Типы сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое (практика) Тест на определение типов сказуемого

06.02.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Упражнение 2. Выделите грамматическую основу в каждом предложении.

1. Всё утро я ловлю рыбу (Паустовский). 2. На дне озера лежали истлевшие листья (Паустовский). 3. Во всех звуках есть что-то вечернее (М. Горький). 4. Старуха бросилась было за сыном (Григорович). 5. Так она же день-деньской ревмя ревёт (Чехов). 6. Вот я возьму и продам тройку! (Чехов). 7. Его слова снова задели Валицкого за живое (Чаковский). 8. Я пойду позову маму (Чехов). 9. А ты и плакать сейчас же (А.Н. Толстой). 10. Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо (Тургенев). 11. Брат вступился было за меня (Маршак). 12. Ещё я долго буду петь (Есенин). 13. День как будто дремал (Паустовский). 14. Ваша ложь во все девять лет стоит у меня поперек горла (Чехов). 15. Первые недели плавания принесли разочарование (Паустовский). 16. Подруга каждая тут тихо толк подругу (Крылов). 17. Тут он – ругать меня (М. Горький). 18. А ты не обижайся, Емеля (Чехов). 19. Пускай они оставят Годунова (Пушкин). 20. Пусть читатели знают эту мою ошибку (М. Горький). 21. Вдруг старушка мать – шасть в комнату (Тургенев). 22. Ваш батюшка возьми да к ней и привяжись (Тургенев). 23. Оля Нечаева локти себе будет кусать от раскаяния (Катаев). 24. Отсюда берет начало река Кулумбе (Арсеньев). 25. Депутат французского собрания зондировал у Красина почву, выясняя возможность торговли с Россией (Могилевский).

Упражнение 3. В предложениях, представленных в упражнении 2, выделите простые глагольные сказуемые – фразеологизмы. Докажите, что это не составные именные сказуемые.

Разбор упражнений

Упражнение 2

1. Я ловлю . 2. Листья лежали . 3. Что-то вечернее есть . 4. Старуха бросилась было . 5. Она ревмя ревёт . 6. Я возьму и продам . 7. Слова задели за живое . 8. Я пойду позову . 9. Ты и плакать . 10. Небо белеет . 11. Брат вступился было . 12. Я буду петь . 13. День как будто дремал . 14. Ложь стоит поперёк горла. 15. Недели принесли разочарование . 16. Подруга толк . 17. Он - ругать . 18. Ты не обижайся . 19. Они пускай оставят . 20. Читатели пусть знают . 21. Мать шасть . 22. Батюшка возьми да и привяжись . 23. Оля Нечаева локти кусать будет . 24. Кулумбе берёт начало . 25. Депутат зондировал почву .

Упражнение 3

7. Слова задели за живое (взволновали ). 14. Ложь стоит поперёк горла (мешает; раздражает ). 15. Недели принесли разочарование (разочаровали ). 23. Оля Нечаева локти будет кусать (будет сожалеть ). 24. Кулумбе берёт начало (начинается ). 25. Депутат зондировал почву (выяснял ).

Определение сказуемого

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи (предмет речи в предложении обозначает подлежащее). Сказуемое обычно согласуется с подлежащим и отвечает на общий вопрос: что говорится о предмете речи? (В большинстве случаев к сказуемому можно поставить более конкретные вопросы – что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др.) Мне запомнится таянье снега этой горькой и ранней весной. (что говорится о таянье снега?). Ребенок идет босиком по тропинке, несет землянику в открытой корзинке (что делает ребенок?). Как золотая птичка, дрожит огонь впотьмах (что происходит с огнем?). И желтовата и красна в последней четверти луна (какова луна?). Мы – ранняя проба природы (что мы такое?). Я рыбак (кто я такой?), а сети в море унесло. (А.А. Тарковский)

Упражнение. Найдите сказуемые и выделите их.

Сударь, я шапочных и шляпочных дел мастер. Я делаю лучшие шляпы и шапки в мире. Сегодня я всю ночь работал на вас, сударь, и плакал, как ребенок, с горя. Это такой трагический, особенный фасон. Это шапка-невидимка. Как только вы ее наденете, так и исчезнете, и бедный мастер вовеки не узнает, идет она вам или нет. Берите, только не примеряйте при мне. Я этого не перенесу! (Е.Л. Шварц)

Ответ. Сударь, я шапочных и шляпочных дел мастер . Я делаю лучшие шляпы и шапки в мире. Сегодня я всю ночь работал на вас, сударь, и плакал , как ребенок, с горя. Это такой трагический, особенный фасон . Это шапка-невидимка . Как только вы ее наденете , так и исчезнете , и бедный мастер вовеки не узнает , идет она вам или нет. Берите , только не примеряйте при мне. Я этого не перенесу ! (Е.Л. Шварц)

Лексическое и грамматическое значение сказуемого

Каждое сказуемое имеет лексическое и грамматическое значения. Лексическое значение сказуемого – название действия (На ту знакомую гору сто раз я в день прихожу . В.А. Жуковский ), состояния (Уже бледнеет день, скрываясь за горою. В.А. Жуковский ), качества (Как солнца за горой пленителен закат...Молчалива и грустна милая Светлана. В.А. Жуковский ), родового понятия (Любовь есть неба дар . В.А. Жуковский ) и др.
Грамматическое значение сказуемого – время и наклонение.
Лексическое и грамматическое значения могут быть выражены одним словом, а могут – двумя или несколькими словами.

Простое глагольное сказуемое

Сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражены одним словом – глаголом в форме какого-нибудь наклонения, – называется простым глагольным. Кузнечик на лугу стрекочет в своей защитной плащ-палатке. (А.А. Тарковский) – изъяв. накл., наст. вр. Сергей Сергеич, я пойду и буду ждать вас в кабинете. (А.С. Грибоедов) – изъяв. накл., буд. вр. (первый глагол – в форме будущего простого, второй – будущего составного; оба сказуемых – простые глагольные). Дней моих еще весною отчий дом покинул я. (В.А. Жуковский) – изъяв. накл., прош.вр. Вы, отроки-други, возьмите коня . (А.С. Пушкин) – пов. накл. Я никогда не знала б вас, не знала б горького мученья... (А.С. Пушкин) – условн. накл.
Простое глагольное сказуемое может быть выражено фразеологическим оборотом, в составе которого есть глагол в каком-либо наклонении. Покойница с ума сходила восемь раз. (А.С. Грибоедов) Гусар Пыхтин гостил у нас; уж как он Танею прельщался, как мелким бесом рассыпался ! (А.С. Пушкин)

К простым глагольным относят и сказуемые, у которых нет формального показателя наклонения, времени и грамматического подчинения подлежащему. Это сказуемые, выраженные

усеченными глагольными формами: толк, хвать, бац и т.д. ...Легче тени Татьяна прыг в другие сени, с крыльца на двор... (А.С. Пушкин); А ты, сударыня, чуть из постели прыг , с мужчиной! с молодым! (А.С. Грибоедов); ...А князь Гвидон с берега душой печальной провожает бег их дальный; глядь – поверх текучих вод лебедь белая плывет. (А.С. Пушкин); Сюда спешу, хвать , об порог задел ногою и растянулся во весь рост. (А.С. Грибоедов); Но царевна в обе руки хвать – поймала. (А.С. Пушкин);

инфинитивом в значении изъявительного наклонения: И царица хохотать , и плечами пожимать , и подмигиват ь глазами, и прищелкивать перстами, и вертеться , подбочась, гордо в зеркальце глядясь. (А.С. Пушкин)

Бывает, что в простых глагольных сказуемых употребляются глагольные формы одного наклонения в значении другого; тогда возникают дополнительные смысловые оттенки. Например, в предложении Она его не замечает, как он ни бейся , хоть умри (А.С. Пушкин) форма повелительного наклонения употреблена в значении изъявительного (ср. как он ни бился ), но с дополнительным значением условного (ср. как бы он ни бился ).
В предложении ...Ногу в стремя и носишься на борзом жеребце; осенний ветер дуй хоть спереди, хоть с тыла (А.С. Грибоедов) повелительное наклонение в значении изъявительного создает дополнительный оттенок возможности (ветер может дуть откуда угодно – он ничему не помешает).

