всего света, где люди богатели на торговых и банковских сделках, куда устремлялись в поисках пристанища изгои феодальной Европы и где благополучие зажиточных бюргеров соседствовало с удручающей нищетой. Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс), изменивший традицию голландского группового портрета. Привычной демонстрации позирующих художнику людей общей профессии Рембрандт противопоставил драматургию вольно решенной сцены, участники которой - члены гильдии хирургов, внимающие своему коллеге, объединены интеллектуально и духовно активным включением в процесс научного исследования. Контраст неподвижного мертвого тела, высвеченного на первом плане бледным пятном, и живописной, свободно построенной группы различно охарактеризованных персонажей, придает картине напряженно драматическую окраску.

Тридцатые годы в жизни Рембрандта были периодом славы, богатства и семейного счастья. Он получал множество заказов, был окружен учениками, страстно увлекся коллекционированием произведений итальянских, фламандских и голландских живописцев, античной скульптуры, минералов, морских растений, старинного оружия, предметов восточного искусства; в работе над картинами экспонаты коллекции нередко служили художнику в качестве реквизита.

В 1634 году Рембрандт женился на горячо любимой им Саскии ван Эйленбурх, которая стала его музой и моделью. С Саскией - юной патрицианкой, происходившей из знатной состоятельной семьи, в его искусство вошли обаятельные интимные женские образы, излучающие тепло, радость жизни, проникнутые волнующим ожиданием счастья и восхваляющие осязаемую земную красоту притягательного в своей естественности женского тела ("Улыбающаяся Саския", 1633, Дрезден, Картинная галерея; "Даная", 1636, 1646-1647, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).

Произведения Рембрандта этого периода чрезвычайно разнообразны; они свидетельствуют о неустанном, подчас мучительном поиске художественного осмысления духовной и социальной сущности человека и природы и демонстрируют тенденции, которые неотступно, шаг за шагом подводят художника к конфликту с обществом. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633-1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике ("Воздвижение креста", 1634; "Жертвоприношение Авраама", 1635, оба - Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко - бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик ("Портрет ученого", 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).

В портретах «для себя» и автопортретах художник свободно экспериментирует с композицией и эффектами светотени, меняет тональность цветовой гаммы, облачает свои модели в фантастические или экзотические одежды, варьирует позы, жесты, аксессуары ("Флора", 1634, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).

Вызывающе смелый "Автопортрет с Саскией" (ок. 1635, Дрезден, Картинная галерея), с его фривольной композицией и раскованной манерой письма, чарующей гаммой переливающихся золотистых, зеленоватых, оливковых, розоватых тонов, источает бурную радость, ликование, призыв к наслаждению жизнью, весьма далекому от сдержанных норм кальвинистской морали. Полагают, что в этой картине Рембрандт впервые обратился к теме евангельской притчи о блудном сыне.

Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году - болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). После реставрации 1946-1947 годов зрителям открылась напоенная воздухом, пронизанная мощными вспышками света и тени цветоносная живопись, отвечающая героико-романтическому пафосу мизансцены, развернутой на фоне величественной арки - символа победы и триумфа. По существу, Ночной дозор - историческая картина, пронизанная идеей романтизации воспоминаний о недавнем героическом прошлом страны, попытка утверждения высоких гражданственных идеалов, о которых к этому времени голландцы начали забывать.

Произведения 1640-х годов свидетельствуют о постепенном духовном отъединении художника от окружающей жизни, об усилении гуманистической направленности его творчества. Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека ("Прощание Давида с Ионафаном", 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; офорт "Христос, исцеляющий больных", 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни ("Святое Семейство", 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; "Христос в Эммаусе", 1648, Париж, Лувр).

Колорит картин, построенный на усложняющейся разработке полутонов, стал более эмоциональным и звучным, свет и тень обрели красочность и активность. В Данае, переписанной в духе новых исканий, окутывающий композицию светоносный золотистый прозрачный туман исполняет роль реально действующего персонажа - золотого дождя, под видом которого Юпитер проник к девушке, запертой в медной башне ее отцом, царем Акрисием, которому предсказали гибель от руки внука. Мифической красавице Рембрандт придал черты реальной земной женщины, трепетно ожидающей запретного свидания. Все чаще Рембрандт обращается к пейзажу, создавая в живописи и графике романтический, взволнованный, интригующий, хотя порой и внешне умиротворенный образ природы (офорт "Три дерева", 1643; "Пейзаж с руинами", ок. 1643, Кассель, Картинная галерея).