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола и глагола в неопределенной форме (в инфинитиве). Основное лексическое значение выражено глаголом в инфинитиве, а вспомогательный глагол выражает общие грамматические значения наклонения, времени, лица, а также добавочные значения.

В составном глагольном сказуемом могут употребляться вспомогательные глаголы двух типов:

фазисные (указывающие на начало, продолжение или конец действия): начать, стать, продолжать, кончить, перестать, прекратить, бросить. Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевдаются, а люди могут обману

на! (А.С. Грибоедов);

Сказала что-то я – он начал хохотать . (А.С. Грибоедов);

модальные (со значением возможности, желания и пр.): мочь, хотеть, желать, готовиться, стремиться, решить, уметь и др. Он славно пересмеять умеет всех. При нем не смела я дохнут ь, у вас спросить , на вас взглянуть . Нам, Алексей Степаныч, с вами не удалось сказать двух слов. Чины людьми

ться . А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить ... (А.С. Грибоедов) Чичиков, как уж мы видели, решился вовсе не церемониться ... Вздумала было на ночь загадать на картах после молитвы... (Н.В. Гоголь) Но почему с рифмовником бродить по белу свету наперекор стихиям и уму так хочется и в смертный час поэту? Я сделал для грядущего так мало, но только по грядущему тоскую и не желаю начинать сначала... (А.А. Тарковский)

Модальное значение могут выражать не только вспомогательные глаголы, но и некоторые краткие прилагательные и причастия, наречия (слова категории состояния), существительные: рад, должен, готов, обязан, способен, вынужден, надо, можно, нельзя, мастер, в состоянии, в силах и пр. Молчалин за других себя забыть готов . Она не родила, но, по расчету по моему, должна родить . А ты расславить это рад ? Ведь надобно ж зависеть от других. Не мастерица я полки-та различать . (А.С. Грибоедов)
В этом случае грамматическое значение наклонения и времени выражает глагол-связка быть в нужной форме, так что сказуемое состоит из 3 слов: 1) связки; 2) вспомогательного компонента, выраженного кратким прилагательным или причастием, наречием, существительным; 3) глагола в неопределенной форме (отсутствие связки, как в примерах, приведенных выше, указывает на настоящее время изъявительного наклонения; правильнее сказать, что в таких предложениях связка нулевая). Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный. ...Алкид, зажмурив глаза и открыв рот, готов был зарыдать самым жалким образом, но, почувствовав, что за это легко можно было лишиться блюда, привел рот в прежнее положение и начал со слезами грызть баранью кость. Фетинья, как видно, была мастерица взбиват ь перины. Кучер, заметивши, что один из них был большой охотник становиться на запятки, хлестнул его кнутом... (Н.В. Гоголь)
Составное глагольное сказуемое может иметь осложненную форму; в этом случае, кроме инфинитива основного глагола, употребляется инфинитив вспомогательного глагола: В мои лета не должно сметь свое суждение иметь . (А.С. Грибоедов)

Упражнения

1. Найдите составные глагольные сказуемые.

Как я хочу вдохнуть в стихотворенье
Весь этот мир, меняющий обличье...

Я боюсь, что слишком поздно
Стало сниться счастье мне.

Я не буду спать ночью новогодней,
Новую тетрадь я начну сегодня.

Записал я длинный адрес на бумажном лоскутке,
Все никак не мог проститься и листок держал в руке.
Свет растекся по брусчатке. На ресницы, и на мех,
И на серые перчатки начал падать мокрый снег.

(А.А. Тарковский)

Ответ : хочу вдохнуть, стало сниться, не мог проститься, начал падать.

Сказуемое не буду спать простое глагольное, т.к. это будущее составное время глагола. Глагол начну можно принять за фазовый вспомогательный, но в предложении нет глагола в неопределенной форме, поэтому начну – простое глагольное сказуемое.

2. Найдите простые и составные глагольные сказуемые.

Они увидели молодого дворянина, колотившего чем попало слугу. Весь облик незнакомца был примечателен, но первое, что бросалось в глаза, – это его огромный нос. «Что вы себе позволяете?» – строго спросил философ и услышал в ответ: «Я хочу слушать лекции великого Гассенди, а этот хлюст растопырился на моем пути. Но, клянусь своим носом, я буду слушать этого умнейшего человека, даже если мне придется проткнуть шпагой вот этого дурака или кого-нибудь еще!». Голос Гассенди заметно потеплел: «Что ж, возможно, я в состоянии вам помочь. А как вас зовут, молодой человек?» – «Савиньен де Сирано де Бержерак, поэт», – гордо ответил гость. (А.Л. Цуканов)

Ответ: простые глагольные – увидели, бросалось в глаза (устойчивое выражение), позволяете, услышал, растопырился, буду слушать, потеплел, зовут, ответил; составные глагольные – хочу слушать, придется проткнуть, в состоянии помочь.

Важно обратить внимание учеников на то, что не каждое сочетание спрягаемого глагола и инфинитива представляет собой составное глагольное сказуемое. В предложении Тут начал он зевать и приказал отвести себя в свой номер (Н.В. Гоголь) первое сказуемое – составное глагольное (фазисный глагол в прошедшем времени + основной глагол в инфинитиве), а второе – простое глагольное; действие, обозначенное в инфинитиве отвести, относится не к подлежащему, а к какому-то другому лицу, слуге или хозяину гостиницы, поэтому инфинитив отвести выполняет здесь функцию дополнения. В предложении Он отправился взглянуть на реку, протекавшую посредине города (Н.В. Гоголь) инфинитив цели взглянуть является обстоятельством при простом глагольном сказуемом, выраженном глаголом движения.

3.

Один молодой афинянин обратился в суд. Он утверждал, что его одряхлевший отец выжил из ума и потому не способен распоряжаться имуществом семьи. Старик не стал оправдываться – он лишь прочел судьям только что законченную трагедию. После этого спор был сразу решен в его пользу, а сына признали бессовестным лжецом. Трагедия называлась «Эдип в Колоне», а старика звали Софокл. (О.Левинская)

1) обратился в суд – простое глагольное;
2) выжил – простое глагольное;
3) не способен распоряжаться – составное глагольное;
4) не стал – простое глагольное.

Ответ: 3.

Составное именное сказуемое

В составном именном сказуемом есть глагольная связка, выражающая грамматическое значение, и основной (именной) компонент – слова или словосочетания разных частей речи (чаще всего – имена существительные или прилагательные), в которых содержится лексическое значение сказуемого.

В качестве связки в составном именном сказуемом чаще всего используется глагол быть в форме какого-нибудь наклонения. Он в Риме был бы Брут , в Афинах – Периклес (А.С. Пушкин) – условн. накл. В суровой доле будь упрям , будь хмурым , бедным и согбенным... (Н.С. Гумилев) – повелит. накл. Его голос был песней огня и земли... (Н.С. Гумилев) – изъявит. накл., прош. вр. Разрушающий будет раздавлен , опрокинут обломками плит... (Н.С. Гумилев) – изъявит. накл., буд. вр.
В настоящем времени глагол быть обычно отсутствует; иными словами, связка нулевая: Не грешен он ни в чем, вы во сто раз грешнее . Лгунишка он, картежник, вор . (А.С. Грибоедов) Однако встречается и связка в форме настоящего времени глагола быть: Дщерь ада, злоба есть содетель бесчисленных лютейших бед. (В.А. Жуковский) Мысль изреченная есть ложь . (Ф.И.Тютчев)
В составном именном сказуемом могут использоваться и другие глаголы-связки: являться, оставаться, становиться, стать, делаться, считаться, называться, казаться, оказаться, представляться и т.п.; они различаются значениями. Поместье наше называлось хутором , – хутор Каменка, – главным имением нашим считалось задонское, куда отец уезжал часто и надолго, а на хуторехозяйство было небольшое , дворня малочисленная .
Всего же поразительнее оказалась в городе вакса.
Затем детская жизнь моя становится разнообразнее
. (И.А. Бунин)
Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые . Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими ... Злодейства же малые и шуточные именуются срамными ... (М.Е. Салтыков-Щедрин) И кажется совсем не трудной , белея в чаще изумрудной, дорога не скажу куда. (А.А. Ахматова)

Бывает нелегко правильно определить границы сказуемого и его вид, если в предложении есть глагол быть в спрягаемой форме. Нужно напомнить учащимся, что этот глагол может быть не только связкой в составном именном сказуемом. Если он употреблен в значении «иметься», «находиться», «происходить», тогда он является в предложении простым глагольным сказуемым. Вчера был бал, а завтра будет два. (А.С. Грибоедов) Налево был угрюмый лес, направо – Енисей. (Н.А. Некрасов) Тут были родные ушедших туда, куда я сама торопилась . (Н.А. Некрасов)
Глагол быть не употребляется как вспомогательный в составном глагольном сказуемом: будет летать, будем помнить – это составное будущее время глагола и, следовательно, в предложении – простое глагольное сказуемое. Мы будем помнить и в летейской стуже, что десяти небес нам стоила земля. (О.Э. Мандельштам)

В качестве именной части составного именного сказуемого обычно выступают

краткие прилагательные и причастия Дом зеленью раскрашен (причастие) в виде рощи. Сам толст (прилагательное), его артисты тощи (прилагательное) (А.С. Грибоедов);

имена существительные в именительном или творительном падеже Покойник был почтенный камергер. (А.С. Грибоедов) Супружество нам будет мукой. (А.С. Пушкин) Кружевом , камень, будь и паутиной стань ... (О.Э. Мандельштам);

полные имена прилагательные в именительном или творительном падеже – Ведь полоумный твой отец... (А.С. Грибоедов) Неужели я настоящий и действительно смерть придет? В такие минуты и воздух мне кажется карим ... (О.Э. Мандельштам) Я не буду больше молодым . (С.А. Есенин);

имена прилагательные в сравнительной или превосходной степени Ах, злые языки страшнее пистолета . Ну, постоянный вкус в мужьях всего дороже ! (А.С. Грибоедов)

Кроме того, именная часть сказуемого может быть выражена предложно-падежными формами существительного А я перед ней в неоплатном долгу. (А.А. Тарковский) Ум с сердцем не в ладу. (А.С. Грибоедов); местоимением Как все московские, ваш батюшка таков ... Обычай мой такой : подписано, так с плеч долой. (А.С. Грибоедов); наречием Ведь я ей несколько сродни. (А.С. Грибоедов); инфинитивом Его утеха – по лесам скитаться за зверями. (В.А. Жуковский); фразеологическим оборотом Он не в своем уме. Любезнейший! Ты не в своей тарелке. (А.С. Грибоедов)
Именная часть может быть выражена словосочетанием, основное лексическое значение которого содержится не в главном, а в зависимом слове. Старушки все – народ сердитый. Он человек заметный ... Мой муж – прелестный муж ... Бал вещь хорошая , неволя-то горька. (А.С. Грибоедов)
В именную часть могут входить союзы как, будто, словно и др., вносящие в сказуемое значение сравнения. Твой каждый стих – как чаша яда, как жизнь , спаленная грехом. (А.А. Тарковский)

Упражнение. Найдите составные именные сказуемые.

Любимое занятие Васьки Печенкина – пускание змея. Из этого мирного занятия он сделал себе разбойничий промысел. Когда его змей пущен, Васька чувствует себя единственным хозяином неба, и перед ним наши бедные змеи все равно что воробьи перед коршуном. Змей Печенкина могуч и огромен. (К.И. Чуковский)

Ответ: пускание, пущен, чувствует себя хозяином, все равно что воробьи, могуч и огромен.

Составное именное сказуемое может иметь осложненную форму, если связка употребляется в инфинитиве и дополняется спрягаемым вспомогательным глаголом, вносящим в сказуемое добавочное значение. Да умный человек не может быть не плутом . (А.С. Грибоедов) Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами , кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. (М.Е. Салтыков-Щедрин)Так не старайся быть умней ... (О.Э. Мандельштам)
Бывают сказуемые, в которых лексическое значение выражено не только именной частью, но и полнозначным глаголом, употребленным вместо связки. Как правило, это глагол движения или состояния: Он подымет облако пыли, зашумит бумажной листвой и совсем не вернется – или он вернется совсем другой. (О.Э. Мандельштам) В этом предложении одинаково важно и то, что он (ритм или ветер) вернется (это было бы простое глагольное сказуемое), и то, что он станет другим (составное именное). И ты печальная сидела (А.С. Пушкин) (сидела и была печальна). В школьных учебниках подобные сказуемые называют разновидностью составных именных сказуемых.

Упражнения

1. Найдите простые глагольные сказуемые, выраженные 1)глаголом быть в нужной форме; 2) фразеологическим оборотом; 3) составное именное сказуемое с глаголом-связкой быть .

Медвежонок был довольно рослый, с умными глазами, с черной мордой, и жил он в будке на лицейском дворе. Принадлежал он генералу Захаржевскому, управляющему царскосельским дворцом и дворцовым садом. Каждое утро лицеисты видели, как, собираясь идти в обход, генерал трепал по голове медвежонка, а тот порывался сорваться с цепи и пойти вслед за ним.
И вот однажды на глазах у лицеистов произошло событие, которое внесло медвежонка в политическую историю лицея.
Генерал Захаржевский, проходя однажды мимо будки, к ужасу своему, обнаружил, что будка пуста: медвежонок-таки сорвался с цепи. Начали искать – безуспешно: ни на дворе, ни в саду медвежонка не было. Генерал потерял голову: в двух шагах был дворцовый сад... (Ю.Н. Тынянов)

Ответ : 1) …ни на дворе, ни в саду медвежонка не было ; в двух шагах был дворцовый сад; 2) потерял голову; 3) был довольно рослый, с умными глазами, с черной мордой….

2. Найдите 1) составные глагольные сказуемые; 2) составное именное сказуемое.

Александр Македонский мечом прошелся по Персии, подчинил своей власти Египет, достиг берегов Индийского океана. На обширнейшей территории образованного им государства утвердился греческий язык. На его основе во втором веке до нашей эры возникло латинское письмо. Около тысячи лет греческий язык был государственным языком Византийской империи.
Но в Западной Европе лишь в четырнадцатом столетии начали изучать язык великих мыслителей древности. Только тогда он стал признаком учености для просвещенных людей своего времени.

(По Э.Вартаньяну)

Ответ: 1) был государственным языком; стал признаком; 2) начали изучать.

3. Найдите сказуемое, которое выделено и охарактеризовано неправильно.

Был он заяц обстоятельный, высмотрел у вдовы, у зайчихи, дочку и жениться хотел. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

1) был обстоятельный – составное именное;
2) высмотрел – простое глагольное;
3) хотел жениться – составное глагольное.

Ответ: 1.

4. Найдите сказуемое, которое выделено и охарактеризовано правильно.

Был он старый служака зверь, умел берлоги строить и деревья с корнями выворачивать; следовательно, до некоторой степени и инженерное искусство знал. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

1) был – простое глагольное;
2) умел строить – составное глагольное;
3) выворачивать с корнями – составное именное;
4) знал искусство – составное именное.

Ответ: 2.

Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении

Между подлежащим и составным именным сказуемым с нулевой связкой нередко ставится тире. Наличие или отсутствие тире определяется тем, какими частями речи выражены главные члены и какие слова стоят в предложении между ними.
Тире ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже: Грушницкий – юнкер. Натура – дура, судьба – индейка , а жизнь – копейка ! Мой ответ заглавие этой книги. (М.Ю. Лермонтов) Любовь – святой хранител ь иль грозный истребитель душевной чистоты. Бессмертье... тихий светлый брег; наш путь – к нему стремленье . (В.А. Жуковский) Ах! боже мой! неужли я из тех, которым цель всей жизни – смех ? (А.С. Грибоедов) Сказуемое может быть выражено словосочетанием с главным словом – существительным в именительном падеже: Тамань самый скверный городишко из всех приморских городов России. (М.Ю. Лермонтов)
Перед сказуемым могут быть слова это, вот, значит; тире ставится перед этими словами: Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений. (А.С. Грибоедов)
Если в сказуемом есть глагол-связка, тире не ставится: Провиденье было тайный кормщик твой. (В.А. Жуковский) Ожидание насильственной смерти не есть ли уже настоящая болезнь ? (М.Ю. Лермонтов)
Тире не ставится, если между подлежащим и сказуемым есть

частица (чаще всего встречается отрицательная частица не ) : Грех не беда, молва не хороша. (А.С. Грибоедов) Но дурной каламбур не утешение для русского человека... Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии... (М.Ю. Лермонтов);

союз (сравнительный или любой другой): Базар как поле , засеянное вразбивку то рожью, то овсом, то гречью, (О.Э. Мандельштам) Уж по крайней мере наши кабардинцы или чеченцы хотя разбойники, голыши, зато отчаянные башки ... (М.Ю. Лермонтов);

вводное слово: Этот человек , без сомнения, неудачник.

Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже, но сказуемое находится перед подлежащим, тире между ними не ставится: Славное место эта долина! Ужасные бестии эти азиаты! (М.Ю. Лермонтов) (в этих предложениях слова долина и азиаты являются подлежащими, а славное место и ужасные бестии – сказуемыми). В реплике героини поэмы В.А. Жуковского Князь киевский родитель мой подлежащее родитель , потому что она отвечает на вопрос о себе, а не о киевском князе; следовательно, тире не нужно.

Упражнение. Найдите среди предложений, приведенных с сохранением авторской пунктуации, такое, в котором расстановка знаков препинания соответствует правилам.

1. ...А шашка его настоящая гурда: приложи лезвием к руке, сама в тело вопьется...
2. Сознайтесь, однако ж, что Максим Максимыч человек достойный уважения?
3. Приезд его на Кавказ – также следствие его романтического фанатизма...
4. Моя солдатская шинель – как печать отвержения.
5. ...Муж Веры, Семен Васильевич Г...в, – дальний родственник княгини Лиговской.

(М.Ю. Лермонтов)

Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если один из главных членов выражен существительным в именительном падеже, а другой – глаголом в неопределенной форме (или словосочетанием с главным словом – глаголом в неопределенной форме): Тебе на свете жить – беда ... Неиспытанная радость – ими жить , для них дышать . Отрада нам – о счастье слезы лить ! Великим, мудрым быть – твое определенье ... (В.А. Жуковский) Производить эффект – их наслаждение . Его цель сделаться героем романа. (М.Ю. Лермонтов)
Нужно ставить тире и в случае, когда оба главных члена предложения выражены глаголами в неопределенной форме: Ученого учить – только портить .

Тире обычно не ставится, если подлежащее выражено личным местоимением: Я жалок, я смешон, я неуч , я дурак . (А.С. Грибоедов)
Тире ставится, если оба главных члена выражены именительным падежом количественного числительного (или оборотом с числительным) или один – именительным падежом количественного числительного, а другой – именительным падежом имени существительного: Колесо одно из гениальнейших изобретений в истории человечества. Трижды три – девять .

Упражнения

1. Найдите среди предложений, приведенных с сохранением авторской пунктуации, такие, в которых расстановка знаков препинания не соответствует правилам.

1. Орды пришельца – снедь мечей... (В.А. Жуковский)
2. О друг мой! Ум всех радостей палач! (В.А. Жуковский)
3. Любовь – себя забвенье! (В.А. Жуковский)
4. Все бедствия твои – мечты воображенья... (В.А. Жуковский)
5. Милый друг, иль ты не слышишь, что житейский шум трескучий – только отклик искаженный торжествующих созвучий? (В.С. Соловьев)
6. Я – попугай с Антильских островов... (Н.С. Гумилев)
7. Она не бледная жена, но венценосная богиня. (Н.С. Гумилев)
8. Все мы, святые и воры, из алтаря и острога, все мы – смешные актеры в театре Господа Бога. (Н.С. Гумилев)
9. Звездный луч – как соль на топоре... (О.Э. Мандельштам)

Ответ: 2, 5, 6, 8, 9.

2. Найдите неверное утверждение.

Не ставится тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже, если перед сказуемым стоит

1) частица;
2) согласованное определение;
3) вводное слово;
4) глагол-связка.

Ответ: 2.

3. Найдите среди предложений, приведенных с сохранением авторской пунктуации, такое, в котором расстановка знаков препинания соответствует современным правилам.

1. Вернер человек замечательный по многим причинам.
2. Из двух друзей всегда один раб другого...
3. По мнению здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер...
4. А вы, может быть, не знаете, что такое «оказия»? Это – прикрытие, состоящее из полроты пехоты и пушки, с которым ходят обозы через Кабарду из Владикавказа в Екатериноград.
5. История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою...

(М.Ю. Лермонтов)

Ответ: 3.

4. Найдите среди предложений, приведенных с сохранением авторской пунктуации, такое, в котором расстановка знаков препинания не соответствует современным правилам.

1. Да только он мне отвечал, что дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого милого мужа, как он, потому что по-ихнему он все-таки ее муж, а что Казбич – разбойник, которого надо было наказать.
2. Одно слово – для нас целая история...
3. Идеи – создания органические...
4. Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды?
5. Горные речки, самые мелкие, опасны, особенно тем, что дно их – совершенный калейдоскоп...
6. Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты.

(М.Ю. Лермонтов)

Ответ: 6.

Стоит обратить внимание учеников на то, что нужно различать предложения со словом это между подлежащим и сказуемым: Ирпень – это память о людях и лете, о воле, о бегстве из-под кабалы... (Б.Л. Пастернак) – и предложения, где местоимение это – подлежащее и между ним и сказуемым тире не ставится: Это поистине новое чудо, это, как прежде, снова весна. (Б.Л. Пастернак)
Учитель должен быть готов к недоуменным вопросам учеников, обнаруживших, что правила постановки тире между подлежащим и сказуемым очень часто нарушаются в печатных текстах. Этому есть по крайней мере два объяснения. Во-первых, не все случаи, подробно расписанные в справочниках для работников печати, рассматриваются в школе. Например, справочники указывают, что не следует ставить тире, если между подлежащим и сказуемым стоит наречие: Но это спокойствие часто признак великой, хоть скрытой силы... (М.Ю. Лермонтов) Во-вторых, в большинство формулировок включены слова как правило, обычно, т.е. допускается вариативная пунктуация, наличие или отсутствие тире определяется интонацией, наличием или отсутствием паузы, необходимостью логического выделения. Но в экзаменационных работах ученики и абитуриенты не должны отступать от правил, авторские знаки рассматриваются как ошибки.

Упражнение 1.

Выделите подлежащие и сказуемые в данных предложениях.

1. Холуй трясется. Раб хохочет. Палач свою секиру точит. Тиран кромсает каплуна. Сверкает зимняя луна. (И.Бродский) 2. Что ж, обратиться нам вспять, вспять повернуть корабли, чтобы опять испытать древнюю скудость земли? (Н.Гумилев) 3. Кому-то пятками уже не мять по рощам щербленый лист и золото травы. (С.Есенин) 4. Там, где вечно дремлет тайна, есть нездешние поля. (С.Есенин) 5. У всех козлов осенью рожки есть. (П.Бажов) 6. И вдруг, как бывает в балагане, когда расписная бумажная завеса прорывается звездообразно, пропуская живое, улыбающееся лицо, появился, невесть откуда, человек, такой неожиданный и такой знакомый, заговорил голос, как будто всю жизнь звучавший под сурдинку и вдруг прорвавшийся сквозь привычную муть. (В.Набоков)

Упражнение 2.

Запишите предложения, определите их грамматическую основу:

1) Состав, загнанный по ветке в тупик, начали разгружать. 2) Диктор закончил читать постановление. 3) Не может судьба одни щедрости сыпать. (Н Горбачев.) 4) Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны. (Н. Рубцов.) 5) Мать была огорчена звонком сына.

Упражнение 3.

Найдите сказуемые и определите, чем они выражены; сформулируйте правило о сказуемом как главном члене предложения.

1) Этот край очень скромен.
2) Птицы – наши друзья.
3) Первые листики зелёные.
4) Люблю я пышное природы увяданье.
5) Скинуло кафтан зелёный лето.
6) Утро свежо.