Моделью притягательных женских образов 1650-х годов ("Женщина, купающаяся в ручье", 1654, Лондон, Национальная галерея; "Хендрекье в окне", 1656-1657, Берлин, Государственные музеи) стала вторая жена и преданный друг Рембрандта Хендрикье Стоффельс, которая вошла в дом художника в 1649 году молодой девушкой и разделила с ним нелегкие заботы о ведении дел и воспитании Титуса.

Тяжелые 1650-е и 1660-е годы - время полного разорения и обнищания художника - оказались самым плодотворным и зрелым периодом его творчества. В эти годы Рембрандт создал галерею непревзойденных по мастерству исполнения, полноте психологических характеристик портретов-биографий людей различного возраста, звания, интеллекта. Одно из лучших произведений этого периода - портрет фабриканта, мецената и поэта Яна Сикса (1654, Амстердам, Коллекция Сикс), написанный в изысканной гамме смягченных серых, светло-коричневых, красно-алых, жемчужно-белых, черных и золотистых тонов, рисующий образ не по годам зрелого, умудренного жизненным опытом человека. Образы немощных стариков, претерпевших немалые горести и лишения, проникнуты осознанием непреходящей ценности простых человеческих качеств - нравственной чистоты, доброты и жизненной мудрости ("Портрет старика в красном", ок. 1652-1654; "Старый еврей", 1654, оба - Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; "Портрет пожилой женщины", 1650-1652; "Старушка", 1654, оба - Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Художник изображает пожилых людей недвижно сидящими в одинаково спокойных позах, с мягко освещенными, выступающими из полумрака задумчивыми невеселыми лицами и крепко сцепленными руками. Плотные пастозные и легкие прозрачные мазки сплетаются в окрашенную множеством цветовых оттенков игру света и тени, искусно передающую едва уловимую мимику лица, отражающую движение чувств и мыслей портретируемого. Красочно насыщенная, напоенная светом красно-коричневая цветовая гамма усиливает эмоциональную выразительность портретов, привносит ощущение согревающего человеческого тепла.

Последний групповой портрет Рембрандта - «Синдики» (1662, Амстердам, Рейксмузеум) - привлекает простотой и лаконизмом композиции, объединяющей персонажей в сплоченное сообщество, индивидуальностью характеристик каждого из пяти старшин гильдии амстердамских суконщиков и их слуги, изысканно сдержанным великолепием цветовой палитры.

В искусстве рисунка и офорта в этот период Рембрандт достиг высочайшего технического совершенства и не уступающей живописи силы художественного воздействия (офорты "Доктор Фаустус", ок. 1652; "Три креста", 1653; "Поучающий Христос," ок. 1656).

В последнее десятилетие жизни судьба не пощадила великого мастера: в 1663 году умерла Хендрикье Стоффельс, оставив ему юную дочь Корнелию, а в 1668 году скончался Титус.

В эти годы Рембрандт создал свои самые значительные и глубокие произведения на библейские сюжеты, портреты и автопортреты, ставящие вопросы о смысле человеческой жизни, о воздаянии за добрые и злые поступки, о трагедии одиночества, о всепрощении. Скрытое драматическое столкновение предательства и благородства в картине "Артаксеркс, Аман и Эсфирь" (1660, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) передается напряженным борением светоносных жарких тонов и мглистой тьмы, упорно наступающей из глубины сцены, создавая потрясающей силы образ трагедии умирающего света.

Как страстный призыв к всепрощению, поэтический гимн любви к ближнему воспринимается уникальное в своих художественных достоинствах полотно Рембрандта "Возвращение блудного сына" (ок. 1663, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), завершившее евангельскую тему, которая в течение многих лет волновала художника. В монументальном величии фигур, выступающих на свет из густой тени, в гармонии пылающих красных и мягко золотистых розовато-охристых тонов возникает осязаемое ощущение покоя, снизошедшего на слившихся в едином порыве прощения и покаяния отца и сына.

Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной "Симеон в храме" (1669, Стокгольм, Национальный музей). В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. Понадобились два столетия, чтобы забытое творческое наследие этого гениального художника было оценено как величайшее явление истории мирового искусства.

Татьяна Стародуб

Последние материалы сайта