Упражнение 4.

Найдите сказуемые и выделите их.

Сударь, я шапочных и шляпочных дел мастер. Я делаю лучшие шляпы и шапки в мире. Сегодня я всю ночь работал на вас, сударь, и плакал, как ребенок, с горя. Это такой трагический, особенный фасон. Это шапка-невидимка. Как только вы ее наденете, так и исчезнете, и бедный мастер вовеки не узнает, идет она вам или нет. Берите, только не примеряйте при мне. Я этого не перенесу! (Е.Л. Шварц)

Упражнение 5.

Из данных предложений вы сначала выпишите предложения с простым глагольным сказуемым, затем - с составным глагольным сказуемым.

Мартышка вздумала трудиться. (И.А. Крылов.) Танцующие теснились и толкали друг друга. (А.И. Куприн.) Пускай они оставят Годунова. (А.С. Пушкин.) Этак всякий может петь. (А.П. Чехов) В одиночестве способен жить не всякий. Червонец был запачкан и в пыли. Шли два приятеля вечернею порой. Герои по правам решили разобраться. (И.А. Крылов.) Мы расстались большими приятелям. (А.С. Пушкин.)

Упражнение 6.

Найдите простые и составные глагольные сказуемые.

Они увидели молодого дворянина, колотившего чем попало слугу. Весь облик незнакомца был примечателен, но первое, что бросалось в глаза, – это его огромный нос. «Что вы себе позволяете?» – строго спросил философ и услышал в ответ: «Я хочу слушать лекции великого Гассенди, а этот хлюст растопырился на моем пути. Но, клянусь своим носом, я буду слушать этого умнейшего человека, даже если мне придется проткнуть шпагой вот этого дурака или кого-нибудь еще!». Голос Гассенди заметно потеплел: «Что ж, возможно, я в состоянии вам помочь. А как вас зовут, молодой человек?» – «Савиньен де Сирано де Бержерак, поэт», – гордо ответил гость. (А.Л. Цуканов)

Упражнение 7.

Найдите составные глагольные сказуемые.

Как я хочу вдохнуть в стихотворенье
Весь этот мир, меняющий обличье...
Я боюсь, что слишком поздно
Стало сниться счастье мне.
Я не буду спать ночью новогодней,
Новую тетрадь я начну сегодня.
Записал я длинный адрес на бумажном лоскутке,
Все никак не мог проститься и листок держал в руке.
Свет растекся по брусчатке. На ресницы, и на мех,
И на серые перчатки начал падать мокрый снег.
(А.А. Тарковский)

Упражнение 8.

Найдите в данных предложениях составные глагольные сказуемые.

1. Я хочу к кому-нибудь ласкаться, как ко мне ласкался кенгуру. (Н.Гумилев) 2. Клич тот услышал с реки рыболов, вздумал старик подшутить. (С.Есенин) 3. Он жить не хотел без улыбки и розы - с улыбкой и розой хотел умереть. (Д.Самойлов) 4. Вот некто не в силах противиться инерции3. (Л.Рубинштейн) 5. Надо бы встать, чтобы опохмелиться, надо бы встать, но подниматься лень. (А. Башлачев)

Упражнение 9.

Найдите составные именные сказуемые.

Любимое занятие Васьки Печенкина – пускание змея. Из этого мирного занятия он сделал себе разбойничий промысел. Когда его змей пущен, Васька чувствует себя единственным хозяином неба, и перед ним наши бедные змеи все равно что воробьи перед коршуном. Змей Печенкина могуч и огромен. (К.И. Чуковский)

Упражнение 10.

Определите, сколько основ в каждом предложении, выделите основы, определите типы сказуемых.

1. Мурка, не ходи, там сыч на подушке вышит, Мурка серый, не мурлычь, дедушка услышит. (А.Ахматова)

2. Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам, вечно должен биться, виться обезумевший смычок. (Н.Гумилев)

3. Я не буду тебя проклинать, я печален печалью разлуки, но хочу и теперь целовать я твои уводящие руки. (Н.Гумилев)

4. Я уже лет пятнадцать не думаю. А будешь думать - жить не захочется. (С. Довлатов

5. Взгляни, взгляни туда, куда смотреть не стоит. (И. Бродский)

6. Я думала спросить насчет здоровья, но понял бестактность этих слов. (И.Бродский)

7. Мы легли у разбитой ели, ждем, когда же начнет светлеть. (Ю. Друнина)

8. Прошу садиться, выпить чаю. (Н.Заболоцкий)

9. И ты можешь идти и вперед и назад, взойти, упасть и снов взойти звездой; но только пепел твоих сигарет - это пепел империй, и это может случиться с тобой. (Б. Гребенщиков)

Найдите в предложениях краткие причастия и краткие прилагательные.

Упражнение 11.

Определите типы сказуемых всех предложений в стихотворении А.Ахматовой.

Вижу, вижу лунный лук
Сквозь листву густых ракит,
Слышу, слышу ровный стук
Неподкованных копыт.
Что? И ты не хочешь спать,
В год не мог меня забыть,
Не привык свою кровать
Ты пустою находить?
Не с тобой ли говорю
В остром крике хищных птиц,
Не в твои ль глаза смотрю
С белых, матовых страниц?
Что же кружишь, словно вор,
У затихшего жилья?
Или помнишь уговор
И живую ждешь меня?
Засыпаю. В душный мрак
Месяц бросил лезвие.
Снова стук. То бьется так
Сердце теплое мое.

Упражнение 12.

Покажите, что все сказуемые в данных предложениях составные именные.

1. Весна на радость не похожа, и не от солнца желт песок. (С.Есенин) 2. Коля явился голодный и промокший под первым весенним дождем. (Л.Чуковская) 3. Путники стояли опечаленные. (А.Волков) 4. Глаза - это мозг, вывороченный наизнанку. (М.Горький) 5. Данная песня не вопль отчаянья. (И.Бродский) 6. Все больничные медсестры казались хорошенькими. (С. Довлатов) 7. В обыкновенные дни жизнь в доме Корневых протекала однообразно и монотонно. (Н.Гарин-Михайловский) 8. Пупок - неотъемлемая часть моего организма. (Викт. Ерофеев) 9. Вымысел - не есть обман. Замысел - еще не точка. (Б.Окуджава)

Упражнение 13.

В каких предложениях слово был является глаголом-связкой в составном именном сказуемом, а в каких - простым глагольным сказуемым?

1. БЫЛ на углу Крещатика и Николаевской улицы большой и изящный магазин табачных изделий. (М.Булгаков) 2. Было большое облегчение, когда кончилась игра и можно было Ирму увезти. (В.Набоков) 3. На станции Чир на перроне в холодное декабрьское утро был выстроен почетный караул. (М.Шолохов)

Упражнение 14.

Определите типы сказуемых в данных предложениях.

1. Я буду ласковый послушник, а ты - разгульная жена. (С.Есенин)

2. Буран не месяц будет месть. (Б.Пастернак)

3. Будем биться вдвоем, до потери сознания, о крутые пороги восторгов и мук. (В.Ильина)

4. Даже когда изгладится самый последний след, будет Большая Медведица лить свой суровый свет. (А. Щукин)

5. Если вдруг на дворе будет дождь и слякоть, мы, готовя уроки, хотим не плакать. (И.Бродский)

6. Соловей будет петь нам в зеленой чаще. Мы не будем думать о смерти чаще, чем ворона в виду огородных пугал. (И.Бродский)

Упражнение 15.

Анализ текста. Найдите в предложениях составные именные сказуемые с нулевыми связками. Определите, чем выражены именные части в этих сказуемых.

У него маленькая змеиная голова. Уши мелки и неподвижны. Грудные мускулы развиты до предела. Ноги тонкие, сильные, бабки безупречны, копыта обточены, как речной голыш. Зад чуть висловат, хвост мочалист. Он - кровный донец. Мало того: он очень высоких кровей, в жилах его ни капли иномеси, и порода видна во всем. Кличка его Мальбрук. (М.Шолохов)

Упражнение 16.

Покажите, что сказуемые в данных предложениях состоят из трех и более компонентов.

1. А ты можешь научиться сделать людей счастливыми? (М.Горький) 2. Как я хочу благодарить свечу, любимый свет ее предать огласке и предоставить неусыпной ласке эпитетов. (Б.Ахмадулина) 3. Неужели всю жизнь надо маяться! 4. Невозможно научиться себя и ближних понимать! 5. А там, где должен быть восток, два облака учились плавать. 6. Любимая, не говори, что надо нам прощаться! (Д.Самойлов) 7. Это лучшее, что должно было быть в России... (М.Булгаков) 8. Лето обещало быть жарким, богатым. (Б.Пастернак)

Упражнение 17.

Определите типы сказуемых во всех предложениях.

Чехов - нашей юности полет... Мы - интеллигенция. Чехов такой же, как мы, только немножко лучше. Чтобы понять русское интеллигентское сознание, нашу норму, читайте Чехова. Чехов - пророческие будни русской ментальности. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Толстой - всё это экстрема. Мы не можем быть Гоголем, да и не очень хочется, но Чеховым можно стать, если постараться. (Викт. Ерофеев)

Упражнение 18.

Перепишите предложения, соблюдая правила правописания. Укажите, чем выражены главные члены в простых и сложных предложениях. Особо отметьте главные члены, выраженные различными устойчивыми словосочетаниями. Определите типы сказуемых.

1. По приказу командира солдат выш..л из строя. Станок выш..л из строя.

2. Наше озеро (не)глубоко. Ладожское озеро (не)глубоко.

3. Все нас просили спеть еще. Мы запели. Мы начали петь.

4. Наш учитель - человек добрый. Наш учитель - хороший спортсмен.

5. Через пять минут на опустевшей площадке остались только отец с сыном. Я остался с маленькой сестрой дома.

Упражнение 19.

Спишите, выделите грамматические основы в предложениях. Определите способы выражения подлежащего и сказуемого. Укажите типы сказуемых.

1. И произошло с Иваном Ивановичем нечто совершенно нежданное, негаданное (Гоголь).

2. Солнце начинало прятаться за снеговой хребет (Лермонтов).

3. Это «если бы», отнесенное им к прошедшему, к невозможному, сбылось (Тургенев).

4. Равнина казалась бесконечной.

5. Неаполитанские художники пришли в величайшее волнение (Паустовский).

6. Нелегкое дело в моем положении оставаться спокойным (Казакевич).

7. Каштанка бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился (Чехов).

8. Морской воздух в любое время года чист и приятен.

9. Русский язык богат, образен и точен (Паустовский).

10. Мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России (Гоголь).

Упражнение 20.

Выделите основы во всех предложениях.

Жизнь каждой звезды, то есть каждого солнца, периодична. Она составляет первый, сравнительно маленький период, продолжающийся несколько биллионов лет, смотря по размерам звезды. Чем она больше, массивнее, тем период ее жизни продолжительнее. Это я разобрал в своей кинетической теории света. Привожу из нее только наиболее вероятные выводы.
Частицы эфира, комбинируясь, дают начало электронам или другой простейшей материи. Раз существует материя из водорода и гелия, то должна же она иметь какой-нибудь источник. Мы знаем только про существование эфира. Естественно предположить, что она и образовалась из эфира. Это подобно тому, как мы допускаем на нашей планете самозарождение. В противном случае, откуда же появилась первая живая материя? Разве с неба, но ведь и небо таково же, как Земля, и там такие же планеты и так же освещаются подобными же солнцами. (К.Циолковский)

Тест по теме «Сказуемое и его основные типы»


1. В каком предложении сказуемое выделено неправильно?

1) пусть сильнее грянет буря!
2) Он дал обещание брату.
3) Отчего вы перестали говорить со мной серьезно?
4) Осень в этом году пришла холодная, ветреная.


2. В каком предложении сказуемое выделено неправильно?

1) Он тебя будет учить всему ремесленному искусству.
2) Завтра вечером у вас будет репетиция.
3) Работа должна быть выполнена к указанному сроку.
4) Рассеянный человек может быть талантлив.


3. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

1) Я буду сильно беспокоиться.
2) Дни становились все длиннее и длиннее.
3) Вскоре я бросил писать стихи.
4) Садовник был человек суетливый и разговорчивый.

4. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

1) Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу.
2) Речь, стих - та же музыка, то же пение.
3) Карл Петрович в конце концов согласился вернуться.
4) Самым потерянным и негодным человеком в городе считался младший Маклаков.

5. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

1) Окно вымыто до блеска.
2) Небо было в тучах.
3) Папенька, прикажи ему отдать кольцо.
4) Они способны мыслить и рассуждать.


6. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

1) Зимы ждала, ждала природа.
2) Но был ли счастлив мой Евгений?
3) Ее загаданный час, по-видимому, должен был наступить позже.
4) Первые недели плавания принесли разочарование.

7. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

1) Сама судьба велит тебе спасать меня.
2) Она будет всю жизнь благоговеть перед ним.
3) Изменники точно в воду канули.
4) Осенью я начал серьезно заниматься плаванием.

8. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

1) Первыми подходят к воде овцы.
2) Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой.
3) У каждого есть или будет немало заветных дорог.
4) Он уже целый город воздвигнуть готов.


9. В каком предложении есть составное именное сказуемое?

1) Один и тот же сон мне повторяться стал.
2) Все сходило ему с рук.
3) А все же давайте разберемся сперва.
4) Теперь рассеяны сомненья.

10. В каком предложении есть составное именное сказуемое?

1) О, я как брат обняться с бурей был бы рад!
2) Я часто не в силах был скрывать свое отношение к вам.
3) Как будто перестало биться сердце.
4) Эта грусть была неопределенная, смутная, как сон.

11. В каком предложении есть составное именное сказуемое?

1) От волнения она долго не могла начать говорить.
2) Последним уехал командир 332-го, майор Барабанов.
3) Я пойду посмотрю новый кинофильм.
4) Я отдаю предпочтение зрелищному кино.

12. В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения?

Ты должен быть нашим первым драматургом.
1) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - составное глагольное

3) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое - составное именное
4) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - простое глагольное


13. В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения?

После чаю мы с братом предложили гостям пройтись по саду.
1) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое - простое глагольное
2) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое - составное глагольное
3) подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, сказуемое - простое глагольное
4) подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, сказуемое - составное глагольное

14. В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения?

После окончания института Федор должен был вернуться в родной город.
1) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - простое глагольное
2) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - составное глагольное
3) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - составное именное
4) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое - простое глагольное

Электронный тренажёр по русскому языку предназначен для обучения русскому языку при помощи выполнения упражнений.Тренажер по теме "Типы сказуемого" предназначен для учащихся 8 класса. С помощью тренажёра учащиеся смогут отработать навык определения типов сказуемого, проверить свои знания по теме.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ТРЕНАЖЕР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Типы сказуемого" А.М.Овчинникова с.Каргалы 2016 год начать

Определите тип сказуемого в предложении Я ПОЙДУ В БИБЛИОТЕКУ. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ

Определите тип сказуемого в предложении Он будет долго вспоминать о былом. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ

Определите тип сказуемого в предложении Ты должен учиться. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ

Определите тип сказуемого в предложении Весны ждала, ждала природа. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ

Определите тип сказуемого в предложении Трава скошена. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ

Определите тип сказуемого в предложении Дважды два – четыре. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ

Определите тип сказуемого в предложении Он вышел из себя. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ

Определите тип сказуемого в предложении Он хочет поступить в институт. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ

Определите тип сказуемого в предложении Книга – верный друг. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ

Определите тип сказуемого в предложении Ошибка была налицо. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ НАЧАТЬ СНАЧАЛА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажер по русскому языку (on-line подготовка к ЕГЭ)

Тренажер (НЕ ПРЕЗЕНТАЦИЯ!!!) для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в тестовой форме. Задания основаны на демоверсии 2012 года. Возможно использование с 5 класса для отработки некоторых тем по орфогра...

Тест по теме "Деепричастие" относится к тренировочно-контролирующим материалам. Эта проверочная работа, составленная мною по данной теме, позволит учителям русского языка и литературы использовать ЦОР...

Упражнение 1.

Выделите подлежащие и сказуемые в данных предложениях.

1. Холуй трясется. Раб хохочет. Палач свою секиру точит. Тиран кромсает каплуна. Сверкает зимняя луна. (И.Бродский) 2. Что ж, обратиться нам вспять, вспять повернуть корабли, чтобы опять испытать древнюю скудость земли? (Н.Гумилев) 3. Кому-то пятками уже не мять по рощам щербленый лист и золото травы. (С.Есенин) 4. Там, где вечно дремлет тайна, есть нездешние поля. (С.Есенин) 5. У всех козлов осенью рожки есть. (П.Бажов) 6. И вдруг, как бывает в балагане, когда расписная бумажная завеса прорывается звездообразно, пропуская живое, улыбающееся лицо, появился, невесть откуда, человек, такой неожиданный и такой знакомый, заговорил голос, как будто всю жизнь звучавший под сурдинку и вдруг прорвавшийся сквозь привычную муть. (В.Набоков)

Упражнение 2.

Запишите предложения, определите их грамматическую основу:

1) Состав, загнанный по ветке в тупик, начали разгружать. 2) Диктор закончил читать постановление. 3) Не может судьба одни щедрости сыпать. (Н Горбачев.) 4) Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны. (Н. Рубцов.) 5) Мать была огорчена звонком сына.

Упражнение 3.

Найдите сказуемые и определите, чем они выражены; сформулируйте правило о сказуемом как главном члене предложения.

1) Этот край очень скромен.
2) Птицы – наши друзья.
3) Первые листики зелёные.
4) Люблю я пышное природы увяданье.
5) Скинуло кафтан зелёный лето.
6) Утро свежо.

Упражнение 4.

Найдите сказуемые и выделите их.

Сударь, я шапочных и шляпочных дел мастер. Я делаю лучшие шляпы и шапки в мире. Сегодня я всю ночь работал на вас, сударь, и плакал, как ребенок, с горя. Это такой трагический, особенный фасон. Это шапка-невидимка. Как только вы ее наденете, так и исчезнете, и бедный мастер вовеки не узнает, идет она вам или нет. Берите, только не примеряйте при мне. Я этого не перенесу! (Е.Л. Шварц)

Упражнение 5.

Из данных предложений вы сначала выпишите предложения с простым глагольным сказуемым, затем - с составным глагольным сказуемым.

Мартышка вздумала трудиться. (И.А. Крылов.) Танцующие теснились и толкали друг друга. (А.И. Куприн.) Пускай они оставят Годунова. (А.С. Пушкин.) Этак всякий может петь. (А.П. Чехов) В одиночестве способен жить не всякий. Червонец был запачкан и в пыли. Шли два приятеля вечернею порой. Герои по правам решили разобраться. (И.А. Крылов.) Мы расстались большими приятелям. (А.С. Пушкин.)

Упражнение 6.

Найдите простые и составные глагольные сказуемые.

Они увидели молодого дворянина, колотившего чем попало слугу. Весь облик незнакомца был примечателен, но первое, что бросалось в глаза, – это его огромный нос. «Что вы себе позволяете?» – строго спросил философ и услышал в ответ: «Я хочу слушать лекции великого Гассенди, а этот хлюст растопырился на моем пути. Но, клянусь своим носом, я буду слушать этого умнейшего человека, даже если мне придется проткнуть шпагой вот этого дурака или кого-нибудь еще!». Голос Гассенди заметно потеплел: «Что ж, возможно, я в состоянии вам помочь. А как вас зовут, молодой человек?» – «Савиньен де Сирано де Бержерак, поэт», – гордо ответил гость. (А.Л. Цуканов)

Упражнение 7.

Найдите составные глагольные сказуемые.

Как я хочу вдохнуть в стихотворенье
Весь этот мир, меняющий обличье...
Я боюсь, что слишком поздно
Стало сниться счастье мне.
Я не буду спать ночью новогодней,
Новую тетрадь я начну сегодня.
Записал я длинный адрес на бумажном лоскутке,
Все никак не мог проститься и листок держал в руке.
Свет растекся по брусчатке. На ресницы, и на мех,
И на серые перчатки начал падать мокрый снег.
(А.А. Тарковский)

Упражнение 8.

Найдите в данных предложениях составные глагольные сказуемые.

1. Я хочу к кому-нибудь ласкаться, как ко мне ласкался кенгуру. (Н.Гумилев) 2. Клич тот услышал с реки рыболов, вздумал старик подшутить. (С.Есенин) 3. Он жить не хотел без улыбки и розы - с улыбкой и розой хотел умереть. (Д.Самойлов) 4. Вот некто не в силах противиться инерции3. (Л.Рубинштейн) 5. Надо бы встать, чтобы опохмелиться, надо бы встать, но подниматься лень. (А. Башлачев)

Упражнение 9.

Найдите составные именные сказуемые.

Любимое занятие Васьки Печенкина – пускание змея. Из этого мирного занятия он сделал себе разбойничий промысел. Когда его змей пущен, Васька чувствует себя единственным хозяином неба, и перед ним наши бедные змеи все равно что воробьи перед коршуном. Змей Печенкина могуч и огромен. (К.И. Чуковский)

Упражнение 10.

Определите, сколько основ в каждом предложении, выделите основы, определите типы сказуемых.

1. Мурка, не ходи, там сыч на подушке вышит, Мурка серый, не мурлычь, дедушка услышит. (А.Ахматова)

2. Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам, вечно должен биться, виться обезумевший смычок. (Н.Гумилев)

3. Я не буду тебя проклинать, я печален печалью разлуки, но хочу и теперь целовать я твои уводящие руки. (Н.Гумилев)

4. Я уже лет пятнадцать не думаю. А будешь думать - жить не захочется. (С. Довлатов

5. Взгляни, взгляни туда, куда смотреть не стоит. (И. Бродский)

6. Я думала спросить насчет здоровья, но понял бестактность этих слов. (И.Бродский)

7. Мы легли у разбитой ели, ждем, когда же начнет светлеть. (Ю. Друнина)

8. Прошу садиться, выпить чаю. (Н.Заболоцкий)

9. И ты можешь идти и вперед и назад, взойти, упасть и снов взойти звездой; но только пепел твоих сигарет - это пепел империй, и это может случиться с тобой. (Б. Гребенщиков)

Найдите в предложениях краткие причастия и краткие прилагательные.

Упражнение 11.

Определите типы сказуемых всех предложений в стихотворении А.Ахматовой.

Вижу, вижу лунный лук
Сквозь листву густых ракит,
Слышу, слышу ровный стук
Неподкованных копыт.
Что? И ты не хочешь спать,
В год не мог меня забыть,
Не привык свою кровать
Ты пустою находить?
Не с тобой ли говорю
В остром крике хищных птиц,
Не в твои ль глаза смотрю
С белых, матовых страниц?
Что же кружишь, словно вор,
У затихшего жилья?
Или помнишь уговор
И живую ждешь меня?
Засыпаю. В душный мрак
Месяц бросил лезвие.
Снова стук. То бьется так
Сердце теплое мое.

Упражнение 12.

Покажите, что все сказуемые в данных предложениях составные именные.

1. Весна на радость не похожа, и не от солнца желт песок. (С.Есенин) 2. Коля явился голодный и промокший под первым весенним дождем. (Л.Чуковская) 3. Путники стояли опечаленные. (А.Волков) 4. Глаза - это мозг, вывороченный наизнанку. (М.Горький) 5. Данная песня не вопль отчаянья. (И.Бродский) 6. Все больничные медсестры казались хорошенькими. (С. Довлатов) 7. В обыкновенные дни жизнь в доме Корневых протекала однообразно и монотонно. (Н.Гарин-Михайловский) 8. Пупок - неотъемлемая часть моего организма. (Викт. Ерофеев) 9. Вымысел - не есть обман. Замысел - еще не точка. (Б.Окуджава)

Упражнение 13.

В каких предложениях слово был является глаголом-связкой в составном именном сказуемом, а в каких - простым глагольным сказуемым?

1. БЫЛ на углу Крещатика и Николаевской улицы большой и изящный магазин табачных изделий. (М.Булгаков) 2. Было большое облегчение, когда кончилась игра и можно было Ирму увезти. (В.Набоков) 3. На станции Чир на перроне в холодное декабрьское утро был выстроен почетный караул. (М.Шолохов)

Упражнение 14.

Определите типы сказуемых в данных предложениях.

1. Я буду ласковый послушник, а ты - разгульная жена. (С.Есенин)

2. Буран не месяц будет месть. (Б.Пастернак)

3. Будем биться вдвоем, до потери сознания, о крутые пороги восторгов и мук. (В.Ильина)

4. Даже когда изгладится самый последний след, будет Большая Медведица лить свой суровый свет. (А. Щукин)

5. Если вдруг на дворе будет дождь и слякоть, мы, готовя уроки, хотим не плакать. (И.Бродский)

6. Соловей будет петь нам в зеленой чаще. Мы не будем думать о смерти чаще, чем ворона в виду огородных пугал. (И.Бродский)

Упражнение 15.

Анализ текста. Найдите в предложениях составные именные сказуемые с нулевыми связками. Определите, чем выражены именные части в этих сказуемых.

У него маленькая змеиная голова. Уши мелки и неподвижны. Грудные мускулы развиты до предела. Ноги тонкие, сильные, бабки безупречны, копыта обточены, как речной голыш. Зад чуть висловат, хвост мочалист. Он - кровный донец. Мало того: он очень высоких кровей, в жилах его ни капли иномеси, и порода видна во всем. Кличка его Мальбрук. (М.Шолохов)

Упражнение 16.

Покажите, что сказуемые в данных предложениях состоят из трех и более компонентов.

1. А ты можешь научиться сделать людей счастливыми? (М.Горький) 2. Как я хочу благодарить свечу, любимый свет ее предать огласке и предоставить неусыпной ласке эпитетов. (Б.Ахмадулина) 3. Неужели всю жизнь надо маяться! 4. Невозможно научиться себя и ближних понимать! 5. А там, где должен быть восток, два облака учились плавать. 6. Любимая, не говори, что надо нам прощаться! (Д.Самойлов) 7. Это лучшее, что должно было быть в России... (М.Булгаков) 8. Лето обещало быть жарким, богатым. (Б.Пастернак)

Упражнение 17.

Определите типы сказуемых во всех предложениях.

Чехов - нашей юности полет... Мы - интеллигенция. Чехов такой же, как мы, только немножко лучше. Чтобы понять русское интеллигентское сознание, нашу норму, читайте Чехова. Чехов - пророческие будни русской ментальности. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Толстой - всё это экстрема. Мы не можем быть Гоголем, да и не очень хочется, но Чеховым можно стать, если постараться. (Викт. Ерофеев)

Упражнение 18.

Перепишите предложения, соблюдая правила правописания. Укажите, чем выражены главные члены в простых и сложных предложениях. Особо отметьте главные члены, выраженные различными устойчивыми словосочетаниями. Определите типы сказуемых.

1. По приказу командира солдат выш..л из строя. Станок выш..л из строя.

2. Наше озеро (не)глубоко. Ладожское озеро (не)глубоко.

3. Все нас просили спеть еще. Мы запели. Мы начали петь.

4. Наш учитель - человек добрый. Наш учитель - хороший спортсмен.

5. Через пять минут на опустевшей площадке остались только отец с сыном. Я остался с маленькой сестрой дома.

Упражнение 19.

Спишите, выделите грамматические основы в предложениях. Определите способы выражения подлежащего и сказуемого. Укажите типы сказуемых.

1. И произошло с Иваном Ивановичем нечто совершенно нежданное, негаданное (Гоголь).

2. Солнце начинало прятаться за снеговой хребет (Лермонтов).

3. Это «если бы», отнесенное им к прошедшему, к невозможному, сбылось (Тургенев).

4. Равнина казалась бесконечной.

5. Неаполитанские художники пришли в величайшее волнение (Паустовский).

6. Нелегкое дело в моем положении оставаться спокойным (Казакевич).

7. Каштанка бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился (Чехов).

8. Морской воздух в любое время года чист и приятен.

9. Русский язык богат, образен и точен (Паустовский).

10. Мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России (Гоголь).

Упражнение 20.

Выделите основы во всех предложениях.

Жизнь каждой звезды, то есть каждого солнца, периодична. Она составляет первый, сравнительно маленький период, продолжающийся несколько биллионов лет, смотря по размерам звезды. Чем она больше, массивнее, тем период ее жизни продолжительнее. Это я разобрал в своей кинетической теории света. Привожу из нее только наиболее вероятные выводы.
Частицы эфира, комбинируясь, дают начало электронам или другой простейшей материи. Раз существует материя из водорода и гелия, то должна же она иметь какой-нибудь источник. Мы знаем только про существование эфира. Естественно предположить, что она и образовалась из эфира. Это подобно тому, как мы допускаем на нашей планете самозарождение. В противном случае, откуда же появилась первая живая материя? Разве с неба, но ведь и небо таково же, как Земля, и там такие же планеты и так же освещаются подобными же солнцами. (К.Циолковский)

Тест по теме «Сказуемое и его основные типы»


1. В каком предложении сказуемое выделено неправильно?

1) пусть сильнее грянет буря!
2) Он дал обещание брату.
3) Отчего вы перестали говорить со мной серьезно?
4) Осень в этом году пришла холодная, ветреная.


2. В каком предложении сказуемое выделено неправильно?

1) Он тебя будет учить всему ремесленному искусству.
2) Завтра вечером у вас будет репетиция.
3) Работа должна быть выполнена к указанному сроку.
4) Рассеянный человек может быть талантлив.


3. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

1) Я буду сильно беспокоиться.
2) Дни становились все длиннее и длиннее.
3) Вскоре я бросил писать стихи.
4) Садовник был человек суетливый и разговорчивый.

4. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

1) Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу.
2) Речь, стих - та же музыка, то же пение.
3) Карл Петрович в конце концов согласился вернуться.
4) Самым потерянным и негодным человеком в городе считался младший Маклаков.

5. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

1) Окно вымыто до блеска.
2) Небо было в тучах.
3) Папенька, прикажи ему отдать кольцо.
4) Они способны мыслить и рассуждать.


6. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

1) Зимы ждала, ждала природа.
2) Но был ли счастлив мой Евгений?
3) Ее загаданный час, по-видимому, должен был наступить позже.
4) Первые недели плавания принесли разочарование.

7. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

1) Сама судьба велит тебе спасать меня.
2) Она будет всю жизнь благоговеть перед ним.
3) Изменники точно в воду канули.
4) Осенью я начал серьезно заниматься плаванием.

8. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

1) Первыми подходят к воде овцы.
2) Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой.
3) У каждого есть или будет немало заветных дорог.
4) Он уже целый город воздвигнуть готов.


9. В каком предложении есть составное именное сказуемое?

1) Один и тот же сон мне повторяться стал.
2) Все сходило ему с рук.
3) А все же давайте разберемся сперва.
4) Теперь рассеяны сомненья.

10. В каком предложении есть составное именное сказуемое?

1) О, я как брат обняться с бурей был бы рад!
2) Я часто не в силах был скрывать свое отношение к вам.
3) Как будто перестало биться сердце.
4) Эта грусть была неопределенная, смутная, как сон.

11. В каком предложении есть составное именное сказуемое?

1) От волнения она долго не могла начать говорить.
2) Последним уехал командир 332-го, майор Барабанов.
3) Я пойду посмотрю новый кинофильм.
4) Я отдаю предпочтение зрелищному кино.

12. В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения?

Ты должен быть нашим первым драматургом.
1) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - составное глагольное

3) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое - составное именное
4) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - простое глагольное


13. В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения?

После чаю мы с братом предложили гостям пройтись по саду.
1) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое - простое глагольное
2) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое - составное глагольное
3) подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, сказуемое - простое глагольное
4) подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, сказуемое - составное глагольное

14. В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения?

После окончания института Федор должен был вернуться в родной город.
1) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - простое глагольное
2) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - составное глагольное
3) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - составное именное
4) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое - простое глагольное

Последние материалы сайта